СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

" Подготовительные упражнения при игре гамм и их техничного исполнения"
13.12.2013, 14:32
МАОУ ДОД
Детская школа искусств №6
г. Улан- Удэ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для преподавателей
по классу фортепиано

«Подготовительные упражнения
при изучении гамм
и их техничного исполнения»

подготовила
преподаватель по классу фортепиано
Марменковаа Елена Петровна

2013 год
Содержание.

Введение………………………………………………
Значение гамм в игре на фортепиано………………
Работа над гаммами в младших классах:
1. Освоение подготовительных упражнений к игре гамм…
2. Знакомство с гаммой……………………………
3. Работа над гаммами во 2м классе…………………
Работа над гаммами в средних классах……….…
Заключение………………………………………………
Список литературы …………………………………

Введение.

В данном методическом сообщении я постаралась изложить поэтапную работу над гаммами и упражнениями, обращая внимание на изучение аппликатурных принципов, преодоление тех или иных трудностей в техническом плане, используя различные упражнения. Особо большее внимание я уделила изучению гамм в младших классах, так как учащийся должен не только познакомится с той или иной гаммой, но и аппликатурными принципами, играть технически ровно в медленном темпе.
В средних и старших классах учащиеся закрепляют те или иные технические навыки, знакомятся с новыми формулами упражнений, усовершенствуют те знания и навыки, которые были получены ими ранее.
Цель – систематизировать имеющийся опыт работы над гаммами во всех классах.
Задачи:
- раскрыть значение игры гамм на фортепиано;
- поэтапный рассказ работы над гаммами в младших, средних и старших классах;
- показ примеров.
Работа над гаммами и упражнениями, на мой взгляд, должна быть систематизирована и выстроена для того, чтобы педагог смог более точно и доступно для учащегося выстроить работу над гаммами.

Значение гамм в игре на фортепиано.

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано.
Изучение гамм на уроках требует особого внимания в силу следующих причин:
1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз), слышат интонационную сторону тонов-полутонов - интервалику).
2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).
3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.
4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.
5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений.
Учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т.д..
Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.
Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.

Освоение подготовительных упражнений к игре гамм.

Подготовительные упражнения учащемуся можно давать с подготовительного класса. Их можно давать, после того как ребенок освоит основные штрихи (staccato, legato, non legato).
Подготовительные упражнения нужны для того, чтобы подготовить пианистический аппарат к игре гамм, это:
- подготовка первого пальца;
- подготовка кистевых движений;
- подготовка к игре аккордов – одновременное звучание нескольких звуков.
Для достижения поставленных мною задач я использую следующие подготовительные упражнения:

Подготовительное упражнение для гибкости кисти
( без инструмента)
1. « Шарики» - « катаем» воображаемые пластилиновые шарики 1-2;1-3;1-4;1-5 пальцами по часовой стрелке и против, чтобы ощутить подвижность первого пальца.

2. « Здороваемся», т.е. слегка прижимаем подушечки со 2-5 пальцев к первому, как бы прощупывая их.

3. « Складной ножичек»- поставим «купол» на стол, опираясь на 2-5 пальцы. Первый палец медленным, но волевым и сильным движением уводим далеко под ладонь. Такое движение первого пальца понадобится при подкладывании через него других пальцев в гамме.

4. «Игра» - это упражнение делаем на крышке инструмента, как бы встаем на 3й пальчик и под подтекстовку начинаем выполнять вертикальные, горизонтальные и круговые движения кистью.

Покачаюсь на качельке,

А потом поеду я

В гости к бабе, деду,
Вот все песенка моя!

5. « Радуга»- (делается на закрытом инструменте), от середины инструмента делать круговые движения в противоположные стороны (расходящаяся гамма). Следить, чтобы запястье сильно не опускалось, опора на играющий палец.
Можно делать упражнение 1-1;2-2;3-3;4-4;5-5 пальцами правой и левой руки воображая 3 октавы.
Ой, ты, радуга – дуга
Разноцветны берега

Подготовительное упражнение для подвижности 1-го пальца

1.«Паучок»

играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая.
При исполнении используем подтекстовку (прим.1).

Паучок плетет свой дом,
Паучку прекрасно в нем,
Он плетет и напевает,
Всех друзей к себе сзывает

Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.

2.«Веревочка»
играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор.
Упражнение играем с подтекстовкой



Закрутися, закрутись, ты веревочка моя,
Раскрутися, раскрутись, ты веревочка моя.

Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.

Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов.

3.«Квинты»
играем 1и 5 пальцами, перелетая через октаву.
При исполнении упражнения использовать подтекстовку:

Мы веселые две квинты
Ты нас правильно сыграй
Первый, пятый, первый, пятый
Ты скорее проиграй.

В этих упражнениях перед учащимся ставится задачу – взять 2 звука вместе, без так называемых «квакушек».

4.«Часы»
играем терции 1-3, 3-5 как маятник часов.
Упражнение играем с подтекстовкой:


На стене часы весят,
Тихо, мирно говорят:
Тик-так, тик-так…

5..«Кварты»
играем 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты».
В упражнении используем подтекстовку:


Зайка ушастенький, ловкий зверек,
Прыгает весело – скок да поскок!

После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству непосредственно с гаммой.

Знакомство с гаммой.

При знакомстве с гаммой ребенку нужно объяснить, что гамма – это ряд упражнений, которые играются по определенным правилам. Гаммы нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.
Затем можно перейти к игре звукоряда по позициям с использованием подтекстовки:
Посмотри (позиция 3х пальцев) как играю я (позиция 5ти пальцев). Правая рука играет вверх, а левая вниз.
После того, как ребенок освоил игру по позициям, соединяем эти две позиции, и таким образом играем уже половину упражнения игры гаммы в прямом движении. Затем объяснить ребенку, что вторая половина упражнения играется теми же пальцами, только в зеркальном отражении. При исполнении используем подтекстовку:
Все куда-то разбежались,
Заскучали и примчались
Параллельно знакомить учащегося с расходящейся гаммой.
Попробуем сыграть 2мя руками от одного звука гамму, которая называется «Расходящаяся».
Начинать ее мы будем с одного звука, и расходиться в разные стороны. Аппликатура в обеих руках одинаковая и такая же, как и в первом упражнении: когда ручки расходятся, сначала играем первые три пальчика, а затем подкладываем 1е и играем до 5. Можно играть с подтекстовкой:

В расходящемся движении
Все в зеркальном отражении.

Знакомство с хроматической гаммой.

В продолжение знакомства с гаммой нужно рассказываю, что еще одно упражнение есть в гамме, которое называется хроматической гаммой.
Затем вместе с ребенком разобрать, что такое хроматизм – это поступенное движение по полутонам, т.е. по белым и черным клавишам.
При игре хроматической гаммы есть золотое правило, – какими пальцами играть – на всех черных клавишах играет только 3й палец, а на белых – 1й, но, как и в любом правиле есть исключения – там, где между белыми клавишами нет черной – мы всегда играем 1-2м пальцами. При исполнении упражнении используем подтекстовку: «Хроматизм играем».


Хоматизм играем, хроматизм играем мы и т.д.

Знакомство с аккордами и арпеджио.

Аккорд – созвучие трех звуков, т.е. мы должны вместе сыграть 3 звука, но не 3 звука подряд, а через ступеньку, т.е. трезвучие. Возникает вопрос, какими пальцами мы будем играть это трезвучие.
Полезно напомнить ребенку подготовительные упражнения, которые мы делали: квинты и терции, вспомнить какими пальцами мы их играли.
Объяснить, что здесь у нас тоже есть квинта, которую мы играем 1-5 пальцем, и терция, которую мы играем 1-3 пальцами, и таким образом мы соединяем эти два упражнения и получается аккорд.
Арпеджио – это разложенный аккорд. Арпеджио играются такими же пальцами, что и аккорд. В арпеджио мы играем не только пальцами, но в процессе игры участвует наша кисть, она помогает повести и довести звук до последнего звука.
После того, как ребенок усвоил игру этих упражнений трезвучием, я объясняю, что мы выучили только одну часть упражнения, и начинаю объяснять обращение трезвучий, что основание (это звук «до») становится вершиной – верхним звуком «до», в сказочной форме я говорю учащимся, что у нижнего звука «до» (в до-мажоре) вдруг вырастают крылышки, и он перелетает на октаву вверх, таким образом, у нас получается новый аккорд, но это не трезвучие, а называют его по-другому – секстаккорд. А называют его так, потому что его крайние звуки «ми-до» образуют сексту. У этого аккорда другая аппликатура: «ми» и «до» будут играть 1й и 5й пальцы и в правой и в левой руке, а вот средние звуки правая рука будет играть вторым, а левая третьим. И таким же образом объясняю квартсекстаккорд.

Все виды этих упражнений учащийся должен играть медленно, не торопясь, как бы «шагая» каждым пальчиком, маршируя. Можно играть упражнение и петь с подтекстовкой. На этом этапе ребенок должен познакомиться с динамическими принципами игры в гамме, т.е. если движение идет вверх – играем на крещендо, а если вниз – на диминуэндо.


2. Работа над гаммами во 2м классе.

Во втором классе в работе над гаммами стоят уже следующие задачи:
- игра гамм 2мя руками;
- игра гамм в две октавы;
- ровность, четкость исполнения гамм в медленном темпе;
- звуковедение в арпеджио;
- в аккордах – точное взятие всех звуков вместе.
Таким образом, для достижения этих целей следующие упражнения:

1. В прямом движении, расходящаяся и хроматическая гаммы:

1.Играем сначала отдельно каждой рукой – вспоминаем аппликатуру, затем соединяем двумя руками, медленно, вспоминаем каждый пальчик.

2.Теперь играйте группы нот гаммы кластерами (аккордами),
играйте их вместе (как аккорд) пальцами 123, затем смещая руку в бок, играя (как аккорд) пальцами 1234.

Проделайте это упражнение в пределах одной октавы, затем в пределах двух, трех и четырех октав. Это значительно улучшит зрительное восприятие периодичности гаммы на клавиатуре.

3.Можно играть и вслух называть те пальцы, которые мы подкладываем (например, в до-мажоре – 1й в правой руке, 3й в левой при движении вверх).
После того, как ребенок освоил аппликатуру, переходим к игре в 2 октавы.

Когда мы переходим играть во 2ю октаву, то мы вместо 5го пальца в правой руке ставим 1й, а в левой после 1го ставим 4й (т.к. 1й палец заменяет 5й).

4.Гамму играем в медленном темпе, хорошо «маршируем» пальчиками, все звуки проговариваем.

При игре гамм у многих учащихся возникает проблема 1го пальца (при игре 1м п. задирается рука, что в дальнейшем затруднит игру в более быстром темпе). Поэтому полезно использовать упражнение

5.«Кораблик» - вычленить то место где играет 1й палец с соседними звуками и
нужными пальцами и проиграть его несколько раз в правильном положении первого пальца и руки в целом.
При исполнении упражнении можно использовать подтекстовку

Ветер на море играет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

6. Игра гамм с динамикой.
В процессе работы над гаммой надо объяснить ребенку, что если гамму будем играть в одной звучности, динамике, то она станет неинтересной и скучной, а если ее разнообразить динамическими оттенками, то она станет намного интереснее и красивее. При движении на верх мы всегда играем на крещендо, а вниз – на диминуэндо.

Арпеджио.

При исполнении арпеджио надо добиваться певучего Legato, поэтому использую упражнение «Мамочка милая».
В этом упражнении ребенок должен ласково, нежно, на Legato пропеть пальчиками. Ощущение веса в руке и работа
кисти при исполнении этого упражнения помогают добиться певучести, равномерного звучания.

У пальчика есть рюкзачок (вес), который он должен передать следующему. При исполнении можно использовать слова «Мамочка милая»


Игра полностью арпеджио с круговыми движениями кисти, которая помогает «передавать рюкзачок» (вес) от одного пальчика в другой.

1. Аккорды.
При игре аккордов нужно брать все звуки вместе, без «квакушек». Для достижения этой задачи - следующие упражнения:
1.поиграть отдельно по интервалам – терции, квинты и слушать, чтобы звуки звучали вместе. Если ребенок справляется, можно усложнить задачу: выделять в данном интервале верхний или нижний звук.
2. «Громкий аккорд» игра полностью аккорда по 3 раза хватательным движением на staccato, можно играть на крещендо, т.е. первый тихо, второй громче, и последний громко


21
Работа над гаммами в средних и старших классах.

При работе над гаммами в средних и старших классах стоят следующие задачи:
- изучение 4х звучных арпеджио;
- игра всех видов упражнений в 4 октавы (с 4го класса);
- ровность, четкость исполнения;
- скорость исполнения;
- добавляются некоторые виды упражнений (ломанные и длинные арпеджио, терция, децима в старших классах академического направления).
С третьего класса в работе над гаммами можно использовать следующие упражнения:

Игра гамм в прямом и расходящемся движении.

1. Игра гамм разными штрихами (staccato, legato, non legato) для пальцевой артикуляции, цепкости пальцев.
2.Можно чередовать игру разными штрихами (например, играем одну октаву на legato, а другую – на staccato;
Для более старших классов, которые хорошо справляются с предыдущим заданием можно поиграть:
3. Правую на staccato, а левую на legato, и наоборот.
4. Игра гамм с ритмическим варьированием для четкости и ровности исполнения
5.С акцентировкой по 2, 4 звука для ровности исполнения в ритмическом плане.
6.игра на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру.
Главная задача в этом упражнении состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.
7.при игре расходящейся гаммы отдельную трудность вызывает у учащихся встреча знаков альтерации (особенно в миноре), которые не совпадают в обеих руках. Для устранения этих затруднений можно поиграть гамму медленно, называя знак альтерации в той руке, в которой он встречается (например, в ре миноре мелодический вид – в левой до, си-бемоль, в правой си-бекар, до-диез).
8.при игре расходящейся гаммы поиграть по два раза звук со знаком альтерации.

Игра коротких арпеджио по 4 звука.

Перед тем, как приступить к игре арпеджио, необходимо объяснить ребенку аппликатурные принципы.
4х звучные арпеджио мы всегда играем 1,2 и 5м пальцами, меняются только 3й и 4й.
Можно показать табличку, в которой в доступной форме написана аппликатура арпеджио для всех тональностей, в этой таблице написаны те пальцы, которые меняются, а те, которые не меняются,
Мы уже знаем, что они всегда одни и те же, и затем по таблице объяснить аппликатуру.
После чего прошу ее нежно выучить наизусть, как таблицу умножения.

Мажорные гаммы: пр.р. 344
лев. р.343
минорные гаммы: пр.р. 343
лев.р.443
исключения:
До, Соль, Фа маж. пр.р. 344
ля, ми, ре мин. Лев.р.443
1.При знакомстве с 4х звучными арпеджио играть отдельно каждой рукой с удвоением того звука, на который попадает 3й или 4й палец.
2.также можно при знакомстве с этим видом упражнений играть с удвоением каждого звука с подтекстовкой (например, правая рука в до-мажоре):
Мы играем третий пальчик,
Мы играем четвертый пальчик,
Мы играем четвертый пальчик,
И опять играем третий.
3.Первый звук можно играть на staccato, а следующие два соединить на legato, последние звуки в данной фигурации со следующей соединять лигой.
4.Игра арпеджио на legato, с динамикой, кистевые движения должны помогать передавать звук из одного пальца в другой, пропевать каждый звук.
Ломаные арпеджио.
Без знания аппликатурных принципов и аппликатуры в целом 4х звучных арпеджио ломаные играть не возможно. При знакомстве с этим видом упражнения поиграть медленно, нужно подумать, прежде чем сыграть следующий звук. Затем, когда учащийся освоит можно переходить к более быстрому темпу, играя на legato, с динамикой.
Длинные арпеджио.
При игре этого вида упражнений зачастую у учащихся возникают трудности подкладывания 1го пальца во время, без остановок и запинок. Для решения этой трудности я использую следующие упражнения:
1.Игра длинных арпеджио в медленном темпе с остановками, перед тем как поставить 1й палец и заранее его приготовить.
2.проучить так называемые стыки 1го пальца с соседними: соль-до-ми (правая рука в до-мажоре)
3. поучить путем прибавления каждого следующего звука.
4. игра длинных арпеджио от первого звука до вершины на крещендо, т.е. с динамикой, на хорошее legato.
Аккорды.
1. При игре аккордов в средних и старших классах стоит задача сыграть не только вместе аккорд, но и выстроить его по верхнему звуку. В работе над аккордами можно использовать следующие упражнения:
2. Игра аккордов по 3 раза с динамическим нарастанием, на staccato, последний раз на – маркато (помогает почувствовать вес в руке).
2. Если учащейся не может понять, что значит вес в руке (играть с весом)
можно сделать следующее упражнение – подойти к стене на небольшое расстояние и как бы упасть на руки, оперевшись руками на стену, а затем и пальцами.
5.Игра аккордов в медленном темпе с выделением верхнего звука (верхний на форте, остальные на пиано), среднего и нижнего.
6.Игра всех аккордов с динамикой, с весом в руках.

Упражнения развития ансамблевого слуха при игре гамм

Играть гаммы можно в ансамбле, тем самым развивать ансамблевый слух.
Делать это удобнее на двух инструментах с педагогом или другим учеником.
Ученик вслушивается в синхронность звучания, учится вовремя вступать в игру.

1.Игра гамм с динамикой
Играем гаммы в ансамбле с динамикой   к вершине и обратно, а так же с противоположной динамикой. Играют одновременно педагог  , а
ученик  .
Задача ученика – слышать динамику звучания свою и партнера.

2.Игра гамм различными штрихами

Играем гаммы в ансамбле противоположными с партнером штрихами. Педагог играет legato, ученик – staccato.

3. Упражнение « Поймай меня»

Педагог начинает играть гамму , ученик вслушивается и вступает со второй октавы (« ловит» педагога). Вторая октава играется в ансамбле, третью педагог играет один. Ученик вступает на четвертой и т.д. Последнюю октаву заканчивают вместе.

4.Игра гамм в интервалах

Педагог начинает гамму с тоники. Ученик ждет вступления терцового звука и вступает в игру с тоники. Звучит гамма в терцию. Также играются гаммы и в других интервалах.

5. Чередовать игру в одной октаве в среднем темпе с плотным звучанием forte
(f) и в быстром темпе легко на piano (p) в следующей октаве. Пока играем
медленно или в среднем темпе мысленно готовимся к быстрому, и
следующую октаву исполняем единым броском на crescendo к тонике –
первой ноте « медленной» октавы

Полезные советы

Во втором полугодии учащиеся изучают бемольные гаммы, в которых меняется аппликатура. И сейчас я бы хотела рассказать, как я объясняю аппликатуру учащимся.
Т.к. в младших классах программой не предусмотрено изучение бемольных гамм, то я не рассматривала данный вопрос в младших классах.
Итак, при изучении той или иной бемольной мажорной гаммы я рассказываю учащимся, что во всех мажорных бемольных гаммах (исключение – фа мажор) правая рука всегда начинает со 2го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу после черной – и эти звуки будут «до» и «фа» во всех бемольных мажорных гаммах (!), четвертый же палец будет всегда играть звук «си-бемоль». А левая рука всегда начинает с 3го пальца, а 1й всегда ставится на белую клавишу перед черной, 4й ставится на четвертую ступень данного мажора.

1.Осваивать гаммы двумя руками удобно начинать с Ми мажора.
Остается то же расположение руки на средней линии клавиатуры и ощущение того же мышечного удобства. Ученик знакомится с симметричной,"зеркальной" аппликатурой, запоминая положение 4 пальца: на VII ступени в правой руке и на II ступени в левой.
2. Не прогибать последние фаланги пальцев. Это тоже зависит от фиксации кончиков. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.
3.Не прогибать запястные косточки, ощущать в них опору паяцев, иначе сила от плеча не дойдет до их кончиков.
4. Пальцы не должны "вязнуть" в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным. Для этого кончики пальцев нужно слегка фиксировать и нацеливать на взятие клавиш, но высоко их не поднимать.
5. Не "выколачивать" первым пальцем при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.

Почему играть гаммы быстро сложно: пальцы 123 и 1234 могут играть как угодно быстро (что может быть быстрее, чем извлечение нот одновременно?).
Переход с 3-го на 1-й и с 4-го на 1-й пальцы вот ограничители скорость игры. Поэтому необходимо отдельно поупражняться над этими сдвигающими движениями.
.

Требования к техническому зачету
1 класс
Гаммы: C,G,а – отдельными руками в 1 октаву
Аккорды: Dur
moll - от любой клавиши
Арпеджио: 3-х звучные (понятие)
Гаммы: от 1 звука в расходящемся движении
2 класс
Гаммы: C-a, G-e, F-d – отдельными руками в 2 октавы
двумя руками в 1 октаву
Понятие квинтового круга (таблица)
Аппликатура от белых клавиш
Аккорды: 3-х звучные ,отдельными руками с обращениями
Арпеджио: 3-х звучные ,отдельными руками с обращениями
Хроматическая гамма: отдельными руками

Тех.зачет: G- а ;F –d, отдельными руками в 2 –е октавы, 3-х звучные аккорды с обращениями отдельными руками.

3 класс
Гаммы: До 2-х знаков ( B-dur, g- moll) двумя руками в 2-е октавы
Квинтового круга ( в 1 октаву отдельными руками)
Новая аппликатура от черных клавиш (B-Dur)
Аккорды: 3-х звучные ,двумя руками в 2 –е октавы с обращениями
Арпеджио: 3-х звучные , двумя руками в 2 –е октавы с обращениями Хроматическая гамма: отдельными руками
двумя руками
Тех. зачет: G-a; F-d; -двумя руками в 2-е октавы, аккорды -3-х звучные двумя руками в 2-е октавы, арпеджио – отдельными руками, хроматическая гамма-отдельными руками

4 класс
Мажорные гаммы – до 3-х знаков(4-х)
Минорные гаммы – до 3-х знаков (кроме fis) - в прямом движении в 4
октавы.
Аппликатура от черных клавиш
Аккорды – 3-х звучные
Арпеджио короткие – 3-х звучные,( 4-х звучные отд. руками)
Хроматическая гамма – двумя руками

Тех.зачет: D-e;B-g; в 4 –е октавы в прямом движении, аккорды, арпеджио- 3-х,4-х звучные; хроматическая гамма – двумя руками

5класс
Мажорные гаммы – до 5-ти знаковв прямом, в расход. движении
Минорные гаммы – до 4-х знаков (кроме fis) - в прямом движении в 4
октавы.
Аппликатура от черных клавиш
Аккорды – 3-х, (4-х звучные отд.руками)
Арпеджио короткие – 4-х звучные отд. руками, двумя руками
Ломаные – понятие
Длинные – понятие
D 7 – строить с разрешением
Хроматическая гамма – двумя руками

Тех.зачет: A-h; Es-c; в 4 –е октавы в прямом движении, аккорды, арпеджио- 3-х,4-х звучные; арпеджио короткие – 4-х звкчн. отд.руками. двумя руками, хроматическая гамма – двумя руками

Диезные Бемольные

2 кл. G – a F - d
3кл. D – e Es - d
4 кл. E – h B - g
5 кл. A – fis As - c
6 кл. H – cis Des - f

Заключение.

Таким образом, пользу от изучения гамм (как и гаммового комплекса, в целом) обычно видят в том, что такое изучение позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники; во-вторых, на практике (а не только в теории) познакомиться с ладо-тональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами; в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.
Однако, гаммаобразные последовательности, а также арпеджио, аккорды составляют существенную часть пианистической техники. Наряду с другими видами фортепианного изложения они представляют собою, по выражению Листа, те «ключи», владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению.

Список литературы.

1. Левин, Ю.В. Ежедневные упражнения юного пианиста – М.: Советский композитор, 1978.
2. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков – Ленинград: Музыка, 1985.
3. Либерман, Е. Работа над техникой – Издательство «Классика- XXI», 2003.
4. Тимакин, Е. М. Воспитание пианиста – М.: Советский композитор, 1989.

Приложение.




Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: Лесси | Теги: упражнения, аккорлы, гаммы
Просмотров: 7269 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик