+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Лучшая методическая разработка

Столетняя война
24.11.2013, 13:54
Тема урока «Столетняя война (1337 – 1453)»

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д, Арк и какую роль она сыграла в этой войне.
Задачи
Образовательные:
1. Углубить представление учащихся о причинах и характере феодальных войн.
2. Показать, что народ Франции был решающей силой в освободительной войне против захватчиков.
3. Обеспечить усвоение основных дат урока.
4. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов.
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие, речь).
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, историческим документом, таблицей, выделять главное, делать вывод.
3. Воспитывать у обучающихся коммуникативные качества (умение слушать, излагать свои мысли, выступать перед аудиторией).
Воспитательные:
1.Сформировать уважение у школьников к героине французского народа Жанне Д, Арк.
2.Способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере борьбы французского народа за национальную независимость.
Оборудование:
- Презентация к уроку (Приложение 1)
- Раздаточный материал. (Приложение 2)
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку, посадка.
II. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите (Англия и Франция). И выяснили, что в 13-14 вв. в этих государствах шел процесс централизации власти. Но в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.
Итак, записываем тему урока.
III. Целеполагание.
Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.
Об этом говорит и такой факт (отрывок из книги Жана Жуэвиля, маршала Шампани, 1248 – 1254гг) Работа с документом (Приложение 2)
Задание: Какими были отношения между королями Англии и Франции в 13 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).
И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет! ( Слайд №1)
Задание: Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в 14 веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).
Теперь сравните 2 вывода и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей).
Постановка проблемного задания на урок: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги? (Слайд №2)

IV. Изучение новой темы.
(Слайд №3)
Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока?
1. Причины и повод войны.
2. Армия двух стран.
3. Основные события войны.
4. Жанна Д, Арк – народная героиня Франции.
5. Завершение и итоги войны.
Итак, хронологические рамки знаем? (ответы детей)
Страны – противники известны? (ответы детей)
(Слайд №4)
1. Причины и повод к войне. Причины и повод предстоит узнать! Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?
Сначала дайте вспомним, что такое причина и повод.
Повод- случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.
Причина- основание, предлог для каких-нибудь действий.
Задание: Работая в группах по 2 человека.
1 группа-Задание 2 Работа с документом (Приложение 2) выяснить причины к войне
2 группа- Задание 2 Работа с учебником (Приложение 2) выясните повод к войне
Причины войны:(Слайд №5)
- Стремление королей Франции подчинить французские земли, принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение страны.
- Стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии.
- Война – способ обогащения для феодалов.
Повод к войне:
Претензии короля Англии на корону Франции.
Вывод: Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции
Армии двух стран.( Слайд №7)
А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне.
Задание всем (Приложение 2)
Посмотрите на таблицу и охарактеризуйте английскую армию и французскую армию.
Английская армия Французская армия
— из свободных крестьян (лучников).
Рыцарская конница получала жалование из королевской казны.
В армии:
— высокая воинская дисциплина;
— боеспособная пехота;
— умение согласовывать действия пехоты и конницы Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами.
Рыцари действовали самостоятельно, не было дисциплины,
была разобщённость в действиях.

Работа с термином: арбалет - железный лук, вделанный в приклад и снабженный механизмом для натягивания тетивы.
(Слайд №8)
Какая армия была лучше готова к войне? (ответы детей)
Как вы думаете, к чему это могло привести? (ответы детей)
3. Основные события и этапы войны. Рассказ учителя с использованием карты и слайдов презентации. Сообщения учеников.
Задание: по ходу рассказа учителя записать в основные события Столетней войны.

Дата Событие

Война началась в 1337 году с морских набегов французов и англичан. Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. В 1340 году в морском сражении при Слейси(Слайд №9) у берегов Фландрии англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло шутили: «Если бы рыба могла говорить, она заговорила бы по-французски, ибо съела уже много французов».
Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане заняли ее и начали наступление на Париж. Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси.
Сообщение учащегося «Битва при Креси»(Слайд №10-11-).
После битвы при Креси английская армия осадила порт Кале
Сообщение учащегося «Подвиг граждан Кале»(Слайд №12)
Задание: В чём подвиг граждан Кале?
Почти все население Англии одобряло войну: ведь она приносила богатую добычу. Победа казалось близкой. Но в 1348г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы – «Черная смерть». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжались.
Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард III поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван «Черным принцем». Из подвластной ему Аквитании он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северные области Франции. Когда в сентябре 1356г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница. Командовал ею сам король Франции Иоанн II Добрый.
Сообщение учащегося «Битва при Пуатье» (Слайд №13-14)
1360 - перемирие между Англией и Францией(Слайд №15)
Физкультминутка. (Слайд №16)
Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию и в 1369г. военные действия возобновились. Французы применили новую тактику. Избегая больших сражений, они изматывали англичан неожиданными нападениями, благодаря деятельности полководеца Бертрана Дюгеклена Слайд №18
К 1380г. французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396г. было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны. Но положение Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на слабоумного короля Карла VI между феодальными группами, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский. Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно. (Слайд №19)

В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя (Слайд №20-21)
Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж
По мирному договору 1420г. английский король Генрих V был объявлен временным правителем Франции и наследником французского престола. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости. Сын Карла VI дофин Карл (принц-наследник), которого договор лишал прав на престол, продолжил борьбу. Вокруг него сплотились все патриоты Франции.
Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам как к иноземным захватчикам. Во Франции разгорается партизанская борьба.
Задание: вспомните, что такое партизанская борьба? (Ответы детей)
Задание: определите характер Столетней войны. (Ответы детей).
Вывод: вначале это была обычная династическая война, затем она приобретает справедливый, освободительный, всенародный характер.
В 1428 году англичане осадили Орлеан. Взятие города открывало дорогу на юг Франции и давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Слайд №22
Казалось спасти Францию может только чудо. И чудо произошло.
По Франции уже несколько лет ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам военачальникам, а деве. И в марте 1429г. к дофину явилась никому не известная девушка. Звали ее Жанна.
Слайд №23
Задание: какую роль в войне сыграла Жанна (просмотр фильма)
5.Завершение и итоги войны. Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла 7. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.
Задание: Почему Франция одержала победу в войне? (ответы детей)
Слайд №24
Итоги войны: А) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону, б) создание сильного национального государства в) усиление королевской власти во Франции
Г) на службе у короля появилась постоянная армия.
Важно также помнить, что война – это не только причины и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм.
Задание: Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны? (ответы детей)
V. Закрепление материала.
Ребята проверте все ли есть записи основных событий войны у вашего соседа по парте
1340г.-уничтожение французского флота при г.Слейсе
1346г.-поражение французов в битве при Креси
1356г.- разгром французской армии при Пуатье
1360г.-заключение мирного договора
1415г.-битва при Азенкуре- сокрушительное поражение французов
1428г.- осада г.Орлеана
1431г.-обвинение в ереси, казнь Жанны Д’Арк
1453г.-Столетняя война закончилась изгнанием англичан

Слайд №25
Возвращаясь, к проблемному вопросу урока, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 - 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.
Слайд №26-27
Игра «Да- нетка»
1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
2. Французская армия была лучше готова к ведению войны.
3. Эдуардом «Черным принцем» называли французского короля.
4. При полководце Бертране Дюгеклене французская армия начала проводить крупные масштабные военные операции против англичан.
5. Война герцога Бургундского и герцога Орлеанского еще больше осложнила положение Франции.
6. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
7. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
8. Столетняя война закончилась в 1455 году.
9. Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
10. Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух:
«А смог бы я спасти страну? Или остался глух
К страданьям, слезам, бедам, горю?
Иль, все-таки помог бы своему народу?
Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!
VI. Выставление оценок за урок
Слайд №28
VII. Домашнее задание: параграф 20,составить кроссворд по теме
Время быстро пролетело, подводить пора итог.
Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?
Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,
Белый поднимите выше (очень этого я жду!)
Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!
Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

Всем спасибо за активную работу! До свидания!
Категория: Лучшая методическая разработка | Добавил: Историк
Просмотров: 1186 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик