СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогический проект"

Роль исследовательской работы в развитии творческой и познавательной активности на уроках русского языка и литературы
[ · Скачать удаленно (3 Мб) ] 18.12.2013, 17:14
«Роль исследовательской деятельности в развитии творческой и познавательной активности на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе»

Учитель русского языка и литературы Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ - Осипова Н. В.

Слайд 1. В современных социально-экономических условиях усиливается роль исследовательской деятельности обучающихся в образовательном процессе школы. Она в наибольшей степени способствует формированию творчески мыслящей, конкурентоспособной личности. Этим и обусловливается выбор темы проекта - «Роль исследовательской работы в развитии творческой и познавательной активности на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности»
Слайд 2. Исследовательская деятельность обучающихся способствует не только развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, помогает его социальной адаптации в среде сверстников, меняет его социальный статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.
Слайд 3. Однако потребность детей в серьезной и долгосрочной работе, требующей самостоятельности мышления, усердия и старательности сталкивается с формальным подходом в организации исследовательской деятельности обучающихся.
Слайд 4. Цель проекта – изучение влияния исследовательской работы на познавательную и творческую активность обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Слайд 5. Задачи проекта представлены на слайде:
- развивать творческую и познавательную активность обучающихся
- воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы
- развивать навыки самостоятельной и коллективной работы
- воспитывать конкурентоспособную личность
Слайд 6. В качестве гипотезы выдвинуто следующее умозаключение: если использовать технологию исследования в преподавании русского языка, литературы и во внеурочной деятельности, то повысится уровень творческой и познавательной активности обучающихся.
Слайд 7. Ожидаемые результаты следующие.
- Совершенствование познавательной и творческой активности обучающихся.
- Формирование навыков исследовательской работы, способности мыслить самостоятельно и оригинально.
- Привитие навыков сотрудничества в группах различного состава.
- Умение анализировать информацию из литературных, публицистических, мультимедийных ресурсов по проблеме.
- Обучение умению делать выводы и высказывать собственное мнение по проблеме
Слайд 8. При подготовке проекта использовались следующие методы исследования:
• Системно-деятельностный подход. Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основная его цель направлена на результат деятельности. Задача школы на современном этапе – не дать объем знаний, а научить учиться! При этом подходе учитываются психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка.
• Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы по проблеме исследования.
• Анализ результатов теоретического и экспериментального исследований.
• Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование, качественный и количественный анализ ответов обучающихся.
• Педагогический эксперимент.
• Обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.
• Формирование навыков исследовательской работы, способности мыслить самостоятельно и оригинально.
• Привитие навыков сотрудничества в группах различного состава.
• Обучение умению делать выводы и высказывать собственное мнение по проблеме.
• Умение анализировать информацию из литературных, публицистических, мультимедийных ресурсов по проблеме.
Слайд 9. Тип проекта и возрастной состав участников представлен на слайде.
Слайд10. Этапы проведения проекта: диагностический, подготовительный, практический и заключительный.
Слайд 11. На I этапе проекта было проведено анкетирование, которое помогло выявить отношение подростков к учебно-исследовательской деятельности, обозначены наиболее востребованные формы творческой деятельности, определена общая тематика проектов.
Слайд 12. Результаты вводной диагностики представлены на слайде. Они показали, что в отношении учебно-исследовательской деятельности высокая активность свойственна ученикам 5 класса, самыми индифферентными и пассивными оказались восьмиклассники. В результате изучения востребованности различных видов деятельности выяснилось, что учебно-исследовательская деятельность занимает всего лишь третью позицию после олимпиад и конкурсов.
Слайд 13. На II этапе проекта были сформулированы темы и проблемы исследований, сформированы группы и обсужден план работы. Выбраны названия проектов, обсуждены возможные источники информации. Определены действия при самостоятельной работе.
Слайд 14. Темы учебных проектов, реализованных в процессе III этапа, представлены на слайде. Чаще всего в процессе обучения учащимися создаются краткосрочные информационные мини-проекты, которые направлены на сбор информации о каком-либо источнике (художественном произведении, картине, историческом событии и т. д.) на его анализ и обработку, предполагающую обобщение каких-либо литературоведческих или лингвистических фактов. Представляется такая работа в классе в виде презентации. Таков, например, ученический проект «Лексика ершалаимских глав», выполненный ученицей к уроку литературы при изучении романа Булгакова «Мастер и Маргарита» или мини-исследование девятиклассницы «Цветовые эпитеты в стихотворениях И. С. Никитина»
Нередко выполняются групповые исследования. Таков, например, ученические проект «О происхождении наших имен и фамилий», подготовленный шестиклассниками, он знакомит с этимологией личных имен и фамилий учащихся. Еще один пример коллективного проекта – «Путешествие во времени, Или как одевались люди Московской Руси во времена Ивана Грозного» по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный», его авторы ученицы 7 класса.
Долгосрочные исследовательские проекты приближены к настоящим научным исследованиям с указанием целей, задач, актуализации и методов исследования. Такие работы характеризуются логической последовательностью, использованием различных методов исследования, большого количества источников информации, оформлением результатов исследования. Примером может служить ученический проект «О стыде перед русским словом», выполненный десятиклассниками.
Слайд 15. На заключительном, IV этапе проекта, были проанализированы результаты исследовательской деятельности и проведена заключительная диагностика, показавшая, что отношение подростков к учебно-исследовательской деятельности претерпело значительное изменение, а именно: теперь большинство обучающихся 6 и 11 классов занимают активную позицию, возросла она и у девятиклассников по сравнению с результатами, полученными в мае 2010 года. В результате изучения востребованности различных видов деятельности выяснилось, что проектно-исследовательская деятельность стала наиболее значимой и в процентном соотношении занимает равную позицию наряду с олимпиадами.
Слайд 16. Результаты анкетирования, выявляющие уровень усвоения знаний, умений и навыков участниками проекта, представлены на слайде.
Слайды 17. Результатом организации исследовательской деятельности стало участие детей в творческих конкурсах самого различного уровня. Мои ученики получили опыт публичной защиты своих работ на школьной конференции «Эрудит», областных конференциях «Грани творчества» и «Путь в науку» (так, работа, посвященная деятельности Е. П. Шумарина, достойно была представлена Галкиной Светланой и заняла 3 место). Неоднократно наши работы по краеведению становились призерами и победителями в областном конкурсе исследовательских работ «Моя земля, мои земляки!» (Работы Корец Ольги, Антроповой Ирины Осипова Тимура «История села Сампура», «Поэты Тамбовщины», «На пыльных страницах районных газет…»).
Мы представляли свои проекты на региональных конкурсах «Я помню! Я горжусь!», «Звездочки Тамбовщины» (второе место в номинации «Журналистика», работа «И близких всех душа не позабудет…»).
Слайд 18. Участие в исследовательской работе было по достоинству оценено грамотами и дипломами.
Слайд 19. Свидетельством развития творческих способностей в результате применения метода исследования на уроках русского языка и литературы стали творческие работы обучающихся, написанные в самых разных жанрах, в том числе и не очень традиционных для школы, таких как лимерик, спич, хокку, цзяцзуань, акростих, синквейн. (Гиперссылка. Здесь представлены творческие работы обучающихся, написанные в самых разных жанрах).
Слайд 20. Обучающиеся имеют стабильный интерес к русскому языку и литературе, который отражается на качестве знаний, воспринимают учебно-исследовательскую деятельность как средство формирования их творческих и интеллектуальных способностей. (Гиперссылка. Это стихотворение ученица посвятила выходу в свет сборника сампурской поэтессы Н. С. Меркушовой, чье творчество исследовалось на уроках литературного краеведения).
Слайд 21. На этом слайде представлена положительная динамика качества знания по русскому языку и литературе за три года. Так в 2008-2009 году качество знаний по русскому языку составляло всего 36% в 2009-2010 году – 43%, в 2010-1011 году – 52%. По литературе соответственно: 55%, 61%, 65%
Слайд 22. Выпускники показывают стабильное качество знаний и на ЕГЭ по русскому языку, результаты которого выше областных. Средний тестовый балл составил 64 в 2009-2010 г, и 68 в 2010-2011 г.
Слайд 23. Занятия исследовательской деятельностью позволили добиться определенных успехов не только конкретно в этом виде деятельности. В декабре 2011 года ученицы 10 класса Дьяконова Ангелина, Зотова Дарья, Подхватилина Мария, Сургучева Елена, Шуткова Мария стали победителями Всероссийской дистанционной олимпиады по русскому языку.
Слайд 24. Развивать у детей творческое начало можно только творческим путем. И поистине велик принцип педагогики всех времен: только то, что интересно самому учителю, будет интересным и полезным его ученикам. Чтобы вдохновить обучающихся, «зажечь» их, необходимо «гореть» самому. Детская успешность напрямую зависит от успешности учителя.
Слайд 25. Вывод.
- Исследовательская работа в творческом коллективе объединила школьников по интересам, воспитала обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, развила взаимопомощь и добросовестность.
- Появилась возможность убедиться в собственных творческих способностях, что придало уверенность в себе, заметно поднялся статус в коллективе.
- Наблюдается повышение интереса к предметам исследуемой деятельности – русскому языку и литературе.
- Вырос уровень творческой и познавательной активности обучающихся.
Погрузившись в исследовательскую деятельность, ребенок обязательно когда-нибудь сделает свое собственное открытие. В этом смысл и ценность исследовательской работы, т.к. знания и умения, приобретенные в ее процессе, формируют у молодого поколения готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают их на успешную социальную адаптацию в современном обществе.
Слайд 26. Здесь представлены информационные источники проекта. Спасибо за внимание!
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогический проект" | Добавил: 68Nina68 | Теги: исследовательская деятельность обуч
Просмотров: 1482 | Загрузок: 308 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик