+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Конспект урока "Пунктуационный разбор простого предложения"
07.12.2013, 14:26
Анохина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 17», конспект урока по теме: «Пунктуационный разбор простого предложения», 2013 г.

Предмет: русский язык
Тема: пунктуация
Класс: 5 класс
Автор: С.В. Анохина

Пунктуационный разбор простого предложения

Цель урока: дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.
Оборудование: информационные таблички.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята тема нашего сегодняшнего занятия: «Пунктуационный разбор простого предложения». Мы должны с вами научиться выполнять пунктуационный разбор предложения.
- Я предлагаю вам провести сегодня урок нестандартно. Давайте представим, что мы попали в сказку. Представьте, что мы в сказке, послушайте меня.
III. Работа на уроке.
- Жили-были Знаки препинания. А жили они в стране Пунктуации. Это была прекрасная и богатая страна, граничила она со странами Орфографией и Орфоэпией. Правил этой прекрасной страной король Синтаксис. И всё было в этой стране хорошо, просто замечательно: и солнце ярко светило на небе, и реки были широкими и глубокими, и жители были добрыми, а главное, был в стране нерушимый порядок. А поддерживался этот порядок правилами и законами, которые устанавливал король Синтаксис. Король Синтаксис был мудрым и справедливым правителем, он понимал, как много, иногда даже жизнь, зависит от одной маленькой запятой. Поэтому все знаки препинания строго делились на знаки завершения, знаки разделения и знаки выделения.
- А сейчас, помогите мне, рассмотрите таблицу на доске и расскажите, как классифицируются знаки препинания.
Знаки препинания
Как называются Где стоят Знаки
Знаки завершения В конце предложения завершают его на письме. . ! ? ...
Знаки разделения Внутри предложения разделяют слова. , - ; :
Знаки выделения Внутри предложения выделяют слова , - ( ) « »

Сегодня мы с вами постараемся побольше узнать о стране Пунктуации и её жителях. Для начала проверим, как вы понимаете грамматические термины.

Терминологический диктант
Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.
1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис);
2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание);
3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая);
4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее);
5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное);
6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство);
7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение);
8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное).
- Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но для того, чтобы войти в Пунктуацию, нужно ответить на два вопроса: 1. Что изучает пунктуация?; 2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация? (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.)
- В стране Пунктуации всегда и во всем строгий порядок. Однако очень любят жители Пунктуации и развлечения, например, любят они разборы предложений: синтаксический и пунктуационный. Мы с вами, ребята, уже знаем, что такое синтаксический разбор, давайте, прочитаем в учебнике на странице 90, что же такое пунктуационный разбор (работа с учебником, чтение теоретического материала).
- Хорошо, ребята, теперь мы знаем, что такое пунктуационный разбор. Давайте выполним задания. (Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.)
Задание 1. Выполните устно пунктуационный разбор предложения: Язык мой, давай с тобой дружить!
Задание 2. Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П. Чехов)
- Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)
- А сейчас обратимся к учебнику, выполним упражнение 219.
(Выполняется устный пунктуационный разбор предложений).
- Давайте потренируемся, сделаем письменный синтаксический и пунктуационный разбор предложения «Зимние вьюги – предтечи весенние.» из упражнения 219. (Не забывайте ставить точку в конце предложения, а то Точка на вас обидится.) (Объясняется значение слова предтеча)
- Молодцы, а сейчас расставьте правильно запятые в предложении:
Казнить нельзя помиловать.
(Предложение написано на доске, ученики объясняют, как можно поставить запятую, как изменится смысл предложения.)
- Видите, ребята, как важно правильно расставлять знаки препинания, от этого может зависеть многое. Расставьте правильно запятые в тексте.
(На доске запись текста.)
В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.
(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
- Ребята, давайте, правильно расставим знаки препинания в предложениях и запишем их в тетради, выполним пунктуационный разбор:
1. Присядем друзья перед дальней дорогой. (Присядем, друзья, перед дальней дорогой.)
2. Под глубоким снегом спят реки озера пруды. (Под глубоким снегом спят реки, озера, пруды.)
3. В саду росли красивые цветы лилии тюльпаны гвоздики. (В саду росли красивые цветы: лилии, тюльпаны, гвоздики.)
(Предложения написаны на доске. Ученики записывают предложения в тетради, расставляют знаки препинания, один ученик комментирует запись.)

VI. Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что такое пунктуационный разбор?
Комментирование оценок за урок.

V. Домашнее задание.
Упр. 220.
Можно дать творческое задание: написать лингвистическую сказку о королевстве Пунктуации и его жителях.
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: asven
Просмотров: 12708 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик