СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

Педагогический проект «Формирование учебной мотивации и познавательной активности школьников средствами информационно - коммуникационных тех
[ Скачать с сервера (48.0Kb) · Скачать удаленно (11,9 МБ) ] 25.12.2013, 20:32
«Все наши замыслы, все поиски и построения
превращаются в прах, если у ученика
нет желания учиться».
В. А. Сухомлинский.

Актуальность темы
В современном обществе любому специалисту желающему преуспеть в своей области, владение хотя бы одним иностранным языком жизненно необходимо. Поэтому мотивация к его изучению возросла. Однако это не означает, что исчезли трудности при овладении иностранным языком, особенно в сельской школе. Мною было замечено, что младшие школьники приступают к изучению английского языка с желанием и радостью, т.к. новый предмет загадочен и влечёт всех. Обучение устной речи вызывает у них заметную активность, так как она скорее, чем другие занятия языком, в самом начале позволяет им почувствовать свои успехи. И как часто потом бывает, уже к 5-6 классу стремление учащихся изучать иностранный язык значительно ослабевает, следовательно, результаты обучения ухудшаются. Многие ребята не видят для себя личной перспективы и не заинтересованы в изучении английского языка, считая, что он им не нужен для их будущей профессии. У части учеников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении английского языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. Некоторые ребята имеют положительную мотивацию к изучению английского языка, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Поэтому в школе присутствует проблема поддержания интереса к изучению английского языка. Всё вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование учебной мотивационной сферы ребёнка, становление и развитие внутренних мотивов познавательной активности.
Указанные моменты и заставили меня искать наиболее эффективные пути формирования положительной мотивации учащихся. Я предположила, что, возможно, использование современных технологий в процессе образования сможет повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка. И в первую очередь - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами. Именно использование современных технологий позволят сделать мои уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенны¬ми по формам деятельности, значимыми по результатам.
Этим и был обусловлен выбор темы и направления работы.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторых учащихся во время учебных занятий и во внеурочной деятельности по предмету;
в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.
В ходе изучения обозначенной тематики были выявлены противоречия между:
• Использованием традиционных методов и приёмов обучения и необходимостью внедрения новой прогрессивной модели обучения средствами ИКТ;
• высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточной возможностью реализации этой потребности в условиях сельской школы;
• возрастающей практической значимостью школьного курса иностранного языка и снижением учебной мотивации.
Учитывая профессиональную значимость и недостаточную практическую разработанность данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Формирование учебной мотивации и познавательной активности школьников средствами информационно- коммуникационных технологий»
Объект исследования: мотивация учащихся к изучению английского языка в сельской школе.
Предмет исследования: процесс формирования учебной мотивации и познавательной активности через использование средств ИКТ на уроках английского языка.
Цель представленного проекта: повышение учебной мотивации, познавательной активности при изучении английского языка через использование ИКТ.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
• Изучить необходимую литературу по теме формирования учебной мотивации и познавательной активности при обучении иностранному языку.
• Провести диагностику по выявлению личностных особенностей учащихся и имеющийся уровень учебной мотивации.
• Выявить эффективные дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению иностранного языка.
• Проверить эффективность предложенных средств ИКТ на практике.
• Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические методы: изучение и анализ педагогической, психологической, философской, дидактической, методической и специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов по проблеме исследования;
• эмпирические методы: целенаправленное психолого-педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование, тестирование, моделирование, педагогический эксперимент;
• методы статистического анализа результатов эксперимента.
Гипотеза исследования - использование средств ИКТ на уроках английского языка будет способствовать формированию учебной мотивации и познавательной активности, а также повышению качества и уровня обученности учащихся.
Научная новизна исследования состоит:
• в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
• в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
• в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся иностранным языкам через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению.
Ресурсное обеспечение процесса обучения иностранному языку, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
• кабинет английского языка оснащен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, словари, справочная, учебно-познавательная, занимательная литература);
• имеется компьютер, принтер, ЭОРы и ЦОРы по английскому языку, накапливается банк обучающих компьютерных ЦОР, подготовленных учителем и учащимися. Имеется постоянный выход в Интернет.
• осуществлён переход на новый УМК “Enjoy English” М.З.Биболетовой, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанёвой, который обеспечивает преемственность между различными этапами обучения английскому языку, реализует современные требования ФГОС, в ещё большей степени способствует формированию положительной мотивации учения.
• используемые рабочие программы учебного курса по английскому языку разработаны мною в полном соответствии с требованиями ФГОС, обеспечивают преемственность курса английский язык между начальной и основной, основной и средней школой, опираются на УМК, допущенные Министерством образования и науки.
• Работаю учителем английского языка в МКОУ Чикманской СОШ с 2005 года, общий педагогический стаж работы в школе: 17 лет. Имею высшее образование: в апреле 2007 года закончила факультет иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета по специальности иностранный (английский) язык с присвоением мне квалификации: учитель английского языка. Имею первую квалификационную категорию. Последнюю аттестацию проходила в 2009 году. Использую любую возможность для повышения квалификации и профессиональной переподготовки Партнеры
Проект предусматривает сотрудничество учителя английского языка со школьной командой по информатизации, МКОУ ДО «Межшкольным методическим центром» Чулымского района, классными руководителями, педагогом-психологом, родителями.

Целевая аудитория
Целевой аудиторией проекта являются учащиеся 4- 11 классов. Предусматривается совместная работа учителя - предметника и информационной команды школы на базе информационного центра школы.
Этапы реализации проекта
Исследование проводилось в период с 2009 по 2013 г. и состояло из нескольких этапов:
• 1 этап (2009 г.) - Теоретический анализ источников по проблеме исследования, изучение мотивации школьников при изучении английского языка, определение задач исследования .
• 2 этап (2010-2012 гг.) - практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики формирования учебной мотивации и познавательной активности при обучении учащихся иностранному языку через использование средств ИКТ.
• 3 этап (2013г.) - Диагностическое подтверждение результатов исследования.
Предполагаемый результат:
• устойчивая внутренняя мотивация к изучению английского языка;
• сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
• способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
• социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции
Риск Коррекция
Ухудшение творческой способности учащихся вследствие чрезмерного использования ИКТ. Разъяснение учащимся важности отбора необходимого материала, его анализа.

Перегрузка учащихся. Необходимо корректировать нагрузки, и следить за тем, чтобы основная масса работы не сваливалась на одного ученика
Вред здоровью (ослабление зрения и нарушение осанки) при невыполнении требований САнПиН 1. Неукоснительно соблюдать ряд рекомендаций, описанных в постановлении от 28.11.2002г № 44 “О введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.2.2.1178-02)”;
2. Выполнять профилактические упражнения во время работы за компьютером
Реализация проекта
Проблема мотивации учения меня интересовала с самого начала педагогической деятельности. Ознакомившись с научно-методической, психолого-педагогической литературой по данной теме, убедилась, что психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика» (А.К.Маркова).
Для диагностики мотивации изучения английского языка на начало и конец исследования использовала методику Н.Г. Лускановой., провела анализ уровня обученности учащихся за последние 5 лет.. Кроме того, вела наблюдение за показателями мотивации учения: характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках и во внеурочное время.
Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам.
Существуют и традиционные методы повышения учебной мотивации: использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия), таблиц, методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.
Но использование информационно- коммуникационных технологий предлагают мне, как показывает практика, наиболее выгодные варианты представления творческих идей, а в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект при восприятии учебного материала.
Широкое применение в моей деятельности нашли ресурсы Интернет, в первую очередь, как источник дополнительного материала для преподавания и подготовки к занятию. Материалы, содержащиеся на сайтах, очень обширны, содержат много информации, учебных материалов, интерактивных и on-line возможностей обучения английскому языку. Подобранные мной материалы дают возможность ученикам более подробно изучать аутентичные материалы не только Великобритании и Америки, но и языковые особенности всех англоговорящих стран. Самыми востребованными на уроке английского языка, на сегодняшний день, я считаю электронные учебные модули Открытых Мультимедиа Систем (ОМС), расположенных на сайте ФЦИОР. Электронные модули я использую при отработке фонетических, грамматических и лексических навыков учащихся. Также, с их помощью осуществляю контроль этих навыков. Проверочные задания и тесты дают возможность моментальной самопроверки (учащиеся отмечают, что после них понимание грамматики резко улучшается), ограничены по времени выполнения (вырабатывается навык быстрой работы), разноуровневые или предполагают диагностику с анализом ошибок. Учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, становятся более уверенным в своих возможностях, исчезает страх сделать что-либо неправильно (результаты знает он один и преподаватель). Для привития интереса к «заморскому» языку, у младших школьников, я использую анимированные флэш-ролики. Красочные мультипликационные герои знакомят малышей с буквами и звуками английского языка, алфавитом. С помощью флэш-роликов мы учим детские песенки, играем в языковые игры (http://www.englishtown.com/) и т.д. Что касается учащихся старших классов, то они самостоятельно подбирают необходимую информацию для создания проектов, рефератов, презентаций. Тем самым пополняют свои знания в языке и отрабатывают умения работать с компьютером и ресурсами Интернета.
На своих уроках я использую не только готовые мультимедийные продукты («Профессор Хиггинс. Английский без акцента»; БЭНП «Английский язык»- основная школа) и компьютерные обучающие системы, идущие с УМК, но и мультимедийные ресурсы других педагогов, а также свои собственные.
Для создания авторских мультимедийных ресурсов я использую следующие программы - инструменты: PowerPoint, Front Page, Adobe Captivate, Hot potatoes, Конструктор сайтов, MapKit и др. Кроме того, сетевые социальные сервисы предоставляют возможность создавать ЭОРы в режиме он-лайн.
Так, для подготовки мультимедийных презентаций я использую программы: «PowerPoint» (публикации некоторых презентаций-http://www.myshared.ru/user/15547/), «Adove Captivate» (ПРИЛОЖЕНИЕ №5); для электронных учебных пособий, электронных и 3D книг - «Конструктор сайтов» (ПРИЛОЖЕНИЕ №6), «Front Page» (ПРИЛОЖЕНИЕ №7), «Calameo», «ZooButst» (http://www.zooburst.com/zb_books-viewer.php?book=zb04_51322ffd7f0c3); тестов, кроссвордов, викторин- «Hot potatoes» (ПРИЛОЖЕНИЕ №8), «LearningApps.org» (http://learningapps.org/display?v=s6vjrs9j), интерактивных плакатов- «Glogster.edu» (http://vna1975.edu.glogster.com/holidays/), мультфильмов –«GoAnimate» (http://goanimate.com/videos/0tgWx4bujJfU?utm_source=linkshare&uid=0bHhoWe4zHFk).
Созданные с помощью этих программ ЦОРы стали моими незаменимыми помощниками при предъявлении страноведческого, грамматического, лексического, фонетического материалов. С их помощью я могу наглядно, увлекательно и доступно представить страну изучаемого языка или же познакомить с грамматической структурой и т.д. Кроме того, ЦОРы позволяют мне сосредоточить внимание ребят на важных моментах излагаемой информации с помощью наглядных эффектных образцов в виде иллюстраций, анимации, звукового сопровождения, схем, диаграмм, графических композиций, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.
Контроль учебного процесса также осуществляется с помощью вышеперечисленных программ (ПРИЛОЖЕНИЕ №9).
Таким образом, сочетание традиционных методов формирования учебной мотивации с использованием средств ИКТ на уроках английского языка мне позволяет: доходчиво излагать материал, экономить время для речевой практики, организовывать разные формы работ, активизировать внимание, повышать творческий потенциал ученика, осуществлять разные виды контроля, формировать мотивацию. Кроме того, данное сочетание подразумевает разнообразие, а разнообразие - это изюминка жизни.
Но одно дело, когда ученик работает с готовым ресурсом, а другое - участвует сам в его создании. Я, как учитель, выступаю лишь в роли организатора-консультанта. Например, ученик 8 класса Буйрабаев Куаныш, разработал многоструктурный ЭОР для 6 класса. Это электронное пособие по английскому языку, предназначенное для изучения темы - Обозначение времени. По итогам областного конкурса «ПедИнициатива 2010» Куаныш занял III место, представив данную работу (http://www.edu54.ru/node/50092).
Такая работа осуществляется во внеурочное время. Мои ученики с большим интересом создают разнообразные электронные ресурсы, готовят и оформляют различные проекты, исследовательские работы, рефераты, внеклассные мероприятия и игры (ПРИЛОЖЕНИЕ №14). Идёт подготовка к олимпиадам и конкурсам. Ребята обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов они работают с текстовыми и графическими редакторами, нередко выполняют отчеты о проделанной работе с помощью презентаций, слайд-шоу или видеороликов.
Во внеклассную деятельность привлекаю всех желающих ребят, независимо от уровня их знаний. У детей нет ассоциации с обучением - идёт незаметное повторение учебного материала, они учатся работать с компьютером, использовать ресурсы Интернет, осваивают новые прикладные программы, что, несомненно, приводит к формированию мотивации и познавательной активности. Таким образом, они приобретают необходимые навыки организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности, происходит формирование УУД, что соответствует требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Всё вышеописанное реализуется в рамках экспериментальной деятельности по внедрению ФГОС ООО, которую наше образовательное учреждение ведет с 2012 года. Учебные и внеурочные занятия в 5-6 классах организую, в соответствии с требованиями ФГОС.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект рассчитан на 5 лет. Работа в данном направлении будет продолжена, так как компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Предполагается использование интерактивной доски, расширение банка ЦОРов, изучение и применение новых образовательных информационных программ.
Диагностика успешности образовательного процесса. Результативность.
В исследовании принимали участие учащихся с 4 по 11 класс.
1. Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой, направленной на определение мотивации изучения английского языка на начало и конец исследования
2. Уровень обученности учащихся за последние 5 лет
3. Участие в муниципальных, областных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях
4. Итоги административного мониторинга, внешней экспертизы (экзамен) Результаты профессиональной деятельности учителя
1. Повышение квалификации
2. Публикации, распространение опыта по реализации результатов проекта
3. Участие в профессиональных конкурсах
4. Грамоты, благодарности
• Отзывы о работе В 2009 году участвовала во втором областном конкурке пединициатив и получила поощрительный диплом в номинации «Авторский сайт» http://vendimut.websib.ru
• Являюсь администратором ИС «Дневник.ру». В 2011 году руководила школьной командой «Ледяная бригада», которая участвовала в конкурсе «Новогодний марафон». По результатам конкурса участники нашей команды заняли II место и получили подарочный сертификат на 30 тысяч рублей С 2009 года вхожу в состав школьной команды по информатизации, участвовала в разработке образовательной программы в начальной школе по УМК «Планета знаний», образовательной программы ООО, программы развития школы.
Результаты реализации проекта:

1. Благодаря использованию средств ИКТ на уроках и во внеурочное время уровень мотивации учащихся достаточно изменился. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.
2. Применение современных информационно- коммуникационных технологий позволило повысить качество знаний, уровень обученности и интереса к предмету, а также обеспечило успешное участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах.
3. Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. 4. В процессе исследования я пришла к выводу, что применение средств ИКТ мне позволяет:
• формировать учебную мотивацию;
• активизировать познавательную активность;
• раскрывать творческие способности учащихся;
• приучать к умению работать самостоятельно с различными источниками информации;
• привлекать к деятельности учащихся с разным уровнем знаний;
• делать занятия более наглядными;
• повышать интенсивность учебного процесса;
• обеспечивать активное взаимодействие на уроке между учителем и учащимся;

Таким образом, использование ИКТ на уроках английского языка, сотрудничество учителей и учащихся способствуют повышению учебной мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося. Указанные выше противоречия благодаря реализации данного проекты были успешно устранены. На основании анализа данных результатов можно утверждать, что широкое применение разнообразных средств ИКТ для повышения учебной мотивации и познавательной активности при обучении иностранным языкам обосновано.

Список литературы
1. «Интернет-проект – важный элемент мотивации учащихся», Коптюг H.M. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 5. - С. 29-32
2. «Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. – 2009 г.- № 2. - С. 8-16
3. «Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 6. - С. 1-10
4. «Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н.// Иностранные языки в школе. – 2009 г.- № 6. - С. 8-11
5. «Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся», Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. // Иностранные языки в школе. – 2008 г.- № 8. - С. 11-15
6. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994
7. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2003
8. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
9. Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. - 2007. - № 5. - с. 16-17
10. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39
11. Кораблёв А. А. Непрерывное образование // Школа. - 2006. - №2. - с. 34-36
12. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". http://www.vestishki.ru/node/1205
13. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
15. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166
16. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: Вендик | Теги: Английский язык, мотивация, ИКТ, проект
Просмотров: 3538 | Загрузок: 570 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.0/8
Всего комментариев: 7
6  
Поздравляю победителей и жму руку! :hands:

7  
Спасибо! И Вам всего наилучшего!!!

5  
Поздравляю с ПОБЕДОЙ!

4  
Проделана огромная исследовательская работа педагогом. Представлено много интересных авторских ЦОР по английскому языку.Проект мне понравился. Удачи!

3  
Спасибо! Приятно, что данная работа может пригодиться в работе коллегам!

2  
Я не знаю английского языка, но обобщение работы над реализацией проекта мне понятны полностью. Его структуру можно использовать для проектной работы учителя по любому предмету. Автор проделал огромную работу над реализацией поставленных целей. Мне очень понравилась идея, структура и формы реализации!

1  
Актуальная тема педагогического проекта для аттестации. Обязательно воспользуюсь при написании самоанализа своей пед.деятельности! Спасибо!!! :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик