СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

Инновационный проект профилактика нарушения зрения у школьников.
[ Скачать с сервера (1.42Mb) ] 23.12.2013, 14:53
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей межшкольный учебный комбинат станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

Тема: «Профилактика нарушения зрения у школьников»

Автор опыта:
Кузьмина Любовь Станиславовна
учитель Муниципального
автономного образовательного учреждения для детей межшкольный
учебный комбинат
станицы Ленинградской

Ленинградская
2012 год.

2
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА...................................................................3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................26
ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................27
1. ОБЗОР СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1.1.ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ПЕДАГОГИКЕ
«…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил и не свод
требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего забота о гармонической полноте
всех физических и духовных сил, и венцом
этой гармонии является радость творчества»
В.А. Сухомлинский
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу. С началом учебной деятельности ребёнок проводит большую часть своего времени в школе, поэтому школа обязана взять на себя заботу о сохранении его здоровья наряду с родителями.
В национальной образовательной концепции «Наша новая школа» здоровье школьников определено одним из ключевых направлений развития общего образования. Проблема здоровьесбережения детей во время обучения названа одной из основных проблем образовательного процесса. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует решений, обеспечивающих создание условий для двигательной активности школьников и формирование культуры здорового образа жизни.
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условий жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого. Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Сегодня современное занятие – это занятие, на котором педагог реализует не только воспитательные, развивающие и обучающие цели, но и валеологические.
4 апреля 2003 года Приказом Министерства здравоохранения РФ была утверждена «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений», в которой содержатся основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений:
Концепция модернизации Российского образования предполагает не только формирование знаний, умений, навыков, но и формирование у подрастающего поколения телесного, духовного и социального здоровья, воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей (Стандарт основного общего образования). Педагог должен строить работу так, чтобы на занятиях создавать условия для сохранения здоровья обучающихся.
Для достижения этой цели большую роль играет обучение учащихся специальности «Младшая медицинская сестра (работник) по уходу за больными» в МАОУ МУК. В связи с этим, не случайно, одним из направлений моей педагогической деятельности является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему. В своей образовательной деятельности применяю принципы сохранения здоровья учащихся:
- комплексность использования оздоровительных технологий с учетом
состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;
- непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;
- максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;
- интеграция оздоровительных технологий в образовательном процессе;
- широкое использование профилактических средств и методик, стимулирующих защитные силы организма;
- использование простых и доступных технологий;
- реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по профилактике различных патологий, в том числе связанных со зрительным анализатором.
Цель применения мною здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни у учащихся; осознать ответственность за своё здоровье и здоровье других людей, важность сохранения здоровья. Одно из направлений в моей педагогической деятельности применения здоровьесберегающих технологий является профилактика нарушения зрения у школьников.
Длительность работы над опытом: проводимое мною исследование продолжалось на протяжении 3-х лет.
Диапазон опыта: единая система «Урок - внеклассная работа».

1.2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПАТОЛОГИИ ЗРЕНИЯ В РОССИИ И МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.
(древнегреческий философ Сократ)
По результатам тестирования, проведенного Всемирной организации здравоохранения, выявлено, состояния здоровья детей в России – серьезная проблема. Пик ухудшения состояния здоровья ребенка приходится как раз на школьный период от 7 до 17 лет. По статистики более 20% учеников российских школ имеют те или иные хронические заболевания, а среди выпускников абсолютно здоровых лишь 3%(12). За последнее десятилетие общая заболеваемость, связанная со стрессом, психосоматическими расстройствами и нарушениями зрения среди школьников значительно увеличилась.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн. человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам, число слепых людей на нашей планете к 2020 году увеличится до 75 млн. человек, а слабовидящих - до 200 млн. человек. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту – ребенок (http://www.domsemja.ru/vivr/27/kapriz.htm). «Нарушение зрения у детей» — все более обыденное словосочетание в нашей жизни. Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением.
По данным Российского научного общества офтальмологов в России проживает более миллиона слепых и слабовидящих людей, из них детей -100%-х инвалидов по зрению - примерно 34 тысячи. Основные причины заболеваний органа зрения - воспалительные процессы (около 4 млн. случаев); травмы (около 2 миллионов); близорукость (более 1,5 миллиона); глаукома (более770тысяч) (http://www.domsemja.ru/vivr/27/kapriz.htm), а так же спазм аккомодации, дальнозоркость, нарушения преломляющей способности глаза и другие.
В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения, в мегаполисах – 80%. Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению - около 600 тысяч. Проблема «молодеет»: среди поступающих в школу детей – 4% с нарушениями зрения, среди выпускников – уже 40%. (http://ask.yandex.ru/questions/i25094793.10/).
Наш Ленинградский район Краснодарского края не исключение. Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья по зрению у детей занимают нарушения, такие как миопия и гиперметропия.
Так согласно данным, предоставленных офтальмологом детской поликлиники МБУЗ «Ленинградское ЦРБ» в поликлиническом отделении было зарегистрировано обращений детей дошкольного и школьного возраста:
- в 2009 году было обращений 18050, из них выявлено с патологиями - миопия 461 ребенок и гипермитропия -115 детей,
- в 2010 году - обращений 12272, из них выявлено с патологиями — миопия 468 ребенок и гипермитропия -123 ребенка,
- в 2011 году - обращений 1191, из них выявлено с патологией — миопия 105 детей и гипермитропия - 31 ребенок.
Из приведенных данных видно, что из обратившихся на осмотр миопия и гипермитропия наблюдалась в 2009 году - у 3,19% детей, а в 2010 году - у 4,8%, в 2011 году – у 11% детей.
Таким образом, изучив вышеуказанные данные, можно сделать вывод, что с каждым годом % таких патологии, как миопия и гипермитропия возрастает и данная проблема в Ленинградском районе Краснодарского края является актуальной.
Здоровье детей - это бесценное богатство, поэтому моя цель научить детей сохранить зрения не только в процессе обучения в школе, а в течение всей жизни.

1.3.ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИИ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ.
Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, в повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит от 1-го до 5-го года жизни. Рост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. К этому времени длина оси глаза становится в среднем 24 мм. Соответственно с этим меняется и преломляющая сила глаза, что сказывается на способности глаза видеть предметы четко - остроте зрения, которая измеряется в диоптриях. Острота зрения равняется 1.0 D (диоптрии), формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. У детей младшего школьного возраста перегрузка зрительного аппарата очень вредна, т. к. идет завершение формирования функции зрения — глаза чувствительны к негативному воздействию. В тоже время зрительная функция одной из первых заканчивает свое формирование: уже после 12-14 лет зрительный аппарат начинает «стареть».
Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. В возрасте 7- 20 лет (период обучения) на организм детей приходятся интенсивные нагрузки: напряженная зрительная работа, стрессовые ситуации, переутомление, однообразная работа и поза, всё это вызывает спазмы и напряжение мышц глаз, головы, плечевого пояса, нарушает кровоснабжение головного мозга, способствует нарушению обменных процессов и снижает иммунитет организма. Российские дети с малых лет получили возможность осваивать компьютерную грамотность и получать информацию в Интернете. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и в школе, и дома. При работе с компьютером огромная нагрузка приходиться на зрительный анализатор. Следствием зрительных нагрузок является «синдром компьютерной усталости», который приводит впоследствии к таким патологиям, как спазму аккомодации, а в дальнейшем к близорукости (миопии) или дальнозоркости (гиперметропия) и более тяжелым последствиям (ожоги сетчатки и другие). Прогрессирующая миопия («школьная близорукость») - это состояние, при котором постепенно, но неуклонно ухудшается зрение вдаль. В 1-2-х классах миопия встречается у 3-4% детей, в 3-4-х классах у 10%, в 7-8-х классах у 16%, в 9-11-х классах обнаруживается у 40% обследуемых. Тяжелая прогрессирующая близорукость дает более 30% слепоты в структуре всех глазных заболеваний(4). Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя этот момент выявить и не дать ему перерасти в близорукость. Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей и проводить профилактику прогрессирования, которая включает различные методы, т.к. проблемы нарушения зрения, в большей степени, связаны с социальными и бытовыми условиями: чрезмерные зрительные нагрузки, несбалансированное питание по витаминно-минеральному составу и интенсивное напряжение со стороны нервной системы.
Возникновение патологий зрения и нарушение остроты зрения многие ученые (В.А. Дадали - академик РАМН, В.И. Тутульян — академик РАМН) напрямую связывают с питанием. Для профилактики нарушений необходимо содержание растительных веществ и полиненасыщенных жирных кислот в рационе питания, в меню должны присутствовать продукты, богатые основными «зрительными» витаминами ( А, группы В, Е, С, Д, и минералами (Zn, лютеин, Se) (20). Эти вещества содержатся в ярко окрашенных овощах и фруктах (помидоры, свекла, морковь, абрикос, мандарин, апельсин, лимон и др.) орехах, растительном масле, молочных продуктах, капусте.
Важнейшим условием психофизиологического комфорта школьника является рациональная организация учебного процесса, при котором получение разносторонних знаний не сопровождается нарушением здоровья школьника. В этих условиях важным становится забота о зрении детей, т.к. хорошее зрение - одна из основополагающих функций организма, позволяющая человеку ощущать себя полноценным индивидуумом Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, обучение учащихся здоровью - одна из важнейших задач каждого учебного заведения (file://localhost/F:/обучающие%20технологии/Роль%20педагога%20в%20здоровьесберегающей%20педагогике%20-%20Здоровьесберегающее%20образование%20-%20Всероссийский%20съезд%20«Здоровое%20поколение%20—%20здоровая%20Россия».mht).

1.4.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ В ОПИСАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА — ГЛОССАРИЙ.
Спазм аккомодации - чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению. Хроническое зрительное утомление неизбежно приводит к функциональным нарушениям, объединенным термином «астенопия» (буквально – «отсутствие силы зрения»). Симптомы «обессиленного» зрения выражаются в нарушении аккомодации (перефокусировки зрения с ближних предметов на дальние и обратно), затуманивании и двоении предметов, жжении и ощущении «песка» в глазах. Возникают боли в области глазниц и лба, при движении глаз, покраснение глазных яблок.
Близорукость или миопия, – одно из нарушений нормальной функции глаза по восприятию разноудаленных предметов.
Дальнозоркость или гиперметропия — нарушение зрения, вызванное аномалиями рефракции, при которых лучи света вследствие недостаточного преломления в средах глаза соединяются позади сетчатки.
Витамин А – он является компонентом белка родопсина, из которого состоит сетчатка глаза. Под действием света родопсин расщепляется, и зрительный нерв посылает в зрительный центр головного мозга импульс. Нехватка витамина А неизбежно ведет к нарушению зрения, постепенному высыханию и затвердению клеток роговицы и как следствие – хронической сухости глаз.
Витамины группы В положительно влияют на центры головного мозга, ответственные за восприятие зрительных ощущений. Особое значение для зрения имеет витамин В 2 (рибофлавин). Он входит в состав зрительного пурпура, защищающего сетчатку глаза от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.
Витамин Е - сильный антиоксидант необходим для регенерации тканей и защиты других жирорастворимых витаминов (того же витамина А) от разрушения кислородом. Он стимулирует образование новых капилляров в тканях, снижает опасность заболевания катарактой, патологий сетчатки глаза, оказывает прекрасный профилактический эффект в отношении диабетической ретинопатии глаза.
Витамин С способствует работе витамина Е, антисклеротический.
Витамин Д — онкологическая защита
Цинк - глазам адаптация глаза к яркому свету, поддерживает в организме нормальный уровень витамина А.
Лютеин и образующийся из него в тканях глаза зеаксантин – главные пигменты желтого пятна, расположенного в центре сетчатки. Именно эта область отвечает за ясное и качественное зрение.
Селен -защищает глазные ткани от окисления.
Астенопия - зрительное утомление.
Дегенерации — структурные изменения.
Трофика - питание
Диабетическая ретинопатия глаза- возникновение слепоты при диабете.

2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
В настоящее время на зрительный анализатор школьников приходятся большие нагрузки в связи с повышенной информационной загруженностью, повсеместной компьютеризацией (не только на уроках информатики, но и других предметах, а также компьютерные книги, дневники, сотовые телефоны).
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального автономного образовательного учреждения для детей межшкольный учебный комбинат на протяжении 3-х лет.
Учащиеся после занятий в основной школе обучаются в МАОУ МУК, где овладевают основами начального профессионального образования. Обучение специальностям, рассчитано на 2 года, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Работа по применению разработанного комплекса гимнастики для глаз была начата в 2010 году и проводилась с учащимися 1 и 2 года обучения по специальности «Младшая медицинская сестра (работник) по уходу за больными», учитель Л.С. Кузьмина, а 2012 году также с обучающимися по другим специальностям: «Секретарь – машинист», учитель Е.В Панькив, «Оператор ЭВМ», учитель Е.С Лаздина, «Бухгалтер», учитель О.М. Корсунова, «Парикмахер», учитель А.А Австрацатурова.
В каждой группе всех обучающихся можно разделить на 2 категории:
 учащиеся, имеющие нормальное зрение;
 учащиеся, имеющие зрение с отклонениями от нормы.
Профилактикой нарушения зрения необходимо заниматься учащимся и с нормальным зрением и уже с патологическим, для того чтобы профилактировать усугубление патологии.
Применение разработанного Л.С. Кузьминой комплекса гимнастических упражнений легко ввести в образовательный процесс в любой возрастной группе школьников, его также легко выполнять и в домашних условиях, т. к. для выполнения не требуется никакое оборудование и не затрачивается много времени.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

3.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Проблема воспитания здорового поколения приобретает всё большую актуальность. Выдающейся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. И это нужно осознавать.
По результатам тестирования, проведенного Всемирной организации здравоохранения, выявлено, что отклонения от нормы в работе зрительного анализатора у российских школьников наблюдаются у 58%, (в том числе: ощущения давления позади глаз, сухость, зуд - признаки «синдрома компьютерной усталости»— у 46% опрошенных) (12).
Профилактика снижения остроты зрения включает в себя целый комплекс мер. Между тем ученые утверждают: на 70% состояние зрения человека зависит от его образа жизни(8). И, естественно, от его готовности заботиться о собственном здоровье. В трех случаях из четырех, свидетельствуют врачи-окулисты, серьезных проблем со зрением можно избежать с помощью применения комплекса гимнастических упражнений для глаз и сбалансированного питание по витаминно-минеральному составу. Мною были изучены различные методики упражнений для глаз, разработанные авторами: Р.С. Агарвалом, М. Уиндолфом, М.Д. Корбеттом, Шичко и Бейстом, Э.С.Аветистовым, П. Бреггом. Для их выполнения требуется, достаточно много времени или дополнительное оборудование, что затрудняет их применение в образовательном процессе. Поэтому мною был разработан комплекс упражнений, который не требует дополнительного оборудования и укладывается по времени в 2-3 минуты, тем самым легко применим в учебном процессе на уроке, а также подобран перечень продуктов питания для профилактики офтальмологической патологии для применения в меню школьников (Приложение 10). Рекомендуемый комплекс упражнений способствует стимулированию и улучшению кровообращения сосудов глаз, укреплению глазодвигательного аппарата, снятию усталости, раздражимости, увлажнению глазного яблока, улучшению кровоснабжения сосудов головного мозга, улучшению общего состояния организма (Приложение 3).
Ведущая педагогическая идея опыта
Формирование осознанного отношения к своему здоровью и бережного отношения к зрению, как бесценному дару, формирования навыков профилактики нарушения зрения.
3.2.НАУЧНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Профилактика — это предупреждение, каких либо нарушений в работе органа или организма. Функция, именуемая зрением, осуществляется в человеческом организме с помощью зрительного анализатора.
Расцвету отечественной офтальмологии способствовали успехи и научные разработки талантливых ученых: проф. Э.С.Аветистова, В.С. Беляева, Е.И.Ковалевского, Е.И. Сидоренко. В их работах отражены вопросы анатомии и физиологии, диагностики органа зрения. Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, вспомогательного аппарата и зрительной зоны коры головного мозга. Вспомогательный аппарат — это брови, веки, ресницы, слёзная железа, слёзные каналы, глазодвигательные мышцы, проводящие нервные пути и кровеносные сосуды. Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками: наружной — фиброзной, средней — сосудистой и внутренней — сетчаткой. Фиброзная оболочка - выполняет функцию защиты глаза, является оптической структурой глаза и место крепления глазодвигательных мышц, в ее состав входят вит С и В 2. Сосудистая оболочка - регулирует поступление света в глаз, является преломляющей системой глаза. От состояния этой системы зависит фокусирование лучей на внутренней оболочке - сетчатке. Внутренняя оболочка - сетчатка-окно в мозг, имеет палочки и колбочки (рецепторы), отвечающие за цветное и черно - белое зрение. В центре сетчатки - желтое пятно (центр зрения), где происходит фокусирование лучей. Работа зрительного анализатора складывается из деятельности световоспринимающего и глазодвигательного аппарата. Зрительное утомление- астенопия, может наступать при расстройстве деятельности как одного, так и обеих аппаратов. Работоспособность мышц снижается, если работа происходит в неблагоприятных условиях (недостаточная освещенность, неудобная поза при зрительной работе, что способствует чрезмерному напряжению не только глазодвигательных мышц, но и трапецевидной мышцы, и как следствие нарушение кровоснабжения головы, длительное напряжение зрения уменьшает количество морганий, что приводит к сухости глазного яблока)
Несбалансированность питания по витаминно-минеральному комплексу также отрицательно влияет на качество зрения, так как витамины и минералы являются катализаторами биохимических реакций ферментативных систем, а 99,9% протекающих реакций в организме – ферментативны (В.А. Дадали - академик РАМН, В.И. Тутульян — академик РАМН). Витамин А – является компонентом белка родопсина, из которого состоит сетчатка глаза. Под действием света родопсин расщепляется, и зрительный нерв посылает в зрительный центр головного мозга импульс. Нехватка витамина А неизбежно ведет к нарушению зрения, постепенному высыханию и затвердению клеток роговицы и как следствие – хронической сухости глаз. Витамины группы В положительно влияют на центры головного мозга, ответственные за восприятие зрительных ощущений. Особое значение для зрения имеет витамин В 2 (рибофлавин). Он входит в состав зрительного пурпура, защищающего сетчатку глаза от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. С недостатком витамина В 2 связывают частые конъюнктивиты, а большой дефицит рибофлавина может спровоцировать воспаление роговицы и развитие катаракты. Витамин Е - сильный антиоксидант необходим для регенерации тканей и защиты других жирорастворимых витаминов (того же витамина А) от разрушения кислородом. Он стимулирует образование новых капилляров в тканях, снижает опасность заболевания катарактой, патологий сетчатки глаза, оказывает прекрасный профилактический эффект в отношении диабетической ретинопатии глаза. Витамин С способствует работе витамина Е. Витамин Е — антисклеротический. Витамин Д — противонкологическая защита глаза. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, предотвращает развитие дегенерации сетчатки, поддерживает в организме нормальный уровень витамина А. Лютеин и образующийся из него в тканях глаза зеаксантин – главные пигменты желтого пятна, расположенного в центре сетчатки. Именно эта область отвечает за ясное и качественное зрение. Дефицит лютеина приводит к накоплению разрушительных изменений в тканях глаза и необратимому ухудшению зрения. Селен защищает глазные ткани от окисления; его дефицит серьезно бьет по зрению(20). Дефицит витаминов и минералов приводит к необратимому ухудшению зрения.
Разработанный данный комплекс упражнений способствуют максимальной релаксации и улучшению функций зрительного аппарата, так как воздействует на все структурные отделы зрительного анализатора, а перечень рекомендуемых продуктов и блюд питания обогатит рацион школьников витаминами и минералам. Все это будет способствовать профилактике нарушения зрения школьников, а также повышению иммунитета.
3.3.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Апробация результатов исследования проводилась многократно в процессе учебной деятельности на уроках по специальности: «Младшая медицинская сестра (работник) по уходу за больными» в 2010-2011годах и 2012 году на уроках по другим специальностям: «Секретарь – машинист», учитель Е.В Панькив, «Оператор ЭВМ», учитель Е.С Лаздина, «Бухгалтер», учитель О.М. Корсунова, «Парикмахер», учитель А.А Австрацатурова.
Для диагностики зрения у подростков использовался метод тестирования учащихся общеобразовательных школ района, посещающих МАОУ МУК. Был подобран и проведен тест «Проверьте Ваше зрение» (www.abc-gid.ru) (Приложение 1).

Результаты тестирования по применению педагогического опыта.
В 2010 году проведено тестирование учащихся, обучающихся по специальности «Младшая медицинская сестра (работник) по уходу за больными»:
Этапы педагогического опыта Всего
тестировано Нормальное зрение Отклонение от нормы
До применения гимнастики для глаз 21 100% 6 29% 15 71%
После применения гимнастики для глаз 21 100% 10 48% 11 52%
В 2011 году проведено тестирование учащихся, обучающихся по специальности «Младшая медицинская сестра (работник) по уходу за больными»:
Этапы педагогического опыта Всего
тестировано Нормальное зрение Отклонение от нормы
До применения гимнастики для глаз 27 100% 9 33% 18 67%
После применения гимнастики для глаз 27 100% 13 48% 14 62%

В 2012 году проведено тестирование учащихся, обучающихся по специальностям: «Младшая медицинская сестра (работник) по уходу за больными», «Секретарь – машинист», «Оператор ЭВМ», «Бухгалтер», «Парикмахер».
Этапы педагогического опыта Всего
тестировано Нормальное зрение Отклонение от нормы
До применения гимнастики для глаз 38 100% 14 36% 24 64%
После применения гимнастики для глаз 38 100% 17 45% 21 55%

Сравнительная характеристика результатов
педагогического опыта за 2010-2012 годы.
год Всего тестировано

Имеют нормальное зрение до применения гимнастики для глаз Имеют нормальное зрение после применения гимнастики для глаз
2010 21 6 29 % 10 48 %
2011 27 9 33% 13 48 %
2012 38 14 36% 17 45%

При сравнительной характеристике результатов тестирования 2010-2012 годы по применению педагогического опыта прослеживается положительная динамика по профилактике зрения у школьников при применении разработанного Л.С.Кузьминой комплекса гимнастических упражнений для глаз.
3.4.НОВИЗНА (ИННОВАЦИОННОСТЬ) ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Новизна педагогического опыта состоит в том, что в качестве средства обеспечивающего положительную динамику в работе зрительного анализатора учащихся использовался комплекс упражнений, разработанный с учетом физиологических функций органа зрения, снимающий нервное и мышечное напряжение, сухость и утомление глаз, улучшающий трофику и кровоснабжение сосудов головного мозга, а элементы рефлексотерапии оказывают положительное воздействия на работу организма в целом. При выполнении данного комплекса упражнений не требуется какое-либо оборудование и для его выполнения достаточно 2-3 минуты.
Перечень продуктов питания и блюд подобран с учетом максимальной усвояемости и максимального профилактического воздействия на зрительный анализатор, легко применим в нашем регионе, и не требует больших материальных затрат.
3.5.ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Цель педагогического опыта:
Разработать комплекс упражнений, наиболее удобный для применения в образовательном процессе и способствующий максимальной релаксации и улучшению функций зрительного аппарата, ввести в образовательный процесс разработанный комплекс гимнастических упражнений для глаз, рекомендовать образовательным учреждениям улучшить питание школьников широко применяя рекомендуемые продукты питания и блюда с целью обогащения рациона витаминами и минералам для улучшения работы зрительного анализатора, и поднятия иммунитета школьников.
Задачи опыта:
1. изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей школьного возраста, путем систематизации и обобщения информации из разных источников;
2. определить конкретные действия со стороны педагогов по предупреждению нарушений зрения школьников;
3. рекомендовать педагогам разработанный комплекс гимнастических упражнений к обязательному применению в образовательном процессе;
4. рекомендовать администрации школ улучшить питание школьников и дополнить меню рекомендуемыми продуктами питания и блюдами с целью улучшения и поднятия иммунитета школьников, в том числе профилактики патологий зрения.
Объект исследования: учащиеся общеобразовательных школ района.
Предмет исследования – орган зрения школьников.
Гипотеза: если систематически применять комплекс упражнений для глаз, разработанный Л.С. Кузьминой в образовательном процессе, то это будет способствовать уменьшению напряжения зрительного аппарата и снятию усталости, т.е. профилактики нарушения зрения, а применение рекомендуемых продуктов питания и блюд будет способствовать обогащению рациона витаминами и минералам, что улучшит иммунный статус школьников, а также будет способствовать профилактики патологий зрения.
Этапы эксперимента:
I - Констатирующий;
II - Формирующий;
III- Контрольный.
По форме применения комплекса упражнений для глаз занятия могут быть индивидуальными и групповыми.
По широте использования:
- для любой возрастной группе школьного образовательного учреждения;
- для любой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения (модифицированный комплекс упражнений в игровой форме);
- для учителей образовательных учреждений;
- для всех работающих с компьютером;
-для всех кто заботиться о сохранении зрения.
Предлагаемый опыт добавляет применение здоровьесберегающей технологии в образовательный процесс. Отслеживание результатов применения профилактических мер возможно с помощью тестирования (Приложение1), либо с помощью проведения совместной работы педагогических и медицинских работников школы по проверке качества зрения школьников.
Поэтапный алгоритм проведения педагогического опыта по внедрению профилактических мероприятий по предупреждению нарушения зрения у школьников.
На I этапе нашего эксперимента (констатирующем) была изучена теоретическую часть, разработаны рекомендации, проведена диагностика в МАОУ МУК (директор С.И. Алейникова).
Для диагностики зрения у подростков использовался метод тестирования учащихся общеобразовательных школ района, посещающих МАОУ МУК. Был подобран и проведен тест «Проверьте Ваше зрение» (www.abc-gid.ru), для обучающихся по специальностям: «Младшая медицинская сестра (работник) по уходу за больными», учитель Л.С. Кузьмина, «Секретарь – машинист», учитель Е.В Панькив, «Оператор ЭВМ», учитель Е.С Лаздина, «Бухгалтер», учитель О.М. Корсунова, «Парикмахер», учитель А.А Австрацатурова (Приложение 1) до применения комплекса гимнастики для глаз (до применения педагогического опыта).
Цель: изучить качество зрения у школьников.
Оборудование: бланки с тестами, ручка.
Ребятам было необходимо ответить на вопросы теста: «да» или «нет». Результаты тестирования представлены в виде диаграмм (Приложение 16,17,18)
На II этапе эксперимента (формирующем) были изучены различные методики упражнений для глаз, разработанные авторами: Р.С. Агарвалом, М. Уиндолфом, М.Д. Корбеттом, Шичко и Бейстом, Э.С.Аветистовым, П. Брэггом. Для их выполнения требуется, достаточно много времени или дополнительное оборудование, что затрудняет их применение в образовательном процессе. Поэтому мной был разработан комплекс упражнений, который не требует дополнительного оборудования и укладывается по времени в 2-3 минуты, тем самым легко применим в учебном процессе на уроке. Рекомендуемый комплекс упражнений способствует стимулированию и улучшению кровообращения сосудов глаз, укреплению глазодвигательного аппарата, снятию усталости, раздражимости, увлажнению глазного яблока, улучшению кровоснабжения сосудов головного мозга, улучшению общего состояния организма (Приложение 3).
Для внедрения разработанной методики Л.С. Кузьминой была проведена беседа с обучающими моментами для педагогического состава и учащихся МАОУ МУК (директор С.И. Алейникова), МБОУ СОШ №12 (директор Е.В. Плохотнюк, фельдшер Е.И. Калошина), МБОУ СОШ №6 (директор А.Д. Шевченко), медицинского работника МБОУ СОШ № 12 по применению разработанного комплекса упражнений для глаз.
Данная гимнастика применяется в образовательном процессе в МАОУ МУК, МБОУ СОШ № 12, МБОУ СОШ № 6 станицы Ленинградской Краснодарского края (Приложение 4, 5, 6). Л.С. Кузьмина на уроках по специальности «Младшая медицинская сестра (работник) по уходу за больными» применяется комплекс упражнений (Приложение 7) для профилактики нарушений зрения.
В процессе наблюдения было выяснено, что на уроках систематически применялся комплекс упражнений для профилактики нарушений зрения, разработанный Л.С. Кузьминой.
На заключительном III этапе нашего эксперимента (контрольном) было проведено повторное тестирование учащихся МАОУ МУК, после применения комплекса гимнастики для глаз (после применения педагогического опыта).
Были протестированы те же учащиеся тестом «Проверьте Ваше зрение» (Приложение 1) с целью сравнительной характеристики результатов исследования.
Цель: изучить качество зрения у школьников.
Оборудование: бланки с тестами, ручка.
Результаты тестирования представлены в виде диаграмм (Приложение 16,17,18,20).
Таким образом, в результате диагностирования выявлено, что при систематическом применении данного комплекса прослеживается положительная динамика по профилактики нарушения зрения у школьников. (Приложение 2).

3.6. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ.
2. Тестирование.
3. Диагностирование.
4. Беседа.
5. Наблюдение.
6. Внедрение разработанной методики.
3.7. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
По результатам данного эксперимента, можно сделать вывод, что если систематически использовать на каждом уроке, после 20 минут от начала урока, разработанный Л.С. Кузьминой комплекс упражнений, то это будет способствовать профилактике нарушения зрения школьников.
Еще один этап проекта – улучшение питания школьников по витаминно-минеральному составу (рекомендуемый перечень продуктов питания и блюд подобран по витаминно-минеральному составу для профилактики зрительной патологии и улучшения общего состояния иммунитета детей (Приложение 10)), данный перечень рекомендован к применению администрации МБУО СОШ № 6 и 12. Разработки Л.С. Кузьминой одобрены детским офтальмологом МБУЗ «Ленинградское ЦРБ» Л.П. Луневой, заведующей детской поликлиники МБУЗ «Ленинградское ЦРБ» В.Г. Оболенской, начальником ТО У Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах В.Г. Карабутовой.(Приложение 11)
Обобщая итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о целесообразности использования данного комплекса упражнений, а также продуктов питания для профилактики нарушений зрения, рекомендуемых Л.С. Кузьминой (Приложение 3, 10).

3.8. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Подводя итоги проделанной работы, опираясь на теоретическую и практическую части педагогического опыта и анализируя результаты, можно утверждать, что проблема профилактики нарушения зрения у школьников актуальна в наши дни. И ей стоит уделять должное внимание в образовательном процессе.
Поэтому были разработаны рекомендации по применению гимнастики в образовательном процессе для учителей и медицинских работников школ. А также для родителей (Приложения 12, 13, 14, 15).
С целью профилактики нарушения зрения учащихся, рекомендовать школам: обязательно проводить комплекс упражнений для глаз (Приложение 3) и дополнить школьные обеды перечнем продуктов питания и блюд (Приложение № 10), корректируя их по витаминно - минеральному составу. Также необходимо улучшить гигиенические условия: освещение рабочего места школьника. Стены в классах и поверхности столов должны иметь светлые тона. Необходимо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Только в образовательных учреждениях можно массово охватить детей и применяя вышеизложенные рекомендации профилактировать нарушения зрения у школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами.
Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений.
В-третьих, задача школы - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
Введение в образовательный процесс комплекса гимнастики для глаз и улучшение питание школьников по витаминно - минеральному составу будут способствовать повышению иммунитета, профилактики патологии зрения и улучшения здоровья в целом, так как только в образовательных учреждениях имеется возможность массового охвата детей.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в образовательном учреждении, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).
Без сомнения, успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.
Конечным результатом своей деятельности традиционная школа видит изменение поведения учащихся, а здоровьесберегающая – компетентность действовать в интересах, прежде всего своего здоровья и здоровья общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Биран В.П.Зрение - дар бесценный. (Советы офтальмолога юному спортсмену) - М.: «Медицина», 2006.- 82с.
2.Брегг П. Брегговская система укрепления зрения. - С-Пб.: « ИД Весь», 2003.- 103с.
3.Глазные болезни: Учебник/ Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой.-М.: «Медицина», 1983.- 383с.
4.Ковалевский Е.И. Глазные болезни. - М.: «Медицина», 1980.- 431с.
5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: «Глобус», 2008.- 124с.
6.Санри Т.Японский пальцевой массаж. - С-Пб, ИД «Весь», 2004.- 211с.
7.Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: «Просвещение», 1990 .- 320с.
8. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. - Ростов на Дону: «Феникс», 2004.- 410с.
9. Лекция врачей-офтальмологи кафедры глазных болезней СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова - ассистент кафедры Наталия Юрьевна КУЗНЕЦОВА и аспирант Инна Александровна ОЛИСОВА. http://spinet.ru/public/seepit.php. (дата обращения: 20.02.2010).
10. Резников А. Работа над ошибками // Планета людей.- 2008. - № 8.- С.79-80
11. Каршина Е. Зрение минусы и плюсы // Планета людей.- 2009.- № 5.- С.62-66
12. Резников А. Тестируем опросник ВОЗ // Планета людей.- 2012. – май.- С.46-52
13.электронный ресурс file://localhost/F:/обучающие%20технологии/Роль%20педагога%20в%20здоровьесберегающей%20педагогике%20-%20Здоровьесберегающее%20образование%20-%20Всероссийский%20съезд%20«Здоровое%20поколение%20—%20здоровая%20Россия».mht (дата обращения: 20.10.2009).

14. электронный ресурс: Дж. А. Родейл. http://www.glazmed.ru/lib/public12/eyeinfect023.shtml(дата обращения: 20.02.2010).
15. электронный ресурс: http://www.domsemja.ru/vivr/27/kapriz.htm (дата обращения: 20.02.2010).
16. электронный ресурс: Продукты, улучшающие зрения. http://tipslife.ru/37441-kakie-produkty-uluchshayut-zrenie.html (дата обращения: 02.02.2011).
17. электронный ресурс: Тест «Проверти Ваше зрение». www.abc-gid.ru (дата обращения: 02.02.2010).
18. электронный ресурс: Верни себе зрение. ---http://zreni.ru/533-anatomiya-organa-zreniya-dorodonova-olya.html(дата обращения: 10.06.2010).
19. электронный ресурс: http://www.domsemja.ru/vivr/27/kapriz.htm(дата обращения: 02.12.2010).
20. электронный ресурс: Зрение от А до Я. www.vipgroup.net(дата обращения: 22.12.2011).

Приложение.
Приложение 1. Тест «Проверти ваше зрение».
Приложение 2. Сравнительная характеристика результатов педагогического опыта за 2010-2012 годы.(в презентации)
Приложение 3. Гимнастика для глаз.
Приложение 4. Справка.
Приложение 5. Справка.
Приложение 7. Отзыв о посещенном мероприятии «День открытых дверей».
Приложение 10. Рекомендации по применению продуктов для улучшения зрения.
Приложение12.Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по профилактике нарушения зрения.
Приложение 13. Рекомендации учителю начальных классов по профилактике нарушения зрения школьников.
Приложение 14. Рекомендации родителям по профилактике нарушения зрения школьников.
Приложение 15. Рекомендации медицинскому работнику школы по профилактике нарушения зрения школьников.
(16-20 в презентации)
Приложение 16. Результаты педагогического опыта в 2010 году.
Приложение 17. Результаты педагогического опыта в 2011 году.
Приложение 18. Результаты педагогического опыта в 2012 году.
Приложение 19.Фотоматериалы по применению педагогического опыта.
Приложение 20.Сравнительная характеристика применения педагогического опыта.

Приложение 13

Муниципальное образование Ленинградский район
Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей
межшкольный учебный комбинат
станицы Ленинградской
муниципального образования
Ленинградский район

Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям
по профилактике нарушения зрения

ст. Ленинградская
2012 г.

Рекомендации по профилактике нарушения зрения
составитель Л.С. Кузьмина, учитель МАОУ МУК специальности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»
– Ленинградская: МАОУ МУК, 2012. – 8 с.
Утверждены на МО МАОУ МУК от 20.02.2012 протокол № 5
Рекомендации предназначены для учителей средней и высшей ступени образовательных школ.
В них изложены: рекомендации и комплекс упражнений по профилактике нарушения зрения у учащихся

© Л.С. Кузьмина составление, 2012
© Оформление. МАОУ МУК, 2012

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................4
Рекомендации………………………………………………...................................6
Заключение...............................................................................................................9
Библиографический список…………………………………………………….10

ВВЕДЕНИЕ
В национальной образовательной концепции «Наша новая школа» здоровье школьников определено одним из ключевых направлений развития общего образования. Проблема здоровьесбережения детей во время обучения названа одной из основных проблем образовательного процесса. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует решений, обеспечивающих создание условий для двигательной активности школьников и формирование культуры здорового образа жизни. Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, в повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Плохое зрение ограничивает возможности осуществлять мечты, снижает качество жизни, физического развития ребенка.
В связи с повсеместной компьютеризацией российские дети с малых лет получили возможность осваивать компьютерную грамотность и получать информацию в Интернете. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и в школе, и дома. При работе с компьютером огромная нагрузка приходиться на зрительный анализатор. В настоящее время следствием зрительных нагрузок является «синдром компьютерной усталости», который приводит впоследствии к таким патологиям, как спазму аккомодации, а в дальнейшем к близорукости или дальнозоркости и более тяжелым последствиям (ожоги сетчатки и другие). Поэтому так важно знать к каким последствиям могут привести чрезмерные зрительные нагрузки.
По данным Российского научного общества офтальмологов в России проживает более миллиона слепых и слабовидящих людей, из них детей -100%-х инвалидов по зрению - примерно 34 тысячи. Основные причины заболеваний органа зрения - воспалительные процессы (около 4 млн. случаев); травмы (около 2 миллионов); близорукость (более 1,5 миллиона); глаукома (более770тысяч) (http://www.domsemja.ru/vivr/27/kapriz.htm), а так же спазм аккомодации, дальнозоркость, нарушения преломляющей способности глаза и другие.
В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения, в мегаполисах – 80%. Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению - около 600 тысяч. Проблема «молодеет»: среди поступающих в школу детей – 4% с нарушениями зрения, среди выпускников – уже 40%.
Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. В возрасте 7- 20 лет (период обучения) на организм детей приходятся интенсивные нагрузки: напряженная зрительная работа, стрессовые ситуации, переутомление, однообразная работа и поза, всё это вызывает спазмы и напряжение мышц глаз, головы, плечевого пояса, нарушает кровоснабжение головного мозга, способствует нарушению обменных процессов и снижает иммунитет организма.
У детей, обучающихся в средних и выпускных классах на зрительный анализатор приходиться большая нагрузка. Ненормированные зрительные нагрузки, несоблюдение гигиены труда, в том числе неправильная посадка за столом и неумеренное пользование компьютером приводит к развитию близорукости. Миопия является частой причиной инвалидности по зрению во всех группах населения, из-за того, что сопровождается изменениями сетчатки, сосудистой оболочки и другими осложнениями. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна в школе. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, обучение учащихся здоровью - одна из важнейших задач каждого учебного заведения.
Роль педагога по предупреждению нарушения зрения у школьников велика – это освещенность класса, коррекция осанки школьника, благоприятный климат в детском коллективе, размещение школьников за рабочими местами, частая смена деятельности, разъяснительная работа с родителями и детьми.

РЕКОМЕНДАЦИИ:
Для профилактики нарушения зрения у школьников необходимо:
1. Проводить комплекс гимнастических упражнений через 20 минут после начала урока.
Гимнастика для глаз
1. Пальминг –(отдых для глаз) –сядьте прямо, расслабьтесь, закройте глаза, а затем положите свои руки, плотно сомкнув пальцы поверх глаз, чтобы не было щелочек. (можно локти поставить на стол, но спина должна быть ровная, расслабленная).Дышите ровно. Через 10-15 секунд откройте ладони и еще через 10 секунд откройте глаза.
2. Положите руки на заднюю поверхность шеи и сверху вниз по направлению к плечевому суставу производите надавливание пальцами, двигаясь по надплечью в течение 1 минуты – улучшит кровоснабжение сосудов глаз (улучшает кровоснабжение головы в том числе глаз).
3. Сядьте прямо, обопритесь на спинку стула, посмотрите прямо перед собой вдаль (например, на стену, доску), глубоко и медленно вдыхая, переведите взгляд на кончик носа, медленно выдыхая, переведите взгляд в исходное положение (на стену), закройте глаза на 2-5 секунд. Время продолжения упражнения 1 минута. Постепенно можно увеличивать задержку в верхним положении (через полгода до несколько минут) (тренирует мышцы глаза).
4. На вдохе медленно поверните глаза направо (до упора, но без напряжений), на выдохе верните глаза и посмотрите вперед, вдохните и поверните глазами налево (голова остается неподвижной). Повторите это упражнение 3-4 раза (тренирует мышцы глаза).
5. Поставьте указательные или средние пальцы рук у внешнего угла глаза и проведите вокруг глаза – от наружного угла глаза к внутреннему по нижнему краю глаза и от внутреннего к наружному по верхнему краю глаза, при этом нажимая на точки, которые расположены у внутреннего и наружного угла глаза. Веки можно закрыть – стимулирует кровообращение глаза, снимает усталость. Повторить 5 раз (улучшает кровоснабжение головы в том числе глаз, снимает нервное напряжение).
6. Потрите ладошки и разотрите все пальцы, особое внимание уделите мизинцу и безымянному на обеих руках – это благоприятно влияет на работу всего организма в целом, нажмите большим пальцем на точку, которая находится в середине ладони – это поможет снять усталость (на ладоне много активных точек, воздействуя на них мы улучшаем работу всего организма, в том числе и глаз, особенно полезно растирать мизинец, так как там проходит меридиан сердца).
7. Сделайте глубокий зевок и часто - часто поморгайте – стимулирует слезоотделение, снимет сухость глаза, что необходимо при работе с компьютером.
Данный комплекс упражнений занимает не более 2-3минут (дома до 5 минут), но позволит глазам отдохнуть и улучшит состояние всего организма.

- При выполнении дома, время выполнения упражнений 3 и 4 постепенно можно увеличивать через полгода на несколько минут, сочетая их с упражнением 1.
- Противопоказания: отслоение сетчатки и послеоперационный период (кроме упражнений 1 и 6).
2. Контролировать осанку школьников.
3. Контролировать освещенность рабочего места школьника.
4. Ежегодно участвовать в проведении мероприятий по проверке остроты зрения детей класса в школьном медпункте.
5. По результатам проверки остроты зрения детей ставить в известность их родителей.
6. При рассаживании школьников за партами руководствоваться рекомендациями медицинского работника школы по результатам проверки остроты зрения детей, дети с высокой степенью близорукости должны ближе сидеть к доске.
7. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы.
8. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона.
9. Обязательно учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
10. Рекомендовать родителям:
-проводить комплекс гимнастических упражнений дома с детьми, (указанный выше) через каждые 20 минут работы за компьютером, чтением книг, выполнением домашнего задания,
- контролировать время работы за компьютером, при просмотре фильмов и телепередач,
- контролировать осанку ребенка и освещенность его рабочего места.
-приступать к выполнению домашнего задания после отдыха в течение 1 - 1 часа после занятий в школе, это значительно уменьшит общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций.
Показания: с целью профилактики нарушения зрения при работе, связанной с напряжением зрительного анализатора, при патологии зрительного анализатора (кроме противопоказаний).
Противопоказания: отслоение сетчатки и послеоперационный период (кроме упражнений 1 и 6).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора, и пришла болезнь.
Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и не профессионализма. Именно в школе можно охватить большое количество детей и проводить профилактические мероприятия, а так же привить навыки предупреждения нарушений зрения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1..Брегг П. Брегговская система укрепления зрения. - С-Пб.: ИД Весь, 2003.-103 с.
2..Ковалевский Е.И. Глазные болезни. - М.: Медицина, 1980.- 431с.
3.Санри Т.Японский пальцевой массаж. - С-Пб, ИД «Весь», 2004.- 211с.
4. Лекция врачей-офтальмологи кафедры глазных болезней СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова - ассистент кафедры Наталия Юрьевна КУЗНЕЦОВА и аспирант Инна Александровна ОЛИСОВА.http://spinet.ru/public/seepit.php(дата обращения: 20.02.2010).
5. Резников А. Работа над ошибками // Планета людей.- 2008. - № 8.- С.79-80
6. Каршина Е. Зрение минусы и плюсы // Планета людей.- 2009.- № 5.- С.62-66
7. Резников А. Тестируем опросник ВОЗ // Планета людей.- 2012. – май.- С.46-52
8.электронный ресурс: Дж. А. Родейл. http://www.glazmed.ru/lib/public12/eyeinfect023.shtml(дата обращения: 20.02.2010).
9. электронный ресурс: http://www.domsemja.ru/vivr/27/kapriz.htm (дата обращения: 20.02.2010).
10. электронный ресурс: Верни себе зрение. ---http://zreni.ru/533-anatomiya-organa-zreniya-dorodonova-olya.html(дата обращения: 10.06.2010).
11. электронный ресурс: http://www.domsemja.ru/vivr/27/kapriz.htm(дата обращения: 02.12.2010).
12. электронный ресурс: Зрение от А до Я. www.vipgroup.net(дата обращения: 22.12.2011).
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: klubov1309
Просмотров: 2760 | Загрузок: 123 | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик