СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс для педагогов "Открытый урок"

Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма для детей 2 класса
[ Скачать с сервера (378.5Kb) ] 05.11.2013, 00:29
Групповое логопедическое занятие по коррекции нарушений письма для детей 2 класса ГОУ «Детский дом №17» г. Печоры

Автор: Белова М.Б. учитель-логопед ГОУ «Детский дом №17» г.Печоры
Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация З – С»
Тип занятия: групповое логопедическое занятие по коррекции нарушений письма
для обучающихся 2 класса
Цель: тренировать учащихся в различении звуков [з-з’], [с-с’] в слогах, словах; обозначать их на письме соответствующими буквами.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Осуществлять поиск и выделение информации детьми путём установления звуков речи на слух,
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать навыки звукослогового анализа слов, словообразования.
- Учить оперировать в речи обобщающими понятиями.
- Развивать зрительное восприятие и оптические пред¬ставления.
Образовательные:
- Формировать слуховую дифференциацию звуков [з], [с] в слогах, словах, словосочетаниях.
- Развивать умение соотносить звуки [з], [с] с буквами С и З.
- Закрепить знание слов-терминов: звук, буква, слог, слово, словосочетание.
- Закрепить умений словообразования существительных при помощи суффиксов.
Воспитательные:
- Формировать навыки речевого общения с использованием вежливой формы обращения к собеседнику.

Оборудование: зеркало; буквы З – С (карточки); профили изучаемых звуков;
Символы для обозначения звуков [з-з’], [с-с’]; игра «Путешествие по Солнечному городу» (игровое поле, незнайка); демонстрационные картинки; опорная схемы для характеристики сходства и различия звуков [з], [с].

Ход занятия:

Оргмомент
1. Развитие оптических представлений и зрительного восприятия.
Логопед: Составьте букву из частей – элементов букв.
- Какие буквы у вас получились?
- Какие звуки они обозначают?

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
Характеристика звуков.
Логопед:
- Для начала охарактеризуем звуки, Звуки “с”, “з” какие, гласные или согласные? (Согласные) Назовите звонкий согласный звук. (“З”) Глухой согласный звук. (“С”)
- А теперь все произнесите звук (“з”), скажите какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука. Посмотрите на профили. ( “зубы”, “язык”, “голос”)
- Значит , звук “з” язычно-зубной. Произносим звук “с”, какие органы артикуляции участвуют в образовании этого звука? (Зубы, язык) Звук “с” тоже язычно – зубной. Кто мне даст полную характеристику звука (“з”)? (Согласный, звонкий, язычно- зубной.) А звук “с”? (Согласный, глухой, язычно- зубной.)
А теперь откройте рабочие тетради, запишите число, тему занятия.

II. Основная часть
1. Знакомство с планом занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в увлекатель¬ное путешествие по городу, название которого вы без труда сможете отгадать, если посмотрите на картинку.
Логопед выставляет на доску план путешествия по Со¬лнечному городу. Он отмечает флажком каждую зону игрового поля, в которую попадают дети. Перемещаясь по дорожкам, дети выполняют задания в следующем порядке.
Зоны игрового поля Задания
Больница доктора Пилюлькина
Различение и воспроизведение звуков С – С’, З – З’ на слух
Дорожка к домику музыканта Гусли Развитие слогового анализа и синтеза
Мастерская Винтика и Шпунтика Работа с омонимами
Домик Знайки Построение словосочетаний, развитие зрительного восприятия
Мостики на реке Работа с предлогами
Сказочная поляна Работа с деформированным текстом

Логопед: Наш путь начнется от домика доктора Пилюлькина, зайдем в мастерскую Винтика и Шпунтика, заглянем в гости к му¬зыканту Гусле, не пропустим и домик Знайки... Наконец, мы попадем на поляну сказок и развлечений. Там закончит¬ся наше путешествие. Итак, все готовы? Тогда смелее в путь!

2. Различение звуков С – С’, З – З’ на слух и воспроизведение услышанных звуков.
Логопед: Вот мы попали в зону звуков. Здесь расположи¬лась больница доктора Пилюлькина. Он приглашает нас в гости и предлагает выполнить следующие задания.
- Определение звуков на слух (дети поднимают соответ¬ствующие сигнальные карточки):
слоги: ас, зи, зю, се, са, аз, зо;
слова: колесо, полоса, фазан, забор, зубы, сено, сеет, се¬кунда, здоровье, коза,волосы.

- Воспроизведение слоговых рядов
Игра в мяч: «Наоборот».
СА – ЗА СУ -ЗУ АЗ- АС ОЗ = ОС
СО – ЗО СИ – ЗИ УС – УЗ СЫ - ЗЫ

3. Развитие слогового анализа и синтеза
Логопед: Мы покидаем больницу доктора Пилюлькина и направляемся к музыканту Гусле. Но по пути нас застал бук¬венный дождь. Посмотрите, какие капли дождя падали с не¬ба и запишите слоги в два столбика. Укажите звуки занятия.(определите мягкие и твёрдые согласные синим и зелёным карандашом).
Слоги: ЗА, ЗО, ЗЮ, AЗ, ОЗ, ЗЫ, ЗИ; СЫ, СИ, ИС, СА, СЮ ЭС, СО.
Логопед: Гусля никак не может написать новую песню. Некоторые слова из нее сломались. В них не хватает слогов. Может быть, необходимые слоги записаны на капельках буквенного дождя? Почините слова: вставьте в них подходящие слоги и запишите получившиеся слова.
Слова: брон...(за), стреко...(за, зы), (са)...довый, (зи)...ма, воло...(сы), (со)...ловей.

4. Преобразование слов. Работа с омонимами.
Логопед: Гусля очень рад тому, что вы помогли ему почи¬нить слова из его новой песни. Он решил проводить вас до мастерской Винтика и Шпунтика. Винтик и Шпунтик рабо¬тают в своей мастерской. Они ремонтируют слова. Помоги¬те им: замените букву З буквой С и наоборот. Запишите но¬вые слова. Выделите буквы занятия. (подчеркните букву з двумя чертами, а с одной)
ЗАХАР – … ЛИСА – … СИМА - ...
САЙКА – … РОСА– … КОЗА-...
5. Физминутка
Как живёшь?
Вот так! (Показывать.)
Как идёшь?
Вот так!
А бежишь?
Вот так!
Ночью спишь?
Вот так!
Как молчишь?
Вот так!
А грозишь?
Вот так!
Тик-так,- 3 раза
Все часы идут вот так!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели….
Сновь за дело.

6. Построение словосочетаний. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
Логопед: Коротышки подошли к домику Знайки. Чем это он так увлечен? Посмотрите, малыш составляет из слов слово¬сочетания. Помогите Знайке: соедините подходящие по смы¬слу слова из левого столбика со словами из правого столбика линиями. Запишите эти словосочетания. Выделите буквы З – С.
Образец: мороз – воздух – морозный воздух.
МОРОЗНЫЙ ПУСТЫНЯ
ВЕСЕЛЫЙ ЗАБОРЫ
ИНТЕРЕСНАЯ СМЕХ
ЗВОНКАЯ ИГРА
ПОЛОСАТАЯ ПЕСНЯ
ВЫСОКИЕ ВОЗДУХ
ЗНОЙНАЯ ЗЕБРА
7. Дифференциация предлогов С – СО, ЗА – ИЗ – ЗА.
Логопед: Отдохнули коротышки у Знайки и решили про¬должить свое путешествие по Солнечному городу. Перед на¬ми широкая река, через которую перекинуты мостики.
Прочитайте названия этих мостиков (запись на игровом поле): первый мост – СО, второй – С, третий – ИЗ, четвер¬тый – ЗА, пятый – ИЗ-ЗА. Как вы думаете, что они обозна¬чают? Вставьте в предложения маленькие слова (предлоги) и прочитайте все предложение целиком. Тогда вы сможете перейти через реку.
Зайка выглядывает ... куста. (Из-за)
Дети сидят ... партой. (За)
Посуду убрали ... стола. (Со)
Синица слетела ... ветки. (С)
Дети встали ... стола. (Из-за)
Лиса следит ... зайцем. (За)

8. Работа с деформированными текстами.
Логопед: Вот мы дошли до Сказочной поляны. Все рассе¬лись на пенечках и хотели послушать новые рассказы Волшеб¬ных деревьев-сказочников. Но вдруг листочки с первого дере¬ва разлетелись, и рассказ рассыпался.
Помогите коротышкам: прочитайте внимательно предло¬жения и расставьте их по порядку так, чтобы получился рас¬сказ (расставьте цифры по порядку в каждый пустой квадра¬тик). Подберите название рассказу. Запишите рассказ.
Зоя гуляла в саду. В саду были березы.
Оса укусила девочку. Зоя села под березой.
На березе были осы. Девочка заплакала.
Мама увела дочку из сада домой.

Итог занятия
Логопед: Припомните наше путешествие и назовите сло¬ва из нашего занятия, со звуками (З и С).

Литература:
1. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно – методическое пособие / Под ред. Н.Н.Яковлевой.- СПб.: КАРО, 2009.- 208 с.
2. Мазанова Е.В.Коррекция дисграфии на почве нарушения языуового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 75 c.
3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. - 256с.
Категория: Всероссийский конкурс для педагогов "Открытый урок" | Добавил: Marina
Просмотров: 1253 | Загрузок: 103 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик