+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс для педагогов "Открытый урок"

Методическая разработка открытого занятия на тему "Фискальная политика государства"с использованием метода КСО
[ Скачать с сервера (97.2 Kb) ] 20.10.2013, 23:04
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Армавирский механико-технологический техникум» Краснодарского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Основы экономики» по специальности 260402 «Технология жиров и жирозаменителей»
на тему: «Фискальная политика государства» с использованием метода КСО

Автор:
Онищенко Вера Васильевна, преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО АМТТ КК, высшей категории

Армавир 2013

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
1. Коллективный способ обучения (КСО)
2. План занятия по дисциплине «Основы экономики»
для группы 3 А по специальности 260402 «Технология жиров и жирозаменителей»
3. Содержание изучаемой темы «Фискальная
политика государства»
4. Алгоритм проведения занятия
5. Методические рекомендации
7. Цветовые сигналы-карточки
8. Лекционный материал по теме «Фискальная политика государства» (изложение основных вопросов темы)
9. Контрольные тесты для проверки знаний студентов
Заключение
Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
На пороге третьего тысячелетия, в полной мере проявилась глубокая зависимость современной цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании и воспитании. Именно поэтому возможность успешного преодоления кризисов устойчивого развития общества, характерных для нынешнего этапа развития нашей страны, тесно связана с достигнутым уровнем воспитанности и образованности всех членов общества.
Непосредственным результатом действия экономических проблем является снижение общего уровня профессиональной экономической подготовки. Способность к научной оценке и самооценке, культуре мышления и практической деятельности, инициативность и предприимчивость, готовность к решению нестандартных проблем и способность анализировать реальность, являются важнейшими качествами специалиста любого профиля, в том числе и экономических специальностей. Формирование этой способности - одна из серьезных задач среднего профессионального образования.
Преподаватель в современных условиях должен быть не столько носителем и передатчиком научной информации, сколько организатором познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.
Для этого используются различные способы активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, которые получили собирательное название «методы активного обучения». Сюда входят и некоторые педагогические приемы, и специальные формы и технологии проведения занятий. Существует довольно много разновидностей и тех, и других. Сегодня их называют «новыми педагогическими технологиями». Совсем не потому, что они появились в последнее время. А потому, что именно сегодня жизнь потребовала их широкого применения современными педагогами с целью подготовки «нового» специалиста.
С этой целью для проведения занятия на тему «Фискальная политика» выбран коллективный способ обучения (КСО), который наилучшим образом развивает качества личности современного студента в процессе активизации его познавательной деятельности.
КСО позволяет обучаться в сотрудничестве, в сотрудничестве, прежде всего со своими товарищами-студентами. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически это обучение в процессе общения, общения студентов друг с другом, студентов с преподавателем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.
Переход на технологию коллективной формы обучения, организация сотрудничества дает возможность каждому продвигаться вперед по его способностям, т.е в соответствии с зоной ближайшего развития каждого. Технология коллективной формы обучения приводит к преобразованию всего педагогического процесса и обеспечивает развивающий характер обучения.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов студентов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и может быть использована начинающими преподавателями при изучении темы «Фискальная политика государства», а также преподавателями с опытом работы, которые в своей профессиональной деятельности хотят использовать нетрадиционные методы обучения (технологию КСО) при изучении экономических дисциплин.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (КСО)
Технология КСО имеет различные названия: организованный диалог, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве. Эта технология разрабатывалась А.Г. Ривиным в 30-е годы нашего века, В.К. Дьяченко в 90-е, а также тремя группами американских педагогов Р. Славиным; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном; и Э. Аронсоном.
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.
Данная технология основывается на таких педагогических принципах:
1. Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.
На занятиях учащиеся общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.
2. Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли преподавателя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Учащийся совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях, раскрывается, становится раскованным.
3. Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.
Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учащиеся разные: одни быстро схватывают все объяснения преподавателя, легко овладевают лексическим материалом; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры разъяснения. Такие студенты, как правило, стесняются задавать вопросы при всей группе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить учащихся в небольшие группы (по 3-5 человека) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого студента группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе - вот суть данного подхода.
Преподаватель в этой ситуации приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности студентов. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь студентам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.
Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа - коллективная работа – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.
Еще Я.А. Коменский в “Великой дидактике” оценивал “обращенную мысль” как катализатор мышления. Он писал: “Если нужно - откажи себе в чем-нибудь и плати тому, кто тебя будет слушать”; и еще: “Многое спрашивать, усваивать, учить других - тайны великой учености”.
Современная психология утверждает: мышление развивается через речь, следовательно, КСО по праву входит в пакет развивающих технологий.
Основные преимущества КСО:
1. В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
2. В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
3. Участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная.
4. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.
5. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
6. Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и понукания других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
7. Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
8. Обсуждение одной информации со сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.
Таким образом, КСО обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, но и способствует интеллектуальному развитию студентов, их самостоятельности, доброжелательности по отношению к преподавателю, друг к другу.
Эта технология легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Технологии КСО может использоваться на занятиях почти всех дисциплин как при изучении нового материала, его закреплении, повторении, отработке и совершенствовании практических навыков и умений, где целесообразна совместная деятельность.
План занятия № 19-20
по дисциплине «Основы экономики» для группы 3 «А» по специальности 260402 «Технология жиров и жирозаменителей» очной формы обучения
Тема: «Фискальная политика государства»
Цели и задачи:
Дидактические:
- изучить сущность и типы фискальной политики государства, налоговую систему государства, доходы и расходы государственного бюджета;
Воспитательные:
- совершенствование навыков коллективной работы;
- умения участвовать в дискуссии, отстоять свое мнение, выслушать мнение оппонента и, если нужно, аргументированно отвергнуть его;
Развивающие:
- развитие навыков самостоятельной работы с новым учебным материалом;
- умения тут же применить вновь полученные знания при решении практических экономических проблем и объяснить своим товарищам;
- дальнейшее формирование экономического образа мышления и экономически грамотной речи;
Тип занятия: урок усвоения новых знаний с использованием метода КСО.
Оборудование урока (средства обучения):
методические пособия, схемы, раздаточный материал, бланки контрольных тестов.
Междисциплинарные связи: Основы права, Экономика отрасли.
Ход урока:
1. Организация урока 3 минуты
- приветствие студентов
- проверка явки и готовности аудитории к уроку
2. Актуализация опорных знаний методом беседы 3 минуты
3. Сообщение темы и плана, постановка цели 2 минуты
4. Мотивация учебной деятельности студентов 3 минуты
5. Изложение материала (организация самостоятельной
работы студентов) 125 минут
6. Обобщение и систематизация изучаемого материала 5 минут
- опрос по цепочке 15минут
7. Закрепление изучаемого материала 20 минут
(тестирование студентов)
8. Подведение итогов урока и сообщение 4 минуты
домашнего задания
Содержание изучаемой темы «Фискальная политика государства»
1. Фискальная политика: понятие и цели
2. Типы фискальной политики
3. Налоговая система государства
4. Основные принципы налогообложения
5. Налоги и их классификация
6. Основные элементы налогов. Способы взимания налогов
7. Функции налогов
8. Кривая Лаффера
9. Государственный бюджет: доходы и расходы
10. Государственный долг
Алгоритм проведения занятия
1. Разбейтесь на минигруппы.
2. Получите карточку с цветовым сигналом (карточки такого же цвета получат ваши партнеры по минигруппе).
3. Самостоятельно изучите новый материал (вопросы I части карточки), используя различные источники информации, предложенные преподавателем.
4. Выполните самостоятельно упражнения II части своей карточки.
5. Обсудите с товарищами по минигруппе полученные результаты.
6. Ощутив уверенность в готовности обучить по своей карточке товарищей, объединитесь в новые минигруппы со студентами, изучившими другие вопросы темы.
7. Объясните им материал I части своей карточки, выясните, все ли понятно.
8. Потренируйте ваших партнеров по II части вашей карточки.
9. Выслушайте по очереди объяснения своих товарищей по минигруппе (каждый из них объясняет вам I часть своих карточек и тренирует всех членов минигруппы по II части своей карточки).
10. Изучив всю тему, обсудите результаты своей работы.
11. К концу занятий заполните «Экран учета» (взаимооценка или самооценка).
12. Дайте ответы на вопросы контрольного теста
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
I. Дидактический блок (карточки) составлен с соблюдением следующих требований:
1. Совокупность заданий и упражнений всех карточек блока полностью обеспечивает обработку понятий темы «Фискальная политика государства».
2. Изучение понятий, входящих в данный дидактический блок, можно начинать с любой карточки.
3. Все карточки данного блока сконструированы одинаково и каждой из них соответствует примерно одинаковый объем учебной работы.
4. Число карточек в блоке соответствует минимальному числу в соответствии с требованиями данной методики (их пять).
II. Преподавателю необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. В начале занятия разберите со студентами алгоритм занятия, выясните, что всем понятен каждый его пункт. Пусть алгоритм остается перед глазами каждого студента в течение всего занятия.
2. Выдавая карточки, проследите за тем, чтобы карточки одного цвета не достались сильным студентам.
3. Обратите особое внимание студентов, что, начиная работать в составе новой минигруппы, они сначала объясняют теоретический материал 1 части своей карточки, затем помогают остальным членам минигруппы закрепить услышанное и организуют самостоятельную работу над II частью карточки.
4. Постарайтесь уже в начале занятия преодолеть неуверенность студентов в своих силах, как в самостоятельном изучении нового учебного материала, так и в работе в качестве «преподавателя».
5. Обратите внимание студентов на ограниченное время работы (выполнение пунктов 2,3,4 должно помогать его сэкономить).
КАРТОЧКА № 1
Часть 1
Ответьте на вопросы:
1. Раскройте суть и назовите основные цели фискальной политики государства.
2. В чем заключается задача фискальной политики государства?
3. Объясните сущность дискреционной фискальной политики и охарактеризуйте ее виды.
4. Охарактеризуйте недискреционную (автоматическую) фискальную политику.
Часть 2
Выполните задание:
1. Выберите один верный ответ
Деятельность государства по формированию и распоряжению бюджетными средствами – это политика…
а) денежно-кредитная политика государства;
б) фискальная политика государства;
в) социальная политика государства;
г) внешнеэкономическая политика государства.
2. Выберите три верных ответа
Целями фискальной политики являются…
а) стимулирование темпов экономического роста;
б) увеличение уровня инфляции;
в) достижение высокого уровня занятости;
г) сглаживание колебаний экономического цикла.
3. Выберите два верных ответа
Активная фискальная политика, основанная на жестком сознательном вмешательстве государства в экономику – это…
а) недискреционная фискальная политика;
б) антициклическая фискальная политика;
в) дискреционная фискальная политика;
г) автоматическая фискальная политика.
КАРТОЧКА № 2
Часть 1
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение понятию «налоговая система».
2. Охарактеризуйте понятие «налогообложение», перечислите основные принципы налогообложения.
3. Сформулируйте, что представляет собой понятие «налогоплательщики».
4. Назовите основные элементы налогов.
Часть 2
Выполните задание:
1. Выберите три верных ответа
К основным принципам налогообложения относятся…
а) принцип стабильности;
б) принцип обязательности;
в) принцип многократности;
г) принцип справедливости.
2. Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом – это…
а) налогоплательщики;
б) налоговый предел;
в) налогообложение;
г) налоговая система.
3. Установите соответствие между основными понятиями элементов налогов и их сущностью…
а) объект налога 1. фиксированная величина дохода, подлежащая налогообложению;
б) субъект налога 2. имущество или доход, подлежащие налогообложению;
в) налоговая база 3. определенная доля дохода, устанавливаемая в процентах и подлежащая перечислению в бюджет;
г) налоговая ставка 4. налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
КАРТОЧКА № 3
Часть 1
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение понятию «налоги», приведите их классификацию.
2. Охарактеризуйте способы взимания налогов.
Часть 2
Выполните задание:
1.Установите соответствие между основными понятиями налогов и их сущностью…
а) прямые налоги 1. налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм;
б) косвенные налоги 2. предполагает уменьшение налоговой ставки по мере роста облагаемой суммы;
в) пропорциональный налог 3. взимаются в виде надбавки к цене товаров, работ и услуг;
г) регрессивный налог 4. устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщиков
2. Налоги – это…
а) обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами;
б) денежные средства, добровольно передаваемые гражданами в распоряжение государства;
в) финансовые средства, резервируемые на специальных счетах государства;
г) трансфертные платежи.
3. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы обложения – это…
а) пропорциональный налог;
б) прогрессивный налог;
в) регрессивный налог;
г) прямой налог.
КАРТОЧКА № 4
Часть 1
Ответьте на вопросы:
1. Перечислите основные функции налогов, дайте характеристику каждой из них.
2. Сформулируйте, что представляет собой понятие «налоговый предел».
3. Объясните налоговый предел с помощью кривой Лаффера.
Часть 2
Выполните задание:
1. Фискальная функция налогов заключается…
а) в перераспределении доходов государства;
б) в стимулировании технического прогресса и социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений;
в) в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны;
г) в создании условий для ускоренного развития определенных отраслей и производств.
2. Предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений – это…
а) налогоплательщики;
б) налоговый предел;
в) налогообложение;
г) налоговая система.
3. Регулирующая функция налогов заключается…
а) в перераспределении доходов государства;
б) в стимулировании технического прогресса и социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений;
в) в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны;
г) в создании условий для ускоренного развития определенных отраслей и производств.
КАРТОЧКА № 5
Часть 1
Ответьте на вопросы:
1. Дайте определение понятию «государственный бюджет».
2. Перечислите доходы и расходы бюджета.
3. Раскройте сущность бюджетного дефицита. Назовите способы решения проблемы дефицитности государственного бюджета.
4. Сформулируйте, что представляет собой понятие «государственный долг» и охарактеризуйте его виды.
Часть 2
Выполните задание:
1. Выберите два верных ответа
Доходы бюджета любой страны формируются за счет …
а) государственных закупок товаров и услуг;
б) различных налогов;
в) трансфертных платежей;
г) государственных займов.
2. Выберите два верных ответа
Государственный бюджет – это…
а) финансовый план государства;
б) доходы государства;
в) смета доходов и расходов государства;
г) расходы государства.
3. Выберите два верных ответа
Государственный долг – это…
а) долг иностранным государствам, организациям и лицам;
б) задолженность правительства данной страны ее гражданам;
в) общая, накопленная за определенный период, сумма дефицитов бюджета;
г) сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам.
4. Если доходы государственного бюджета больше расходов, то бюджет…
а) равновесный;
б) профицитный;
в) сбалансированный;
г) дефицитный.
Фискальная политика государства
1. Фискальная политика: понятие и цели
«Фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).
К Фискальной политике относят деятельность государства по формированию и распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности – сбор средств через систему налогообложения, другая – их расходование.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика представляет собой совокупность мероприятий правительства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета. Она направленна на стабилизацию экономики путем достижения поставленных целей.
Целями фискальной политики являются:
1. Сглаживание колебаний экономического цикла.
2. Стимулирование темпов экономического роста.
3. Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Важнейшая задача фискальной политики - это привлечение денежных ресурсов и формирование централизованных государственных фондов, которые позволяют проводить экономическую политику.
Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты (пенсии, стипендии, пособия).
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения экономических и социальных задач. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Фискальная политика объединяет в себе такие формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
2. Типы фискальной политики
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов, экономическая наука различает два типа фискальной политики государства:
1) дискреционная политика - это активная фискальная политика, основанная на жестком сознательном вмешательстве государства в экономику;
2) недискреционная политика - это пассивная фискальная политика, основанная на автоматической стабилизации экономики.
Дискреционная фискальная политика — сознательное регулирование государством своих расходов и налогообложения в целях улучшения экономического положения страны.
Выделяют два вида дискреционной политики: стимулирующая и сдерживающая (рестриктивная).
Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Она включает увеличение государственных расходов, снижение налогов, что приводит к дефициту бюджета, но обеспечивает сокращение падения производства.
Сдерживающая (рестриктивная) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции. Она включает снижение государственных расходов, повышение налогов, что приводит к избытку госбюджета.
Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.
В любом случае дискреционная фискальная политика - политика, требующая изменения в законах о налогах и государственных расходах, а это процесс медленный, что снижает эффективность дискреционной фискальной политики.
Недискреционная (автоматическая) фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов, не требующих сознательного государственного вмешательства. Автоматический стабили¬затор — экономический механизм, который без содействия правительства устраняет неблагоприятное экономическое положение. К ним относятся: прогрессивный налог на доходы физических лиц, косвенный налог (акциз, НДС), пособие по безработице, налог на прибыль производителей.
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизации экономической ситуации. Однако они являются недостаточными. Так, встроенные стабилизаторы в автоматической фискальной политике могут только ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью их устранить не могут.
3. Налоговая система государства. Основные принципы налогообложения
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.
Налогообложение - это способ регулирования доходов государства и источников пополнения государственных средств.
Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Основные принципы налогообложения:
- принцип справедливости - взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налого¬плательщиков (те, кто получает большие доходы - должны платить большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы - должны платить меньше);
- принцип стабильности - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
- принцип определенности - сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
- принцип удобства - способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;
- принцип однократности - один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида один раз за установленный законом налоговый период;
- принцип экономии - издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
- принцип гибкости - налоговая система должна легко адаптироваться к изменениям экономических и социально-политических условий;
- принцип равнонаправленности - взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;
- принцип обязательности - принудительность налога, неизбежность его выплаты.
4. Основные элементы налогов
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные элементы налогов:
• объект налога — это имущество или доход, подлежащие налогообложению (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.);
• субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
• источник налога — доход, из которого выплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.);
• налоговая ставка — определенная доля дохода, устанавливаемая в процентах и подлежащая перечислению в бюджет;
• налоговая база — фиксированная величина дохода, подлежащая налогообложению;
• налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от уплаты налога в зависимости от профиля производства, характера производимой продукции и других характеристик;
• налоговые санкции — наказание за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и др.) в виде штрафов или уголовной ответственности.
• срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве.
5. Налоги и их классификация
Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.
Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации:
1) по способу взимания налогов:
- прямые налоги – устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщиков (налог на доходы физических лиц, налог на имущество, налог на прибыль, земельный налог);
- косвенные налоги – взимаются в виде надбавки к цене товаров, работ и услуг (акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины);
2) по субъекту-налогоплательщику:
- налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
- налоги с организаций (юридических лиц) (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.);
- смешанные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (государственная пошлина, земельный налог);
3) по объекту налогообложения:
- налоги на доходы (заработная плата, рента, прибыль, дивиденды);
- налоги на имущество (землю, леса, дома);
- налоги на расходы (акциз);
4) по методу обложения (в зависимости от ставки):
- твердый налог (земельный налог);
- пропорциональный налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм (налог на прибыль, налог на имущество организаций);
- прогрессивный налог - это налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы обложения (налог на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения);
- регрессивный - предполагает уменьшение налоговой ставки по мере роста облагаемой суммы (косвенные налоги);
5) по уровням управления (в зависимости от органа, устанавливающего сроки уплаты, порядок исчисления и взимания):
- федеральные - взимаются на всей территории России по одинаковым правилам (налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы банков, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.);
- региональные - которые могут вводиться законами субъектов Федерации (край, область) на своей территории (налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог и др.);
- местные - устанавливаются и взимаются местными органами власти (налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, земельный налог и др.);
6. Способы взимания налогов
Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кодастровый — (от слова кодастр — таблица, справочник) когда объект налога делится на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. (Например, налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по уста-новленной ставке в зависимости от мощности транспортного средства.)
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого ме¬тода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. (Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организа¬цией, на которой работает физическое лицо. Из за¬работной платы вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.)
7. Функции налогов
Налоги выполняют следующие важнейшие функции:
1. Фискальная функция (основная) - формирование финансовых ресурсов государства, их аккумуляция (накапливание) в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны (на социальные услуги, хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу).
2. Регулирующая функция - изменяя налоговые ставки, льготы и условия налогообложения, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств.
3. Распределительная (социальная) функция – перераспределение доходов государства. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование целевых программ — научно-технических, экономических и др. (образование, культуру, науку, защиту окружающей среды).
5. Стимулирующая функция - с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс и социально-экономическую деятельность приоритетных для государства направлений, увеличивает число рабочих мест.
6. Контролирующая функция - оценивает эффективность налоговой системы, обеспечивает контроль за видами деятельности и финансовыми потоками, выявляет необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
8. Кривая Лаффера
Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений.
Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50 wacko является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.
Налоговый предел можно продемонстрировать с помощью кривой Лаффера.
Кривая Лаффера
Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.
На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.
9. Государственный бюджет: доходы и расходы
Государственный бюджет (лат. «сумка») - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Государственный бюджет - это смета доходов и расходов государства, т.е. финансовый план государства.
Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государственные средства.
Доходы бюджета любой страны формируются, прежде всего, за счет:
- различных налогов;
- государственных займов, которые осуществляются с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг;
- использования или продажи государственной собственности (земли, предприятий, зданий, золота);
- эмиссии денег.
Расходы бюджета идут по двум основным направлениям:
- государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружения и обмундирования, оборудования и продуктов питания для школ и больниц, оплата труда работников бюджетной сферы);
- государственные выплаты из бюджета (трансфертные платежи): пенсии, пособия, дотации и другие денежные платежи.
В зависимости от соотношения между доходами и расходами государственного бюджета различают 3 его варианта:
1) бюджет с профицитом, т.е. превышение доходов над расходами;
2) сбалансированный бюджет - равновесие между доходами и расходами;
3) бюджет с дефицитом, при котором доходных сумм не хватает, чтобы покрывать расходы.
Из вышеперечисленных видов государственного бюджета понятно, что неприятностями может грозить именно третий его вариант, поскольку здесь возникает проблема бюджетного дефицита и финансисты вынуждены искать пути преодоления нехватки средств.
Бюджетный дефицит - это та денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы.
Можно назвать 4 главных способа решения проблемы дефицитности государственного бюджета:
1. сокращение расходов бюджета, поскольку в принципе общество должно жить по средствам;
2. увеличение доходов бюджета. Оно возможно как за счет увеличения налогов и их собираемости, так и за счет продуманного и гибкого налогообложения;
3. денежная эмиссия - это наиболее легкий, но и самый порочный способ балансировки бюджета (отзовется взвинчиванием инфляции);
4. государственные займы возможны у населения и предприятий, у иностранных государств и международных организаций.
10. Государственный долг
Государственный долг - это общая, накопленная за определенный период, сумма дефицитов бюджета.
Государственный долг - это сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам.
Государственный долг может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна перекладывает груз долга на последующее поколение.
Внутренний государственный долг - это задолженность правительства данной страны ее гражданам.
Дефицит и долг могут вызвать весьма негативные последствия:
1) падение хозяйственной активности (из-за роста налогов);
2) опасность долгового порочного круга (погашение существующей задолженности новыми займами);
3) рост ссудного процента, сокращение инвестиций;
4) недофинансирование государственного сектора;
5) рост неплатежей в экономике;
6) усиление неравенства в обществе;
7) утечка части ВНП за рубеж (в погашение внешнего долга);
8) снижение уровня государственного управления (вместо новых путей зарабатывания денег через изобретательное, гибкое управление экономикой, бюрократы безответственно набирают долги).
Контрольный тест по теме: «Фискальная политика государства»
Вариант № 1
1. Деятельность государства по формированию и распоряжению бюджетными средствами – это политика…
а) денежно-кредитная политика государства;
б) фискальная политика государства;
в) социальная политика государства;
г) внешнеэкономическая политика государства.
2. Выберите три верных ответа
Целями фискальной политики являются…
а) стимулирование темпов экономического роста;
б) увеличение уровня инфляции;
в) достижение высокого уровня занятости;
г) сглаживание колебаний экономического цикла.
3. Определенная доля дохода, устанавливаемая в процентах и подлежащая перечислению в бюджет – это…
а) налоговая ставка;
б) налоговая льгота;
в) налоговая база;
г) источник налога.
4. Выберите два верных ответа
Доходы бюджета любой страны формируются за счет …
а) государственных закупок товаров и услуг;
б) различных налогов;
в) трансфертных платежей;
г) государственных займов.
5. Выберите три верных ответа
К основным принципам налогообложения относятся…
а) принцип стабильности;
б) принцип обязательности;
в) принцип многократности;
г) принцип справедливости.
6. Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом – это…
а) налогоплательщики;
б) налоговый предел;
в) налогообложение;
г) налоговая система.
7. Выберите два верных ответа
Активная фискальная политика, основанная на жестком сознательном вмешательстве государства в экономику – это…
а) недискреционная фискальная политика;
б) антициклическая фискальная политика;
в) дискреционная фискальная политика;
г) автоматическая фискальная политика.
8. Фискальная функция налогов заключается…
а) в перераспределении доходов государства;
б) в стимулировании технического прогресса и социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений;
в) в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны;
г) в создании условий для ускоренного развития определенных отраслей и производств.
9. Установите соответствие между основными понятиями налогов и их сущностью…
а) прямые налоги 1. налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм;
б) косвенные налоги 2. предполагает уменьшение налоговой ставки по мере роста облагаемой суммы;
в) пропорциональный налог 3. взимаются в виде надбавки к цене товаров, работ и услуг;
г) регрессивный налог 4. устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщиков.
10. Выберите два верных ответа
Государственный бюджет – это…
а) финансовый план государства;
б) доходы государства;
в) смета доходов и расходов государства;
г) расходы государства.
Контрольный тест по теме: «Фискальная политика государства»
Вариант № 2
1. Выберите два верных ответа
Пассивная фискальная политика, основанная на автоматической стабилизации экономики – это…
а) недискреционная политика;
б) антициклическая политика;
в) дискреционная политика;
г) автоматическая политика.
2. Налоги – это…
а) обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами;
б) денежные средства, добровольно передаваемые гражданами в распоряжение государства;
в) финансовые средства, резервируемые на специальных счетах государства;
г) трансфертные платежи.
3. Выберите два верных ответа
Государственный долг – это…
а) долг иностранным государствам, организациям и лицам;
б) задолженность правительства данной страны ее гражданам;
в) общая, накопленная за определенный период, сумма дефицитов бюджета;
г) сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам.
4. Предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений – это…
а) налогоплательщики;
б) налоговый предел;
в) налогообложение;
г) налоговая система.
5. Совокупность мероприятий правительства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета – это…
а) фискальная политика государства;
б) внешнеэкономическая политика государства;
в) социальная политика государства;
г) денежно-кредитная политика государства.
6. Выберите три верных ответа
К основным принципам налогообложения относятся…
а) принцип неопределенности;
б) принцип равнонаправленности;
в) принцип экономии;
г) принцип гибкости.
7. Если доходы государственного бюджета больше расходов, то бюджет…
а) равновесный;
б) профицитный;
в) сбалансированный;
г) дефицитный.
8. Выберите три верных ответа
К способам решения проблемы дефицитности государственного бюджета относятся…
а) государственные займы;
б) увеличение расходов бюджета;
в) денежная эмиссия;
г) увеличение доходов бюджета.
9. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы обложения – это…
а) пропорциональный налог;
б) прогрессивный налог;
в) регрессивный налог;
г) прямой налог.
10. Установите соответствие между основными понятиями элементов налогов и их сущностью…
а) объект налога 1. фиксированная величина дохода, подлежащая налогообложению;
б) субъект налога 2. имущество или доход, подлежащие налогообложению;
в) налоговая база 3. определенная доля дохода, устанавливаемая в процентах и подлежащая перечислению в бюджет;
г) налоговая ставка 4. налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
Контрольный тест по теме: «Фискальная политика государства»
Вариант № 3
1. Выберите два верных ответа
Активная фискальная политика, основанная на жестком сознательном вмешательстве государства в экономику – это…
а) недискреционная фискальная политика;
б) антициклическая фискальная политика;
в) дискреционная фискальная политика;
г) автоматическая фискальная политика.
2 Фискальная функция налогов заключается…
а) в перераспределении доходов государства;
б) в стимулировании технического прогресса и социально-экономической деятельности приоритетных для государства направлений;
в) в формировании финансовых ресурсов государства, их аккумуляции в бюджете и внебюджетных фондах для последующего расходования на нужды страны;
г) в создании условий для ускоренного развития определенных отраслей и производств.
3. Установите соответствие между основными понятиями налогов и их сущностью…
а) прямые налоги 1. налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм;
б) косвенные налоги 2. предполагает уменьшение налоговой ставки по мере роста облагаемой суммы;
в) пропорциональный налог 3. взимаются в виде надбавки к цене товаров, работ и услуг;
г) регрессивный налог 4. устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщиков.
4. Выберите два верных ответа
Государственный бюджет – это…
а) финансовый план государства;
б) доходы государства;
в) смета доходов и расходов государства;
г) расходы государства.
5. Деятельность государства по формированию и распоряжению бюджетными средствами – это политика…
а) денежно-кредитная политика государства;
б) фискальная политика государства;
в) социальная политика государства;
г) внешнеэкономическая политика государства.
6. Выберите три верных ответа
Целями фискальной политики являются…
а) стимулирование темпов экономического роста;
б) увеличение уровня инфляции;
в) достижение высокого уровня занятости;
г) сглаживание колебаний экономического цикла.
7. Выберите три верных ответа
К основным принципам налогообложения относятся…
а) принцип стабильности;
б) принцип обязательности;
в) принцип многократности;
г) принцип справедливости.
8. Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом – это…
а) налогоплательщики;
б) налоговый предел;
в) налогообложение;
г) налоговая система.
9. Определенная доля дохода, устанавливаемая в процентах и подлежащая перечислению в бюджет – это…
а) налоговая ставка;
б) налоговая льгота;
в) налоговая база;
г) источник налога.
10. Выберите два верных ответа
Доходы бюджета любой страны формируются за счет …
а) государственных закупок товаров и услуг;
б) различных налогов;
в) трансфертных платежей;
г) государственных займов.
Контрольный тест по теме: «Фискальная политика государства»
Вариант № 4
1. Выберите три верных ответа
К основным принципам налогообложения относятся…
а) принцип неопределенности;
б) принцип равнонаправленности;
в) принцип экономии;
г) принцип гибкости.
2. Если доходы государственного бюджета больше расходов, то бюджет…
а) равновесный;
б) профицитный;
в) сбалансированный;
г) дефицитный.
3. Выберите три верных ответа
К способам решения проблемы дефицитности государственного бюджета относятся…
а) государственные займы;
б) увеличение расходов бюджета;
в) денежная эмиссия;
г) увеличение доходов бюджета.
4. Совокупность мероприятий правительства по регулированию государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета – это…
а) денежно-кредитная политика государства;
б) внешнеэкономическая политика государства;
в) фискальная политика государства;
г) социальная политика государства.
5. Налоги – это…
а) обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами;
б) денежные средства, добровольно передаваемые гражданами в распоряжение государства;
в) финансовые средства, резервируемые на специальных счетах государства;
г) трансфертные платежи
6. Выберите два верных ответа
Пассивная фискальная политика, основанная на автоматической стабилизации экономики – это…
а) недискреционная политика;
б) антициклическая политика;
в) дискреционная политика;
г) автоматическая политика.
7. Установите соответствие между основными понятиями элементов налогов и их сущностью…
а) объект налога 1. фиксированная величина дохода, подлежащая налогообложению;
б) субъект налога 2. имущество или доход, подлежащие налогообложению;
в) налоговая база 3. определенная доля дохода, устанавливаемая в процентах и подлежащая перечислению в бюджет;
г) налоговая ставка 4. налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
8. Выберите два верных ответа
Государственный долг – это…
а) долг иностранным государствам, организациям и лицам;
б) задолженность правительства данной страны ее гражданам;
в) общая, накопленная за определенный период, сумма дефицитов бюджета;
г) сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам.
9. Предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений – это…
а) налогоплательщики;
б) налоговый предел;
в) налогообложение;
г) налоговая система.
10. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы обложения – это…
а) пропорциональный налог;
б) прогрессивный налог;
в) регрессивный налог;
г) прямой налог.
Ответы Тема: «Фискальная политика государства»
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
1. Б 1. А, Г 1. Б, В 1. Б, В, Г
2. А, В, Г 2. А 2. В 2. Б
3. А 3. В, Г 3. 1-в,2-г,3б,4а 3. А, В, Г
4. Б, Г 4. Б 4. А, В 4. В
5. А, Б, Г 5. А 5. Б 5. А
6. Г 6. Б, В, Г 6. А, В, Г 6. А, Г
7. Б, В 7. Б 7. А, Б, Г 7. 1-в,2-а,3-г,4-б
8. В 8. А, В, Г 8. Г 8. В, Г
9. 1-в,2-г,3-б,4-а
10. А, В 9. Б
10. 1-в,2-а,3-г,4-б 9. А
10. Б, Г 9. Б10. Б
Критерий оценок:
«5» - 0
«4» - 1-2
«3» - 3-5
«2» - 6…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная особенность методики работы в минигруппах и в парах сменного состава заключается в том, что все студенты по очереди работают друг с другом, выступая попеременно то в роли обучаемого, то в роли обучающего. Каждый новый вопрос темы студент не только выслушивает, изучает, но и обязательно рассказывает кому-то из товарищей.
Применение в учебном процессе коллективного способа обучения позволяет внести в обучение ряд положительных моментов:
- удается максимально активизировать студентов, добиться 100 % их участия в изучении темы;
- совместное изучение и обсуждение материала в парах сменного состава способствует достаточно качественному его усвоению, развитию творческого мышления. Это главное достоинство методики;
- прослушивание и затем самостоятельное воспроизведение текстов обеспечивает прочность знаний, развивает умения и навыки грамотного изложения своих мыслей;
- развивается умение самостоятельно работать с новой информацией;
- формируется интерес к новому предмету.
Итак, использование современных методов и педагогических технологий в образовательном процессе, несомненно способствует повышению качества подготовки специалистов СПО. Но их применение должно быть не эпизодическим, а системным. Только так можно развить у обучающихся способность мыслить, саморазвиваться и творить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.Н.: Экономическая теория: учебник. М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА – М, 2006 – 400с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006. – 544с.
3. Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля : учебник – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 336с.
4. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. – 4 издание – М.: КНОРУС, 2011. – 408с.
5. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие – 2-е издание переработал и дополнил. – М.: Финансы и статистика, 2009. -400с.
6. Котерова Н. П. Микроэкономика: учебное пособие для среднего профессионально образования. – 4-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208с
7. Океанова З.К. Основы экономической теории: Учебное пособие 3-е издание – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006, - 288с.
8. Пястолов С. М. Экономическая теория: учебник для среднего профессионального образования. – 2-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 240с.
9. Слагода В. Г. Основы экономической теории: Учебник. – М. : ФОРУН ИНФРА – М, 2007. – 272с.
10. Слагода В.Г. Основы экономики: учебник 2-е издание – М ФОРУМ: ИНФРА Н, 2007. – 224с
11. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия) : учебник для средних специальных учебных заведений. – 2-е издательство. – Магистр, 2009. – 25с.
12. Чуев И. Н., Чуев Л. Н. Экономика предприятия : Учебник. – 4-е издание, переработан и дополнен. – М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и К», 2007. – 416с
Категория: Всероссийский конкурс для педагогов "Открытый урок" | Добавил: veranika
Просмотров: 2137 | Загрузок: 143 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик