Конспект урока письма и развития речи в 3 классе Кривцова Инна Владимировна, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы г. Ноябрьск ЯНАО Тема: «Слогообразующая роль гласных». Цель: дать понятие о слогообразующей роли гласных. Задачи образовательные: познакомить со слогообразующей ролью гласных; учить делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков; коррекционно-развивающие: формировать навыки составления слов по заданному слогу; корригировать внимание и память на основе упражнений в запоминании слов; воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым. Методическое и техническое обеспечение: иллюстрация осени, презентация на доске SMART, игрушка собаки. Тип урока: урок закрепления знаний (2-й по теме). Этап проверки домашнего задания отсутствует, т.к. на понедельник ничего задано не было. Ход урока 1 Организационный момент Включение в работу - Начнём урок. Встаньте возле парты. Скажем хором, какое сегодня число. Учитель показывает на иллюстрацию на доске, учащиеся произносят, какое время года, осенние месяцы, дни недели. (- Сегодня 21 ноября. Время года – осень. Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Дни недели: понедельник, вторник…ит.д.) - Какой по счёту урок начинается? (- Начинается по счёту второй урок) - Какой это урок? (- Урок письма и развития речи) - Чему учитесь на уроке письма? (- Учимся красиво писать, правильно говорить, составлять предложения) - А зачем вам это нужно? (- Хотим научиться правильно говорить, писать, чтобы расти умными, чтобы у нас всё получалось) 2. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока - Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (- Деление слова на слоги) - Сегодня мы продолжим этому учиться и закрепим главное правило деления слова на слоги. (- Сколько в слове гласных, столько и слогов) - Кто пришёл к нам на урок? (-Собака) - Это не простая собака, а волшебная. Она состоит из частей, как слово состоит из слогов. Помогите ей выполнить на доске задание: отделить слова от слогов. Работа на интерактивной доске. Слайд 1. Задание на различение понятий: слог, слово. Выполняют задание «Слог – слово». Слова – в 1-й столбик, слоги – во 2-й. Затем составляют из слогов слова. 3. Пробное применение знаний. Пальчиковая гимнастика. - Как шуршат листочки на ветру? - Как барабанит дождь по крыше? - Засолим капусту на зиму! Мы капусту рубим – рубим, Мы капусту трём - трём. Мы капусту солим – солим, Мы капусту жмём – жмём! Выполняют движения руками в соответствии со словами. Работа в тетради. - Руки к письму готовы. Запишем: 21 октября. Коротко тему урока: «Слоги». Записывают дату, тему урока, выполняют задание по чистописанию. Минутка чистописания: «Прописать, не отрывая ручку, всю строку: большая петля, овал, петля и т.д. Выполняют задание. Словарная работа - На интерактивной доске даны словарные слова с пропущенными буквами. Слайд 2. (Вставляют пропущенную букву. Делят слово на слоги.) 4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений применения знаний Коррекционное упражнение на запоминание. - Запишите в тетради по слогам любые четыре словарных слова, с которыми мы работали. Подчеркните в них гласные, поставьте ударение. Проверка. Ученик комментирует запись 1-го слова, произносит правило. Остальные 3 слова записывают самостоятельно. Проверяют: в слове 2 гласных буквы, значит, 2 слога и т.д. Физминутка Игра «Карусели». Учащиеся разбиваются на пары, хлопают один другого крест – накрест ладонь в ладонь и произносят: Карусели, карусели! Мы с тобою в лодку сели И по – е – ха – ли! (Движутся по классу и показывают, как работают вёслами) Карусели, карусели! Мы с тобой на лошадь сели И по – е – ха – ли! (Скачут) Карусели, карусели! Мы с тобой в машину сели И по – е – ха – ли! (Движутся и «крутят баранку») Карусели, карусели! В самолёт с тобой мы сели И по – е – ха – ли! (Руки в стороны! Полетели!) И так далее (в ракету, на самокат, в вертолёт) по желанию детей. 5. Упражнения с переносом знаний в новые условия Работа по теме на доске и в тетрадях - Откройте учебники на странице 62. Кого видим на рисунке к упражнению 6?- Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых) Беседа о бережном отношении к насекомым. - Кто из вас отдыхал на природе? - Каких насекомых вы там видели? - Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя) - Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться) Работа в тетради. Проверка. Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило. Физминутка для глаз (в середине работы над упражнением) - Чтобы глаза не уставали, выполним зарядку для глаз. 1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. (3 раза). 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы. (8 раз на геометрические фигуры на стенах класса). 3. Вращение глазами по кругу. (3 раза под счёт в одну и в другую сторону). 4. Посмотреть на кончик пальца (30см от глаз), затем вдаль. (5 раз). Выполняют зарядку для глаз под руководством учителя. 6. Домашнее задание Объяснение домашнего задания. Стр. 62 упр. 7 -Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Проговорить правило. Угадывают названия животных по первому слогу. Слушают задание. 7. Итог урока Подведение итогов урока - Чему учились на уроке? - Что нового узнали на уроке? Собака хвалит детей за хорошую работу. Выставление оценок. Слайд с шарами и аплодисментами за работу. Слайд 3. Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке. Слайд 4. |