СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Использование опорных конспектов на уроках математики
29.01.2014, 21:03
Муниципальное образовательное учреждение Лицей №9
Г. Новосибирск

«Использование опорных конспектов на уроках математики»

Разработка учителя математики
Каменской Татьяны Петровны

Оглавление

1. Предисловие……………………………………………………………………… 1
2. Использование опорных конспектов на уроках математики…………….…… 2
3. Блочно-модульная технология преподавания математики…………………… 8
4. Список литературы................................................................................................. 12
5. Опорные конспекты……………………………………………………….…….. 13

Предисловие
В основу данного труда положены опорные конспекты, которые формировались в процессе преподавания предмета математика в школе, идеи , найденные в сети Интернет. Поправки и дополнения вносились в процессе формирования данного пособия учителями математики нашей школы.
Последовательность и группировка материала возникли сами собой, в процессе преподавания человеку, совершенно запустившему к 11 классу точные науки.
Автор надеется продолжить работу над дальнейшим наполнением данного пособия, при изыскании на то соответствующих временных и денежных ресурсов.
Использование опорных конспектов на уроках математики
Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги. Идти от целого к части, опираться не на зубрёжку, а на понимание — вот основа методики Шаталова. Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.
Прочные знания можно сформировать благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведёт к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Проблему решает не совершенствование системы экзаменов, а методика обучения, усиливающая естественный механизм понимания.
Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребёнок сможет его понять, воспроизвести? Нужно рассказывать столько, сколько нужно, и в разных вариантах. Если систематизировать учебный материал в виде схем и таблиц, то можно получить при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала. Система работы включает в себя шесть элементов: повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, индивидуальную работу с детьми.
Опорный конспект представляется в виде некой графической схемы из элементов, связанных между собой. Удачная схема — находка для учителя и ученика. Ученики выводят из неё ответ, как из красивой формулы.
Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята учеником одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст учеников, степень их владения материалом.
Схема облегчает запоминание, повторение материалов, структуризацию и приумножение знаний. Дети охотно воспроизводят дома опорные конспекты, с которыми работали на уроке. Школьники обходятся без дневников и традиционных домашних заданий. Им незачем халтурить, списывать, шпаргалить. Ведь сделать самому — быстрее и приятнее. Такая система даёт ребёнку чувство уверенности в своих силах. Она воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, инициативу.
Используя опорный конспект на уроке возможно за 15 минут повторить огромный материал, пробежав глазами опорные сигналы. Система не сводится только к опорным конспектам. В ней много нюансов. Для успешного усвоения курса математики необходима самостоятельная работа учащихся на всех этапах учебного процесса. В решении этой задачи помогают эффективные средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке в виде опорных конспектов.
Оптимальное соотношение теории и прикладных знаний в процессе работы исключает зазубривание. Вместе с этим тщательно отрабатывается язык учебного предмета, его терминология, усиливается смысловая нагрузка на тренировочный материал.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи считают, что преобразование учеником информации, перевод ее в более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Ученик читает текст и делает соответствующие записи в тетради. Знания усваиваются в системе, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком.
Необходимо поэтапно переходить к работе с опорными конспектами, отработав навыки:
• выделять главное, существенное в учебном материале;
• правильно определять и графически обозначать причинно-следственную связь;
• правильно считывать информацию из конспекта.
Опорные конспекты помогают учащимся эффективно усваивать новый учебный материал и упорядочить самостоятельную работу по устранению пробелов в математической подготовке. Так же эти конспекты содержат образцы решений типовых примеров и упражнений, дается алгоритм выполнения элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих данному типу.
При составлении опорно-логических схем следует вводить знаки и использовать приемы краткой записи, что существенно экономит время. Конспекты можно использовать:
• при изучении нового материала;
• при закреплении пройденного на уроке;
• при подготовке домашнего задания;
• при организации работы в группах, парах;
• при итоговом повторении.
Опорный конспект составляется учителем для ученика (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместно учителем и детьми в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия). Таким образом, умение составлять опорный конспект - одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает учеников к презентации своих знаний.
Использование опорных конспектов показало, что они положительно влияют на обучение всех учащихся, но особенно тех, которые вначале испытывают затруднения при выполнении различных заданий.
Такой подход заинтересовывает учащихся, так как подобная организация учебного процесса развивает их мыслительную способность, заставляет их быть внимательным, учит анализировать, создает каждому учащемуся ситуацию успеха, и у них исчезает чувство беспомощности. Это особенно важно для учащихся с пониженным уровнем обучаемости.
Известно, что влияние математики на развитие общей культуры мышления школьников потенциально весьма велико. А потому каждому учителю-предметнику необходимо строить весь процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сделать это воздействие наиболее эффективным и заметным, создать благоприятные условия для развития детей разного уровня подготовки. Как решить эту глобальную задачу в условиях массовой школы? Как из числа часов, отводимых на предмет и порой недостаточных даже на усвоение программного минимума, выкроить время еще и на развитие детей?
Добиться этого помогает внедрение в практику передовых методик, технологий, интенсифицирующих учебный процесс. Несомненно, привлекательна методика преподавания, предложенная замечательным, талантливым донецким учителем математики Шаталовым В.Ф. В течение многих лет изучение и применение на уроках его педагогических находок позволяло автору данного пособия получать прекрасные результаты.
Однако следует предупредить, что бездумное заимствование и использование в личной практике чужого, пусть даже самого замечательного, опыта обречено на неудачу. Это как одежка «с чужого плеча». Нет учителей, похожих друг на друга, как две капли воды. А значит, не может быть абсолютно одинаковых методов работы. Потому что каждый человек в дело, которым он занимается, вносит свое личное начало, вкладывает свои мысли и душу.
Так и в рассматриваемом случае: с течением времени получился новый, отличный от оригинала творческий образовательный продукт, своеобразная методика составления и использования опорных схем на уроках математики, во многом отличная от методики автора.
Следует отметить, что опорные конспекты в настоящее время приходится составлять самостоятельно. Опыт показал, что ничего невозможного в этой работе нет. Конечно, затрачивается масса времени на обдумывание, компоновку схем, на создание наиболее оптимального со всех точек зрения варианта. Но это полезно, поскольку ведёт к более глубокому и детальному осмыслению учебного материала, решая таким образом задачу «развития» самого учителя. А с появлением в нашей жизни компьютерных технологий процесс создания «опор» значительно упрощается и совершенствуется.
От начала изучения каждой темы до ее завершения и обобщения учащиеся под руководством учителя проходят несколько традиционных этапов. Остановимся более подробно только на двух из них: изучение нового материала, контроль и учет теоретических знаний.
Если не ставить перед собой задачу изучения годового курса математики в сжатые сроки (хотя резервы для этого есть), то обучение можно вести плавно и размеренно. В слабых классах – обычно в соответствии с общепринятыми календарными планами. Сэкономленное же время использовать для развития детей, проведения различных дидактических игр, выполнения творческих заданий, стимулирующих интерес к предмету. В более сильных классах резерв времени можно потратить на расширение рамок изучаемой темы, введение дополнительных сведений, нестандартных упражнений, решение задач повышенной сложности, выполнение различных творческих проектов и т.д.
Первый урок изучения каждой темы посвящается изложению нового материала, который подается большими объемами. Укрупненные блоки в зависимости от степени сложности материала могут включать содержание двух-шести, а иногда и более пунктов учебника.
Изложение темы можно начинать с рассказа учителя, преподносить его в виде лекции в ускоренном приблизительно в полтора раза темпе. Однако предпочтительнее более подробный разбор темы, сопровождающийся вовлечением учащихся в творческий процесс изучения нового материала. Желательно, однако, темп урока не снижать, чтобы не создавать у школьников ощущения громоздкости рассматриваемого материала.
Психологами доказано, что человек, совмещающий несколько действий одновременно, выполняет их значительно медленнее, чем по отдельности, и с заметной потерей в качестве. Именно поэтому во время изучения нового материала учащиеся не ведут никаких записей, они слушают, вникают в суть, решают поставленные перед ними задачи, отвечают на проблемные вопросы, то есть принимают посильное, активное участие в разборе новой темы.
Затем наступает время кратковременного отдыха, «тихой минутки», когда дети кладут головы на парты и закрывают глаза. И поверьте, это любят не только младшие школьники, но и старшеклассники! Теперь, когда внимание учащихся восстановлено, начинается повторное изложение материала. Рассказ ведется по готовому опорному плакату: он более короткий, зато более конкретный и убедительный. Возможен и третий проход по наиболее трудным местам изучаемого материала.
Оставшееся время урока необходимо посвятить решению элементарных упражнений по рассмотренной теме с целью дополнительного усвоения понятий, определений и формул, рассмотренных в начале урока, и формирования первичных навыков их практического применения.
Очень полезно бывает в конце урока еще раз повторить теоретический материал, но в иной форме, предоставив возможность отдельным учащимся рассказать, что нового они узнали на уроке, представить свою версию грамотного изложения изученного. Остальные ребята могут дополнить этот рассказ, скорректировать неточности. Или же эту работу можно выполнить фронтально: задавая наводящие вопросы, учитель помогает школьникам составить коллективный вариант рассказа.
Последние 1-2 минуты учащиеся записывают схемы в специальные книжки или блокноты, а если схемы размножены на ксероксе, то ребята после получения просто их подклеивают. Кроме того, образцы опорных схем можно разместить в Интернете, например, в специальном разделе школьного сайта, откуда учащиеся могут его извлечь или просто скинуть им на флешку.
Каждый опорный конспект представляет собой своеобразный план-«шпаргалку», с помощью которого учащийся сумеет восстановить в памяти все основные детали изучаемого материала и который поможет ему во время ответа у доски. Опорный конспект может иметь свой порядковый номер и указание пунктов учебника, которые должны быть изучены учащимися дома при подготовке к ответу по данной теме. Это удобно, потому, что не требует записей в дневнике и исключает случаи неподготовленности учащихся к уроку по причине забывчивости.
Как показала практика, вышеописанная организация урока создает условия для более полного и успешного запоминания всего материала и сокращает время домашней подготовки учащихся к уроку.
На втором уроке традиционно проводится опрос учащихся по теоретическому материалу. Эта работа начинается с письменного воспроизведения опорной схемы в течение заданного, заранее оговоренного времени. После добросовестной домашней подготовки выполнение письменной работы в таком режиме не представляет никаких трудностей для абсолютного большинства учащихся. Поэтому отрезок времени, отводимый на написание конспекта, после многочисленных тренировок сокращается, причем значительно: до двух-четырех минут.
Затем наступает второй этап урока – устный опрос. Самый первый ответ, по моему мнению, должен четко, последовательно прозвучать у доски, у опорного плаката, как возможный образец выступления для остальных учащихся. Именно возможный, поскольку при подготовке к ответу присутствует элемент творчества: ведь каждый ученик составляет свой личный рассказ по данной теме, а потому последовательность и форма изложения могут быть самыми разнообразными.
Если ответ был удачным, то ученик получает отличную оценку, становится консультантом, помощником учителя и получает право опрашивать других учащихся. Консультантом может стать любой, в том числе и слабый ученик, успешно «сдавший» схему.
После одного или нескольких ответов, прозвучавших у доски, наступает очередь «тихих опросов» и «тихих ответов», которые проводятся учителем и все возрастающим числом консультантов, но уже в индивидуальном порядке. «Тихий» опрос очень удобен для ребят стеснительных, закомплексованных, неуверенных в себе. Такие дети испытывают больший комфорт, отвечая хотя бы на первых порах своему однокласснику, возможно, по своему же выбору. Чем в это время заняты остальные? Либо повторяют тему, готовясь к ответу, либо, подсев к учителю или консультанту, прослушивают ответы своих товарищей, обращая внимание на все замечания по ходу опроса. Таким образом, достаточно стихийно возникают рабочие группы во главе с консультантами.
Учитель координирует деятельность учащихся, и время от времени контролирует объективность выставления оценок консультантами, задавая контрольные вопросы их подопечным. Работе каждого школьника на этом уроке должна быть дана предварительная оценка.
На видном месте в классе располагается ведомость полученных оценок. Пятерки выставляются красным фломастером, другие оценки – простым карандашом, чтобы ученики имели возможность в любое время исправить их.
Если тема обширна, то на опрос по данному материалу можно затратить целый урок – это будет своеобразный теоретический зачет. Если же тема проста, то уже на этом уроке можно перейти к закреплению ее практическими заданиями и продолжить эту работу на последующих занятиях.
Уроки закрепления изученного материала также требуют как от учителя, так и от учащихся большей гибкости и напряжения ума. Как традиционно изучается материал школьного учебника? После изучения параграфа начинается решение примеров и задач, порой однотипных, шаблонных, для закрепления материала конкретного раздела учебника. Понятно, что такие задачи не требуют напряжения ума ребенка. Ему не приходится искать эффективные способы их решения, подбирать нужные алгоритмы, формулы и теоремы. Все это определено и ограничено темой урока. Много ли такой урок даст для развития ребенка? Нет. Он всего лишь научит его работать по шаблону. И любое задание, выходящее за рамки темы, легко поставит его в тупик.
Рассмотренная ситуация будет качественно иной, если все изучить одним большим блоком. Тогда любая рассмотренная на уроке задача поставит ученика перед необходимостью осознанного выбора средств и методов ее решения, а следовательно, будет способствовать большему развитию ребенка. Задача учителя на этом этапе заключается в продуманном, грамотном планировании урока, подборе качественных разноплановых заданий, включающих элементы разных тем, требующих от школьника большего напряжения мысли.
Чем же интересна, привлекательна выбранная методика, чем она полезна для учащихся? Понятно, что при такой организации работы роль теоретических знаний действительно становится ведущей. Основные практические навыки учащиеся получают и отрабатывают только после глубокого изучения теории.
Постоянный контроль и учет знаний каждого ученика ведет к осознанию им необходимости систематической подготовки к активному ответу на любом уроке.
Подача материала большими блоками способствует целостному и осознанному восприятию материала, делает понятным для учащихся введение и изучение многих математических фактов, понятий, теорем и т. п., а также раскрывает их внутреннюю взаимосвязь друг с другом. При изучении темы ученик на каждом уроке видит перед собой опорные плакаты и схемы, не раз, готовясь к письменному ответу и сдавая теоретический зачет, он выполняет рисунок схемы. Многократно он слышит изложение материала учителем и своими одноклассниками, а также проговаривает его сам. Такая организация труда способствует, с одной стороны, развитию всех видов памяти ребенка; с другой стороны, более быстрому и качественному запоминанию и пониманию каждой конкретной темы.
Использование опорных схем сокращает время подготовки к ответу, тем самым способствуя решению проблемы загруженности детей. Значительно увеличивается разговорная практика учащихся, столь незначительная в условиях массовой школы. Школьники приучаются логически мыслить, рассуждать, четко формулировать свои идеи и математически грамотно их излагать. Практика показывает, что речь многих учащихся, в начале обучения прерывистая, сбивчивая, постепенно становится последовательной, логически связной и наполненной смыслом.
Изучение материала большими блоками, включающими несколько тем, позволяет разнообразить практические занятия, включая многоплановые задания, для решения которых необходимо знание одновременно нескольких тем, требующих большего напряжения мысли и владения многими навыками. При такой организации уроков возможно высвобождение значительного объема времени, которое можно потратить на развитие детей.
Всем понятно, что развитие ребенка, воспитание осознанного, творческого отношения к учебному труду невозможно в обстановке страха. Возможность в любой день исправить любую оценку за теоретический материал снимает чувство панического страха перед ответом, чувство неуверенности в своих силах, а использование опорных схем гарантирует любому школьнику положительную оценку за конкретный, заранее известный ему объем знаний, вселяет веру в свои возможности.
Реальная возможность каждому ученику стать консультантом делает нередкой ситуацию, когда слабый ученик опрашивает отличника, что также способствует росту авторитета и самоуважения слабого ученика.
Устанавливается благоприятный психологический микроклимат, обстановка дружелюбия, взаимопомощи и взаимоконтроля. В заключение хотелось бы сказать следующее: что бы ни делал учитель, какой бы методикой не владел, он всегда будет понят и принят УЧЕНИКАМИ. Потому что он УЧИТЕЛЬ!
Учитель – не профессия, учитель – это призвание!
Блочно-модульная технология преподавания математики
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. За последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но все же в учебном процессе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения; между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Одним из важных направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.
Переход школы от авторитарной (традиционной) педагогики к адаптивной предполагает, несколько этапов:
• внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения педагога к процессу обучения, изменения стиля поведения так, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет управление обучением.
Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе.
Чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний. Идея модульного обучения не нова. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах П.А.Юцявичене (1989, 1990), Т.И.Шамовой (1994), П.И.Третьякова и И.В.Сенновского (1997).
Блочно-модульная технология позволяет развивать самостоятельность учащихся на уроке, повышает сознательное отношение к учебе, повышает их познавательную активность. Соблюдается право ученика на выбор уровня овладения содержанием, тем самым на уроках создается ситуация успеха, что способствует самореализации ученика и мотивации учения. Задания на всех этапах урока дифференцированы по уровням сложности, домашнее задание тоже дифференцировано, ученик имеет свободный выбор объема, уровня трудности и характера заданий. На каждом этапе урока применяются различные формы контроля: контроль со стороны учителя, затем взаимоконтроль в парной работе, и, наконец, самоконтроль, что способствует активизации учащихся, развиваются навыки коллективной работы, ученик учится правильно распределять время работы над заданиями. В течение всего урока учащиеся сами оценивают свою работу и результаты оценивания заносятся в индивидуальный контрольно-оценочный лист. Модульная технология позволяет экономить учебное время на 30%, так как урок разбивается на микромодули, у каждого из которых своя четко заданная цель, свой вид самостоятельной деятельности, требующий мобилизации знаний и умений, указаны способы взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе.
Блочно-модульное планирование – это, скорее, результат приведения в систему хорошо известных форм и методов работы; в систему, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в систему, которая оптимизирует учебный процесс как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.
Урок есть основное звено процесса обучения. Это значит, что весь процесс обучения складывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь-систему. Очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса.
Новые социальные требования к системе образования определяют роль школы, как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Отсюда вытекает новое понимание целей образования – «не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания». Эти цели требуют соответствующего содержания образования и технологий организации образовательного процесса.
Практика постоянно нас убеждает, что, несмотря на огромный объем информации и обилие умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно беспомощны в их применении в реальной жизни. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
В моей работе преподавании математики и информатики метод подачи материала укрупненными единицами (блоками) – является основным. Основой каждого блока является опорный конспект, при составлении которого руководствуюсь следующими принципами:
• научное изложение вопроса, предполагающие максимальное использование математической символики;
• краткость изложения, не теряющие логического построения теоретического материала;
• яркая продуманная наглядность, предполагающая использование красочных рисунков, чертежей, схем, диаграмм, заимствованных не только из учебников и учебных пособий, но и подсказанных опытом;
• один конспект имеет информацию по целой теме или части темы, если она слишком обширна;
• • выделение главного, основного цветом или шрифтом;
• • при составлении конспектов осуществляю логическую связь и последовательность перехода от данного конспекта к другому.
Модульное обучение преследует цель – формирование у детей навыка самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания. Использования блочно-модульной технологии обучения математике дает возможность: больше внимания уделять основным понятиям предметов; материал выступает не отдельной единицей, а в качестве выделенного из той структурной единицы. Технологию обучения математике я строю на создании блоков. Каждый блок обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти. Блок имеет следующую структуру: проблемный модуль; информационный модуль. расширенный модуль, модуль систематизации, модуль коррекции знаний, модуль контроля, проблемный модуль
Изложение теоретического материала - информационный модуль. Основой информационного модуля каждого блока являются лекция. Блоковая система подачи материала позволяет изучать объект или материал в целом, не дробя его как при обычной линейной методике обучения. Особое значение придаю разработке алгоритмов решения задач и классификации основных типов задач. Применение алгоритмов поэлементного решения задач, позволяет учащимся на следующих этапах изучения блока решать стандартные задачи самостоятельно.
При углублении и расширении теоретического материала используется расширенный модуль. Провожу в этом модуле уроки закрепления изученного материала и уроки применения знаний и умений, на которых предлагаю выполнить учащимся сложные комплексные задания, охватывающие знания, навыки и умения по крупным разделам всей изучаемой темы. Использую игру: "Морской бой", 3вездный час", "Математический суд" и т. д.
Модуль систематизации. Практикую проведение таких занятий после изучения важнейших разделов информационного блока. Огромную роль в этом блоке играют уроки обобщения и систематизации, которые предполагают следующую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию у учащихся понятий, категорий и систем, от них – к усвоению все более сложной системы знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями той или иной темы.
Модуль коррекции знаний. Основная задача коррекционного модуля – это ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Ранняя диагностика пробелов в знаниях учащихся с целью предупреждений отставаний и неуспеваемости отдельных учащихся, реализую посредством проведения консультаций, дополнительных занятий, уроков работы над ошибками и т. д.
Модуль контроля. При работе в модуле контроля провожу систематический учет знаний и умений учащихся по следующим параметрам:
1) текущий контроль;
2) контроль выполнения домашних заданий;
3) тематический или итоговый контроль.
Домашнее задание также дается блоком. Учащиеся получают индивидуальное задание, которое он может выполнить в течении недели в любое удобное для него время. Итоговый контроль знаний реализую при выполнении тестов, тематических контрольных срезов. Контрольная работа – это итог работы учителя и его учеников поданной теме.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Немаловажную роль я здесь отвожу проведению нестандартных уроков, которые возможно проводить за счет резерва времени при использовании блочно-модульной технологии преподавания математики.
Переход к блочно-модульному планированию содержания не может не сказаться на оценочной деятельности учеников. Оценка перестает быть инструментом принуждения и средством наказания. При выполнении заданий самостоятельных работ, контрольных работ, зачетов и тестов использую поуровневую дифференциацию: ученик четко знает критерии оценивания каждой работы, что дает ему возможность выбора выполнения заданий и прогнозирования своих результатов.
Использование технологии модульного обучения, которое отличает проблемный подход, творческое отношение обучаемого к процессу обучения, комплексная работа над изучением теории и практики, позволяет мне сформировать у учащихся прочные, осознанные знания и умения, развивать познавательные способности и создавать условия для развития самореализации личности каждого ученика. Значительное пространство свободы, получаемое преподавателем при этой технологии, обеспечивает ему большую возможность творческих поисков

Список литературы
1. Статья «Блочно-модульные технологии как средство повышения качества обучения» Терехова Е. А.;
2. «Методика сотрудничества в обучении математике» Фисюра Л.А.;
3. Справочник по теории и методам решения задач алгебры и начала анализа «Опорные конспекты по математике» Савченко Ю.С.;
4. Сборник конкурсных задач по математике для поступающих в ВУЗы Говоров В.М.;
5. Математика 10 - 11 «Решение задач» Шарыгин И.Ф.;
6. Полный сборник решений задач для поступающих в ВУЗы Сканави М.И.;
7. Углубленное изучение геометрии Окунев А.А.;
8. Статья «Использование модульной технологии на уроках математики» учитель математики Пушкарева В. Ш.;
9. Всероссийский интернет-педсовет Педсовет.org;
10. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.Б., Романовская З.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова. — М.: Просвещение;
11. Ахметов Н.К., Гайдаров Ж.О. Игра как процесс обучения. Алма-Ата;
12. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Бабанский Ю.К
13. Беспалько В.П;, Беспалько Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. М.: Знание;
14. Бурбаки Н. Архитектура математики. — М.: Знания;
15. Закорюкин В.Б., Панченко В.М., Твердий Л.М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам./ Проблемы вузовского учебника. — Вильнюс: ВГУ
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: Kamensky
Просмотров: 3728 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик