+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Педсовет "Здоровьесберегающая деятельность в ОУ".
11.12.2013, 07:34
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Сегодня на педагогическом совете поднят важный вопрос: использование здоровьесберегающие аспекты образовательной деятельности школы.
СЛАЙД
Прежде чем рассматривать, заявленную на педсовете проблему, давайте рассмотрим ее понятийный аппарат: Здоровьесбережение, аспект образовательная деятельность лицея
СЛАЙД
Система здоровьесберегающей деятельности учреждения образования в сфере здоровьесбережения состоит из нескольких блоков, которые Вы видите на слайде.
№№ СЛАЙД СЛАЙД
Понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат
СЛАЙД
Фраза «здоровье подрастающего поколения прогрессивно ухудшается» стала за последнее десятилетие хрестоматийной.
В настоящее время на всех уровнях: государство, общество, педагогическая общественность говорится об ухудшении здоровья. Не исключение – родители. Они отмечают отчетливую усталость детей (73,8%), ухудшение их здоровья за время обучения в школе (38,5%). По мнению школьников, обучение в современной школе не улучшает самочувствия (47,9%). Отрицательное влияние на здоровье оказывают негативное восприятие учеником своей школы, своего класса (21,9%), боязнь учителей (8,3%). Психологически комфортно чувствуют себя лишь 56,9-70,9% учащихся.
Мнение учителей об этой проблеме позволило выяснить анкетирование 532 школьных педагогов, проведенное нами в рамках исследования образовательной системы Новокузнецка.
Анкетирование показало, что учителя понимают наличие проблемы здоровья учащихся: 78% из них полагают, что у учащихся удовлетворительное и плохое здоровье; 64% педагогов считают, что здоровье детей ухудшается по мере обучения в школе. В то же время среди ответов на вопрос «Как школа должна заботиться о здоровье учащихся?». Доминируют требования к работе администрации школы и специалистов службы сопровождения образовательного процесса: организация спортивно-оздоровительной работы (87%), питания (55%), санитарно-гигиенического состояния школьной среды (30%), медицинской профилактики (33%); уменьшение учебной нагрузки (56%). Значительно меньше ответов связаны с собственной педагогической деятельностью: создание положительного эмоционального климата в школе (16%) и работу по формированию здорового образа жизни учащихся (15%).
Таким образом, педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Полностью отвергнуть данный взгляд не возможно, т.к….
Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
СЛАЙД
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
СЛАЙД
Напомним, психолого-педагогические проблемы здоровья, возникающие в процессе обучения, включены в рубрикатор международной классификации болезней как школьные факторы риска для здоровья. Проблемы здоровья суммируют в себе многие проблемы образования. Исследования показывают, что на практике выделяется следующие источники угроз для здоровья учащихся и педагогов: 1) гигиенические, средовые факторы; 2) организационно-педагогические факторы; 3) психолого-педагогические факторы; 4) непоправимый ущерб обучающимся точки зрения педагогики и психологии приносит невежественное к здоровью, а также безграмотность в вопросах здоровьесбережения педагогов и родителей.
В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер
СЛАЙД
Воспитание несообразное природе разрушает и истощает здоровье от поколения к поколению, а СООБРАЗНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ВОСПИТАНИЕ РАСКРЫВАЕТ И ПРИУМНОЖАЕТ ВИДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ.
Одной из интереснейших работ, посвященных анализу развернувшейся дискуссии между учителями и врачами, и поиску общих оснований для конструктивного диалога, является статья известного русского историка педагогики А. Михайлова «Здоровье подрастающего поколения». Она вышла в свет в 1874 году в Санкт-Петербурге. Он довольно резко и критично высказывает публично те идеи, которые витали в атмосфере взаимных упреков учителей и врачей друг другу, пытаясь найти поддержку у родителей учащихся. [1, с. 9].
СЛАЙД
В современной школе проблемы здоровья и образования неразрывно переплетаются. Плохое здоровье, как правило, ограничивает возможности получения образования, а дефекты образования приводят к невосполнимым потерям здоровья детей. По данным ВОЗ, школа сегодня признана общественно неблагоприятным, психогенным фактором. Следствием такого неблагополучия являются психосоматические заболевания у учащихся.
Стремительное ухудшение здоровья детей и педагогов диктует необходимость поиска механизмов приостановки этой тенденции. Необходимо не снижая уровня образования внедрять эффективные здоровьесберегающие образовательные технологии, продумать условия организации современной здоровьесберегающей среды, как микро- (в классе, в школе, в семье), так и макросреды (ближайшее окружение школы, дворы жилых домов и пр.). Важнейшим направлением деятельности школы должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
При этом нужно понять возможности любого образовательного учреждения как центра здоровьесбережения. Очевидно, что каждое ОУ должно стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией как самого образовательного учреждения, так и каждого педагога, работающего в нем. Для реализации данной стратегии мы должны создать необходимые условия, при которых образование не ухудшало бы здоровье детей, а способствовало его сохранению, укреплению, развитию.
СЛАЙД
В последние годы принят целый ряд государственных документов, призванных улучшить ситуацию с охраной здоровья подрастающего поколения (выдержки из них вы видите на слайде).
Об ответственности государства в области охраны здоровья подрастающего поколения говорится и в Послании Президента Федеральному собранию, и в основных направлениях национальной образовательной стратегии «Наша новая школа». В настоящий период заметно усилилась работа не только государства, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни. Эту активность мы связываем с введение Федеральных государственных стандартов нового поколения.
В настоящий период заметно усилилась работа не только государства, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни. Эту активность мы связываем с введение Федеральных государственных стандартов нового поколения.
Мы возлагаем определенные надежды на модернизацию российского образования, особенно в части федеральных государственных стандартов нового поколения. Так, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей. В ней определен тот достаточный уровень содержания образования, который позволяет ученику начальной ступени успешно учиться на следующих этапах, не вредя своему здоровью.
СЛАЙД
Цели любой образовательной системы ни в коей мере не могут быть признаны оправданными, если их реализация будет противоречить обеспечению здоровья обучаемых.
Поэтому основной целью и результатом функционирования ОУ является разработка согласованных, прогнозируемых мер, обеспечивающих стабилизацию и сохранение здоровья обучающихся и воспитанников, направленных на устранение факторов риска здоровью школьников, гуманизацию отношений участников образовательного процесса; нормализацию двигательной активности детей, выбор физиологически обоснованных направлений, оздоровлению учебной и воспитательной деятельности.
Наличие всех компонентов здоровьесберегающего образования - гарант качества образования и важное условие сохранения здоровья. Если же рассматривать здоровье в узком смысле, то оно предполагает целенаправленное формирование ценностного отношения к этому вопросу, так как здоровье это интегрированное качество личности.
Уважаемые коллеги!
Напоминаем: 20 % населения нашего города составляют дети и подростки. Это основной ресурс человеческого, общественного и экономического развития города.
Наше будущее, в конечном счете, зависит от потенциала достаточности здоровья, от развития просвещения и культуры, от достаточности уровня и качества образования [А. И. Субетто и Н. А.Селезнева]. Человек, его жизнь, здоровье – это то, что сегодня придает гуманистическую окраску современному образованию.
Что нам нужно сделать, чтобы ОУ, как важнейший социальный институт, внесло достойный вклад в решение проблемы здоровья обучающихся и воспитанников? Как сделать так, чтобы здоровье стало для ребенка стартовым капиталом на всю последующую жизнь?
В одной из школ Кемеровской области в учительской я увидела плакат, призывающий учителя организовывать обучение так, чтобы не вредить здоровью школьника. Там перечислены некоторые правила. Например, горячее питание, влажная уборка, проветривание, сменная обувь, утренняя гимнастика, уроки на воздухе, подвижные перемены, удобное расписание, посильные домашние задания. Вот так просто и очень доступно каждый день плакат напоминает учителю: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь». Наверное, и нам всем нужно не строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели — сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса города.
Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее диспансеризацию, профосмотры, спортивные занятия, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни

Необходимым и существенным условием организации здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении является повышение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса в области здоровья и здорового образа жизни. Обучение работников образования технологиям разработки программы сопровождения образовательного процесса «Здоровье», по мнению Н.А. Скляновой, позволяет существенно продвинуть решение проблемы формирование здоровьесберегающей системы образования.
Педагог при этом — психолог, валеолог, физиолог, понимающий ре-бенка, создающий ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он — специалист, знающий возрастные и индивидуальные особенности ребенка и способы помощи на каждом возрастном этапе, умеющий простраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он — координатор, регулирующий воздействия взрослых на ребенка, защищающий его права и охраняющий здоровье, он — посредник между ребенком и взрослым миром.
Постепенно сложилась системно-функциональная модель здоровьесберегающей деятельности педагога (Степанов В.М., Лапина О.А. и др. 2000), сведенная в таблицу.
Функция Основные направления
деятельности педагога Критерии оценки

Диагностическая Осуществляет изучение личности ученика, его склонностей, интересов. Изучает медико-психолого-педагогические особенности детей. Проводит психолого-педагогическую диагностику различного профиля и предназначения с учетом возраста. Составляет психолого-педагогические характеристики. Комплексное изучение учащихся на основе медико-социопсихолого-педагогической диагностики.
Анализ результатов диагностики и мониторинга.
Целевой ориентации Целепологание: отбор, ранжирование, дифференциация здоровьесберегающих задач. Соответствие избранных целей и задач уровню здоровья и развития обучающихся
Здоровьесберегающая Создание благоприятной здоровой микросреды и морально-психологического климата Направленность на сохранение соматического, физического, психологического, нравственного и социального здоровья ребенка, защита его прав. Ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей. Организация здорового образа жизни. Соблюдение прав и свободы учащихся. Оказание помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями Содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка. Наличие паспорта здоровья класса и индивидуальная работа с детьми по оздоровительным программам, оказание психологической помощи (психо-коррекционной, реабилитационной и консультационной).
Моделирования и проектирования Планирование, структурирование, персонификация, моделирование деятельности, отбор форм воспитательного взаимодействия, участие в разработке проектов, развивающих программ с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей. Создание условий развития и взросления детей. Соответствие планов деятельности
учителя поставленным воспитательным целям и задачам.
Организаторская
Организация детского коллектива и органов его самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и ее регулирование. Содействие получению дополнительного образования через систему творческих объединений, секций, студии, эстетического и экологического центров. Организация отдыха детей в каникулярное время Наличие органов детского самоуправления, его результативность Взаимодействие с педагогами допол¬нительного образования по развитию духовности учащихся.
Стимулирующе-побудительная Актуализация значимых целей психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое и валеологическое сопровождение, создание благоприятных условий для индивидуального развития, поддержка творчески одаренных детей, содействие их развитию, творческой адаптации, творческой активности в социуме, готовность к про¬фессиональному самоопре-делению активность. Практическая готовность учащихся к решению поставленных педагогом задач, эффективность и результативность индивидуализированных — программ
Коммуникативная Выбор опорных позиций, формирование значимых отношений, регулирование поведения в условиях взаимодействия «Я» с внешним миром, выработка нравственных норм и правил поведения, поэтапное усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие, со¬трудничество развитие гуманистических отношений с до-минантой личности ребенка: учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — группа, учитель — ученик — группа, педагог — ученик—родитель. Психологический контакт между педагогами, учащимися и родителями.
Формирующая Развитие положительной «Я концепции», формирование опыта жизнедеятельности. Направленность на самовоспитание, саморазвитие. Обновление содержания жизнедеятельности коллектива класса, создание новых техно¬логии воспитания. Перевод целей воспитания в цели деятельности учащихся, результативность технологий воспитания.
Рефлексивно- аналитическая
Развитие познавательной и личностной рефлексии учащихся сравнительный анализ, обобщение, самооценка, самоанализа. Рефлексия профессиональной деятельности, анализ совместной деятельности детского и взрослого сообщества, консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогическим работникам дополнительного образования, учителям-предметникам в пределах своей компетенции Своевременность и комплексность самоконтроля, самоанализа, самооценки по результативности воспитания. Педагогическое прогнозирование.
Координации и коррекции
Координация усилий семьи педагогов класса, работников дополнительного образования в развитии личности ученика, педагогическая поддержка в его саморазвитии. Выбор единых требований к учащимся и реализации здоровьеохранного режима класса, школы. Определение степени отклонении в развитии детей и проведение психолого-педагогической коррекции, определение факторов, препятствующих развитию личности, оказание психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Согласованность, воспитательных усилии участнике образовательного и воспитательного процесса.
Совершенствования Совершенствование профес-сионального мастерства, изучение медико-биологической, валеологической, психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта работа по программе саморазвития, обобщение результатов творческого поиска. Создание методического информационного банка. Целеустремленность и продуктивность, творческое отношение к делу, психолого-педагогическое методическое самообразование.
Исследовательская Участие в научно-исследовательских проектах школы, создание исследовательской лаборатории учителя. Участие в научно-практических конференциях, смотрах и выставках научно-исследовательских работ, включение учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Руководство НОУ (научное объединение учащихся). Выступление с докладами на научно-практических кафедральных и общешкольных конференциях, представление авторских экспериментальных программ и научно-методических разработок в экспертную комиссию.
Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля, педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Вначале попробуем проанализировать и оценить влияние урока на здоровье учащихся.
Анализ возможностей реализации базовых потребностей ребенка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать школьные факторы риска и определить компоненты здоровьесберегающей педагогической деятельности. Кроме того, иерархическая модель задает логику продвижения от низшего уровня потребностей, общего у человека и животных, к высшим, гуманитарным.
Физиологические потребности (в пище, отдыхе, движении, свежем воздухе и т.п.) являются основой жизнедеятельности; их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность. Не случайно именно физиолого-гигиеническая составляющая школьных факторов риска (перегрузка; статическая поза, ведущая к гиподинамии; состояние учебного помещения и т.п.) чаще всего обсуждается и медицинскими работниками, и педагогами, и родителями.
Поэтому важной составляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность урока, т.е. соответствие образовательного процесса, состояния учебного помещения, а также учебных режимов требованиям СанПин (санитарные правила и нормы). Следует отметить, что основания для тревоги в отношении соблюдения этих норм есть.
Анализ возможностей реализации базовых потребностей ребенка в образовательном учреждении позволяет дифференцировать школьные факторы риска и определить компоненты здоровьесберегающей педагогической деятельности. Кроме того, иерархическая модель задает логику продвижения от низшего уровня потребностей, общего у человека и животных, к высшим, гуманитарным.
По результатам нашего исследования на 67% наблюдаемых уроков недостаточно учитывалась динамика работоспособности школьников; только 24% уроков были достаточно обеспечены средствами обучения (учебники, наглядные пособия, ТСО и.т.п.); на 39% уроков гигиеническим требованиям соответствовало состояние учебных помещений. Более благоприятно обстояло дело с учебными режимами – 75% соответствовали стандартам СанПин (там же).
Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.
Профилактические приемы присутствовали только на 13% уроков, причем преобладали наиболее примитивные способы – физкультминутки и коррекция осанки. При этом уроки гуманитарного и естественно-математического циклов практически не различались (там же).
После удовлетворения физиологических потребностей на следующей ступени находится потребность в психологической и физической БЕЗОПАСНОСТИ, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс. Стрессовая педагогическая тактика (несоответствие между школьными требованиями и психофизиологическими возможностями учеников, авторитарный характер взаимоотношений, «традиционная» система оценивания и т.п.) находится на первом месте среди школьных факторов риска и, как следствие, формирует у учащихся дидактогенные неврозы.
Кроме того, авторитарный стиль воспитания создает у детей представление о самих себе как об объектах возможных манипуляций, агрессии, лишает возможности освоения конструктивных форм преодоления жизненных ситуаций и мешает формированию устойчивой позитивной самооценки, самоуважения. При этом фактически задаются факторы риска для всех видов отклоняющегося поведения, включая аддиктивное.
Уроки естественно-математической направленности, по данным нашего исследования, характеризуются меньшей психологической безопасностью и эмоциональным комфортом учащихся. Так, доминирование благоприятных отношений «учитель-ученик» наблюдается на 71% уроков гуманитарного и только на 47% уроков естественно-математического цикла (там же).
Рассмотренные выше потребности относятся к гомеостатическим: недостаточное их удовлетворение создает дискомфорт, который исчезает в случае удовлетворения. Однако, качество жизни человека в наибольшей степени определяется следующими по иерархии высшими, «человеческими» потребностями. Согласно концепции А. Маслоу, это «потребности роста». В процессе жизни человека они могут вообще не актуализироваться; однако, их удовлетворение сопровождается сильными положительными эмоциями, которые побуждают вновь и вновь переживать этот опыт и стимулируют личностный рост (вспомните, например, опыт собственной творческой деятельности). Актуализация высших потребностей учащихся является важнейшей задачей общего образования, которая может быть обеспечена за счет личностной ориентированности обучения.
Создание в школе условий для реализации потребности учащихся В ОБЩЕНИИ (принадлежности к группе, привязанности), а также в уважении (признании, одобрении) возможно в диалогическом взаимодействии как между учителем и учащимися, так и между учащимися. В.В. Сериков называет диалог элементарной единицей гуманистического обучения (В.В. Сериков, 1998). Необходимым условием учебного диалога является «диалогическая готовность» учителя, который должен быть готов как к изменению своего мнения и совместному поиску истины вместе с учащимися, так и к организации кооперативного обучения (созданию ситуаций обучающего взаимодействия учащихся).
Для всех наблюдаемых уроков характерно практическое отсутствие диалога: педагоги часто задают контролирующие вопросы, требующие репродуктивных ответов, либо жестко ведут к «правильным» ответам с помощью наводящих вопросов; обмен информацией не ведет к изменению позиций участников (79% уроков). В то же время высокая информационная нагрузка большинства уроков уменьшает возможность взаимодействия учащихся между собой: только на 33% уроков естественно-математического цикла (на уроках гуманитарного цикла – 44%) наблюдаются активные взаимоотношения сотрудничества и дружелюбия между детьми (там же).
Современный компетентностный подход определяет усиление личностной ориентированности целей образования. Цели усвоения учащимся пресловутых предметно-дисциплинарных ЗУН и морально-нравственных норм сменяются необходимостью создания условий для развития его личности: формирования внутренней учебной мотивации, устойчивой позитивной самооценки, освоения способов деятельности и умения принимать ответственные решения. Становление этих личностных качеств обеспечивает, на наш взгляд, реализацию потребности В САМОАКТУАЛИЗАЦИИ (уважении к самому себе, самоосуществлении).
Изменение целей ведет к необходимости изменения содержания и технологий обучения. Анализ технологий, предлагаемых современной педагогической практикой, позволяет выделить сущностные черты их личностной ориентированности: создание в ходе образовательного процесса ситуаций, стимулирующих субъектную активность учащихся. Личностно ориентированными являются образовательные технологии, ориентированные на свободный выбор, творчество и самореализацию учеников (Г.К. Селевко, 1998).
Анализ педагогических технологий наблюдаемых уроков показал, что учителя реализуют методы, направленные на свободный выбор учащихся, менее чем в половине случаев – в 40% уроков (67% уроков гуманитарного цикла и 28% уроков естественно-математического цикла). Только на 38% уроков учителя применяют методы обучения, включающие учащихся в активную деятельность (50% и 34% уроков соответственно). Направленность на развитие учащихся доминирует на уроках гуманитарного цикла над естественно-математическим (61% и 34%); в то же время анализ структуры развивающего воздействия уроков показывает преобладающее развитие только интеллекта учащихся (29%).
Вышеизложенное не лучшим образом сказывается на формировании мотивационной сферы школьников. В целом на наблюдаемых уроках доминируют мотивы, ориентированной на внешние по отношению к учебной деятельности стимулы (в 70% случаев), причем по структуре мотивации преобладает ориентация на оценку (20%) и желание опередить одноклассников (25%). В 22% случаев на уроках естественно-математического цикла педагог вообще, по мнению экспертов, не создает внутреннюю мотивацию учащихся, в то время как на всех гуманитарных уроках, в той или иной степени, этому уделяется внимание (там же).
Таким образом, анализ показывает недостаточное удовлетворение базовых потребностей учащихся на современном уроке.
Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.
Анкетирование учащихся 5-х – 11-х классов показало, что школьники понимают необходимость здорового образа жизни: 75% учащихся имеют высокий уровень позиционирования ценности «хорошее здоровье» в ряду других личностных ценностей, только 17% детей отмечают соответствие своего распорядка дня требованиям ЗОЖ. В то же время у 85% школьников отсутствует или недостаточно проявляется понимание роли собственной поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья. (Воспитательный потенциал…, 2003).
При этом важно не упустить время, когда педагогическая работа в этом направлении будет эффективной.
Только 42% учащихся отмечают личностную значимость целевых школьных мероприятий, направленных на формирование их образа жизни. При этом заинтересованность учащихся снижается с возрастом: об интересе к мероприятиям, направленным на решение проблемы здорового образа жизни, заявили 67% учащихся 5-х классов и 34% 11-тиклассников (там же).
Итак, мы выявили как проблемы современного урока, так и компоненты его здоровьесберегающей направленности:
• личностная ориентированность;
• психологическая и физическая безопасность;
• гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность;
• направленность на формирование здорового образа жизни.
Очевидно, что практическая реализация каждого компонента требует отдельного основательного разговора. Однако, эффективная профессиональная деятельность возможна только при условии сформированной профессиональной позиции, системы отношений профессионала к какой-либо проблеме. В данном случае речь идет об отношении учителя как к здоровью учащихся, так и к собственному здоровью.
Здоровьесберегающий потенциал школьного урока
Базовые
потребности
учащегося Школьные
факторы риска Здоровьесберегающая
деятельность педагога
Самоактуализация
(уважение к себе,
самоосуществление) Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет:
• освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения);
• освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания) Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет:
• обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся);
• деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности);
• развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения)

Уважение
(одобрение, благодарность, признание)


Общения
(привязанность, причастность к группе)
• репродуктивно-иллюстративный подход к обучению;
• монологический характер обучения • кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся);
• создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности);
• диалогическое взаимодействие педагога и учащегося;

Безопасность
(физическая и психологическая) • неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований
• произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику
• соревновательный характер обучения • соответствие обучения возрастным особенностям учащихся
• индивидуально-дифференцированный подход к обучению
• безопасное оценивание (эффективная обратная связь)
• создание условий для оценочной самостоятельности учащихся
• доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся
• организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися
Физиологические
(пища, отдых, движение, кислород)
• перегрузка

• гиподинамия

• неудовлетворительное состояние школьной среды • соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. дом.заданий)
• рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим)
• обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ
• использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок
• соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим)

Медико-педагогический анализ результатов тестирования учащихся позволил выделить 5 групп:
1. Здоровые, хорошо успевающие ученики.
2. Учащиеся со средней успеваемостью и средним уровнем здоровья. В этой группе одновременно должны проводиться как медицинские, так и педагогические мероприятия. Это наиболее многочисленная группа.
3. Хорошо успевающие ученики с плохим здо¬ровьем. Они входят в зону высокого риска срыва адаптации и снижения успеваемости по состоя-нию здоровья. Хорошую успеваемость необходи¬мо поддерживать медицинскими и психологическими реабилитационными мероприятиями.
4. Здоровые, плохо успевающие ученики. В этой группе реальны учебно-воспитательные мероприятия.
5. Учащиеся с плохой успеваемостью при пло¬хом здоровье. В этой группе усиление педагогического прессинга неэффективно без предшествую¬щих врачебных реабилитационных мероприятий.
Таким образом, необходим дифференцирован¬ный подход врача и учителя к разным группам школьников.
Возможности предлагаемой системы также демонстрирует следующий пример медико-педагогического анализа учащихся параллельных классов. В трактовке результатов следует исходить из того, что при прочих равных условиях различия в состояния здоровья обусловлены влиянием учебно-воспитательного процесса. Класс А — самый здоровый, есть резервы улучшения успеваемости за счет педагогической работы со «здоровыми лен¬тяями». Класс Б — самый ровный по успеваемости, имеется более высокий уровень заболеваемости, повышение успеваемости возможно за счет более высокой мотивации у учащихся и стимулирующей роли учителя. Дальнейшее повышение средней успеваемости класса без вмешательства медиков невозможно. Класс В — самый неблагополучный по успеваемости и здоровью. Истоки этого следует искать в школе. В числе возможных причин — отрицательная роль учителя, неблагоприятный морально-психологический климат в классе.
Таким образом, проводимый анализ позволяет наметить пути повышения здоровья и адаптации: медицинские и педагогические. Многие из них могут быть реализованы без значительных материальных затрат: психологическая коррекция, психоэмоциональная реабилитация учителей, питание, физическое воспитание, формирование потребности в здоровом образе жизни, применение адаптогенов и пищевых добавок и пр.
Вполне очевидно, что современная школа, направленная на высокий уровень образования, должна стать местом объединения усилий педагогов и врачей. В повышении эффективности обучения важны все составляющие: педагогические (нормирование нагрузки, новые образовательные технологии, позволяющие снизить нагрузку на детей, морально-психологический климат, новые формы обучения), медицинские (повышение резервов адаптации медицинскими и валеологическими методами). Предлагаемая система компьютерного мониторинга здоровья школьников будет способствовать нахождению оптимального баланса между учебной нагрузкой, системой организации занятий и физическими возможностями учащихся. Она предусматривает непосредственное участие преподавателей в получении и анали¬зе данных о состоянии здоровья учащихся и влиянии на него педагогического процесса. Существенно, что предлагаемый подход — это реальный способ усиления ответственности и заинтересованности педагогического коллектива в охране здоровья учащихся.
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: Никколь
Просмотров: 2363 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик