Урок русского языка (7 класс) по теме «Причастный оборот» Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который» Знать: опознавательные признаки причастного оборота Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные Оборудование: карточки, тетради по развитию речи, иллюстрации Ход урока 1. Вступительное слово учителя Цель: объяснить учащимся цель урока Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение] некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов. 2. Актуализация Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом Учитель. В далекой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно (каждый ученик получает карточки с картинками и подписями к ним: Который изучает, Который рассказывает, Который смеется, Который думает, Который читает, Который танцует). Но и те, кто оставил службу при дворе, не потеряли своих имен: Который бросил, Который ускакал, Который убежал, Который ушел, Который замолчал, Который устал. Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения кото- рый, каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое... Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого. И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей: — Я король, который любит. — Любящий, — поправляла она. — Я тот, который восхищается вами. — Восхищающийся, — вторила она. — Годы, которые мне остались... — Оставшиеся... — Я хочу посвятить вам. — Хорошо, — ответила принцесса, — но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий... Представьте, как обрадовались подданные короля! 3. Работа по образованию причастий Цель: показать на примерах процесс образования причастий Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие. (Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает —рассказывающий, который смеется — смеющийся, который думает — думающий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который ускакал —ускакавший, который убежал —убежавший, который ушел — ушедший, который замолчал — замолчавший, который устал —уставший) 4. Выполним упражнение Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастными оборотами Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикар-наса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение. (Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту) Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен. 1.Это ш_девр архитектуры, который был возведен в IV веке до S нашей эры. 2. По некоторым свидетельствам, он был построен Ар-темисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола. 3. Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте. 4. На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная кам_ра. 5. На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружен колон_адой. 6. На многоступенчатой пир_миде размещалась мраморная кв_дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу. 7. Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м_взолея. 8. Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м_ взолеями. * Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур. 5. Выполнение разноуровневых заданий Цепь: в занимательной форме познакомить с этимологией некоторых слов, встретившихся в упражнении Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определенного уровня сложности. Уровень 1 Происхождение Значение Пример из текста Французское «труд, достойный мастера» Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» Старославянское его происхождение связано со словом «порох» Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах
Уровень 2 Закончите таблицу, используя слова из упражнения Происхождение Значение Пример из текста Французское «труд, достойный мастера» Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» Латинское «деньги, пособие, срок выдачи пособия» Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» Старославянское его происхождение связано со словом «порох» КЛЮЧ Французское «труд, достойный масте¬ра» шедевр Греческое «помещение со сводооб¬разным потолком» камера Путинское «деньги, пособие, срок вы¬дачи пособия» эра Греческое «глыба, блестящий ка¬мень» мрамор Старославянское его происхождение связано со словом «порох» прах Соединительными линиями покажите соответствия Французское «помещение со сводообразным потолком» шедевр Старославянское «труд, достойный масте¬ра» эра Греческое «деньги, пособие, срок выдачи пособия» прах Греческое его происхождение связано со словом «порох» камера Латинское «глыба, блестящий камень» мрамор
6. Работа по развитию речи Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов Учитель. Правильно употреблять причастные обороты всвоей речи должен уметь каждый, но это не всегда удается. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки. Исправьте грамматические ошибки 1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием. (Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову) 2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих в котором победили Пифей и Сатир. (Подсказка: причастие не согласовано с определяемым су-ществительным) 3. Особое внимание привлекала окруженная усыпальница 39 колоннами. (Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот) 7. Подведение итогов урока Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Что узнали на уроке? (Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкции. ) В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их (дети называют слова). 8. Домашнее задание Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу. Шарик, который летит, — летящий. Снежок, который хрустит, — хрустящий. Ручей, который журчит, — Речь, которая звучит, —
- Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение. Итак, урок окончен. |