СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Урок внеклассного чтения во 2 классе «Как медведь и бурундук дружить перестали».
08.12.2013, 12:27

Гаврилина Оксана Владимировна

КГКОУ СКШИ 8 вида 13

Учитель начальных классов

Урок внеклассного чтения во 2 классе

«Как медведь и бурундук дружить перестали».

Архив материала

Нанайская сказка

Цель: Развивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.

Задачи:

1. Познакомить учащихся со сказками народов Приамурья.

2. Развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать сообща, приходить к общему мнению.

3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуг

4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.

Оборудование: учебник «Лукошко» 1 класс, презентация

Ход урока.

I. Организационный момент.


Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.

Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать.
И снова забудем, дружок впопыхах,
Что чудо-то держим с тобою в руках.

- О каком чуде идет речь? (О книге)


2.Объявление темы и цели урока.

- Сегодня мы собрались, чтобы совершить удивительное путешествие по страницам сказок народов Приамурья. Народов, которые жили в этих местах давным-давно, и живут в наше время, народов, которые всегда отличались своей мудростью, добротой, терпимостью. Слайд 1, 2

2. Актуализация знаний.

-Ребята, вы любите сказки? А кто вам рассказывает сказки?

-А откуда взрослые знают эти сказки?

- Почему мы с удовольствием слушаем и читаем русские сказки?

- Правильно, ведь это сказки наших предков, наша история. У каждого народа свои сказки, свои обычаи и традиции.

Мы любим слушать русские сказки, потому что это сказки наших предков. Слайд 3



Ребята, давайте вспомним, какие коренные жители живут на территории Хабаровского края? Много разных народов населяют Дальний Восток.

Как вы думаете, а какие сказки любит нанайские дети?

Правильно. Все любят слушать сказки своего народа.

А чем занимаются коренные жители Приамурья? (Они занимаются охотой, рыбалкой, собирают дары леса). Слайд 4,5

Да, ребята, они прекрасные охотники и следопыты, они лучше всех знают, где растут самые вкусные ягоды тайги, как поймать и правильно приготовить рыбу. А далекие предки этих народов поведали нам много сказок, былин, сказаний о своей жизни и традициях. (звучит песня «Таёжные были») Слайд 6

Давайте представим себе маленький домик на берегу Амура. В нём сидит нанайка. Она вышивает чудные узоры на халате. Слайд 7,8

Рассмотрите их. Здесь и веточки дальневосточных растений, и цветы, и забавные животные. И из этих удивительных узоров рождается сказка... Рассмотрите узоры и скажите, о чём будет сказка. (- Эта сказка будет о лесе, о животных.) Слайд 9-11

3. Обсуждение сказки.

Какую сказку вы читали к сегодняшнему уроку? Слайд 12

Чья это сказка?

- Вам понравилась сказка? О ком она? Кто главные герои этой сказки? Слайд 13

Посмотрите на слайд и по рисункам кратко расскажите, что произошло в сказке. Только будьте внимательны: рисунки стоят не по порядку. Слайд 14

- Кого вы пожалели? Почему?

-Кого вы осудили? Почему?

-На какой вопрос даёт ответ сказка? Выберите из данных вопросов. Слайд 15

1. Почему бурундук живёт в лесу?

2. Почему у бурундука длинный хвостик?

3. Почему у бурундука на спине пять полосок?

- Можете ли вы теперь сказать, откуда у бурундучка на спине пять чёрных полосок?

4. Постановка проблемного вопроса

Сегодня бурундучок пришёл к нам на урок. Он просит помочь разобраться: кто же ему был настоящим другом: лиса или медведь? Вдруг он попадёт в другие сказки, где тоже будут эти герои. Сначала давайте вспомним, в каких сказках он может повстречаться со сказочными героями. Интересно, как часто может произойти такая встреча?

Вспомните и назовите сказки , в которых встречается медведь, Слайд 16

…… а в каких лиса. Слайд 17

Давайте сделаем вывод.(Эти герои часто встречаются в русских сказках.)

5. Сравнение характеров героев. Слайд 18

Рассмотрите иллюстрации с изображением животных. Кто это? (Лиса и медведь)

Давайте сравним характеры этих героев . Какой обычно в сказках медведь? А какая лиса?

а) Выборочное чтение.

-Найдите в нанайской сказке отрывок, в котором бурундук впервые встречается с лисой. (Стр. 132).

Давайте прочитаем этот отрывок по ролям

Докажите, что лиса хитрая.

- «Завертела хвостом»

- «Всегда хитрила, всех обмануть норовила» (норовила – старалась)

- «притворилась»

-Сделаем вывод: какая лиса в сказках?

Давайте дадим совет бурундучку, надо ли ему верить лисе, дружить с ней?

- Что вы узнали из сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» о медведе?

(Питался малиной, мёдом. Хотел поймать евражку, косулю и дикого кабана. Всегда угощал своего друга бурундука. Но потом обидел бурундука, потому что он мешал ему охотиться.

б) Словарная работа Слайд 19

Давайте вспомним, какой медведь в русских сказках.

Выберите из данных слов те, которые характеризуют медведя.

(Косолапый, добрый, хрупкий, лежебока, злой, нежный, хитрый, глупый, неуклюжий, смелый, топтыгин.)

Сделаем вывод: похожи ли медведь и лиса по характеру? Слайд 20

Физминутка под музыку Nanajskie_napevy-Tema_Evenka

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

А теперь наклонись и тихонечко садись.

6.Нравственный вопрос.

- Ребята, как вы думаете, а сам бурундучок был хорошим другом?

Давайте составим для бурундучка правила дружбы.

Правила дружбы. Слайд 21

1. Не обижай друга.

2.Выручай друга из беды.

3. Сочувствуй в горе.

4. Радуйся вместе с ним.

5. Делись с другом всем, что у тебя есть.

6.Выполняй обещания, данные другу.

Вывод: так чему нас учит эта сказка?

7. Знакомство с новой сказкой.

- Ребята, а сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой народов Приамурья. Это нивхская сказка. Слайд 22

Нивхи, как и нанайцы живут на берегу Амура, также занимаются охотой и рыболовством, и также у этого народа есть свои сказки.

Эта сказка называется «Почему у бурундука полоски». Слайд 23

Послушайте её внимательно-внимательно.

Чтение сказки учителем

Почему у бурундука на спине полоски

Нивхская сказка

Кто такой бурундук? Бурундук родной брат белки! Только белка живёт на деревьях, в дуплах, а бурундук роет норы в земле. За это его ещё зовут земляной белкой.

Раньше маленький бурундук был весь жёлтенький, тёмных полосок на нём не было.

Но однажды в нашей тайге произошла вот какая история.

Хозяин тайги дедушка медведь залёг осенью в свою тёплую берлогу, свернулся поуютней, сунул лапу в пасть и крепко заснул. Так крепко, что не слышал, как выли над тайгой вьюги, как трещали от мороза пихты, как ходили по лесу охотники.

Полгода прошло, а для медведя - будто день промелькнул.

Он проснулся, когда весеннее солнышко пригрело, когда первые ручейки зазвенели. Проснулся и чувствует - живот аж подвело, так есть хочется. Это только говорят, что медведь лапу сосёт и сыт бывает. Нет, лапой сыт не будешь.

Вышел медведь на поляну и думает, чем бы поживиться. А что думать? Медвежья еда ещё не поспела. Далеко до ягод, до орехов.

Идёт медведь по лесу, каждый пенёк обнюхивает, нет ли где чего. Вдруг слышит: под большим пнём шорох какой-то. Медведь ткнул пень лапой. Не поддаётся.

Медведь попробовал двумя лапами. Пень - ни с места. Мало сил у голодного медведя. Тогда он рассердился, застучал по пню лапой и закричал:

- Эй, кто там живёт? Выходи!

Выскочил жёлтый бурундук и говорит:

- Здравствуй, дедушка медведь!

- Ты кто такой? - рычит медведь.- Что там делаешь?

- Я - бурундук. Я здесь живу. Это мой дом,- отвечает бурундук.

Медведь говорит:

- Я всю зиму проспал. А теперь проснулся - есть нечего.

Бурундук говорит:

Я тоже всю зиму проспал. Но прежде чем залечь в спячку, я заготовил припасы. Есть у меня в кладовках сладкие корешки, вкусные сытные орешки. Сижу и ем и горя не знаю. Медведь говорит:

- Ты хороший зверёк, бурундук. Дай - ка мне попробовать твоих корешков и орешков.

Бурундук говорит:

- Сейчас, дедушка, принесу.

Он юркнул под пень и вытащил оттуда сладкие корешки да сытные орешки.

- Угощайся, дедушка! Слайд 24

Медведь ест и похваливает:

- Аи, как вкусно! Дай ещё!

Бурундук принёс ещё. Медведь наелся, подобрел. И говорит:

- Спасибо тебе, милый бурундучок.

Маленький ты зверёк, а добрый, старика уважил.

И погладил медведь бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково, а на спине у бурундука от медвежьих когтей пять полосок появилось. Слайд 25

Появились чёрные полоски, да так и остались.

Бурундук гордился своими полосками. Бывало, его спрашивали:

- Откуда они у тебя?

Бурундук отвечал:

- Это меня дедушка медведь погладил.

С тех пор у всех бурундуков на спине полоски.


Беседа по первичному восприятию

Кто главные герои в этой сказке?

Что нового мы узнали о бурундуке из этой сказки? Слайд 26

Чему учит эта сказка?

Чем похожи сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» и «Почему у бурундука на спине полоски»?

Чем отличаются эти сказки?

Ребята, так какой же совет мы можем дать бурундучку?

Молодцы, ребята! Бурундучок благодарен вам за добрые советы. А что полезного для себя вы сегодня запомнили? Чему вас научили эти сказки?

Бурундучок также уверен, что дружба навсегда поселится в нашем классе.

8. Работа с выставкой книг.

Ребята, посмотрите на выставку книг. Книги, которые я предлагаю вам прочитать самостоятельно – это тоже сказки народов Приамурья.

Выберите сказки, которые мы сегодня читали. Покажите всем иллюстрации в книге к этим сказкам.

9. Рефлексия.

Ребята, вам понравился урок? Возникло ли у вас желание дальше познакомиться со сказками народов Приамурья?

Бурундучок предлагает вам свое угощение (печенье – орешки, грибочки)

Спасибо за урок!

Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: admin
Просмотров: 2613 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик