СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Гласные а-о в корнях с чередованием
[ Скачать с сервера (73.5Kb) ] 19.12.2013, 10:40
Муниципальное бюджетное учреждение «Лицей Физико-техническая школа»

Методическая разработка урока «Зри в корень»
по теме Гласные в корнях с чередованием о-а.
для учащихся 6 класса.

Подготовила Володенкова В. В.
учитель русского языка и литературы

Обнинск 2013 г.

Технологическая карта урока.
Тема урока: Правописание гласных а-о в корнях с чередованием.
Автор урока: Володенкова Валентина Викторовна
Предмет: русский язык.
Цель урока: Создать условия для формирования языковой компетенции посредством систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений по теме «Гласные а-о в корнях с чередованием», через развитие умения объяснять свой выбор, высказывать суждение, что будет способствовать повышению интереса к изучаемому материалу, воспитанию сознательного отношения к языку, развитию навыков общения и совместной деятельности, самоанализа и рефлексии. Способствовать формированию целостной системы ведущих знаний по теме,
рациональных способов применения их на практике.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Вид урока: урок-игра
Методологическая база: Учебник под редакцией М. Т. Баранова.
Урок проводится с использованием методов и приемов технологии группового обучения, ИКТ, игровой технологии, целеполагания и рефлексии. В основе – компетентностный, деятельностный и личностно ориентированный подходы обучения.
Формы организации работы учащихся: общеклассная, групповая и индивидуальная.

Этап урока
Время Деятельность
учителя Деятельность
учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Организационный момент(1 м.) Здравствуйте, ребята.
Отвечают на приветствие учителя.
Целеполагание (2 м.) Ребята, вы сегодня сидите группами, как выдумаете, в какой форме будет проходить наш урок? На доске написано название урока «Зри в корень», как вы думаете о чём пойдёт речь на этом уроке. Настраиваются на урок.
Определяют цели и задачи урока. Формировать умение ставить цель,
планировать последующие действия.
Регулятивные: Формировать умение ставить цель,
планировать последующие действия.

Этап комплексного применения знаний.
(5 мин) Сегодня играют 3 команды. Правила игры таковы, за каждый правильный ответ на вопрос вы будите получать определённое количество баллов. Жюри подсчитает баллы в конце урока, и команда победитель получит оценку 5, проигравшая команда, получит оценку 4. Третья команда получит оценку четыре лишь в том случае, если её отрыв от проигравшёй команды составит не более 3 баллов. Третья команда не будет оценена, если отрыв в баллах от проигравшей команды будет велик.

А теперь разрешите представить наше жюри, Митрофанова Л. С., заведующая кафедрой русского языка и литературы Лицея «ФТШ».
Команды готовы к игре, но у них ещё нет названия, поэтому игроки должны придумать название и девиз своей команды. Обязательное условие – использовать в названии команды слова с чередованиями в корне о-а. Команды готовятся к игре, организуют работу, выбирают роли.

Участники команд придумывают название и девиз, выступают с представлением команды.

Коммуникативные: Умение держаться перед аудиторией.
Познавательные: Формирование адекватного понимания устного и письменного сообщения. Овладевают способностью свободно и правильно излагать свои мысли.
Вопросы и ответы Вспомним наше правило, ответив на вопросы.
Раздаю карточки с заданием командам.
1. Расскажите о корнях с чередованием а-о, которыми командует ударение, вспомните исключения.
2. Расскажите о корнях с чередованием а-о, которые зависят от согласной, вспомните исключения.
3. Расскажите о корнях плав-плыв-плов, касс-кос, а ещё о корнях, которые зависят от смысла. Отвечают на вопросы учителя.
1. Нужно правильно определить корень, выяснить, кто командует корнем.
2. Перед суффиксом а пишем кас, суффикса после корня нет пишем кос.
3.Ударение командует корнями гор, клон, твор – без ударения пишем о, зар – без ударения пишем а. Под ударением пишем то, что слышим.
4. Выбор гласной в корнях мак-мок, равн-ровн зависит от смысла. Пишем равн в значении одинаковый, ровн –прямой, гладкий. Пишем мак в значении опустить в жидкость, мок – пропитаться жидкостью.
5. Согласная командует корнями раст, рос, ращ, лаг, лож, скак, скоч.
6. Корень плав-плов-плыв запоминаем, всегда плав или плыв, кроме пловец, пловчиха. Раньше слов с корнем плов было больше, и данные корни подчинялись ударению. Восстанавливают правило «Гласные в корнях с чередованием а-о». Познавательные: Овладевают способностью свободно и правильно излагать свои мысли.
Коммуникативные: Умение держаться перед аудиторией.

Регулятивные: Умение выдвигать аргументы,
строить логическую цепь рассуждений.

Орфографические загадки (3м.)
Предлагаю вам решить орфографические загадки.
1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. (Заря)
2. Небольшое поэтическое произведение в стихах. (Стихотворение)
3. Добавление к чему-либо, то, что приложено. (Приложение)
4. Легкий плавающий предмет, прикрепляемый к леске удочки. (поплавок)
5. Детская игрушка-веревочка, через которую прыгают, вертя ее и перекидывая через голову. (скакалка)
6. Приспособление, где происходит горение жидкости или газа (в отопительных и осветительных приборах). (горелка)
7. Промокательная бумага (разг.) (промакашка)
8. В грамматике: группа имен с одинаковыми формами словоизменения. У существительного их три.(Склонение)
9. Математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. (Уравнение)


Отгадывают загадки учителя. Учатся работать со значением слова. Регулятивные: Формулировать проблему, формировать адекватное понимание устного и письменного сообщения,
Познавательные: способность извлекать информацию из разных источников.
Коварные корни. (5м.) Корни с чередованием «коварны». Чтобы не ошибиться в написании слов с чередованием, нужно правильно выделять морфемы и обращать внимание на семантику корней.
Найди в каждой группе «лишние» слова, запиши слова с чередованием а-о в корне, выделяя орфограмму и объясняя написание. Объясните, почему остальные слова не подходят к нашей теме.

Расточительный, возрастающий, Ростислав, электростанция, растениеводство, контраст, хворост, проросло, кроссворд.

Касаться, каскад, кассета, коснуться, косуля, костюмер, касание, сенокос, кастрюля, високосный (год), касательная.

Горный (массив), алгоритм, горошек, горячий, горчица, пригорелый, горбушка, перегоревшая, гармония, угарный, нагар (на свече).

На этом этапе урока я прошу жюри сообщить промежуточные итоги игры. А пока жюри подводит итоги, я попрошу команды встать посмотреть друг на друга и прокричать ободряющую кричалку.
Жюри сообщает промежуточные результаты. Находят в тексте слова с чередованием, объясняют написание гласной в корне с чередованием о-а. Отрабатывают умение различать корни с чередованием от слов c другими орфограммами. Познавательные: Способность извлекать информацию из разных источников. Овладевают приёмами систематизации и отбора.
Коммуникативные: Умение выдвигать аргументы.
Строить логическую цепь рассуждений.

Орфографическая зоркость.
(5 мин) На этом этапе урока мы отработаем умение находить корни с чередованием в тексте. Перед вами предложения, выписанные мной из текста «Одиссеи». Вам надо выписать из данных предложений слова с чередованиями в корне, выделить орфограмму, объясняя правило, которое работает для данного корня.

Пышно разрослись на нём платаны, тополя, сосны, кедры и кипарисы. Лишь только разгорелась на небе утренняя заря, разбудил я своих товарищей. Своим пением завлекают они плывущих мимо моряков и предают их лютой смерти. Всё ближе подплывали мы к нему. Обрадовался он, увидев, что солнце склоняется уже к западу. Быстрее сокола нёсся корабль по морю и на ранней заре пристал уже к берегам Итаки. Феакийцы осторожно перенесли спящего Одиссея на берег и положили на песок. Одиссей пошёл в жилище Эвмея, сложенное из грубого камня. Холодно было ночью в зарослях камыша. Вскоре взлетела на небо богиня зари Эос. Афина вызвала Одиссея из хижины, и там вернула ему прежний образ, коснувшись его жезлом. Как мог он измениться так, разве может смертный творить такие чудеса. Эвмей же наклонившись к ней, тихо передал всё, что поручил ему Телемах. На следующий день, лишь только край неба окрасился ярким пурпуром зари, Телемах отправился в город. Не так было в былые времена, тогда женихи старались дарами склонить невесту к браку. Но Одиссей ловко уклонился от удара. Принесла Эвмея воды в медном тазу и наклонилась, чтобы омыть ноги страннику. Одиссей прижал её к сердцу и покрывал поцелуями – так спасшийся от бури пловец, выброшенный на берег, целует землю.


Работают с текстом, анализируют, находят нужные слова.

Нет.
Придумывают предложения с теми корнями, которые им не встретились, объясняют условия выбора гласных в данных корнях. Отрабатывают умение находить корни с чередованием в тексте.

Познавательные: Способность извлекать информацию из разных источников. Овладевают приёмами систематизации и отбора.
Коммуникативные: Овладевают способностью свободно и правильно излагать свои мысли.
Умение держаться перед аудиторией.

Познавательные: Умение выдвигать аргументы,
строить логическую цепь рассуждений.
Работа с текстом «Одиссеи» создаёт основу для осознания языка, как факта культуры.

Творческая мастерская.
(10 мин.) Следующее задание подготовить рассказ по картине, используя корни с чередованием о-а, за каждое слово команда получит 1 балл. Кроме этого жюри оценит ваши рассказы по 3-бальной системе с точки зрения содержания.
Перед вами картина Пимоненко «Вечереет» Составляют рассказ по картине, используя корни с чередованием о-а.
Закрепляют умение составлять рассказ по картине. Коммуникативные: Овладевают способностью свободно и правильно излагать свои мысли,
умением держаться перед аудиторией.

Познавательные: Умение выдвигать аргументы,
строить логическую цепь рассуждений.

Рефлексия. (3 м.) Пока жюри подводит итоги игры, выразите свое отношение к тому, что мы делали сегодня на уроке, продолжив предложения:
 Сегодня мне было интересно узнать….
 На следующих уроках мне пригодится….
 Из опыта работы в команде я понял…
 На уроке у меня возникла проблема…
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, проводят самооценку, анализируют свою деятельность на уроке Анализируют собственную деятельность, подводят итоги, проводят самооценку Регулятивные: Ставить цель,
Планировать последующие действия,
Осуществлять самоконтроль и самооценку.
Информирование о домашнем задании. (3 мин) Выпишите из «Илиады» 10 предложений, в которых встретятся корни с чередованием. Записывают домашнее задание в дневник. Регулятивные: Осуществлять самоконтроль.
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: valja
Просмотров: 1964 | Загрузок: 172 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик