+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Разработка учебного занятия на тему "Памятники первобытной культуры"
20.12.2013, 13:01
Разработка учебного занятия Кунц Анны Владимировны,преподавателя истории искусств и анимации,
с учащимися 3 класса анимационного отделения
МБОУДОД ДШИ №50 г.Кемерово.

Тема урока:«Памятники первобытной культуры».
Цель урока:Изучение памятников первобытной культуры и их влияние на нравственное воспитание обучающихся.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с выдающимися памятниками первобытной культуры.
2. Научить обучающихся выявлять особенности скульптуры и живописи первобытной эпохи.
3. Развить фантазию, ассоциативное мышление обучающихся на изучаемых произведениях.
4. Выработать у обучающихся мотивацию к самопознанию и самовыражению через задания творческого характера.
5. Воспитать у обучающихся чувство бережного и толерантного отношения к миру через изучение произведений первобытного искусства.
Тип урока: классический (урок-беседа), с использованием ТСО.
Структура и содержание урока:
Введение.
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Памятники первобытной культуры». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в котором познакомимся с памятниками первобытной культуры, увидим интересные произведения искусства древнего человека, попытаемся понять, что хотели передать в искусстве наши предки.
Я приготовила вам шкалу времени. Посмотрите внимательно на эту шкалу. Что означают эти даты? (2012 г.н.э, 0-1г. н.э.,25 тыс. лет до н.э.).
Эта дата говорит о времени, в котором жили древние люди, и называлась эта эпоха - палеолит.
• Ребята, как вы думаете, что означает это слово в переводе с английского языка?(«палео» - древний, «лит» - камень = древнекаменный век).
• Кто может рассказать…..как жили древние люди?
Представьте, что вы живете в те далекие времена….одеты на вас шкуры животных….
• Кто какую шкуру хотел бы одеть?
Животное не только кормило, согревало человека, но и являлось его защитником. Те, животные, которых люди считали своим общим предком, которым они поклонялись и обожествляли, назывались тотемами. Тотем являлся символом племени, его покровителем. С ним советовались, просили помощи, приносили жертву. Животное - тотем нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Охота на животных давала не только мясо, но и материал для изготовления орудий и украшений. Особенно любили наши предки ожерелья из зубов животных. Занимались они и ловлей рыбы, которой много водилось в реках и озёрах. Материалом для построек, часто служили дерево и шкуры. Из громадных костей и бивней строили каркас жилища, который покрывали затем шкурами, ветвями, частично засыпали землёй. Таким образом, животное обеспечивало все для существования первобытного человека, поэтому было священным.
1 Живопись. Анализ произведения «Томская писаница».
Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что древние люди расселились по всему миру, и даже побывали недалеко от Кемерово.
• Никто не догадывается….о каком памятнике первобытного искусства я хочу вам рассказать?
Рассказ о Томской писанице:
Томская писаница – это памятник первобытной культуры, музей-заповедник.
• Кто-нибудь бывал там? Знаете откуда название?
На правом берегу реки Томь между деревней Писаной и городом Юргой находится огромная отвесная скала с первобытными рисунками древних. Такие скалы в Сибири стали называть писаницами или "писаными камнями". Рисунки наполнены глубоким и таинственным смыслом. Места, где расположены писаницы, всегда окружены атмосферой таинственности и религиозного почитания. Наскальные рисунки называются - петроглифы. На этой скале находится около 300 рисунков, можно сказать, картинная галерея.
Все, что окружало первобытного человека, он изображал на стенах своего жилища. Именно так возникла наскальная живопись.
• Ребята, что же изображали первобытные люди?
Перед охотой, разрисовав себя ритуальными узорами, люди собирались вокруг изображения животного, изображённого на скале, земле или песке. Размахивая копьями, охотники танцевали вокруг изображения и пели, а потом бросали в него копья. Эти действия были своеобразной тренировкой перед охотой. Совершив обряд, они приобретали уверенность в том, что охота будет удачной.
• А как вы думаете, из чего получали свои краски доисторические художники для изображения животных?
Молодцы. А получали краски древние люди из мягких горных пород. Они измельчали их в порошок и смешивали с водой или животным жиром. Уголь от костра использовался для нанесения черных контуров и наложения теней. Цветная земля давала разные оттенки коричневого, красного и желтого цвета. Глина использовалась вместо белой краски. Кисти делали из щетины животных, мха или распушенных веточек.
• Ребята, давайте попробуем получить белую краску из мела. (Преподаватель выдает чашку, камень и мел детям, для получения массы).
Здесь, на берегу Томи, сложился свой стиль, основной особенностью которого является манера изображения животных, особенно оленей, показанных в движении.
• Давайте, внимательно посмотрим, на наскальное изображение оленя, и подумаем, что означают отходящие от головы тонкие полосы?
Таким образом, перед нами олень, со схематично нарисованным туловищем, символизирующий солнце.В древние времена оленьи рога надевал на себя вождь племени для заклинания удачи в предстоящий сезон охоты.
Олень — это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя так же связан с Древом Жизни. Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие.
А теперь давайте посмотрим, как выглядели наскальные рисунки других стран. Это изображение бизона, найденное в пещере Альтамира в Испании.
Ребята, представьте, что мы сидим вокруг костра….и самый главный человек – это женщина-мать…..всё племя отдает ей лучшую пищу, лучшее место. Она является главной, все ее слушают и ей подчиняются ….такое устройство в обществе называлось «Матриархат» (от латинского mater - мать, и греческого arche - власть). Именно это отражается и в ранних произведениях древних людей.

Изучение произведений первобытной культуры.
1. Скульптура. Анализ произведения «Палеолитическая Венера».
Так вот как раз в каменный век была создана самая ранняя первобытная скульптура. Это БОГИНЯ МАТЬ! Высота данной статуэтки совсем небольшая….как спичечный коробок…(размеры некоторых Венер:7,2 см, масса 10 г.)
• Ребята, как вы думаете….для чего они создавались?
Молодцы! Мне очень понравились ваши рассуждения….
А наши современники назвали эти статуэтки «Палеолитическими Венерами».
• Ребята, вспомните, пожалуйста, кто же такая Венера? Выглядела она вот так... Ребята, скажите, пожалуйста, что необычного для вас в этом изображении?
Объяснение:
Совершенно верно, но именно этот образ для людей того времени считался символом прекрасного. Лицо на этой маленькой фигурке не показано: оно закрыто шапкой кудрявых волос. Большинство Венер того времени можно назвать безликими, то есть, изображенных без лица. Здесь присутствует некоторое преувеличение объёмов, что передает идею материнства, плодородия, женственности, хранительницы домашнего очага.
Ребята, я недавно прочитала очень интересную легенду, она мне понравилась, и я хочу с вами ею поделиться….
Легенда:
"За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир.
Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе все.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно, как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его "МАМА".
Я думаю, что и это произведение первобытного мастера, и эта легенда….всё это передает и ваше чувство к своей маме.
Итог урока:
Что нового вы узнали?
Что больше всего вас поразило?
А теперь перейдем к вашему домашнему заданию….
Задание:
Ребята, давайте вклеим эти картинки Венер в тетради, и вы сегодня их покажете своим мамам и расскажете эту легенду.
Спасибо за урок!

Приложение 1
Легенда
За день своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир.
Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе все.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно, как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его "МАМА".

Список слайдов
1. Разъяснение понятия палеолит (палео» - древний, «лит» - камень=древний каменный век)
2. Тотем - обожествляемое животное;
3. Скала с наскальными рисунками Томской писаницы;
4. Петроглифы - рисунки, высеченные на камнях, скалах, стенах пещер;
5. Петроглиф - изображение оленя;
6. Изображение оленя с отходящими от головы лучами;
7. Изображение бизона в Испании;
8. Матриархат - (от лат. mater - мать и греч. arche - начало - власть);
9. Палеолитическая Венера;
10. Венера Милосская.

Приложение 2
Словарь понятий и терминов для преподавателя
МАТРИАРХАТ (от лат. mater - мать и греч. arche - начало – власть), одна из форм общественного устройства, в основном в ранний период первобытного общества. У некоторых народов предшествовал патриархату. Характеризуется доминирующим положением женщины. (М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: "Норит", 2000. - 1456с.)
ПАЛЕОЛИ́Т (от греч. παλαιόζ — древний, λίθοζ — камень) — древнейшая эпоха в истории человечества. Орудия эпохи Палеолита представлены оббитыми камнями — рубилами, скребками, резцами — и изделиями из кости. Основные занятия человека того времени — охота, собирательство, отчасти рыболовство. В позднем Палеолите возникает материнская родовая община. Это также время зарождения изобразительной деятельности и религии. (Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Пб.гос. ун-та, 2002. - 579 с).
ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ- женские статуэтки из камня, кости и обожженной глины, найденные в археологических слоях верхнего палеолита.
(О. Данильян, Н. Панов . Современный словарь по общественным наукам. М.: Эксмо, 2005. - 454 с.)
ПЕТРО́ГЛИФЫ (от греч. petra — "камень" и glypho — "вырезаю") — рисунки, высеченные на камнях, скалах, стенах пещер (Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.)
ТОТЕМ—упервобытных народов: обожествляемое животное (иногда явление природы, растение, предмет), считающееся предком рода. (Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус.яз., 1900 - 917с.)

Приложение 3
Глоссарий для обучающихся
МАТРИАРХАТ- власть женщин.(Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1. - М.: Аванта+ , 1997. - 688с.)
ПАЛЕОЛИТ - древнекаменный век. Древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э.), когда орудия и оружие изготовлялись из камня.(Хардман, Ш., Стил Ф., Теймс Р. Древний мир. Полная энциклопедия / Пер.А. Озерова. - М.: Эксмо, 2008. - 256 с.)
ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ - примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица.(Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1. - М.: Аванта+ , 1997. - 688с.)
ПЕТРО́ГЛИФЫ - наскальные рисунки. (Хардман, Ш., Стил Ф., Теймс Р. Древний мир. Полная энциклопедия / Пер.А. Озерова. - М.: Эксмо, 2008. - 256 с.)
ТОТЕМ - обожествляемое животное.(Энциклопедия для детей. Религии мира. Том 6, часть 1. - М.: Аванта +, 1996. - 653 с.)

Приложение 4
Список литературы для преподавателя
1. Малинова, Р., Малина, Я. Прыжок в прошлое: Эксперимент раскрывает тайны древних эпох [Текст] / Рената Малинова, Ярослав Малина. - М.: Мысль, 1988. - 271 с.
2. Окладников, А.П., Мартынов А.И. Сокровища Томских писаниц [Текст] / Алексей Окладников, Анатолий Мартынов. - М.: "Искусство", 1972. - 257 с.
3. Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия (сост. Химик И. А.; ред., предисл. док. фил. наук, проф. Кагана М.С.) - Санкт - Петербург., Издательство "Славия", 1994. - 415 с.

Приложение 5
Список литературы для обучающихся

1. Абеляшева, Г. В.., Аристова, В. В.Искусство. Энциклопедия / Науч. - поп. изд. для детей. - М.: ЗАО "РОСМЭН - ПРЕСС", 2008. - 304 с.
2. Хардман, Ш., Стил Ф., Теймс Р. Древний мир. Полная энциклопедия / Пер.А. Озерова. - М.: Эксмо, 2008. - 256 с.
3. Энциклопедия для детей. Религии мира. Том 6, часть 1. - М.: Аванта +, 1996. - 653 с.
4. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1. - М.: Аванта+ , 1997. - 688с.
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: Anka
Просмотров: 1115 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик