СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Программа обучения научно-исследовательской деятельности
23.12.2013, 21:23
Программа курса
«Основы научно-исследовательской деятельности студентов»

2013

Разработчик: Артемьева Н.А. - методист









СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 7
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9

Пояснительная записка

Научно-исследовательская деятельность – процесс совместной деятельности обучающихся и педагогов, связанный с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию, в котором удачно сочетаются обучение и практика
Актуальность. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки обучающихся, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности и как инструмента повышения качества образования, уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований.

Цель и задачи курса: освоение обучающимися колледжа основ ведения научно-исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- подготовить обучающихся освоению научно-исследовательской деятельности, способствовать самостоятельному приобретению обучающимися новых знаний и умений,
- формировать функциональный навык исследования как универсальный способ освоения действительности,
развивать- способности к исследовательскому типу мышления,
- аналитические и прогностические способности обучающихся средствами исследования;
активизировать личностную позицию учащегося в процессе обучения в колледже
развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);
создать условия для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Специфика курса подразумевает: основными видами научно-исследовательской деятельности обучающихся и студентов являются:
- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем
- изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, приборов, пособий;
- экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний и др.

Основой эффективной самостоятельной научно–исследовательской деятельности студентов является ее организация, которая включает в себя:
1. Дидактически целесообразное использование форм, приемов и методов обучения при реализации курса:
• развитие творческой самостоятельной работы студентов на основе использования проблемного обучения и других методов активизации познавательной деятельности студентов;
• формирование умений и навыков работы с современными средствами обучения;
• освоение техники быстрого и рационального чтения литературы;
• оптимальное использование индивидуальных, групповых и фронтальных организационных форм обучения, обеспечивающих студентов необходимой методической помощью и текущим контролем в целях своевременной корректировки содержания и организации последующих этапов научно-исследовательской деятельности ;
• получение главного результата исследовательской деятельности -интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

2. Вовлечение студентов в разнообразные формы научно-исследовательской, деятельности, проведение конференций, семинаров в колледже.
3. Создание условий для активного участия студентов в разнообразных конкурсах, олимпиадах, проводимых научными сообществами, фондами и т.п.

В результате изучения курса студент должен:
иметь представление:
- об особенностях научного познания и его методологических основах;
знать:
- методы психолого-педагогического исследования;
- содержание основных понятий и категорий научного поиска;
- требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования;
уметь:
- выбирать тему исследования, составлять его план;
-подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования;
-обобщать передовой педагогический опыт и организовывать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения, оформлять выполненную работу.

Предлагаемый курс рассчитан на 42 часа аудиторных занятий. Наряду с теоретическими занятиями планируются практические занятия и самостоятельная работа студентов. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета по выполненной научно-исследовательской работе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, . Максимальная Количество Самостоятельная
учебная нагрузка
студента, час часов
работа студента час


Всего 42часа
В том числе практи ческие занятия



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Наука и научное познание
Наука и научное познание. Понятие о науке как специфической сфере человеческой деятельности, направленной на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. Особенности научной деятельности. Основная цель и основной продукт научной деятельности - получение новых знаний в тех или иных областях человеческой жизни. Наука и её методы исследования. Методология и методика исследования Цели, задачи и формы организации научно-исследовательской работы.

Раздел 2 . Структура и методы и научного познания
Структура научного исследования. Основные виды организации научно-исследовательской работы Изучение образцов и знакомство со структурой работ- победителей Всероссийского конкурса следовательских работ. Структура работы. Практическое задание на дом: подготовить структуру своего исследования
Методологические основы и методы научного исследования. Классификация методов. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза Исследовательские возможности разных методов. Эмпирические методы. Теоретические методы. Математические. Метод экспертных оценок. Графические методы
Общенаучные и специальные методы исследования в педагогике. Диагностика личности. Сказка как средство диагностики. Педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование. Изучение передового педагогического опыта Тесты и методика их использования. Педагогический эксперимент.
Источниковедческая база исследовательской работы. Понятия: источник, литература. Критерии его оценки. Методика работы с литературными источниками. Работа в библиотеке. Стиль изложения материала. Знакомство с разным стилем изложения материала на примере работ-победителей Всероссийских конкурсов исследовательских работ.
Требования к оформлению раздела: «Источники и литература».

Раздел 3. Этапы реализации научно-исследовательской деятельности
Определение круга интересующих вопросов и ознакомление с литературой – со степенью разработанности проблемы. Определение темы исследования и к какому типу работа будет относиться (фундаментальное исследование, прикладное или разработки). Уточнение проблемы и составление первоначального плана научной работы. Демонстрация образцов планов, соответствующих всем необходимым требованиям.
Введение. Выбор темы и постановка проблемы, обоснование её актуальности составление плана, определение объекта, предмета, проблемы исследования, цели, гипотезы, задач исследования для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Выбор методов исследования Поиск источников и литературы, отбор фактического материала Работа с литературой. Технология работы с научной литературой - один из важнейших вопросов, в значительной степени определяющий эффективность всей исследовательской работы. Анализ источников и литературы. Знакомство с анализом литературы работ- победителей Всероссийского конкурса исследовательских работ. Практическое задание: подготовить анализ источников и литературы по своему исследованию. Требования к оформлению. Практическое задание на дом: оформить раздел «Источники и литература» в соответствии с требованиями.
Работа над основной частью исследования. Общие требования к данному разделу работы. Составление индивидуального рабочего плана, выбор методики, определение организации научных исследований. Разработка программы педагогического эксперимента. Поэтапная реализация исследовательских задач. Анализ результатов научного исследования, его обобщение, интерпретация, обоснование выводов и рекомендаций. Способы предоставления результатов исследования. Требования, предъявляемые к предоставлению результатов исследования. Правила оформления результатов.
Заключение. Результаты работы.
Формы, методы Оформление научной работы. Композиция научной работы. Титульный лист. Сноски. Практическое задание: оформить все сноски в соответствии с требованиями (два варианта).
Практическое задание: оформить с учетом всех требований титульный лист своего исследования.
Приложение. Правила оформления. Показ образцов, выполненных в соответствии с принятыми требованиями.
Составление тезисов. Требования.
Практическое задание на дом: составить тезисы своего исследования в соответствии с принятыми требованиями
Изучение документов и результатов деятельности учащихся.

Основные источники:

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ: «О науке и государственной научно-технической политике»;
3. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации;
4. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2006.
5. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М.; 2007.
6. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2007
7. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического
исследования. - М., 2009
8. Кузнецов И.Н. Научное исследование. – М.: Дашков и К, 2006.
9. Малицкая Л.Р. Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей по выполнению дипломной работы. – Ноябрьск; 2005.
10. Папковская П.Я. Методология научного исследования. – М.; 2006.
11. Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М.; 2005.
12. Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов. – М.; 2005.
13. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Санкт-Петербург 2009
14. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. – М.: Издательство АПК и ПРО, 2008.
15. Сысоева М.Е.Организация научно-исследовательской работы студентов.- М.; 2007

Дополнительные источники:

1. Бережнова Е.В. Краевский В.В Основы учебно-исследовательской деятельности студентов 3-е издание .- М; 2007
2. Боровик С.С. Курсовые и выпускные квалификационные работы. – М.; 2001.
3. Виноградова Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – М.; 1998.
4. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М.; 2001.
5. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М.; 2001.
6. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований.2-е издание -М., 2007
7. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ.
8. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, №
9. Методы системного педагогического исследования. - М.: Народное образование, 2002.
10. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. – М.; 2007
11. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении-М.;2007

Интернет-ресурсы по проблемам исследовательской деятельности

1. www.researcher.ru - Портал исследовательской деятельности учащихся при участии: Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 "Лицея на Донской", Представительства корпорации Intel в России, "Физтех-центра" Московского физико-технического института.
2. www.vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.
3. www.issl.dnttm.ru - сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
4. www.konkurs.dnttm.ru - сайт-обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр.
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: Нана
Просмотров: 1089 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик