СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Урок- путешествие « Давайте прогуляемся по лугу»
[ Скачать с сервера (542.8 Kb) · Скачать удаленно () ] 13.12.2013, 17:52
Автор: Кудряшова Валентина Александровна
ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина ж.д ст. Клявлино Самарской области

Тип занятия
Урок изучения нового материала
Цель занятия
Познакомиться с многообразием семейства сложноцветные
Задачи занятия
Образовательные:
а) дать общую характеристику семейства сложноцветные;
б) закрепить навыки по определению растений семейства;
в) показать значение представителей семейства в природе и жизни человека;
Воспитательные:
а) вызвать чувство интереса к изучению и исследованию природы;
б) развивать умения работать в группе;
Развивающие:
а) используя принцип наглядности учебного процесса развивать внимание, зрительную память учащихся, способствовать её тренировке;
б) развивать умение сравнивать, обобщать изученные факты.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Методы обучения: частично- поисковый.
Формы организации учебной деятельности: работа в группах, индивидуальная работа
Приемы деятельности учителя: для каждой группы учащихся подбираются источники информации, готовятся задания
Время реализации урока (мероприятия, занятия) 40-45 минут

Подробный конспект урока.
1.Мотивация учащихся
Приветствие, приглашение учителем учащихся на экскурсию на луг.
Воспользуемся предложением Самеда Вургуна и совершим путешествие на луг. В море цветов и трав, колеблющихся как волны настоящего моря. На луг, сверкающий всеми цветами радуги раннего утра, наполненный ароматом и яркой пестротой цветущих трав жаркого летнего дня. Учащиеся выдвигают предположения о необходимых знаниях для совершения экскурсии на луг. Исходя из этих предложений, формулируется цель урока: познакомиться с многообразием семейства сложноцветные и задач урока: дать общую характеристику семейства сложноцветные; закрепить навыки по определению растений; показать значение представителей семейства в природе и жизни человека.

2. Вводная беседа:
Вопросы: Приходилось ли вам бывать на лугу? Какие растения вы там встречали? Какие растения вы можете отнести к семейству сложноцветные?
Сообщение учащегося (опережающее домашнее задание-многообразие растений семейства) Презентация №1.Слайды №2-№10
Среди сложноцветных или астровых много лекарственных, декоративных, сорных, кормовых и технических растений.
К лекарственным растениям относят:
полынь горькая, ромашка лекарственная, пижма обыкновенная, цикорий обыкновенный, тысячелистник обыкновенный, мать- и - мачеха.
Декоративные растения
На цветниках и клумбах выращивают георгины, маргаритки, бархатцы, астры.
Сорные растения
К злостным трудноискореняемым сорнякам относится осот полевой, амброзия. Пыльца амброзии, попадая в дыхательные пути, вызывает аллергию.
Среди растений семейства Астровые встречаются кормовые и технические растения, например, топинамбур или земляная груша, подсолнечник.
Подсолнечник - главная масличная культура. Подсолнечное масло употребляют в пищу, используют для изготовления маргарина, лаков, красок, мыла. Из семян готовят сладкую халву. Родина подсолнечника - Южная Мексика, где его выращивали много столетий. К нам он был завезен во время правления царя Петра Ι в XVΙΙΙ веке. Прошло немало времени, пока подсолнечник стали выращивать как масличную культуру. В 1829 году крепостной крестьянин Воронежской губернии Даниил Бокарев придумал способ получения подсолнечного масла. Позже был построен первый завод по производству масла. В Самарской области встречается более 250 видов растений семейства сложноцветных. Наибольшее разнообразие наблюдается в Государственном Жигулевском заповеднике, расположенный на Самарской Луке.

3. Актуализация знаний.
Учитель: Бежит тропинки через луг, ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь цветы вокруг
Да по колено травы.
Чтобы отправиться в путешествие на луг нам необходимо ответить на вопрос: Что мы возьмем в путешествие? Предлагаю вам взять конверт. В нем имеются картинки с разными предметами. Наша задача отобрать те, которые необходимы нам для похода на луг. (1 группа- одежда, 2 группа- обувь, 3 группа - дополнительные предметы). По окончании отведенного времени нужно объяснить, почему мы взяли именно эти предметы.
Одежда: Головной убор- защита от солнца. Комбинезон- защита от насекомых.
Обувь: Сапоги – защита от высокой травы, насекомых, змей.
Дополнительные предметы: маршрутный лист с обозначениями станций. (Слайд №11)

4. Изучение нового материала.

Учитель: Мы подобрали одежду для своего маршрута на луг. Первая станция на нашем пути « Лабораторная». Семейство Астровые или Сложноцветные – самое большое семейство двудольных с самыми разнообразными цветами. Какие цветы они имеют необходимо посмотреть, используя гербарные материалы.

Лабораторная работа «Строение цветков растений семейства сложноцветные.»

Гербарные материалы: садовая астра, одуванчик лекарственный, тысячелистник обыкновенный, василек русский

Ученики отвечают на вопросы, выполняют рисунки цветов в тетрадях.

- Что общего в строении цветков этих растений?
- Как называется соцветие сложноцветных?
- Каково строение каждого отдельного цветка?
- По каким еще признакам, кроме строения цветка, мы можем объединить все эти растения в одно семейство?

Обобщение по лабораторной работе (Общие признаки растений семейства)Слайд №12.
Цветок Ч0 Л(5) Т(5) П(1)
Соцветие Корзинка
Плод Семянка
Листья Простые
Характерной особенностью сложноцветных является соцветие корзинка.
Основу корзинки образует расширенное цветоложе, плоское или выпуклое. Снаружи корзинка окружена зелеными листочками - оберткой. На цветоложе размещаются отдельные цветки, количество которых может быть различным.
В корзинках сложноцветных встречаются цветки четырех типов: трубчатые, воронковидные, язычковые и ложноязычковые.

Учитель: Чтобы продолжить путешествие необходимо быть очень внимательным. Узнай по описанию семейство, найди и исправь допущенную ошибку: 25 тыс. видов, однолетние, двухлетние, многолетние травы и полукустарники; Ч0 Л(5) Т(5) П(1); цветки – трубчатые язычковые; соцветие- корзинка; плод- зерновка. (Дана характеристика семейства сложноцветных, но плод у сложноцветных – семянка, а не зерновка)

Учитель: Издалека видны яркие желтые головки – щитки « полевой рябинки»- пижмы. Зацветет, загорится огнем нарядная пижма, знайте- лето в разгаре!
На нашем маршрутном листе отмечена следующая станция « Цветочная». Я предлагаю вам отгадать загадки о растениях семейства сложноцветных

1) Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домков –
Столько беленьких жильцов.
(подсолнечник)

2)Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка:
Долек сколько?
Восемь,
Десять,
Двадцать,
Тридцать…
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть, дольки снова перечесть?
(тысячелистник)

3) Я и в поле, и в саду
У прихожих на виду.
Голова моя бела, Лепестками поросла.
(Ромашка)

4) Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
(одуванчик)

5)На поляне у тропы
Он стоит открыто.
Крепкий стебель да шипы –
Вот его защита.
Если схватят молодца,
Будет драться до конца!
(чертополох)

6)Колосится в поле рожь…
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко- синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)

Учитель: Итак, мы вооружились необходимыми знаниями и теперь можем заходить на луг, впереди нас ждет станция « Луговая». В Самарской области в настоящее время на лугах встречаются свыше 250 видов растений семейства сложноцветных, а среди них много лекарственных. Давайте, определим какие растения здесь растут. Слайды №13-№21

Игра: « Узнай меня»

-Это многолетнее сорное растение с толстым корнем и красивыми светло- синими язычковыми цветами, собранными в соцветие корзинку. Это лекарственное и пищевое растение – поджаренные и измельченные корни его добавляют в кофе, а листья употребляют как салат.
( Цикорий)
- Представители этого рода, очень разные по внешнему виду, широко распространены в степях, горах, пустынях. Есть они и в нашей средней полосе. Эти растения издают своеобразный аромат. Горький вкус листа защищает эти растения от поедания животными. ( Полынь)
- Из этого растения получают безвредный пищевой краситель желтого цвета для сыров и масла. В народе это растение очень часто называют ноготками. ( Календула)
- Маленькие плодики этого травянистого лекарственного растения, цветущего по сырым местам, снабжены крючочками и очень цепкие. Они распространяются животными. (Череда)

Игра «Цепочка». В предлагаемых цепочках названий растений найти лишнее звено.

1. Василек, подсолнечник, астра, чина, ромашка. (Чина, т.к. перечислены растения семейства сложноцветных, а чина относится к семейству бобовых.)
2. Бархатцы, георгин, роза, маргаритка, астра. (Роза, т.к. перечислены растения семейства сложноцветных, а роза относится к семейству розоцветных.)
3. Одуванчик, бодяк, ромашка, василек, томат. (Томат, т.к. перечислены растения семейства сложноцветных, а томат относится к семейству пасленовых.)
Обсуждение: Какими общими признаками обладают все вышеописанные представители семейства сложноцветные?

Учитель: А знаете ли вы, что растениям всегда находилось место и в войнах, и на банкетах, свадебных церемониях. Растениями украшали алтари и места жертвоприношений. Именно они были предметом исцеления и хранителями домашнего очага. С ними связано очень много легенд, мифов, исторических рассказов.
Я предлагаю вашему вниманию несколько легенд, посвященных многообразию декоративных сложноцветных. Сообщения учащихся (опережающее домашнее задание) Слайды №22-№25
Эдельвейс
У народов гор цветок эдельвейса является символом счастья и любви. Существует очень красивая и печальная легенда о его возникновении. Пылкие сердца двух влюбленных не могли жить друг без друга. Но судьба распорядилась иначе — им предстояло расстаться навсегда. Единственный выход, как им казалось, остаться вместе навсегда — это умереть. Юноша и девушка решили вместе погибнуть, сбросившись со скалы, чем жить друг без друга. После их смерти скалы укрылись в знак торжественной и печальной победы любви над судьбой белоснежными цветами эдельвейса...
Хризантема
Японцы издавна отмечают праздник хризантем, т.к. с магическими свойствами цветка связана и легенда о происхождении Японии. В давние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов есть растение хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может лишь человек с чистым сердцем и добрыми намерениями.
Император и его придворные были людьми грешными, и на остров послали триста молодых юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору; очарованные природой острова, они основали новое государство—Японию.
Василек
Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

5. Закрепление материала.
Учитель: Мы познакомились с большим многообразием растений семейства сложноцветных. Но, чтобы это многообразие радовало нас долгие годы его необходимо охранять. Я предлагаю вам поработать в группах и составить памятку: « Охраняй природу!» Помогут вам справиться с этим заданием пословицы. Прочитайте пословицу, обсудите ее смысл, сформулируйте правила по охране природы.

Пословицы Правила, сформулированные учащимися

Больше землю удобряй - выше будет урожай (Береги и удобряй землю, она кормилица)
Зеленый наряд радует взгляд (Охраняй растительный мир Земли, они дают нам красоту)
Сломить дерево — секунда, а вырастить — года (Охраняй леса)

Учитель: В завершении урока учащиеся выполняют кроссворд по многообразию семейства (Презентация №2) или тестовое задание индивидуально по вариантам (на усмотрение учителя).
I вариант.
1. Выберите признаки, характерные для семейства сложноцветные

1. Плод коробочка.
2. Соцветие кисть.
3. Формула цветка: Ч(5) Л(5) Т(5)П1
4. Жилкование параллельное.
5. Соцветие корзинка.
6. Корневая система мочковатая
7. Корневая система стержневая.
8. Стебель прямостоячий.
9. Плод семянка.
10 Жилкование сетчатое.
11.Формула цветка: Ч_Л(5)Т(5)П1
12. Плод боб.

2. Выберите из предложенных растений те, которые относят к семейству сложноцветных.

1 .Редька дикая
2. Бархатцы отклоненные.
3. Лапчатка прямостоячая.
4. Сурепка обыкновенная.
5. Ромашка аптечная.
6. Цинния изящная.
7. Горох посевной.
8. Вишня садовая.
9. Пижма обыкновенная.
10.Георгина садовая.

II вариант.

1. Выберите признаки, характерные для семейства сложноцветные

1. Плод ягода.
2. Соцветие головка.
3. Формула цветка: Ч(5) Л(5) Т(5)П1
4. Жилкование сетчатое.
5. Соцветие корзинка.
6. Корневая система стержневая.
7. Корневая система стержневая.
8. Стебель ползучий.
9. Плод семянка.
10. Жилкование сетчатое.
11. Формула цветка: Ч_Л(5)Т(5)П1
12. Плод зерновка.

2. Распределите по группам растения семейства сложноцветные.

А. Пищевые.
Б. Лекарственные.
В. Декоративные.
Г. Сорняки.
1. Бодяк полевой
2. Подсолнечник
3. Ромашка аптечная
4. Астра китайская
5. Одуванчик лекарственный
6. Пижма обыкновенная
7. Хризантема
8. Василек луговой
9. Мать - и - мачеха
10. Ноготки

Оценки за урок выставляются на основании оценочного листа, заполняемого наблюдателями.

Оценочный лист:Фамилия, Имя Не работал по заданию группы Отвечал, но не правильно Отвечал правильно Оценка за тест Примечание

6. Итог урока.

Учитель. Давайте прогуляемся по лугу…. Прекрасные слова. Наше путешествие было познавательным. Но знакомство с представителями растительного мира не заканчивается. Давайте прогуляемся по лугу…

Рефлексия деятельности на уроке.

В конце урока каждый учащийся выражает свое отношение к уроку письменно: на небольших листочках бумаги записывает кажущееся время урока. Кажущееся время делится на истинное время- это является показателем интереса. Если получающееся числовое данное равно 1 или близко к 1- это норма, урок прошел с интересом для учащихся.

Домашнее задание

1) Составьте список лекарственных растений из семейства сложноцветных, подготовьте рассказ о его применении (1-2 растения).
2) Приведите кулинарный рецепт приготовления блюда из растения этого семейства.
3) §57учебника[/size]
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: глобула
Просмотров: 1139 | Загрузок: 372 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик