+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

педагогический проект РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
[ Скачать с сервера (37.6 Kb) ] 07.12.2013, 20:43
Автор: Гизатуллина Эливира Тагировна, педагог-психолог МБДОУ ДСКВ №7 «Жар-птица».


РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обоснование актуальности проекта
Дошкольный возраст – это этап интенсивного развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Опираясь на материалы исследования Московского института мозга, ряд ученых сошлись во мнении, что наиболее сложные лобные области созревают окончательно к 6-7-летнему возрасту. В этих отделах мозга наблюдается бурное развитие ассоциативных зон, в которых формируются мозговые процессы, определяющие проявления сложнейших интеллектуальных действий, связанных с логическим мышлением.
В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. Наглядно-образное мышление тоже включает пробы, направленные на поиски решения задачи, но это пробы выполняются в уме, при помощи образов. Наглядно-образное мышление имеет огромное значение во всех областях человеческой деятельности, начиная от решения бытовых вопросов и кончая самыми отраслями науки.
Наглядно-действенное мышление является подготовительным, оно способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий, т. е. предваряет абстрактное, логическое мышление.
Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
З. А. Зак, подчеркивал, что в этом возрасте развитие образного мышления позволяет ребенку создавать представления, лежащие в основе абстрактных понятий. В этой связи он отмечает, что «… начиная устанавливать зависимость между объектами или явлениями, дошкольник постепенно приходит к способности осознавать ситуацию, требующего специального разрешения». Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте связано в значительной степени с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к 6 годам в связи с усвоением новых способов умственных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения.
Одним из условий формирования логического мышления у дошкольников является учет особенностей психического развития детей данного возраста. Все психологические новообразования детей указанного периода отличаются незавершенностью. Это обусловливает особенности их обучения, которое должно сочетать в себе черты игры и направленного обучения, ориентируясь при этом на сложившиеся формы мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное развитие новообразований: знаково-символической функции, элементов логического мышления.
Нормативно-правовая база:
Правовыми основами дошкольного образования являются: Закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Концепция организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, Типовое положением о дошкольном образовательном учреждении, Устав ДОУ, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования с учетом требований ФГТ «Радуга», по которой работает наш детский сад.
Стратегической целью профессионального проекта является: теоретически обосновать и выявить влияние развивающих игр на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
3.Использовать в игровой терапии задачи и загадки на развитие логического мшления
3.Провести анализ эффективности проделанной работы.
Все виды логического мышления неразрывно связанны с речью, в логическом мышлении речь является единственной формой, в которой происходит мышление, так как оно состоит в установлении связи между значениями слов. Когда мы рассуждаем молча, про себя, мы пользуемся сокращенной внутренней речью, проявления которой можно зарегистрировать при помощи специальных приборов, но наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тоже включает участие внешней, а также умение понимать, прослеживать причин наследственной связи ,явлений выстраивать на их основе простейшие заключения. В литературе логические приемы умственных действий - сравнение, сериация, обобщение, анализ, систематизация, абстрагирование - называют также логическими приемами мышления. Их формирование важно для ребенка, как с общей развивающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления.
Сериация - построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации - матрешки, пирамидки, вкладные мисочки.
Анализ - выделение свойств объекта, или самого объекта из группы, или группы объекта по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматривается как процессы взаимодополняющие друг друга.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий
умения выявлять сходства признаков объекта и различия между ними, выделять одни признаки объекта или группы объектов и абстрагироваться от других.
Классификация - разделение множество на группы по какому либо признаку, который называют «освоение классификацией».
Обобщение - оформление в словесной форме результатов процесса сравнения - формируется в дошкольном возрасте как умение выделять и фиксировать общий признак двух или более объектов.
Виды задач, формирующих мышление
Вид задачи Что формирует?
Задача-шутка загадки, занимательное задание Формируют гибкость ума
Логические задачи, ребусы, задачи на классификацию Формируют математический стиль мышления, развивают способность ребенка которые приводят к умению четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли.
Задачи на исключение лишнего Формируют умений поиска решения задач.

Задачи с геометрическим содержанием (геометрических фигур и их свойств) Формируют пространственное и изобразительное умений дошкольников, расширяют кругозор.

Развитие логического мышления через задачи и загадки.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.
Логические задачи могут быть, например, следующими: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? (4 кг)
Загадки - замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями. Разгадывание загадок математического содержания - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Каждая загадка - это и еще логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений.
Реализация профессионального проекта. Для достижения необходимого развивающего эффекта обучения реализую деятельностный подход, способствующий интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и самостоятельной деятельности; способам рассуждений.
Создание проблемных ситуаций, стимулирует стремление восптитанников к самостоятельным открытием фактов, их доказательств, решению задач. Реализация деятельностного подхода позволяет мне решить противоречия:
- над процессом учения и необходимостью развития у дошкольников познавательных, коммуникативных способностей.
Проблема интеллектуального развития, в частности логического мышления, меня интересовала с начала педагогической деятельности. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности, теряет интерес к изучению предмета, в результате становится неуспешным в обучении.
Для реализации поставленной цели необходимо знать особенности контингента. На первом этапе работы с дошкольником мною была составлена общая характеристика психологических особенностей, уровня работоспособности и развития логического мышления, уровня осознанной мотивации. Опираясь на анализ психолого-педагогических, возрастных особенностей ребенка, создаю алгоритм преодоления возможных затруднений, возникающих в ходе учебной деятельности. Мною используется методика измерения результатов обучения и обученности, предложенная П.И. Третьяковым, применяю приемы изучения и диагностики мотивационной сферы обучающихся по А.К. Марковой. Составленная мною сводная таблица психолого-педагогических особенностей обучающихся помогает определить уровень ребенка.
Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению старших дошкольников в их умственном развитии. Развитие мышления дошкольников имеет обучающее и воспитывающее значение: учащиеся приобщаются к методу поиска, ориентируются не только на результат, но и на процесс его достижения, то есть учатся мыслить логически.
В своей педагогической деятельности использую методы проблемно-развивающегося обучения, а именно, применение задач – проблем. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума.
. В процессе занятий уделяю внимание таким приемам, как:
 первоначальная схематизация имеющихся в условии задачи отношений, то есть краткое её содержание с выделением исходных данных;
 привлечение наглядности, в том числе наглядных аналогий, как опоры для поиска решения;
 уточнение идеи решения, когда она найдена, то есть точное определение того типа соотношений, которое содержится в данной ситуации.
Пример 1:
Три вершинки, Три угла, Три сторонки -Вот и я. (Треугольник)
Ребенку можно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (на фланелеграфе выложены три треугольника: красный большой, синий средний и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький? Так про какой же треугольник эта загадка?»
Делается вывод: Отгадкой может быть любой треугольник любого цвета, размера, формы. Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла.
Пример 2:
Не овал я и не круг, Треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат А зовут меня... (Квадрат)
В тексте загадки нет данных, подтверждающих, что отгадкой является квадрат. Ставятся такие вопросы: «Какие геометрические фигуры ты знаешь? Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? А треугольник? Так о какой же фигуре говорится в этой загадке?
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как «Кто летает? », «Съедобное-несъедобное», «Загадки» - они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Определи предмет на ощупь», «Найди предмет, отличающий от других». В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как «Я знаю пять… ». Она учит классифицировать и обобщать.
Игра «Белый лист» направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения «Найди картинку с самым низким деревом», «Найди картинку с самым высоким мальчиком», «Покажи мяч средней величины» и прочие.
Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Обязательным условием работы было: целенаправленно вести развитие мыслительных способностей старших дошкольников в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх. Роль этих технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря ним ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?
Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.
Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.
В-третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.
В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы.
Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное здесь не только самому задавать вопросы, но научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.
Показатели результатов старших дошкольников:
Необходимым условием реализации ФГТ в настоящее время становится психологическое сопровождение воспитательно - образовательного процесса. Где психологическая служба ДОУ ориентируется не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом, а также с воспитателями групп.
Было выявлено, что умственное развитие дошкольников происходит и в качественном и в количественном смысле. Оно охватывает большое количество направлений и итогом является выход ребенка на новую ступень развития. Использование этого факта в процессе организации игровой деятельности позволяет через игру стимулировать становление психических процессов, выводя их на высшую ступень умственного развития (т. е. к логическому мышлению) .
Дети хорошо усваивают дошкольную учебную программу:
в 2011-2012 учебном году - 76%, в 2012-2013 учебном году - 83 %.
Заключение
Развитие мышления дошкольника происходит поэтапно: от наглядно-действенного к наглядно-образному, а от него через наглядно-схематическое к логическому мышлению.
Всю совокупность методик по формированию и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста подразделяют на две группы: методики, формирующие логическое мышление в дошкольном возрасте при посещении детского сада и повышают уровень их готовности к обучению в начальной школе. Предлагаемые стратегии осуществимы в наиболее полной мере в рамках игровой деятельности, так как в ней складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию, дошкольник должен прибегнуть к логике, оперируя образными моделями.
Исходя из выше сказанного, в дошкольном возрасте предпосылки развитию логического мышления и сама основа этого мышления обусловлена и формируется посредством всех психических процессов. И актуализируется в наиболее полной мере в игровой деятельности.
Список литературы:

1. Аникеева Н. П. Виды деятельности в процессе становления мышления. СПб. : Питер, 1998. – 158 с.
2. Альтхауз Д., Дум Э.Цвет- Форма- Количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста- М.:Просвещение, 1984
3. Брушлинский А.В. и др. Мышление и общение. - Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990.
4. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997.
5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2003.
6. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания, 1994.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979.
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1956.
9. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
10. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера –М.:Педагогика,1969.
11. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред.О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой –М.: Изд. «Гном и Д»,2000.
12. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.28.
13. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.
14. Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.:- АСТ-ПРЕСС, 1999.-240с.
15. Как стать Аристотелем: Практическое руководство по развитию логического мышления детей / Беляев В.Я. и др.; Отв. ред. А.Ф. Замалеев СПб.: СПбГУ, 1999. - 319 с.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М.: Просвещение, 1988.-190с.
17. Коноваленко С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003.
18. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности-М.: Гном и Д,2000.
19. Копытов, Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.- АСТ- ПРЕСС, 1999.-240с.
20. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.211-212
21. Лурия А.Р. Язык и мышление.-М., 1979.
22. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург. 1997
23. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94 с.
24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология –М.: Акцидент,2000.
25. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000.
26. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль:Академия,2000.
27. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
28. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.
29. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Нар. Асвета, 1981.
30. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца М., 1991
31. Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. Москва. РОСТкнига. 2003г
Интернет ресурс:

1. http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
2. http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: Эльвира
Просмотров: 5453 | Загрузок: 293 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик