СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Урок чтения "Полюбуйся, весна наступает..."
[ · Скачать удаленно (1900 Kb) ] 20.12.2013, 23:04
Разработка урока Сладковой Татьяны Анатольевны, учителя предшкольной подготовки, с учащимися 2 класса Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ.

Тема: “Полюбуйся, весна наступает”.

Цели:
- способствовать пониманию учащимися поэтического произведения с помощью других видов искусств (ИЗО, музыки);
- развивать познавательный эмоциональный интерес к работе с текстом,
- углубить, расширить образные представления весенних картин, возникших в воображении детей.
Оборудование: презентация «Биография И.С.Никитина», пьеса “Апрель” П.И. Чайковского; репродукции картин И.И. Левитана “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”; стихотворение И.С. Никитина “Полюбуйся, весна наступает …”

Ход урока

I. Психологический настрой

Учитель. Представьте себе, что вы удобно сели в кресло или на диван и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но фильм почему-то не показывают. Вместо этого на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение (на экране весенняя картинка)
Учитель выразительно читает стихотворение И.С.Никитина “Полюбуйся, весна наступает …”.
- Какие у вас появились впечатления, желания?
(Мне захотелось в окно посмотреть.)
(А я хочу выскочить на улицу.)
- Кому знакомо это стихотворение?

II. Сообщение темы урока и его целей

Вот мы и опять встретились с русским поэтом Никитиным – замечательным художником русского слова. Мне кажется, что живое слово поэта уже разбудило у многих из нас “душу и ум”. Так пусть оно введет нас в мир красоты. Мы будем вдыхать “аромат” художественного слова поэта, ценить его открытия.

III. Сведения о поэте (презентация)

Обратите внимание на годы жизни поэта. Он жил в позапрошлом веке – почти 200 лет назад. Но поэт не умер, хотя обозначена дата смерти. Мы читаем его стихи, значит, он жив.
Родился Иван Саввич Никитин в 1824 году в г. Воронеже, на окраине города в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын был ученым лекарем. С 6 лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Потом он учился в духовном училище, в семинарии. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился, и надо было ему во всем помогать. Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Все свободное время читал, а позднее стал писать стихи.
С высокой кручи побережья, где стоял дом Никитиных, поэту открывались неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.
Прочитайте слова самого поэта.
- О чем очень любил писать поэт?
(О родной природе).
Прошло уже более 40 лет, когда я впервые услышала стихотворение, и всегда строки поэта вспоминаются весной. Можно я его еще раз прочитаю?
Учитель повторно читает стихотворение.

IV. Анализ произведения

Какие картины вы представляете себе, слушая стихотворение?
( - Какое красивое стихотворение).
( - Да, даже захотелось посмотреть на журавлей).
( - А я услышала песенку ручейка).

А что ты увидел?
(Ласковое солнышко, посветлевшие деревья, птичьи гнезда).

Прочитайте стихотворение еще раз сами.
(Дети читают стихотворение про себя.)

Что радует поэта?
( - Весна).
( - Ему весело, он любуется солнцем).
( - Поэт даже так написал (читает первую строку).

Прочитаем первое слово шепотом.
(Все читают, стараясь голосом показать любование природой.)

Зачем мы сделали паузу?
(Чтобы успеть полюбоваться природой).

А Никитин чем любуется?
(Весной).

Чем еще весна радует поэта?
(Птицами).

Журавли как летят?
(Караваном).

Это как?
(Значит, друг за другом).

Чем еще любуется поэт?
(Днем солнечным, ярким, на небе нет облаков).

Найдите эту строку.
(“В ярком золоте день утопает…”)

(Это как будто день утопает, как яблони в цвету или лужайка в одуванчиках. Так много света.)

Учитель. “Яркое золото дня” – это находка поэта для описания солнечного дня. Это его открытие, вызывающее удивление своей точностью, красотой и емкостью. Вот что значит художественный язык. Из необычного сочетания обычных слов создается образ. В нескольких словах поэт рассказал о многом. За это и называют поэта художником слова.
Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали, прочитав это стихотворение?
(Радостную, счастливую).

Учитель. А я бы вот какую: когда весна наступает – торжественную, громкую; а журавли летят – чуть бы замедленную. Они ведь не могут быстро лететь, так как устали. А потом – просто счастливую.
Обратите внимание, в конце строки “Ручьи по оврагам шумят…” стоит не точка, а многоточие. Почему?
(Не закончилось стихотворение).
Да. Сейчас зазвучит музыка. Вслушайтесь в нее сердцем, поживите с ней несколько минут и покажите в движениях ту картину, которую не досказал поэт.
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла “Времена года” – “Апрель”. Дети внимательно слушают.
Скажите, а чему еще радуется поэт?
( - Птицам).
( - Он рад увидеть гостей).
И опять находка поэта. Почему птиц называет гостями?
( - Они то прилетают, то улетают; как гости – приедут и уедут).
Учитель. Молодцы, ребята! Птицы соберутся в родном месте, которое описывает поэт. Здесь их ждут гнезда, люди. А в благодарность за заботу они будут петь песни “День-деньской от зари до зари”.
Что узнали об авторе из этих строк?
( - Поэт не говорит, что любит птиц, а мы это чувствуем).
( - Он любит птиц, мы это чувствуем).
В стихотворении мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Мы вместе с вами сделали открытие. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь голос поэта. Кто хочет сам прочитать стихотворение?
(Желающих много. Все читают выразительно, каждый по-своему. Учитель отмечает то, что особенно удалось передать при чтении.)
В заключение урока дети находят общее в картинах И.И. Левитана “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасова “Грачи прилетели”(на экране) и находят строки к картинам.

V. Домашнее задание
Какое бы задание вы хотели бы выполнить дома?
( - Выучу наизусть).
( - Попробую написать о весне).
( - Нарисую картинку).
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: tasladkova
Просмотров: 3381 | Загрузок: 370 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик