+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Словосочетание. Главные члены предложения. Повторение и обобщение изученного. (8 класс)
[ · Скачать удаленно (2Мб) ] 18.12.2013, 16:49
Словосочетание. Главные члены предложения. Повторение и обобщение изученного. (8 класс)
Учитель русского языка и литературы Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ Н. В. Осипова
Цель урока: систематизация изученного по темам «Словосочетание», «Главные члены предложения»; подготовка к ГИА; комплексная работа с текстом; формирование навыков исследовательской работы у обучающихся; развитие творческих способностей обучающихся; воспитание любви к природе родного края через восприятие художественных текстов об осени.
Оборудование: исследовательская работа «Тема осени в творчестве сампурской поэтессы Н. С. Меркушовой» проектор, экран; дидактический материал к уроку (текст с тестовыми заданиями, презентация к уроку), оценочные листы.
Ход урока.
1. (Слайд № 1, 2) Орг. момент. Объявление темы и целей урока (1 мин.)
- Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем знания, полученные о словосочетании и главных членах предложения. Попутно вспомним некоторые орфографические и пунктуационные правила, поработаем с художественным текстом, выполним тестовые задания по типу ГИА, узнаем о новом стихотворном жанре. Все задания будут связаны с темой осени. Необыкновенно красива она в нашем краю. И хотя за окном почти зима, еще совсем свежи воспоминания об этом удивительном времени года.
2. (Слайд № 3) Актуализация знаний. Опрос (5 мин).
- Начнем урок с теоретической разминки.
• Какие способы подчинительной связи вы знаете?
• Какие словосочетания называют цельными?
• Что такое подлежащее? Чем оно может выражаться?
• Что такое сказуемое? Назовите типы сказуемого.
• Чем может быть выражено простое глагольное сказуемое?
• Каковы особенности составного глагольного сказуемого?
• Из каких частей состоит составное именное сказуемое?
• В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
• Когда тире между главными членами не ставится?

3. (Слайд № 4). Работа с текстом, выполнение тестовых заданий к нему
Задание: прочитайте текст выразительно, подумайте, как можно его озаглавить. («Предзимье», «Поздняя осень»)
(1) Высоко в небе звонко курлычут журавли. (2) Они начинают собираться в стаи и летят на юг. (3) Где-то в вышине перекликаются дикие гуси. (4) В родных краях становится очень холодно, и они вынуждены лететь в теплые края. (5) Только воробьи летают вокруг и звонко чирикают, потому что им некуда спешить.
(6) Осень постепенно отдает свои права зиме. (7) Утром уже очень холодно, появляется первый иней. (8) Днем солнце старается прогреть но, наверное, ему уже не хватает сил. (9) Во всем ощущается морозное дыхание зимы. (10) За ночь на небе собрались тучи, а утром, словно пух, из них посыпались первые легкие снежинки. (11) Они кружились в танце и застилали землю белоснежным ковром. (12) От этого волшебного снегопада на душе было радостно и грустно одновременно.
(13)Трава в снегу выглядела очень трогательно. (14)Еще зеленая, незамерзшая, но уже заснеженная, недолго ей осталось до увядания. (15) К полудню выглянуло солнце, и снег понемногу начал таять. (16) Так бывает всегда, ведь первый снег – это еще не зима. (17) В народе эту пору называют предзимьем.
Задания для каждого ряда:
Первый ряд выполняет задания: А1- А5
Второй ряд решает задания: А6- А10
Третий ряд думает над заданиями: А11-А15
Проверку проводим следующим образом: пока один ряд отвечает, два других ряда оценивают ответы товарищей, по возможности исправляя и дополняя их. Не забываем отмечать фамилии наиболее активных учащихся и заносить их в оценочные листы! Делаем это на каждом этапе урока, чтобы в конце занятия выявить самых активных его участников!
(Слайды № 5, 6) А. 1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено именем существительным
1. В народе пору эту называют предзимьем.
2. Трава в снегу выглядела очень трогательно
3. Они начинают собираться в стаи и летят на юг.
4. Так бывает всегда
(Слайды № 7, 8) А 2. Среди предложений 13-16 найдите такое, в котором подлежащее выражено наречием. Укажите его номер.
(Слайды № 9, 10) А. 3. Укажите грамматическую основу предложения 11:
Они кружились в танце и застилали землю белоснежным ковром.
1. Они кружились
2. Кружились и застилали
3. Кружились и застилали ковром
4. Они кружились и застилали
(Слайды 11, 12) А. 4. Из предложения 1-3 выпишите словосочетание со способом подчинительной связи согласование
(Слайды 13, 14) А. 5. Из предложения 3 выпишите словосочетание со способом подчинительной связи управление
(Слайды 15, 16) А.6. Из предложений 13, 15 выпишите словосочетания со способом подчинительной связи примыкание
(Слайды 17, 18) А. 7. Среди предложений найдите предложение с составным именным сказуемым
1. Высоко в небе звонко курлычут журавли.
2. В родных краях становится очень холодно.
3. Во всем ощущается морозное дыхание зимы.
4. Они начинают собираться в стаи и летят на юг.
(Слайды 19, 20) А. 8. Среди предложений 6-10 укажите предложение, в котором встречается сравнение. Укажите его номер.
(Слайды 21, 22) А. 9. Найдите предложение, в котором встречается составное глагольное сказуемое.
1. Они кружились в танце и застилали землю белоснежным ковром.
2. Трава в снегу выглядела очень трогательно.
3. Они начинают собираться в стаи и летят на юг.
4. Так бывает всегда, ведь первый снег – это еще не зима.
(Слайды 23, 24) А. 10. Найдите предложение, в котором именная часть сказуемого выражена именем существительным
1. Ведь первый снег – это еще не зима.
2. Утром уже очень холодно, появляется первый иней.
3. Где-то в вышине перекликаются дикие гуси.
4. От этого волшебного снегопада на душе было радостно и грустно одновременно.
(Слайды 25, 26) А. 11. Укажите односоставное предложение
1. Трава в снегу выглядела очень трогательно.
2. Так бывает всегда, ведь первый снег – это еще не зима.
3. В народе пору эту называют предзимьем.
4. За ночь на небе собрались тучи.
(Слайды 27, 28) А. 12. Среди предложений 8-14 найдите предложение, в котором встречается вводное слово. Укажите его номер.
(Слайды 29, 30) А. 13. Из предложений 13-15 выпишите все причастия
(Слайды 31, 32) А. 14. Слово вынуждены (из предложения 4) - это
1. глагол
2. краткое прилагательное
3. краткое причастие
4. деепричастие
(Слайды 33, 34) А. 15. Найдите предложение, в котором вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена глаголом
1. К полудню выглянуло солнце, и снег понемногу начал таять.
2. Осень постепенно отдает свои права зиме.
3. Они кружились в танце и застилали землю белоснежным ковром.
4. Только воробьи летают вокруг и звонко чирикают, потому что им некуда спешить.
3. (Слайд № 35) Индивидуальная работа
Выполнить синтаксический разбор предложений. Какие типы сказуемых в них встретились?
Осень холодная, дождливая, ветреная. Но она становится тёплой и уютной, если ты в ней не один.
- Оцените ответы работавших у доски! (Устно + запись в оценочный лист)
4. (Слайд 3) Исследовательская работа обучающихся (презентация)
- Осень сегодня за окном – это уже почти зима.
Ветки берез оголенные
Тянутся к небу в тоске.
Пары не ходят влюбленные
К стыло дымящей реке.
Холодно, мрачно, тоскливо.
И убаюканный сад
Дремлет и дышит пугливо…
Не за горой снегопад.
А совсем недавно:
Солнце все прокалило насквозь,
Долго землю жара изнуряла.
Как давно ожидаемый гость,
Осень в окна мои постучала…

Эти строки из стихотворений сампурской поэтессы Н. Меркушовой; ее творчество, связанное с темой осени, исследовала Ксения Нуждина. Ей слово.
Оценка выступления (заносится в оценочный лист)!
5. Творческое задание.
Дома, готовясь к сегодняшнему уроку, вы получили творческое задание – написать панегирик, синквейн и миниатюру на тему осени. Посмотрим, что у вас получилось!
(Слайд № 37) Синквейн на тему осени.
Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)
(Слайд № 38) Панегирик на тему осени.
Панегирик –
 это литературный жанр, представляющий собой речь, написанную по случаю чьей-либо смерти (античность - XVIII век)
 всякое восхваление в литературном произведении (например, в оде) В XIX веке появилось еще одно значение — неоправданное восхваление.
В отличие от писателей XVIII века, мы писали восхваление ее величеству Осени в прозе.
(Слайд № 39) Сочинение-миниатюра
Осень. Так здорово бродить по лесу, собирать опавшие листья, слушать тишину. Кажется, сам воздух напитан тишиною.
Осень - пора, когда земля пустеет, не желая признавать свое бессилие пред неотвратимо приближающимися холодами. Каждый сорвавшийся с ветви лист способен рассказать свою историю – печальную или веселую, загадочную или обычную. Историю одной жизни, короткой и быстротечной.
6. Знакомство с жанром акростиха.
- Сегодня вы познакомитесь с еще одной необычной стихотворной формой. Вы узнаете, что такое акростих. Внимание на экран!
(Слайд № 40) Акростих - стихотворение, в котором некоторые (обычно - первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение). Это может быть имя, название города, осмысленная фраза. Специалисты считают акростих изощренной формой, встречающейся довольно редко в русской литературе. Особенную популярность акростих приобрел в эпоху Серебряного века. Акростих есть у Валерия Брюсова, Андрея Белого, Игоря Северянина.
(Слайд 41) Перед вами на слайде акростих, посвященный осени. Его автор – Наталья Меркушова.
Осень золотая
Свет небесный твой
Ежедневно тает,
Но всегда другой.
Но горят рябины
И небесный свет
Исчезает зримо,
Будто его нет.
А река цветенья
Льется, как мгновенье.

(Слайд 42) - А вот еще одно стихотворение, написанное в этом жанре.
Запахло осенью, лето на исходе,
Август плачет звездами в печали,
По небу плывут облака - пароходы,
А паруса уже седыми стали,
Хочется кричать: замри мгновение!
Осень отмотать назад, как кинопленку,
Сколько было ярких впечатлений,
Еще тепло, но стало в этом мало толку,
Не слышно птиц, листва желтеет,
И сердце грустью заболеет.

(Слайд 43) или:
Болеют листья красками,
Уходит осень скверами.
Клён утонул под масками
Ему наивно верили…
Так было сыро. Зябко.
Разлука рук не грела.
Осенних роз охапка
Зажглась, но не сгорела.
(Петр Перов)
Уплывает в небе клин – гуси
С остывающих озёр с грустью.
Направление на юг строго -
Изменить нельзя. Зима скоро…
7. (Слайд № 44) Домашнее задание: попробовать написать стихотворение в жанре акростиха, используя в нем осенние образы. Для тех, кому это задание покажется сложным, индивидуальная работа по карточкам.
8. (Слайд № 45) Рефлексия.
- Вы получили специальные карточки для рефлексии, они помогут выяснить, насколько продуктивным получился наш урок.
“+” “–” “?”
В графу “+” записываете все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” выписываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.

«+» «-» «?»


9. (Слайд № 46) Итоги урока. Выставление оценок. Оценочные листы.

- Итак, мы сегодня повторили теоретические сведения по синтаксису и пунктуации, связанные с темами «Словосочетание» и «Главные члены предложения». Выполнили тестовые задания по типу ГИА. Познакомились с новым стихотворным жанром. Убедились, что в нашем классе обучаются творческие ребята. Полагаю, что работа наша была продуктивной. Давайте определим самых активных учеников сегодняшнего урока! (Дети зачитывают фамилии из оценочных листов, объясняя свой выбор и давая оценку ответам товарищей).
- Очень хочется надеяться, что и в дальнейшем вы легко преодолеете трудности, связанные с выполнением тестовых заданий на ГИА, а опыт исследовательской работы поможет вам справиться с творческими заданиями на экзамене.
Оценки за урок.
(Слайд 47) Всем спасибо!
(Слайд 48) Текст тематической карточки (для проверки на следующем уроке)
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: 68Nina68 | Теги: СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, синтаксис, простое предложение, творческая и исследовательская деят
Просмотров: 1223 | Загрузок: 349 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик