СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс для педагогов "Открытый урок"

Конспект урока русского языка для 9 класса по теме «Синтаксические особенности сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточ
09.10.2013, 07:39

Конспект урока русского языка для 9 класса
по теме «Синтаксические особенности сложноподчиненных предложений

с обстоятельственными придаточными (место и время)»

Косовских Яна Владимировна, учитель МБОУ «СОШ №27» г. Перми

УМК «Русский язык. 9 класс» М. М. Разумовской

Пояснительная записка

В первые годы своей педагогической деятельности упорно искала свой особый подход к детям, пыталась создать и реализовать свою педагогическую концепцию. В процессе своей деятельности заметила, что при традиционном обучении проявляется в большой степени активность учителя, раскрывается его индивидуальность, развиваются творческие особенности педагога, потому что многое возложено именно на его плечи: постановка цели, объяснение материала, контроль, оценивание деятельности ученика – все идет от учителя. Ребенок же при этом чаще пассивен, его индивидуальность или не проявляется, или подавлена, таланты остаются нераскрытыми, роль его - выслушать учителя, запомнить материал, зазубрить открытую кем-то истину – скучная работа. Каковы последствия? Снижение мотивации к учебе, успеваемости, качества знаний, поиск интересов за пределами школы и как следствие – формирование отрицательных качеств при общении с сомнительными компаниями или пустом времяпрепровождении. Как видим, проблемы серьезные. Выход? Есть! Использовать иной подход к ребенку в педагогической практике. Современные технологии (развивающего, проблемного обучения, проектной технологии, ИКТ) дают возможность это сделать. Цель моей педагогической деятельности – создание условий для максимальной реализации потенциала каждого ребенка. Эта цель достигается через реализацию задач: обеспечить высокое качество образовательного процесса; организовать проектно-исследовательскую деятельность; включить учащихся в реализацию социально значимых проектов, а также способствовать проявлению собственных инициатив класса по решению проблем социума; содействовать эффективному сотрудничеству участников образовательного процесса.

Любовь к Родине начинается с трепетного, уважительного отношения к языку, поэтому основным для себя считаю формирование грамотной, правильной, красивой речи учащихся, при этом не создаю границ между русским языком и литературой, уроком и внеклассным мероприятием, работой учителя и классного руководителя, наставника младших и просто верного, надежного друга. Русский язык – живая, развивающаяся система, сложная, гармоничная, беспредельно глубокая. Поэтому и уроки русского языка и литературы для меня - раскрытие детьми тайн языка, а не набор скучных тем и параграфов по ним. Этот взгляд на учебные предметы помогает решить проблемы снижения качества знаний, успеваемости, снижения интереса к школе. Главной задачей становится повышение мотивации к учебе, то есть пробуждение желания учиться. Каким образом? Предоставить ребенку самостоятельно идти по пути поиска истины. Ведь стремление к познанию, «любовь к познанию» – залог успеха как учителя, так и ученика. В этом смысле мне близко высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию - вот главное мерило». Работа по формированию самостоятельности, активности в поиске истины у ребенка веду системно как в урочной, так и внеурочной деятельности. На уроке этого добиться позволяют структура занятия, нестандартные формы уроков, разнообразные виды деятельности. Развивающая и проблемная технологии выдвигают новые требования к структуре урока. Преимущества этого обучения вижу в возможностях, которые предоставляются как учителю, так и ученику: самостоятельная формулировка проблемы, а также цели и задач учащимися, поиск выхода из проблемной ситуации, самостоятельное открытие нового знания способами, которые выбирает сам ребенок, умение делать выводы и использовать их в качестве решения проблемы на практике. Информационно-коммуникационная технология позволяет мне реализовать собственные творческие способности через создание презентаций, тестов для контроля знаний учащихся, «тестовых биографий» учеников 5-11 классов. Интересной эта работа кажется и учащимся, потому что многие школьники способны создать свой учебный материал, представить результаты своего труда, ведь язык компьютера близок и понятен современным детям. Проявить свою индивидуальность и развить таланты ученику позволяет проведение нестандартных уроков. Сама стремлюсь разнообразить формы учебных занятий, провожу уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки-исследования, уроки-диспуты и др. Для полного раскрытия потенциала каждого ребенка использую индивидуальную, фронтальную, групповую, парную работу учащихся.

Тип урока: открытие нового знания.

Объект исследования: синтаксическая единица – предложение.

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени» (1 урок)

Цель урока: формирование у школьников учебно-познавательного интереса к изучению сложного предложения на основе самостоятельного открытия особенностей придаточных места и времени.

Задачи:

Предметные:

- совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП, определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, выявлять средства их связи с главным;

- практиковаться в составлении схем СПП;

- развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость;

- различать сложные предложения по типам придаточных (придаточных места и времени);

- формировать умение выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП;

Метапредметные:

-личностные: способствовать формированию интереса к учебному материалу;

-регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, своевременно и корректно сообщать учителю и о непонимании вопроса, задания, выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

-познавательные: анализировать предложение и текст, приобретать опыт анализа сложноподчиненного предложения с придаточными места и времени;

-коммуникативные: использовать все возможные разнообразные речевые для решения коммуникативных задач, работать с содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости;

Личностные:

Формировать умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, в умении оценивать свои действия.

Формы познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

Средства обучения: ПК, мультипроектор.

Учебник: Русский язык: Учеб. для 9 класса общеобразоват. учреждений/М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос. – М.: Дрофа, 2009.

Дополнительная литература: Русский язык: теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2008.

Сокращения:

Р – регулятивные, Л- личностные, П – познавательные, К - коммуникативные

Ход урока

Этап урока

Содержание

(деятельность учителя и учащихся)

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность, создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха

Добрый день. Я хочу наш урок начать с загадки:

Когда уходят горе и ненастье,

Когда легко и бодро на душе,

То люди называют это …

И все хотят немножечко себе.

Да, это счастье.

Беседа:

- А что такое счастье? (ответы: материальное благополучие, здоровье, близкие люди рядом, получение образования, стремление к знаниям и достижение цели…)

- Как выражается ощущение счастье во внешности человека? (на его лице улыбка)

- «Улыбка – поцелуй души». Вспомните, как улыбаются вам близкие люди мама, папа, любимы учитель. Постарайтесь сохранять хорошее настроение и улыбаться.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Каким хотите увидеть наш урок сегодня?

- Что же необходимо сделать, что мы наше желание исполнилось?

Л: представление о причинах успеха,

Р: саморегуляция

К: умение владеть монологической и диалогической формами речи.

2. Актуализация знаний

Цель: повторение пройденного, подготовка к созданию ситуации затруднения.

-Что сейчас звучало? - Что такое речь? – Какой бывает речь? – С помощью какой языковой единицы происходит общение? Какие типы предложений вам известны?

П: извлечение необходимой информации, приведение доказательств.

К: умение владеть монологической и диалогической формами речи.

3. Постановка учебной задачи

Цель: рассмотрение нового материала через создание проблемной ситуации, определение учащимися темы и цели урока.

Работа выполняется в парах.

Обратимся к учебнику. Упр. 135, 137 (учебник под ред. М.М. Разумовской)

1.Необходимо выбрать по одному предложению из упражнения, в парах выполнить устный анализ данных языковых единиц, сформулировать сходства предложений:

Когда пьешь воду, помни об источнике.

Умолк аул, где беззаботно недавно слушали певца.

Были обнаружены сходства: сложные, союзные, сложноподчиненные, вторые простые предложения односоставные, постановка знака…

Работа по значению слов: аул (работа со словарем)

2.Сформулировать различия между предложениями

Были обнаружены отличия: позиция, придаточного, различные средства связи…

Насколько сложно было выполнять данное задание? Почему? Что вызывало трудности? Как вы думаете, на что вы не обратили внимания (для этого необходимо вспомнить, по каким признакам различаются виды придаточных предложений)?

(было легче находить сходства и различия на основе изученного материала; пары не обратили внимания на смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного, на разные вопросы к придаточным).

Р: саморегуляция, оценка выполненной работы, внесение в нее корректив.

П: умение видеть возможные способы решения поставленной задачи, искать нужную информацию в словаре, осуществлять анализ объектов.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение учитывать позицию собеседника, использование речевых средств для решения  коммуникативных задач.

4. Открытие нового материала

Цель: организация школьников на исследование проблемной ситуации.

Продолжаем работать над выбранными вами предложениями:

Что обозначают придаточные в обоих предложениях? Какова их смысловая роль? На какие вопросы отвечают?

Как бы вы сформулировали тему урока, цель и задачи?

Р: самостоятельное формулирование цели и задач, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

П: анализ объектов, построение ответа в устной форме,

К: умение точно и полно выражать свои мысли.


Работа в группах с теоретическим материалом на основе учебников:

Задания:

1 группа: по учебникам М.М. Разумовской и В.В Бабайцевой готовят сообщение и мини-презентацию по теме «Придаточные места»

2 группа: по учебникам М.М. Разумовской и В.В Бабайцевой готовят сообщение и мини-презентацию по теме «Придаточные времени»

3 группа: по учебнику М.М. Разумовской готовят мини-презентацию по сравнительному анализу придаточных места и времени.

4 группа: по учебнику В.В. Бабайцевой готовят мини-презентацию по сравнительному анализу придаточных места и времени.

Защита презентаций

Группы оценивают работу друг друга.

Какие этапы работы показались сложными? Что удалось лучше всего?

Физкультминутка:

Я называю слово, а вы должны показать его:

Летать, бежать, прыгать, стирать, наклоняться, тянуться, полоскать, кукарекать, сидеть

Что общего между словами, названными мной? Какую роль они выполняют в языке? В какой роли употребляются сложноподчиненном предложении? (обозначают действия, придают динамичность речи, являются главным словом для многих обстоятельственных придаточных)

Р: контроль, оценка

П: умение ориентироваться в научном тексте, искать и выделять необходимую информацию, осуществлять фиксацию выборочной информации, строить речевое высказывание, осуществлять анализ объектов.

К: умение точно и полно выражать свои мысли, владеть способами взаимодействия, сотрудничества.

Первичное закрепление

Цель: развитие умения применять новые знания.

- Продолжите пословицы:

Куда иголка…(туда и нитка)

Где родился…(там и пригодился)

Когда я ем…(я глух и нем)

Где труд…(там и счастье)

Куда ни кинь …(всюду клин)

Пока рохля разувается…(расторопный выпарится)

Где тонко…(там и рвется)

- Какова роль пословиц и поговорок в жизни человека?

- Выберите и запишите предложения с придаточными места или предложения с придаточными времени, устно докажите свое мнение.

- Составьте схемы любых трех предложений.

Что общего между этими схемами?

- Взаимопроверка выполненной работы по образцу (слайд №1)

Л: формирование эстетическое чувство на основе знакомства с фольклором.

Р: оценка правильности выполнения работы, адекватное восприятие оценки, контроль, коррекция

П: анализ объектов, использование знаково-символических средств, построение сообщения в устной форме.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: степень освоение нового материала

Обратимся к упр. 140 учебника по ред. М.М. Разумовской

- Определите тему и основную мысль текста, его стиль и тип. Докажите свое мнение.

Тема: «Счастье», идея: «Счастье оказывается не там, где его ждешь. Счастье в общении с естественным миром природы». Тип речи: рассуждение, стиль: публицистический.

- Выполните любой вид разбора слова «счастье» (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, орфографический).

На четырех слайдах (слайды № 2,3,4,5) представлены «ключи»: все виды разбора, учащиеся самостоятельно проверяют выполненную работу.

Кому было трудно? Кто правильно выполнил задание?

- Выписать одно предложение с придаточным времени, одно с придаточным места, выполнить их частичный синтаксический разбор, нарисовать схему.

На слайдах (слайды № 6,7) представлены «ключи»: разборы предложений, учащиеся самостоятельно проверяют выполненную работу.

Получилось ли у кого-то выполнить задание без ошибок? Какая часть разбора вам удалась лучше, чем другие?

Р: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия, оценка правильность выполнения работы.

П: умение воспринимать текст, выделять существенную информацию.

К: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность

Что нового вы открыли для себя в сложноподчиненных предложениях с придаточными места и времени? Удалось ли нам с вами достичь поставленной цели? Получился ли урок таким, каким вы хотели его видеть? Кто из ребят помог нам понять новую тему.

Скажите каждый себе, как вы потрудились:

Я – молодец! Я думал, старался! Я делал открытия!

Спасибо всем за интересную работу.

Л: самоопределение

Р:контроль, оценка

К: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью.

Домашнее задание

Выбирает учащийся:

1 уровень: упр. 138 по заданию: прочитать, озаглавить, переписать, расставить и графически объяснить знаки препинания, дать анализ сложноподчиненных предложений.

2 уровень: упр. 139 составить сложноподчиненные предложений по картине И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».

3 уровень: написать сочинение не тему «Что такое счастье?», используя сложные предложения с придаточными места и времени.


Результативность урока

1.​ В двух девятых классах были проведены уроки по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени». В 9А - традиционный урок (объяснение учителя, чтение учебника, закрепление изученного материала), в 9Б классе был реализован данный конспект урока. Активность учащихся 9Б была на высоком уровне. Работа в группах, в парах повышала мотивацию учащихся. Самостоятельная работа способствовала тому, что найденный и осознанный учащимися учебный материал воспринимался как открытие, а не как навязываемая кем-то информация. Иная роль учителя не глашатая истин, а помощника была принята учениками. Они были главными на этом уроке.

2.​ На следующем занятии обоим классам был предложен небольшой тест (проводится с целью проверки, решены ли задачи, поставленные на предыдущем уроке). Результаты его после были проанализированы учителем.

Тест

1.Найти придаточное места:

А) И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.

Б) Туман, который затянул все вокруг, принес с собой сырость.

В) Когда взбираешься на гору, назад не делай ни шагу.

2. Найди придаточное времени:

А) Когда труд в удовольствие, жизнь в радость.

Б) Прохожий поинтересовался, когда отъехал последний автобус.

В) Как только взошло солнце, путники направились в дальнюю дорогу.

3. Найти соответствие:

А) Кирилл бросился бежать туда, … над туманной степью висела мохнатая туча.

Б) … на море вздымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега

В) Я написала слова, … долго сказать не смела.

1) что 2) когда 3) где

4. Отметить предложение, где знаки расставлены правильно:

А) Мы детям клянемся клянемся могилам, что нас покориться никто не заставит.

Б) Когда я называю по привычке, моих друзей заветных имена всегда на этой странной перекличке, мне отвечает только тишина.

В) Глаз не свожу с горизонта, где метели пляшут чардаш.

5. Начертить схемы предложений:

А) Когда он читал это письмо, то почувствовал частое биение сердца.

Б) Тот, кто ожегся на молоке, дует на холодную воду.

В) Смелый там найдет, где робкий потеряет.

6. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Едва с крыш свесились прозрачные сосульки, началась весенняя капель.

Ответы:

1.А

2. В

3. А – 3, Б – 2, В – 1

4.В

5.А) (Когда - =), [ = ]. Б) [Тот, (кто =), = ]. В) [- =], (где - =).

Критерии

9 А

Количество учащихся

25

26

Успеваемость

88%

100%

Качество знаний

44%

65%

3.​ При выполнении домашнего задания учащимися был выбран различный уровень сложности

Уровни сложности

1 уровень

17

8

2 уровень

5

6

3 уровень (сложный)

3

12

Данные показатели говорят о большей самостоятельности учащихся и высокой усвоенности учебного материала в 9 Б классе. Таким образом, поставленные в начале урока задачи были решены:

- учащиеся умеют устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП, определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, выявлять средства их связи с главным, составлять схемы СПП, правильно ставить знаки препинания в СПП, выполнять синтаксический разбор предложений (предметные),

- в процессе самостоятельной работы у них сформировался интерес к учебному материалу, они способны понимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия различного уровня сложности в письменной и устной форме, анализировать языковые единицы, работать в содружестве с одноклассниками (метапредметные),

- учащиеся проявляли самостоятельность в разных видах деятельности и оценке своей работы (личностные).

Список использованной литературы:

1.​ Русский язык: Теория. 5-9 класс.: Учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012

2.​ Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос. – М.: Дрофа, 2010

Интернет-ресурсы:

1.​ http://www.liveinternet.ru/users/3532445/post277137292/

Категория: Всероссийский конкурс для педагогов "Открытый урок" | Добавил: admin
Просмотров: 5609 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик