Тема интегрированного урока: «Указательные местоимения». (русский язык, литература, экология) Тип урока – изучение нового материала. Цель урока: знакомство с разрядом указательных местоимений. Задачи урока: Образовательная: - дать понятие о значении, морфологических признаках, синтаксической роли указательных местоимений; - уметь находить указательные местоимения в тексте. Развивающие: - развивать логическое мышление; - развивать речь; - развивать умение проводить анализ собственной деятельности. Воспитательные: - прививать любовь к литературе; - воспитывать бережное отношение к природе. Методы обучении:- -Объяснительно-иллюстративный; - Репродуктивный; - Частично- поисковый. Личностные УУД. Формирование положительного отношения к учебной деятельности; Формирование представления о значении русского языка в жизни человека; Формирование способности к самооценке. Регулятивные УУД. В сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи; Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей; Высказывание своих предположений; Формирование умения оценивать результат своих действий. Познавательные УУД. Формирование умения осуществлять анализ, сравнение; Под руководством учителя осуществлять обобщение; Строить высказывания в устной форме; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Формулировать собственное мнение; Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение.
ХОД УРОКА 1.Организационный момент. - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Вы должны быть старательными и внимательными. Вам предстоит узнать много нового, вспомнить знания, полученные ранее. А начнем мы с загадки. (Слайд №2) Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Ответы детей) Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Сегодня наш урок будет связан с этим удивительным временем года. 2. Актуализация знаний. - Перед вами текст. Предложите к нему задания, учитывая, что вы уже знаете некоторые разряды местоимений. (Слайд №3) Март. Первый месяц весны. Яркое солнце увере__о борет__ся с х__лодами. С крыш свисают ледя__ые сосульки, блестя, по ним струит__ся талая вода и капает, капает… Образуются лужи – и улич_ные воробьишки уже радостно полощутся в них, видят себя в прозрачной воде. Но их перья ещё покрыты зимней копотью. 21 марта – праздник весны, день весе__его равноденствия: день с ночью мерится. Вода пока спит. Но тайно – под снегом – соб__раются уже уверенно ручейки, сб__гаются в речки. ( По В. Бианки) (Ответы детей) Задания: Озаглавить текст. Найти основную тему текста. Вставить пропущенные буквы. Выписать все местоимения, указывая их морфологические и синтаксические характеристики. (РАБОТА С ТЕКСТОМ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ) - Ребята, местоимения каких разрядов вы нашли? (Личные, притяжательные, возвратное). Давайте вспомним все, что вы о них уже знаете. (Слайд №3) (гиперссылки) (Повторение теоретических знаний) 3.Электронная зарядка для глаз. Дети следят глазами за движущимися предметами. 4.Постановка проблемы. (РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ) - А сейчас я вас прошу распределить местоимения по строкам таблицы. (Слайд №9) Учащиеся приходят к выводу, что некоторые местоимения нельзя поместить в таблицу, так как данный разряд ими еще не изучался. 5.Постановка цели и задач урока. (Слайд №10) Какая же тема сегодняшнего урока? Поставьте цель и задачи урока. (Ответы учеников). Какова роль этих местоимений? (Слайд №11) Учитель помогает ученикам ответить на вопросы. 6.«Открытие» новых знаний. Защита мини – проекта. Работа в группах. 1 группа, пользуясь научной литературой, определяет морфологические и признаки указательных местоимений. 2 группа в предложенном тексте определяет синтаксическую роль указательных местоимений. 3 группа из текста выписывает примеры указательных местоимений. Каждая группа защищает свой мини – проект. На доске дети строят дом. Морфологические признаки – крыша. Синтаксические признаки - стены. Примеры местоимений – фундамент. 7.Первичное закрепление. (Слайд №12) - Восстановите пословицу, определите разряд вставленного местоимения. (Дети хором проговаривают местоимения). Творческая минутка. Придумать концовку поговорке: Счастлив тот, кто … или Счастлив тот, у кого…. Высказывание детей. - Ребята, перед вами статья из местной газеты «Известия Калмыкии». Ответьте, пожалуйста, на вопрос, поставленный Л. Саранговой. (Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?) (Ответы детей). (Слайд №13) Снова в Калмыкии наступает весна. Землю словно кто-то раскрасил. У этой³ художницы есть свои краски. Зелёным она раскрасила травку. Этот цвет её любимый. Голубым - небо, а белым – те далёкие облака. Издавна в наших степях появляется столько тюльпанов! Есть любители собирать их в большие букеты, поэтому каждый год все меньше цветов распускают свои пышные бутоны. А со временем мы их можем потерять навечно. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты? ( «Известия Калмыкии» Л. Сарангова)
- А теперь я вам предлагаю следующие задания: Выписать все указательные местоимения. Определить их морфологические и синтаксические признаки. Выполнить морфологический разбор местоимения. (РАБОТА С ТЕКСТОМ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ 8.Творческая работа. Чтение текстов. 9.Рефлексия. (Слайд №15) - Я знаю, что указательные местоимения … - Как вы оцениваете свою работу на уроке ? - Как вы оцениваете работу на уроке своей группы? Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились. Оценивают свою работу и работу группы.
10. Итог. Домашнее задание. (Слайд №16) . Выставление оценок. Список используемых источников:
1. Барышникова Г. Весь русский язык в правилах и упражнениях. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М., 2010. 2. Брагина Г.В. Мастерство учителя на уроке. – М., 1992. 3. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М., 1999. 4. Русский язык: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М., 2010. 5. «Известия Калмыкии», Элиста, 2013 год Источники в Интернете: http://images.yandex.ru/yandsearch (картинки для презентации) http://pedsovet.su/load/244-1-0-2617 (электронная физминутка) http://www.audiopoisk.com/track/melodia/mp3/o4en (музыка) |