СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Роль создания ситуации успеха в практической деятельности педагогов
[ Скачать с сервера (1.09 Mb) · Скачать удаленно (525 КБ) ] 10.01.2014, 22:24
«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Подросток, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить уважение со стороны учителей, одноклассников. Но проблема в том, что он не знает и не умеет, как правильно привлечь к себе внимание. А нашим детям, которые проживают по ряду причин в стенах Центра, часто не хватает внимание и своих родителей, которые мало интересуются тем, чем живёт их ребёнок, с кем дружит, с кем общается.
Поэтому часто приходится слышать от подростков фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание, а так же даже идти на учёбу, так как ребёнок не может себя реализовать как личность. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением, в компаниях таких же неустроенных, запущенных детей. Почему это происходит?
Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.
Иной раз мы знаем ответ на этот вопрос, со свое стороны мы можем придти на помощь, но как? Какую роль при этом играет педагог? Может ли педагог сформировать интерес у обучающихся к учебному процессу и если может, то при помощи чего?
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал Константина Дмитриевича Ушинский-:« Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то , усваивает материал , но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому , что ему удается и не удается », он считал, принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности.

Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса обучения.
Свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальных функции: оно готовит человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно формирует способность менять самого себя и свое бытие.
Организация учебного процесса, основанного на гуманистических позициях, будет результативной при условии сотрудничества между педагогом и воспитанником, и только в том случае, если дети будут испытывать успех в познании окружающей действительности.
В процессе учебной деятельности положение педагога, подростком далеко не равнозначно. Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком и перед своей совестью.
Нужно чаще разговаривать с подростком, выбирая для этого темы интересные для него, пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения. Педагог должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы и уверенность в подростке. Педагог и ребёнок должны находиться в равноправных позициях: откровенность педагога должна быть направлена к ребёнку, как к человеку. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся, испытывающие определенные затруднения в обучении. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально - психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Теоретические основы создания ситуаций успеха.
Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму создания ситуации успеха, необходимо выяснить, чем успех является для подростка. Обратимся к исследованиям А. С. Белкина.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.
В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.
С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные силы, скрытые до поры.
С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной деятельности.
Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности и поверить в себя.
Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами.
Рекомендуется использовать подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий справиться с поставленной перед ними задачей.
Технологические операции создания ситуаций успеха
Операция
Назначения Речевая парадигма
1. Снятие страха Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
2. Авансирование успешного результата Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает подростку уверенность в своих силах и возможностях. «У вас обязательно получиться..»
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате»
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности Помогает обучающимся избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..»
«Выполняя работу, не забудьте о…..»
4. Внесение мотива Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….»
«Только тебе я и могу доверить…»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…»
«Так хочется поскорее увидеть…»
7. Высокая оценка детали Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали «Тебе особенно удалось то объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Остановлюсь на примере своей работы. При знакомстве мальчик напоминал долговязого подростка, у которого всё валилось из рук. Он спокойно реагировал, когда его подавляли более сильные духом одногруппники. Меня это настораживала, и когда я пыталась выяснить причину его равнодушия, он делал вид, что ему всё равно. Подросток просто не умел себя защитить, дать отпор. После определённого общения, где я попыталась привить ему уверенность в его силе, отталкивалась от его более сильных черт характера – как доброта, мальчик изменился.
Мы все видим, что он активно принимает участие в жизни не только своей группы, но и защищает честь училища в городских соревнованиях. На данном примере хочется, надеется, что те дети, которые находятся в настоящий момент возле меня, так же смогут преодолеть чувства неуверенности, в своих силах, приобретут желание развиваться, самоутвержаться, что поможет в дальнейшей социальной деятельности реализовать себя как личность.
И в конце доклада хочется пожелать коллеги успехов в воспитании не только грамотных учеников , но и сильных духом, уверенных в своих силах личностей. Надеемся, что наш труд не пропадёт даром, и наши воспитанники оценят наше старание, которое мы вкладываем при их проживании в реабилитационном центре.
Использованная литература:
1. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».- М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).
2. Ермолаева М.В. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: подружка
Просмотров: 1112 | Загрузок: 346 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик