СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Литературная гостиная "Книга - вечное чудо"
18.12.2013, 21:37
Андреева Елена Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
Литературная гостиная для учащихся 5-7 классов.
Тема: «Книга – вечное чудо»
Цель: выработать азбуку нравственности, способствующую формированию навыков высокоморального поведения в обществе, опираясь на детские произведения писателя В.П.Астафьева
Задачи: развивать интерес к книге, чтению, стимулировать познавательный интерес, любознательность, избирательность в выборе книг.

Данный материал позволит не только вспомнить произведения В.П. Астафьева, познакомиться с высказываниями автора, ответить на проблемные вопросы, проявить артистические способности, но и создать свою книгу под названием «Азбука нравственности»
(Приложение к мероприятию – презентация)
Предварительно каждый класс знакомится с содержанием одного рассказа, готовит инсценировку, рисует иллюстрацию.
Звучит 1 куплет песни «С чего начинается Родина»
Все участники и гости исполняют 1 куплет песни «С чего начинается Родина», сл. Матусовского, муз. Блантера
«С чего начинается родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца»

Демонстрация слайда №1
Добрый день! Я рада приветствовать вас в нашей литературной гостиной. На мой взгляд, без книг мир был бы скучен, ведь из них узнаёшь так много нового, интересного, жизненного, и каждый раз знакомишься с новыми литературными героями. Нашу встречу мне хотелось бы начать с притчи.
Было среди холмов селение. В центре его лежал большой камень. Люди считали его волшебным.
В этом селении жили два брата - Унас и Руд. Их родители умерли и оставили им в наследство большой слиток золота и много-много мудрых книг. Каждый из братьев хотел владеть слитком золота. Это лучше, думали они, чем иметь большую библиотеку.
Прошел год, два. А братья так и не смогли разделить наследство. Тогда жители селения собрались около зеленого камня и просили у него совета, как рассудить братьев.
Вдруг из камня вышла девушка. Она взяла слиток золота и по¬ложила его на чашу весов. Затем взяла одну страницу мудрой книги и положила ее на другую чашу весов. Все застыли от изумления. Одна пожелтевшая от времени страница книги перевесила слиток золота.
Не сказав ни слова, девушка вошла в камень и исчезла.
Обсуждение по вопросам:
- Как вы считаете, почему так произошло?
- Что является истинным богатством - золото или книга?
- Почему мудрая книга дороже золота?
- Каково значение книги в жизни человека?
Назовите пословицы о книгах и о чтении.

Демонстрация слайда №2 и №3 (о всемирном дне книги) 2 апреля мы отмечаем Международный день детской книги, а 23 апреля - Всемирный день книги. Это день всемирного чествования книги и тех, кто их пишет.

Демонстрация слайда № 4
Это день множества встреч с писателями, которые проводятся в библиотеках, в школах. Мы проведем заочную встречу с известным вам всем писателем.

Демонстрация слайда №5
Эпиграф: «Зёрна, зароненные в детскую душу должны когда-то прорасти.»
В. П. Астафьев
На экран проецируется портрет писателя.
Рассказы В.П.Астафьева позволяют вести автору задушевную беседу с читателем. Любимым занятием В.П., как он сам считал, было сочинение рассказов для детей. Может быть потому, что с ранних лет рос без матери, воспитывался бабушкой. «Мне надо больше писать о ребятах. Моя стихия- быт, семья, ребятишки». Детство - самая яркая страница в жизни Виктора Петровича. «Я пришел в этот мир с любовью...»
Давайте вспомним сегодня изученные произведения Астафьева и в процессе работы создадим свою книгу под названием «Азбука нравственности В.П. Астафьева»

Демонстрация слайда №6 («Васюткино озеро»)
Узнайте произведение по иллюстрациям.
Всю красоту природы удается описать не каждому. В.П.Астафьеву это удавалось. Он как чуткий барометр улавливает малейшие оттенки красок тайги, как искусствовед опишет нам голос каждой птахи, как опытный биолог расскажет о каждой травинке, о каждом кустике...
Демонстрация слайда №7 «Спасибо господу, что пылинкой высеял меня на эту землю, спасибо судьбе за то, что она сделала меня лесным бродягой и подарила въяве столь чудес, которые краше всякой сказки...» В.П.Астафьев.
Ребята, сформулируем первое правило нравственности, первую строчку нашей азбуки :
Правило 1: Будем любить и беречь каждый кустик, каждую птичку, все живое!

Демонстрация слайда №8(Появляется следующая иллюстрация «Конь с розовой гривой».)
- Кто помнит героев этого рассказа?
Инсценировка:
- Бабушки Петровны испугался! Эх ты! - закричал Санька и назвал меня поганым словом.
- Зато мне бабушка пряник конем купит!
- Может кобылой – усмехнулся Санька. – Скажи уж лучше, что боишься её да ещё и жадный!
- Я?
- Ты!
- Жадный?
- Жадный?!- А хочешь, все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся.
- Слабо!
- Мне слабо! - хорохорился я.
- Вот, ешьте вместе со мной!
Чем закончился рассказ?(Съели с аппетитом все без остатка. Еще друзья подбили мальчика украсть у бабушки калач, а когда он это совершил, его замучила совесть. Но сразу бабушке не признался, надеялся, что пронесет. Бабушка Катерина увезла землянику на рынок. Только там и открылось Витино мошенничество.)На следующее утро внук все оттягивал разговор с признанием бабушке в своих грехах, все притворялся спящим, пока дед не подтолкнул Витю сделать первый шаг к искуплению.

Демонстрация слайда №9 Витя: «И срамила же меня бабушка! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать,... я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету...»
Мудрая бабушка простила внука, естественно пристыдив его по полной программе, но самое главное - она все же подарила мальчику обещанный пряник. Когда Витя открыл глаза, он не поверил - «по скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой».

Демонстрация слайда №10-11
Запомним еще одно правило: Никогда никого не обманывать и уметь прощать!
«Достаточно прочесть хотя б один рассказ Виктора Петровича, чтобы понять, что он - Человек необыкновенно честный, чистый, много переживающий» (В. Горелик).
Демонстрация слайда №12 (Появляется плакат-иллюстрация:«Фотография, на которой меня нет» (рассказ).В школу, где учился Витя Астафьев, должен приехать фотограф. Незадолго до этого приятного события друзья Витя и Санька долго катались с увала и «начерпали полные катанки снега». Ночью наступила расплата - у Вити заболели ноги.
Бабушка Катерина, используя народные средства, пыталась поставить внука на ноги: натирала спиртом, призывала Пресвятую Богородицу, растирала в бане березовым веником, макая его в хлебный квас, дала ложку противной водки и моченной брусники, напоила кипяченным молоком...
В это время пришел друг Санька.
Инсценировка:
- Бабушка Катерина, аппарат наставили. Меня учитель послал!
- Не может говорю... Постой-ко. это ведь ты, жиган, сманил его на увал- то!
Витя пытался встать с постели, но подломились худые ноги. Плюхнулся он на пол.- Все равно пойду! Давай рубаху!
Бабушка сделала рукой отмашку, чтобы Санька уходил.
- Ну. куда пойдешь- то? Куда?
- Пойду-у-у. давай шапку!
Санька, видя такой оборот дела, сбросил новую телогрейку и сказал:- Ладно! Раз так, я тоже не пойду. Не последний день на свете живем. Еше наснимаемся! Ништя-а-ак! Поедем в город и на коне, может, и на ахтомобиле заснимемся. Правда, бабушка Катерина?
Учитель принес домой к Вите фотографию. В самой середке учитель и учительница, кругом много девочек и мальчиков. Только нет на ней двух закадычных друзей Вити и Саньки.
- Почему ребят не было на фотографии? (Один не снялся из-за болезни. Другой - из-за верной, крепкой дружбы.)Верится, что если в таком случае друг не предал товарища, то в серьезных испытаниях они пойдут друг за друга и в огонь, и в воду.
-Как вы думаете, что нам советует В.П.Астафьев?

Демонстрация слайда №13
Правило: Никогда не бросать друга в беде, всегда идти на выручку!
Поют песню «Дружба»:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит
Лишнего не спросит
Вот что значит настоящий верный друг.

Демонстрация слайда №14 (Появляется следующий плакат-иллюстрация: рассказ «Земляника».)
Вопрос группе: Кто помнит события этого рассказа? (ответы детей)
Произошло несчастье, Соломину, спасавшему пассажира поезда, придавило ногу. Нюра и Ваня нарвали первой земляники и понесли ее в больницу. Главврач оказался душевным и понятливым человеком - пропустил к больному, хотя свидания уже закончились.
Инсценировка (разговор детей с врачом)
- В чем смысл этого рассказа?
Так и запишем: Делайте людям добро, оказывайте друг другу помощь!Демонстрация слайда №15
Звучит песня «Если добрый ты..», муз. В.Шаинского:
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - плохо.

Демонстрация слайда №16«Так сложилось, что я рос сиротой, и каждый «кусочек радости» мне запомнился. Во мне осталась потребность отзываться на добро. Неблагодарность - самый тяжкий грех» В.П.Астафьев
Читает ученик:
За томом том, томов пятнадцать
Вы нам оставили в наследство.
На вас нам хочется равняться,
На вашу жизнь, на ваше детство.

Чтение отрывка из рассказа «Последний кусок хлеба»
В инструменталку постучался военнопленный немец и попросил воды. Лешка предложил ему табурет и сказал:
-Ну, чего стоишь? Садись. Сейчас картошка сварится, порубаем.
На столе под опрокинутой кастрюлей лежал кусок хлеба. Лешка отрезал ломоть и поделил пополам. Оставшийся кусок спрятал под кастрюлю для своей жены.
- Вот, чем богаты...
- Я знаю, вашему фронтовику сейчас трудно, нечего дать.
- Да-а, трудновато, и все через совесть нашу. В вашей ФРГ сейчас кушают лучше, чем у нас, а ведь могли бы мы...
- Да, да, -пленный покраснел.
- Ну, ты это, не робей, ешь картошку, наводи тело, да помни: у меня обед не три часа.
- Да, да.
- Интересно же, вот сошлись два вчерашних врага и едят за одним столом картошку. А может это ты мне лупанул в колено из винтовки?
- Вполне может быть. Я много стрелял и не скрываю этого, как мои товарищи по плену.
Бывшие вояки разговорились о семье, о детях. Под конец разговора Лешка положил пленному оставшиеся картофелины и последний кусок хлеба. Сказал:
- Ничего, мы дома, обойдемся.
Как вы думаете, правильно поступил Лешка?

Демонстрация слайда№17
Мы нашли еще одно правило для нашей азбуки: Люди в любой ситуации должны помогать друг другу.«Большую часть своего писательского времени я потратил на помощь другим» В.П.Астафьев.
- Чему научили нас произведения В.П.Астафьева?
Составим нашу азбуку нравственности.

Демонстрация слайда №18
- Люби и охраняй природу!
- Будь честным!
- Помогай людям!
- Не бросай друга!
- Твори добро!
Демонстрация слайда №19
Люди Земли, мыслите, чувствуйте и творите Добро!
Звучит песня «Твори добро»
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: lenok | Теги: внеклассное мероприятие по литерату, литературная гостиная
Просмотров: 1565 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик