+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

«Методика преподавания истории искусств в школах дополнительного образования»
17.12.2013, 08:45
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
МБОУДОД «Детская школа искусств № 50», г.Кемерово

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На тему:« Методика преподавания истории искусств в школах дополнительного образования»

Составил: преподаватель истории искусств и анимации МБОУДОД ДШИ№ 50
Кунц Анна Владимировна

Содержание
Введение
Глава 1. Предмет познания искусства как основа воспитания духовно-нравственных ценностей и ориентиров учащихся в школах дополнительного образования
1.1. Приобщение ученика к миру искусства и процесс постижения произведений искусства
1.2. Процесс создания урока истории искусств: поэтапная разработка
урока
Глава 2. Метод художествен но-педагоги ческой драматургии на примере живописного произведения.
2.1. Анализ живописного полотна
2.2. Разработка урока по истории искусств на тему «Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х гг. XIX века. П.А. Федотов (1815-1852)»
Заключение
Введение
Актуальность работы. Среди учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, одно из ведущих мест занимают учреждения системы культуры - детские школы искусств. Непосредственная, реальная жизнь в искусстве, дает возможность детям и молодежи приобрести умение видеть мир во всем его многообразии, суметь оценить себя и окружающих людей с духовно-нравственных позиций. Одним из предметов школьного обучения, целью которого является стимулирование творческой активности учащихся, а также духовно¬нравственное воспитание учеников является «История искусств». История искусств - сложный комплекс знаний, включающий в себя историю и развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусств, историю архитектуры и скульптуры. История искусств удостоверяет, что оно и есть достояние всего человечества; это - духовная связь, объединяющая даже самые отдаленные народы. Использование силы воздействия различных искусств для формирования личности школьника, его идейных и нравственных убеждений может быть достигнуто лишь при условии создания особой методики преподавания этого предмета. Одним из ведущих методов преподавания курса в школе является метод художественно- ¬педагогической драматургии Л. М.Предтеченской.
Цель - рассмотреть организацию общения учащихся с шедеврами мирового искусства, используя метод художественно-педагогической драматургии Л. М. Предтеченской.
Задачи:
- определить основные задачи и цели урока истории искусств;
- разработать поэтапно ход урока;
- провести анализ живописного полотна, являющегося более наглядным примером среди других видов изобразительных искусств, таких как декоративно-прикладное искусство, архитектура и скульптура, изучаемых на предмете «История искусств».
- Применить рассмотренную методологию на предмете «История искусств» по теме «Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х гг. XIX века. П.А. Федотов(1815-1852)»

Глава 1. Предмет познания искусства как основа воспитания духовно-нравственных ценностей и ориентиров учащихся в школах дополнительного образования.
1.1. Приобщение ученика к миру искусства и процесс постижения
произведений искусства.
Всё содержание предмета «История искусств», принципы построения программы и методическая система преподавания имеют главную цель: заинтересовать, увлечь учащихся этим предметом, познакомить их с основными понятиями и этапами развития искусства, научить анализировать художественные произведения, выделяя главные средства выразительности. Основным видом занятия по истории искусств являются лекции. Для развития самостоятельности мышления, инициативы, творческой активности учащихся, пробуждения интереса к изобразительному искусству, его истории, проводятся занятия в форме практических, творческих, конкурсов на лучшее знание истории искусства, составление кроссвордов, тесты, опросы. Этой же цели служит написание докладов и рефератов учащимися по темам программы данного курса. Преподавание предмета «История искусств» по всем изучаемым темам опирается на учебные пособия, монографии, сборники репродукций, фотоматериалы, открытки, видеоматериалы. При отборе материала выбираются самые яркие, самые выразительные примеры мирового искусства, что способствует формированию у обучающихся общих представлений о развитии искусства, а также обогащается ряд их ярких визуальных образов которые они могли бы использовать на практике - занимаясь на других занятиях. Приобщение ученика к миру искусства происходит постепенно, переходя от простого к сложному на основе сравнений, сопоставлений с уже известным, изученным учебным материалом школы искусств.
Именно на начальном этапе - этапе детской школы искусств важно показать интересные и разнообразные стороны искусства, «заразить», вдохновить ребёнка желанием творить и учиться дальше. Важно, что бы знакомство с искусством вызывало у школьников сильное чувство, глубокие размышления, заставило задуматься над явлениями жизни, помогло отличать красоту подлинного искусства от подделок. Поэтому всегда хочется создать атмосферу творческую, радостную и вместе с тем напряжённую, с совместными размышлениями.
Постижение произведений искусства - процесс очень сложный и постепенный. Великое творение открывается человеку в течение всей его жизни и на ее различных этапах по-разному. Постижение искусства - это «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысление окружающего мира, окружающей жизни и своей собственной. Но познание жизни через искусство - особый процесс, отличный от логического познания. Предмет познания искусства — это прежде всего познание отношения человека к явлениям жизни. Известно: определение своего отношения к миру, выбор своего пути - одна из главнейших духовных за-дач, которые человек решает в юности. Искусство способно «подсказать» решение. Оно включает человека в мир событий, явлений, проблем, созданных воображением автора, и, используя силу эмоционального воздействия, заставляет его вместе с героями произведения пережить ситуацию, принять решение. «От чувства к мысли, через эмоциональное к рациональному - таков путь воздействия искусства на человека.
Но как на уроке организовать переживания? Как включить ученика, органически, деликатно и ненавязчиво в решение жизненных проблем, предложенных произведением искусства? Как организовать урок, на котором будет «господствовать» искусство, на котором в то же время учащиеся будут получать знания, необходимые им для его восприятия?
Не навязывать ученику готовые ответы, а подводить его к ним. Мало того, не на все вопросы могут быть даны обстоятельные ответы. Ведь это вопросы, которые задает жизнь, и у каждого один и тот же вопрос звучит по-своему. Многое можно и нужно оставить для размышлений за пределами урока. Главное - определить проблему, включить ученика в ситуацию, требующую ее разрешения, направить его мысль. Если школьник уйдет с уро¬ка взволнованным, он будет стремиться решать эти вопросы в направлении, заданном учителем. Он испытает чувство, близкое тому, которое волнует нас, будоражит наши мысли после хорошего спектакля, после встречи с искусством. Нравственный вывод постепенно созревает в душе ученика, заставляет его еще и еще раз вернуться к тому, что он услышал на уроке.
Такой вывод, не навязанный, а подсказанный и добытый самостоятельной душевной работой, будет убедительным и прочным.
Но преобразующая сила искусства исчезнет, если оно будет выступать на уроке в качестве иллюстратора мыслей учителя, его оценок и выводов. Тогда и возможна будет на уроке ситуация, подобная той, которая была описана выше.
Задача любого произведения искусства - в том, чтобы апеллировать не только к чувству, не только к мысли, но и к воображению зрителя, слушателя, читателя. «Способность к воображению - основа творчества каждого художника, вне которой творческий процесс состояться не может. Но для того чтобы воспринимать искусство, также необходимо обладать воображением. Человек с неразвитым воображением способен воспринять лишь голую рациональную мысль произведения, но он останется равнодушным к этой мысли. Такой же результат ожидает учителя истории искусств, если на уроке ему не удастся разбудить воображение ученика, воспитать в нем способность к образному видению мира.
Воображение учащихся можно и нужно развивать и тренировать. Задача каждого урока истории искусства - разбудить воображение ученика, направить его в неожиданном для школьника, непривычном и недоступном ему ранее направлении, раскрыть перед учеником явление, факт в незнакомых ему ранее связях, в том числе и в связи с проблемами его собственной жизни. Только тогда урок искусства имеет смысл, только тогда он сможет выполнить свою особую, ничем не заменимую воспитательную функцию в школе.
1.2. Процесс создания урока истории искусств: поэтапная
разработка урока.
Что необходимо знать учителю истории искусств для того, чтобы разработать и провести урок? Очевидно, что учитель должен ясно представлять себе цель и задачи курса; знать содержание курса, каждой его части, раздела, темы; владеть материалом данного урока.
Очевидно также, что, приступая к разработке урока, учителю необходимо прежде всего определить его задачи. В курсе история искусств определить задачи урока - это значит вычленить те главные идейные, нравственные и эстетические проблемы, на постижение которых учитель будет стремиться направлять воображение ученика, его чувства и мысли. Определить задачи урока - это значит понять то, ради чего необходим данный урок, то, что должен унести с собой ученик, уйдя с урока, какого воздействия на ученика учитель желает добиться, какие чувства и мысли хочет разбудить в нем, чтобы они, в свою очередь, «про¬растали», питали «последействие».
Приступая к следующему этапу разработки урока, учитель стоит перед необходимостью решения того, какой материал отобрать и как его организовать, чтобы выполнить задачи урока наиболее полно. Как, какими средствами ввести ученика в мир произведения искусства, которое находится в центре внимания на уроке? Как это произведение должно зазвучать в сознании школьника, как оно свяжется с его жизненными проблемами?
Учителю истории искусств, организующему общение ученика с произведением искусства, процесс сопереживания тому, ради чего автор создавал данное произведение, необходимо найти средства для создания на уроке особой атмосферы, которую требует именно это художественное произведение. Таким образом, в процессе создания урока истории искусства важнейшим компонентом творчества учителя является отбор и монтаж материала, его композиционное решение. Цель урока, его главные воспитательные и образовательные задачи - идейный стержень, на основе которого объединяются, монтируются части урока. Нельзя установить какие-либо общеобязательные каноны композиционных решений. Каждый урок строится в соответствии с конкретными его задачами, его содержанием, творческим почерком учителя.
Но есть общие правила разработки композиции. Прежде всего она должна быть ясной и четкой. С. М. Эйзенштейн утверждал, что «композиция отнюдь не мелочь, а внутри художественного произведения одна из отраслей заботы о человеке - заботы о ясности, четкости и полноте его восприятия при максимальной экономии затрат на восприятие...»
Нельзя построить урок, не сформулировав его цели, задачи. Замысел композиции урока, реализованный в последовательном, точном развитии проблем, переходящих из одной в другую - это и есть то, за чем на уроке будет следить ученик, что будет волновать его воображение, чувства, мысль. Искусство передает жизнь в движении. Закон искусства требует передать это движение, развитие как процесс, имеющий свои истоки, кульминацию и завершение.
Определив то главное, что должен понять и с чем должен уйти ученик с урока, учитель выявляет композиционный центр урока, или его кульминацию. В. И. Суриков, имея в виду композиционное решение в живописи, говорил, что автору важно прежде всего нащупать «узел композиции», «узел идеи». Тогда рано или поздно завяжутся основные ее линии. Теперь будем прокладывать путь, который эмоционально и логически, на основе жизненной правды приведет учеников к кульминации урока.
Очень важно верно определить начало урока, его экспозицию. Экспонировать что-либо - значит показать начало, исходные моменты, исходные причины явления. Экспозиция - это та ситуация, из которой впоследствии на уроке «вырастет» проблема, а ее разрешение приведет к кульминации.
Например, в театре афиша к спектаклю, соответственно оформленная программка с перечнем действующих лиц, с которой знакомится зритель перед началом спектакля, занавес, его освещение, увертюра или музыкальное вступление есть уже экспонирующие элементы. Они особым образом настраивают зрителей на восприятие того, что потом им предстоит увидеть на сцене. Подобная экспозиция разрабатывается и для урока по истории искусств. Здесь экспонируются фрагменты биографии художника, скульптора, архитектора, режиссера или художника - мультипликатора. Все это дает пищу воображению ученика, помогает ему увидеть живой портрет автора. Такое начало урока поможет ученикам «двигаться» в правильном направлении для отыскания ответов на вопросы об идейных и художественных особенностях творчества того или иного автора произведения.
Экспозиция готовит завязку. Завязка - это событие, факт, явление, которые послужат толчком к возникновению конфликта. Завязка - один из важнейших элементов построения сюжета. В уроке истории искусств завязка часто реализует конфликтные возможности, создает конфликтную ситуацию и позволяет определить проблему урока.
Появление картин Кипренского (портрет Швальбе) и Жерико (портрет Делакруа) резко прерывает экспозицию, которая привлекала внимание учеников к образам героев искусства Просвещения. Новые герои не только незнакомы им, но и непонятны. Они загадочны, в них чувствуется душевный разлад, смятение. Почему они появились в искусстве? Что определило иной взгляд творцов искусства на человека и его взаимоотношения с окружающим миром?
Эти и подобные им вопросы, по всей вероятности, возникнут у учащихся в момент завязки. Их подготовила экспозиция урока и содержание и целенаправленность предыдущих занятий. Но смысл этих вопросов представляет собой важнейшую проблему, которую предстоит решать учащимся на этом первом уроке, посвященном искусству романтизма, и на последующих уроках данного раздела курса.
В развитии действия каждого произведения есть рубеж, знаменующий собой его вершину, его высшее напряжение, - кульминация. Кульминация максимально заостряет конфликт. После куль¬минации действие в драме неуклонно движется к развязке. Ослабление напряженности наступает постепенно. Кульминация урока истории искусств есть (по определению Сурикова) «узел его композиции», «узел его главной идеи». Во время кульминации урока определяются те нравственные, идейные, эстетические выводы, к которым мы стремились подвести учащихся. И эти выводы должны возникнуть в сознании учащихся на очень высокой ноте эмоционального звучания. Поэтому важно, чтобы эмоциональное напряжение урока все время развивалось по восходящей и не затухало до его завершения.
Финал урока, его развязка наступит тогда, когда будут решены выдвинутые проблемы, определены ответы на вопросы, сформулированы те основные выводы, которые по замыслу урока важно сделать в классе. В кульминации и развязке сосредоточены нравственный и эмоциональный пафос урока. Но с развязкой действие урока не завершается. Если силою искусства и средствами его воздействия на человека мы взволновали ученика, разбудили его воображение, заставили его задуматься над жизненно важными вопросами - действие урока продолжится в послеурочной и внешкольной жизни школьника.

Глава 2. Метод художественно -педагогической драматургии на примере
живописного произведения.
2.1. Анализ живописного полотна
Проблема анализа живописного полотна является одной из основных в решении задач воспитания образного мышления, культуры устной и письменной речи, эстетического вкуса учащихся. Умелый анализ картины, направляемый учителем - одно из активных средств, помогающих учащимся понять образную природу искусства, выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить. Анализ живописного полотна проводится в процессе беседы или рассказа учителя.
Важный момент в работе с картиной - молчаливое рассматривание картины, которое имеет большое значение для развития мышления уча-щихся, так как мышление совершается в тесной связи с восприятием. Еще Ушинский говорил о том, что непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает наша мыслительная способность. Умение рассматривать картину - одно из необходимых условий развития восприятия, наблюдательности.
Рассматривание картины детьми - это первое синтетическое восприятие и осмысливание целого. Это - нерасчлененное восприятие, оно дает школьникам лишь суммарное представление о картине, общее впечатление о ней.
После беглого знакомства с картиной учащиеся, делятся своими первыми непосредственными впечатлениями. Живопись своими яркими образами сильно воздействует на детей, дает толчок их чувству и воображению. Поэтому надо дать детям широкую возможность свободно высказаться, несмотря на то, что их первые высказывания могут носить случайный характер, иногда учащиеся выхватывают отдельные части картины, устанавливают между ними связи, но еще не
раскрывают целого...
Беседа - один из распространенных методов работы с картиной Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства.
Для правильного и глубокого восприятия детьми картины большое значение имеют вопросы учителя, их содержание, целенаправленность, характер, последовательность, точность и ясность формулировок. Порядок вопросов способствует последовательному и глубокому раскрытию содержания картины. Умело ставя вопросы, учитель раскрывает связи между предметами, изображенными на картине, организует самый процесс познания детьми изображаемого. Своими вопросами учитель пользуется как средством планомерного анализа. Это ведет к осмысленному восприятию учащимися произведения искусства и самой действительности. Вопросы учителя направляют восприятие по пути анализа и синтеза, помогают детям увидеть картину, понять в единстве содержание и средства художественного выражения.
Логика построения и последовательности вопросов должна учитывать прежде всего эмоциональную сторону воздействия живописного полотна. «Искусство обращается прежде всего и раньше всего к сфере наших чувств... поэтому в восприятии и анализе произведений живописи нужно идти не от сюжета, а от первого эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением» (Е. Ковтун).
Поэтому важно не упустить первого впечатления, свежести восприятия, сразу же выявить и определить эмоциональное отношение учащихся к картине. С этой целью в начале беседы, выслушав непосредственные, неорганизованные высказывания детей, учитель предлагает такие вопросы: Какое общее настроение создается у вас при первом взгляде на картину? или: Какое впечатление производит на вас картина? Далее, в ходе анализа, выясняется, почему картина вызывает то или иное настроение, как художник достигает такой силы воздействия на зрителя. Большое значение в обучении, в том числе и в работе с картиной, имеют вопросы другого типа: а) указывающие лишь общее направление наблюдения, например: Как изобразил художник этот весенний день? б) вопросы, требующие подведения итога (обобщения) наблюдений, например: Какое время года изображено на картине? Какими живописными средствами художник выделил центральный образ? Как показал художник наступление весны? и др. Такие вопросы способствуют развитию у учащихся самостоятельного подхода к наблюдению. Направленные на вдумчивое, углубленное, рассмотрение картины, они возбуждают интерес детей к произведению искусства. Эти вопросы эффективны и для развития речи учащихся, так как «при условии постановки вопроса в общей форме, учащиеся дают значительно больше высказываний, чем после ознакомления с объектом с помощью детализирующих вопросов».
Безусловно, при недостаточной подготовке школьников к наблюдению учитель использует путь постепенного решения этой задачи - вопросам в общей форме предшествует предварительная подготовка в виде дета-лизирующих вопросов.
Вопросы учителя - одно из эффективных средств возбуждения активной работы мысли учащихся. Однако не всякий вопрос активизирует умственную деятельность подростков. Все зависит от того, как ставятся вопросы, на что направляют мысль учащихся. Готовясь к беседе, учитель обдумывает вопросы, которые потребуют от школьников определенных умственных усилий. Это вопросы на сопоставление, на раскрытие причинно- следственных связей, на синтез и анализ, на обобщение, на выделение существенного и главного. «Задача вопросов - помогать умственному развитию учащихся, продвигать и укреплять их знания, формировать их грамматическое мышление и совершенствовать их речь. Эта задача обязывает учителя не только приводить в систему все свои вопросы на уроках, но и ограничивать их количество. Многовопросность - недостаток: это верный показатель малосодержательности вопросов».
Также и для глубокого анализа картины имеет значение не количество вопросов, а их характер, точность, последовательность. Предлагаемые классу вопросы должны быть правильно построены с грамматической и логической стороны и правильно литературно оформлены. Добиваясь того, чтобы образные представления, вызванные у детей картиной, нашли себе словесное выражение, учитель задает примерно такие вопросы: Какими изобразил художник деревья (березы, сосны и т. д.)? Подумайте, какие сравнения помогут ярче описать персонажи, предметы, изображенные на картине. Подберите эпитеты (определения), наиболее точно характе-ризующие изображенный художником осенний день (зимний, весенний, летний). Какими эпитетами можно охарактеризовать душевное состояние действующего лица (персонажа)? и т. д.
Итак, вопросы учителя сосредоточивают внимание школьников, направляют их наблюдения, оформляют эти наблюдения и восприятия в речи, в итоге - определяют и характер детских сочинений. Однако в процессе беседы важно не только научить школьников внимательно рассматривать картину, размышлять о ней, важно также заставить учащихся пережить ее сердцем, так как художник стремится прежде всего к выражению определенного чувства или настроения. «...Мысль в живописном образе скрывается за выраженным настроением и может быть понята лишь через переживание» (К. Суздалев).
Учащиеся большей частью способны логически описать изображенное 4а полотне, но эстетические чувства их не развиты. Об этом свидетельствует анализ устных рассказов учащихся и письменных сочинений по картине, основным недостатком которых является отрыв описания картины от впечатления, которое она вызывает. О картине пишется подробно, но бесстрастно. Отношение к картине (выражается трафаретной фразой: «Эта картина мне понравилась».
Анализируя картину, учитель основное внимание должен сосредоточить на развитии у учащихся способности эмоционально воспринимать произведение искусства и также на умении эмоционально, ярко, образно передавать свои впечатления, свое отношение к картине. Чтобы картина вызвала эстетические переживания у детей, необходимо ставить такие вопросы, которые помогли бы учащимся понять и обнаружить скрытое в композиции, колорите, цвете картины настроение, чувство, которое художник хочет передать зрителю, а также свое отношение к изображаемому. Можно спросить учащихся, какое настроение создается у них, когда они смотрят, например, на картину «В голубом просторе» А. А. Рылова (светлое, весеннее, радостное настроение, праздничный строй чувств). Как же художник сумел пробудить это чувство в зрителе? (Живописный контраст синего неба и белых птиц создает впечатление бодрости и легкости). Или: Что чувствуете вы и о чем думаете, когда смотрите на эту картину? Каков эмоциональный тон картины? Что дорого художнику в природе в этот весенний день? Чем мне понравилась эта картина? Что (и почему) особенно понравилось в картине? и т. д.
Одним из эффективных приемов работы с картиной является сравнение, в процессе которого у учащихся начинает вырабатываться собственное отношение к произведению, интерес к нему. Использование сравнения как дидактического приема отвечает положению И. П. Павлова о том, что эффективным способом дифференцирования раздражителей является противопоставление. Сравнительный метод разнообразен и многосторонен. Во время беседы об искусстве могут проводиться различные сравнения: двух или нескольких картин, жанров искусства, художественных стилей, произведений кинематографа или мультипликации. Сравнение может проводиться с целью выявления различий или установления сходства в усматриваемых картинах. Иногда сравнение используется, чтобы облегчить понимание учащимися идейной направ¬ленности картин, одинаковых или близких по теме, например, «В. И. Ленин в Разливе» А. А. Рылова, «Ленин и Разливе» Кукрыниксов, «Ленин в Разливе» М. Соколова.
Организуя работу по картине, учитель в зависимости от цели урока, уровня знаний учащихся, конкретных условий по-разному использует прием сравнения. Однако в каждом случае важна продуманность задачи и цели сравнения. Разбор картины в процессе беседы - наиболее распространенный, почти единственный (в настоящее время) прием работы над произведением живописи. Однако, используя картину на уроках истории искусств, необходимо разнообразить приемы и методы. В поисках новых методов нередко забывают о силе устного слова учителя. Живой увлекательный рассказ учителя о картине обогащает восприятие и впечатление, побуждает учащихся к активному словесному действию. Включенная в восприятие речь повышает качество восприятия и тем самым усиливает воздействие художественного произведения на чувства, ум, речь учащихся. Единство образа и мышления делает процесс восприятия живописного полотна более глубоким и осмысленным, так как одновременное восприятие картины и выразительного о ней слова учителя совершенствует взаимосвязь работы первой и второй сигнальной системы.
Живое эмоционально звучащее слово учителя, обостряя зрительное восприятие, повышает интерес к рассматриваемой картине, делает ее содержание более понятным, вызывает у учащихся стремление воспроизвести свои впечатления и переживания в ярком слове.
2.2. Разработка урока по истории искусств на тему «Реализм в русском изобразительном искусстве 30-50-х гг. XIX века. П.А. Федотов (1815-1852)»
Урок начинается с рассказа:
В июне 1852 года русский художник Павел Андреевич Федотов в один день сделал предложение нескольким девушкам из знакомых семейств; затем бродил по Москве, покупая разные безделушки и делая заказы к воображаемой свадьбе. Он заказал и гроб, а потом уехал в Царское Село. Там его и нашли.
Один из друзей Федотова, титулярный советник Рейслер, поместил его в частную больницу для душевнобольных. Но врачи признали художника неизлечимо больным, и 8 октября 1852 года он был переведен в больницу «всех скорбящих». Там он заполнил «Скорбный листок». На вопрос, доволен ли художник своей судьбой, записал: «Судьбой своей не доволен. Причина - бедность семьи, которую содержал».
14 ноября 1852 года в больнице для бедных после пяти месяцев мучений скончался 37-летний Федотов. Ни в одной из петербургских газет не было известия о смерти автора «Свежего кавалера» и «Сватовства майора», картин, которые уже полтора столетия составляют славу русского искусства. Царская цензура не скрыла своей ненависти даже к мертвому Федотову. Великую правду своего искусства он выстрадал каждым часом своей трагичной, короткой и блестящей жизни.
Ученики записывают тему к уроку в свои тетради. После чего учитель продолжит рассказ.
Знакомясь с биографией Федотова, соприкасаешься с его трагической жизнью, и возникает ощущение боли за страдания великого русского художника, за непонимание его творчества, за его раннюю смерть в нищете, за то, что он никогда не узнает о благодарной памяти потомков, о любви к его картинам, к его творчеству... Вдумайтесь, какое противоречие: бесславная смерть и вечная жизнь в искусстве !Как можно его объяснить?
Перелистаем странички истории назад. В 1815 году, 22 июня, в семье мелкого чиновника родился Павел Андреевич Федотов. Отец мечтал о военной карьере для своего сына. В десять лет его поместили в московский кадетский корпус. Учился он хорошо, и здесь ему помогало воображение художника. Скучные артиллерийские чертежи превращались в рисунки. Павел часто рисовал карикатуры на начальство, на товарищей, на самого себя. Эти портреты были очень смешны.
Но вот годы обучения подходят к концу. Затем - распределение в гвардейский полк, которому Федотов отдаст десять лет жизни. Среди офицеров Финляндского полка прапорщик Федотов приобрел такую же известность, как и в кадетском корпусе. Его прозвали «артистом» за сочинение стихов, игру на гитаре, исполнение романсов, но самое главное, за умение рисовать. Рисование стало его привычкой и страстью.
В вечерние часы он начал посещать рисовальные классы Санкт- петербургской Академии Художеств. Но поскольку в искусство он пришел взрослым, сформировавшимся человеком, то в силу этого не принимал на веру все, что преподавалось в Академии. Академия считала жанровую и портретную живопись низкими жанрами, а Федотову был чужд мир исто-рической живописи, мертвого классицизма. Его любимыми художниками были голландские живописцы XVII века и Уильям Хогарт - мастера бытового жанра.
Это раздвоение между искусством и службой требовало времени и сил. Не зная, на что решиться, он показал свои работы Карлу Брюллову. «Великий Карл» предостерег художника от решительного шага, сказав, что в двадцать пять лет поздно приобретать технику, механизм искусства. «Но попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд...» Вняв предостережению Брюллова, Федотов еще несколько лет остается в полку, но все же потом принимает решение оставить службу, хотя положение «свободного художника» едва ли могло принести славу и деньги. В конце 1843 года он в чине капитана уходит в отставку, лишившись твердого офицерского жалованья. С этого времени начинается трудная, замкнутая, одинокая жизнь художника Федотова, ставшая истинным подвигом неустанного творческого труда.
Иллюстрация «Автопортрет» П. Федотова.
Перед нами автопортрет художника. Заглянем в его глаза. Что в них можно прочесть? Глубокую усталость от жизни, печаль, одиночество. Фон, одежда, руки не прописаны, да важно ли это? Художник обнажил на холсте сложность своего внутреннего мира, душевного состояния. Со времени ухода Федотова из полка прошло неполных восемь лет. За этот короткий отрезок времени он успел сделать многое: живописные полотна, рисунки, стихотворения. Познакомившись с его работами, мы увидим, каким содержанием и смыслом наполнил он свои картины, поймем его отношение к жизни.
Одна из первых известных картин Федотова - «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крестик» (1846). Неизвестно, где художник подсмотрел сценку, которая вылилась в картину. Вот он, чиновник, который, не успев проснуться, нацепил свой орден и стоит в позе римского цезаря, гордо указывая на грудь, задрав высокомерно голову. Красуясь, горделиво демонстрирует орден кухарке, показывая ей свою значимость. Какие чувства он вызывает у нас, зрителей? Посмотрите на его лицо, одежду. Он смешон! Его фигура напоминает римскую статую, задрапированную в рваный халат, как в тогу, с папильотками на голове вместо лаврового венка, на лице - чванливая гримаса. Можно ли поверить его величественной позе, устрашиться его грозного взгляда? - Нет, это маска для домашнего употребления. Вряд ли кавалер позволит себе принять столь грозный вид в казенном месте. Порукой тому - стоптанные подошвы его сапог, которые, смеясь, показывает ему служанка...
А теперь посмотрите, что творится вокруг. Мы видим, вероятно, следы от вчерашней пирушки: на полу валяются объедки, в комнате беспорядок.
Как относится художник к своему герою? - Смеется вместе с нами. Но смех совсем не злой. Можно сказать, что он создает карикатурный сатирический образ. И очень реалистический, правдивый - обратите внимание на многочисленные детали, на то, как точно все выписано в картине. Можно ли сказать, что это образ какого-то конкретного чиновника? Он очень похож на многих чиновников, несомненно, это обобщенный образ чиновничества своего времени.
В каком произведении один из русских писателей того времени хлестко высмеял подобный тип русского чиновника? - Конечно, это гоголевский Хлестаков из пьесы «Ревизор». Два сатирических портрета, созданные писателем и художником, очень похожи, словно федотовский кавалер — живописный портрет Хлестакова. Не случайно Федотова называли «Гоголем русской живописи»!
Учитель показывает картину «Сватовство майора», или «Поправка обстоятельств женитьбой» (1848).
Один из современников Федотова вспоминал. Пришел на выставку в Академию художеств - гардероб забит, идет по залам - пусто. Входит в один зал, где висят маленькие картины, а около одной из них толпа, которая внимательно слушает человека небольшого роста, увлеченно читающего стихи.
Честные господа,
Пожалуйте сюда!
Милости просим,
Денег не спросим.
Даром смотри,
Только хорошенько очки протри.
Вот извольте-ка посмотреть,
Вот купецкий дом,
Всего вдоволь в нем...
Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец;
Есть, что пить и что есть...
Уж чего ж бы еще. Да взманила, вишь, честь:
«Не хочу, вишь, зятька с бородою!..
Мне, по крайности, дай хоть майора...»
Дочка в жизнь, в первый раз,
Как боярышня у нас,
Ни простуды не боясь,
Ни мужчин не страшась,
Плечи выставила напоказ,—
Шейка чиста,
Да без креста...
И вот извольте посмотреть,
Как наша пташка сбирается улететь;
А умная мать За платье ее хвать!
И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице Грозит ястреб горлице, —
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
Я, дескать, до денежек доберусь!
Вглядимся в картину. Куда мы попали? - В парадную гостиную купеческого дома. Видим: в доме переполох. В центре - невеста в красивом белом платье, жеманясь, пытается убежать в другую комнату: «Ой, стыд-то какой, мужчина чужой!» - даже платок кружевной уронила. А мать? - Сердится на дочь, «за платье ее хвать»: жених вот-вот зайдет! Как ведет себя отец семейства в этой ситуации? - От волнения пуговицы на сюртуке не может застегнуть. А в дверях комнаты мы видим (как вы думаете, кого?) сваху, она словно спрашивает, не пора ли войти жениху, ведь дело сделано - майор явился свататься. Пока герои картины не могут видеть жениха, давайте его рассмотрим. Вот он, виновник переполоха, «майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус», на фоне дверного проема он смотрится прямо-таки как герой парадного портрета, не правда ли? И еще в гостиной есть слуги, они суетятся, накрывая на стол, перешептываются - такое событие в доме! Даже кошка «намывает гостей», умываясь лапкой.
Рассказывая свою историю, художник любуется каждой мелочью в картине, мастерски выписывая все детали: стулья на гнутых ножках; круглый стол, покрытый свисающей скатертью; поднос с бокалами и шампанским, в спешке поставленный на стул, картинки, развешанные по стенам, богатую люстру, прозрачный тюль, тяжелые шелковые ткани.
Что можно сказать о теме картины? - Тема брака по расчету не нова в истории живописи. Кто из художников к ней обращался? - Прежде всего, Хогарт в серии картин «Брак a la mode».
Осуждает ли Федотов своих героев, как вы думаете? Конечно, картина «Сватовство майора» - это сатира, сатирическое обличение нравов того времени, которые позволяют браку быть средством для наживы. Но художник мудро воспринимает жизнь, видя в ней темные и светлые стороны. Он бичует эти темные стороны действительности, но в то же время насмешка его соединяется с откровенным сочувствием и грустью.
С картиной связан интересный случай. Как-то уже после закрытия выставки заявился к художнику незнакомец и бросился на шею с выражением радости и восторга. Недоумение прояснилось: оказалось, что он, выйдя в отставку майором и желая «поправки обстоятельств», женился на богатой купчихе и теперь весел, доволен и счастлив. О чем говорит эта история? - О том, что она была типична для того времени.
Успех выставки 1849 года в Петербурге, на которой была выставлена картина «Сватовство майора», был огромный. За нее Федотов получил звание академика бытовой живописи. В 1850 году состоялась очередная художественная выставка в Москве, на которой художник показал свои новые картины, в том числе полотно, которое известно под названием «Не в пору гость», или «Завтрак аристократа» (1849).
Мы оказались в небольшой, изящно обставленной комнате, в которой видим хрупкую фигуру щеголя, одетого в шелковый полосатый халат. Понаблюдаем за происходящим. Аристократ завтракает краюхой черного хлеба, и прозвеневший звонок приводит его в состояние крайнего испуга: он в растерянности прячет под книгу недоеденный хлеб, поза его неловка, во взгляде — страх, а щека вздулась от непрожеванного хлеба. Чего же он так испугался ?
Внимательнее приглядимся к отдельным деталям картины. На стуле лежит реклама устриц, а на спинке стула - театральная афиша, и все это как будто выставлено напоказ: посетители должны видеть, что хозяин квартиры ведет жизнь аристократа! А сейчас он испугался разоблачения видимости своего «аристократического» положения, двойной жизни, которую он ведет. Оглядывая комнату аристократа так же, как мы оглядывали гостиную купца в «Сватовстве майора», понимаем, сколько любви вложил художник в каждую изображенную им вещь, будь-то натюрморт на столе, изящный полированный столик или кресло. Как упоительно он наслаждается цветом, восторгаясь цветовыми гармониями густой зелени, яркого красного цвета и звучных синих тонов!
Кроме жанровых картин, Федотов любил писать портреты. «Портрет
Н.П. Жданович за клавесином» (около 1850 г.) называют жемчужиной русского портретного искусства. Художник изображает Наденьку Жданович, молоденькую девушку из знакомого семейства, сидящую за клавесином из красного дерева. Вот на мгновение она оторвалась от игры и спокойно посмотрела на нас. Как светятся ее чудные синие глаза, как неуловима ее улыбка! Девушка словно излучает чистоту, женственность, скромность. Художник не пишет детали интерьера, заменив его чистым юлотистым фоном - ничто не должно отвлекать зрителя от созданного образа. Всмотритесь, какой прием усиливает ощущение чистоты созданного образа - Золотистый фон, на котором выписана голова девушки, напоми¬нающий светящийся ореол.
Успех московской выставки 1850 года ничего не изменил в бедственном положении семейства Федотова. Друзья Павла Андреевича советовали написать ему картину «для денег»: парад или маневры с царем. Но вместо спасительной картины он написал маленькое двустишие: «Способность к живописи может и не дальняя, но совесть гениальная». Оставленный без всякой материальной поддержки, художник продолжает упорно работать, создавая новые картины. В его полотнах появляются трагические нотки.
Картина «Вдовушка» (1851).
О чем эта картина? Какими интонациями она пронизана?
Отрешенность, покорность судьбе ощущаются в фигурке вдовушки в черном траурном одеянии, в ее склоненной головке, лицо которой напоминает нам лик Богоматери с иконы. Случайно ли это? Вдовушка ждет ребенка. Что ожидает его в этом злом и жестоком мире, где трудно выжить беззащитному человеку? Кредиторы описали имущество, и скоро она должна будет покинуть свой маленький, уютный мирок, унося с собой свои воспоминания да дорогие ее сердцу вещи: портрет мужа (автопортрет Федотова в гусарском мундире), образ Спаса, икону - кусочек своей прошлой жизни. Небольшая деталь - горящая свеча. Зажженная днем, она порождает чувство тревоги, словно отсчитывая остающееся время. Беззащитность, хрупкость, духовная чистота, красота - все слилось воедино, и сердце невольно сжимается от боли и сострадания.
Две последние картины Федотова, написанные в год его смерти, не вызвали интереса у современников - это «Анкор, еще анкор!» и «Игроки». Всмотритесь внимательнее в картину «Анкор, еще анкор!» (1851-—1852). Какие чувства она вызывает у вас и почему?
Ощущение тесноты, духоты, мрака, подавленности. Эти ощущения рождает прежде всего темный цвет картины, сотканный из горячих красно-коричневых красок, обилие теней, низкий «давящий» потолок, стесненность пространства.
В полумраке комнаты, освещенной тусклой горящей свечой, мы замечаем офицера, заброшенного судьбой в глухую провинцию. Томясь отчаянной скукой, лежа на кушетке, он заставляет своего пуделя перепрыгивать через палку под монотонные команды «анкор». Что еще мы видим в комнате? - Плохо прописанные предметы, гитару, стол посередине. Посмотрим, что на нем (показывается фрагмент картины): еда, свеча, зеркало - ничем не связанные друг с другом вещи образуют странный натюрморт.
О чем же эта картина?
О страшной бездуховности, тоске, о бессмысленности существования, о трагической безысходности жизни...
Но в центре комнаты, прямо над разрозненно лежащими предметами есть маленькое окно, своим холодным сине-белым колоритом оно резко контрастирует с горячими темными тонами комнаты. За ним другой мир: зима, свежий морозный воздух, голубой снег, дом с горящими глазами окон...
Зачем его изобразил художник ?
Картина «Игроки» (1852).
Кто до Федотова обращался к теме игры в своем творчестве? - В литературе: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Достоевский. Чем объяснить этот интерес? - Он легко объясним: карточная игра составляла существенный штрих русского бытия, в карты играли все, несмотря на запреты и ограничения.
Художник немногословен, как и в предыдущей картине. Как ведут себя игроки? Уже поздняя ночь, они устали от долгой игры: выигравшие встали и разминают затекшие тела, а проигравший (в нем можно узнать автопортрет Федотова!) в безумном оцепенении сидит за столом... Что особенно привлекает наше внимание ? - Пустые рамы на стене и тени, отбрасываемые фигурами. Что мы ощущаем, глядя на картину? - Пустоту, усталость, напряженность. Это впечатление усиливает и мрачный колорит И лица, которые мы не видим — игроки безлики, как пустые рамы на стене. (Федотов говорил о картежниках: «Они убивают время, пока оно не добьет их, в свою очередь».)
Еще раз окинем взглядом творческую судьбу русского художника Федотова, стремительную по своему развитию. Неутомимый, подвижнический труд был вознагражден триумфом «Сватовства майора», однако симпатии публики сменились постепенным охлаждением, начиная с «Вдовушки». Последние картины остались незамеченными. Многие, кто их видел, старались об этом не упоминать, словно картин вовсе не существовало.
Чем это можно было объяснить? Его живопись вышла за рамки доступного, легко понимаемого искусства? Его картины заставляли размышлять, искать ответа на поставленные вопросы?
Вполне возможно, что чувствительная натура художника породила разлад между ощущением значительности того, что возникает под его кистью, и тем бездушным миром, который он изображал. Написав себя в виде сходящего с ума игрока, он словно угадал свою судьбу.
Все дальше уходя от потребностей текущего дня, Федотов перерос и обогнал своих современников, его искусство было уже обращено в будущее.

Заключение
История искусств - сложный комплекс знаний, включающий в себя историю и развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусств, историю архитектуры, скульптуры, кинематографа и мультипликации. Как мы уже подчеркивали в нашей работе, одна из главных проблем, которые решает учитель этого предмета, обучая своих учеников всеобщей истории искусств, состоит в том, чтобы научить их видеть и задумываться. Это является первым условием понимания искусства. Смотреть на картину либо статую может всякий человек. Но видеть искусство способны либо тот, кто наделен этим умением от природы (это будущий художник), либо тот, кто развивает в себе ту же способность путем изучения искусства. Помимо исторической обусловленности, есть то, что мы называем мировые шедевры. И для того, чтобы понять их, нужно научиться переживать искусство и думать. Думать, почему, художник написал ту или иную фигуру или изваял ее в камне, выбрал тот или другой ракурс, композицию и т.д., хотя доискаться до того, что хотел сказать художник своим произведением, бывает очень трудно. Как уже говорилось ранее, цель предмета «История искусств» ставит перед учителем задачу увлечь молодых людей искусством, развить стойкий интерес к нему, а следовательно, и потребность в знаниях, самообразовании в области искусства. Цель предмета определяет и особенности методики его преподавания. Поэтому очень важно, чтобы все уроки предмета, пробуждали чувства и мысли ученика, обогащали его новыми впечатлениями и знаниями. Немаловажную роль здесь будут играть вопросы и задания, которые учитель предложит ученикам, они должны быть интересными, и исключающими всякую механическую, бездумную деятельность, должны быть по настоящему творческими. Таким образом, рассмотрев в нашей работе методику преподавания истории искусства, можно сделать вывод, что именно этот предмет в школах дополнительного образования наиболее полно способствует воспитанию и развитию духовно - нравственных ценностей учеников.
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: Anka
Просмотров: 4425 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик