Урок
по русскому языку в 3 классе по теме:
Обобщение знаний о составе слова".
Тема:
Обобщение знаний о составе слова.
Цель:
развивать умения выделять значимые
части слова, разбирать слова по составу.
Задачи:
1.
закрепить знания учащихся о составе
слова
2.
развивать орфографическую зоркость,
внимание, мышление, речь, способствовать
формированию навыков грамотного
каллиграфического письма;
3.воспитывать
интерес к изучению русского языка,
любознательность, доброжелательное
отношение друг к другу.
Оборудование:
1.
компьютер
2.
таблички со словами-частями слова.
3.
Раздаточные листы для детей.
4.
Дерево и листочки с однокоренными
словами
Ход
урока:
1.
Организационный момент
-Ребята,
скажите, пожалуйста, какое время года
сейчас?
-Осень.
-Сегодня
урок хочу начать вот с такого
стихотворения:(на экране)
Оень
натупила,
выохли
цветы
И
глядят уныло
голые
куты
-Прочитали?
Что вы заметили?
-Пропущена
буква с
-Это,
наверное оттого что вы ее иногда обижаете
пишете неправильно и соединяете с
другими буквами неправильно. Давайте
вспомним и напишем правильно букву с
(эс).
2.
Минутка чистописания:
Сс
со св сы сл ес ас
-Прочитайте
стихотворение правильно.
3.
Работа над темой.
-
Прочитайте
слова.
Приставка,
предлог, суффикс, корень, окончание.
Какое
слово лишнее?
-Предлог
Обоснуйте
свой выбор.
Как
вы думаете, что мы сегодня будем делать
на уроке?
-Правильно,
повторять тему "Состав слова".
-
Сегодня у нас урок необычный - мы
отправляемся в страну Словаринку . Из
чего же состоят слова?
-Да,
строительных блоков для слов четыре:
корень, приставка, суффикс, окончание!
-А
какой "блок", какая часть слова
самая главная? Почему?
-Эта
часть слова является носителем основного
значения: это обязательная часть слова,
которая сохраняется во всех родственных
словах.
-
Вот мы и попали в гости к главной части
слова. А как вы назвали город, в котором
"живет" корень слова?
Каждая
команда предлагает свое название города.
По моей просьбе дети объясняют, как
образовались эти названия.
Главный
город Корнеслов.
-
В
каком
основном значении употребляется в нашей
речи слово корень?
-
Корень- "подземная часть растения,
посредством которой оно укрепляется в
почве и получает из земли воду с
растворенными в ней минеральными
веществами".
-
Как вы думаете, почему ученые использовали
именно это слово для названия одной из
частей слова?
-Потому
что сердцевиной слова, его смысловым
центром является корень, от него "растут"
слова, как ветки на дереве.
-
Какие
слова могут вырасти на этом дереве?(
На доске дерево , в корнях которого дано
слово дом.)
-
Напишите эти слова в тетради. Время 1-2
минуты.
-Прочитайте
записанные слова.(По мере называния
слов учитель помещает слова на ветки
"словесного" дерева на доске)
-
Что объединяет эти слова: дом, домик,
домище, домовой, придомовой, надомный,
домохозяйка...?
-Смысл,
заключенный в корне дом.
-
Назовите среди записанных слов
однокоренные имена существительные,
имена прилагательные.
Город
Приставкин. Упражнения в различении
приставок, их смысла и в подборе слов с
различными приставками.
-
Как вы назвали город, в котором живут
приставки?
-
Что вы знаете о приставке, как части
слова
-
Какую работу выполняют приставки в
языке?
-
Задание: "Все ли приставки вы знаете?
Кто больше? Запишите в тетради знакомые
приставки.
-Посчитайте,
сколько вспомнили?
Выборочный
диктант. Выпишите из стихотворения
слова с приставками.(задание на листочках)
Поздняя
осень. Грачи улетели.
Лес
обнажился. Поля опустели.
Только
не сжата полоска одна,
Грустную
думу наводит она.
Н.Некрасов.
-Прочитайте
записанные слова. Назовите в них
приставки. Докажите, что приставку
выделили правильно.
А
сейчас "приставкины" вопросы:
-Как
найти приставку в слове?
-Может
ли быть в слове 2 приставки, 3 приставки?
Докажите.
Найдите
слова с приставками, назовите их:
Чу,
за тучей прогремело,
Принахмурилась
земля.
(Ф.Тютчев)
Город
Суффиксград. Упражнение в различении
и образовании слов с различными
суффиксами.
-
Как назвали город, где живут суффиксы?
-
Почему так назвали и как образовали эти
слова.
-
Что вы знаете о суффиксах?
-Как
найти в слове суффикс?
-
Запишем по памяти стихотворение Т.
Белозерова.
Жил
В
озерке
Золотистый
Карасик...
Ласково
звали
Карасика
Васик.
-Читаем
все вместе.
-Назовите
слова, в которых есть орфограммы.
-Прочитайте
еще раз.
-Запишите
в тетради.
-
Найдем слова, в которых есть суффикс.
-Напишите
в тетради суффиксы, какие вы помните.
-Прочитайте
суффиксы, которые вы написали.
-От
данных слов образуйте новые слова с
помощью суффикса -тель- и запишите их.
Суффикс выделите. На доске работает 1
ученик.
Учить,
читать, строить, водить, воспитывать.
4.Физминутка.
Город
Окончание. Упражнение в различении
окончаний.
-Как
вы назвали город, в котором живут
окончания?
-Расскажите,
что вы знаете об окончании как части
слова.
-Приведите
примеры слов с нулевым окончанием.
Спишите,
вставьте пропущенные окончания.
Врем...
не деньг..., потеряешь- не найдешь.
Объясните
смысл пословицы.
-
Итак, для чего служит окончание.
Заключительное
задание:
Упражнение
183. стр 97. Самостоятельное выполнение.
Проверка.
-Назовите
слова, которые подходят к первой схеме.
-Назовите
слова, которые подходят ко второй схеме
-Назовите
слова, которые подходят к третьей схеме.
5.
Рефлесия.
-Оцените
свою работу на уроке.
6.
Подведение итогов урока.
-Назовите
значимые части
слова.
7.Оценки
8.
Домашнее задание
упр.188.
стр.98. |