+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский профессиональный конкурс педагогов "Образовательные инновации - 2013"

Материал из опыта работы педагога «Исследовательская деятельность старших дошкольников»
15.07.2013, 14:57
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

пгт. Фёдоровский Сургутского района
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Материал из опыта работы педагога
«Инновационные модели развития детей:
исследовательская деятельность старших дошкольников»

Подготовила:
воспитатель
Чурикова Юлия Леонидовна

п.г.т. Фёдоровский
2013

Универсальные умения и навыки исследовательского поведения необходимы в жизни каждому человеку. А для этого, он уже с детства должен учиться самостоятельно, добывать новые знания и уметь применять их на практике. Этому способствует исследовательская деятельность. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. А знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности детей учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Поэтому одним из направлений работы нашего детского сада является развитие исследовательской деятельности детей.
Цель: создание условий для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности.
2.Развивать логическое и творческое мышление детей.
3.Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы.
4.Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. В группе организован исследовательский центр (мини-лаборатория), где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности: микроскопы, лупы, пинцеты, воронки разного диаметра, песочные часы, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (стекла, металла, пластмассы); природные материалы: листья, песок, глина, земля, ракушки, семена растений, сушеные травы; материалы из разных металлов: гайки, скрепки, винтики, болтики, металлические пластины; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики.
Все эти предметы дают возможность проводить всевозможные опыты, а также позволяют детям самостоятельно изучать предметы и явления. Огромную помощь в оборудовании лаборатории оказали родители. Данная работа заинтересовала их, что позволило сблизить наши позиции в развитии детей. Дома, вместе с родителями, наши воспитанники ставят более сложные опыты из тех, что в детском саду провести невозможно (по технике безопасности). Например: опыты с растапливанием масла, сахара, изготовление леденцов и т.п.
Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности. Вся воспитательно-образовательная работа в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей. От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
Хочу рассказать о том, как дети нашей группы знакомились со свойствами магнитов. Толчком к исследованию магнитов послужила любимая игрушка наших мальчиков – бакуган. Дети заметили, что к одним предметам игрушка «прилипает», а к другим нет. Сначала мы с детьми выяснили, что внутри бакугана есть небольшой магнит. Затем мы стали знакомиться со свойствами магнита.
Цель исследовательской деятельности в данном направлении: Сформировать представление детей о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы.
Опыт №1
«Сильные стороны магнита»
Цель: Выявить какие стороны у магнита сильнее притягивают предметы, влияет ли форма магнита на силу притяжения предметов.
Материал: магниты разной формы, железные предметы.
Ход эксперимента:
1. Взять магнит и опустить в коробку с железными предметами. Посмотреть в каком месте магнита «прилипло» больше всего предметов – это и есть самая сильная сторона магнита.
2. Взять магниты разной формы и по очереди опускать их в коробку с предметами.
Вывод: У стержневого магнита больше всего предметов на концах, круглый магнит притягивает сильнее к плоским сторонам, подковообразный к концам. У каждого магнита есть два самых сильных места. Они называются полюсами и расположены на его противоположных концах.

Опыт №2
«Магнитные полюса»
Цель: Выявить особенности взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивания.
Материал: два стержневых магнита
Ход эксперимента: Положить два магнита на расстоянии 20 см друг от друга, концами друг к другу. Сближая один магнит с другим посмотреть, что произойдет. Отметить концы магнитов, которые притянулись друг к другу. Перевернуть магниты и повторить эксперимент. Предложить детям попробовать приблизить магниты друг к другу полюсами одного и того же цвета. Вывод: У каждого магнита есть два полюса: «северный» и «южный». Одноименные полюса отталкиваются друг от друга, разноименные притягиваются.

Опыт №3
«Магниты и металлы»
Цель: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами; определить металлы, не взаимодействующие с магнитом
Материал: магнит, разнообразные предметы из разных металлов (железо, сталь, никель, кобальт, алюминий, медь, серебро)
Ход эксперимента:
1. Высказывания предположений детей о действии магнита на предметы.
2. Отобрать предметы, на которые, по мнению детей, действует магнит.
3. Проверка гипотезы с помощью воздействия магнита
Вывод: Не все металлы подвержены воздействию магнита: алюминий, медь, серебро магнитом не притягиваются.

Опыт №4
«Сила магнита»
Цель: Выяснить, что магниты заставляют передвигаться предметы с помощью магнитной силы
Материал: магнит, предмет из железа
Ход эксперимента:
В одну руку взять магнит, а в другую железный предмет. Медленно подводить предмет к магниту, почувствуется небольшой толчок, после которого предмет притянет к магниту. Попробовать оторвать, предмет от магнита, почувствовав, что его удерживает сила. Для преодоления этой силы нужно тянуть предмет сильнее магнита. Вывод: Магниты заставляют притягиваться предметы с помощью невидимого притяжения, которое называется магнитной силой.

ОПЫТЫ, ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ:
Цель: Выявить, как можно увидеть магнитную силу.
Материал: металлические опилки, магниты, лист картона.
Ход эксперимента:
Под лист картона кладут магнит, на лист с небольшой высота медленно насыпают металлические опилки.
Полученный результат: Магнит соберет опилки вокруг себя в узор. Опилки располагаются больше у полюсов и расходятся посередине.

Опыт №5
«На каком расстоянии действует сила магнита»
Цель: Выявит, с какого расстояния от предмета действует магнитная сила. Зависимость силы магнита от его размера.
Материал: Магниты разного размера, скрепка, деревянная линейка.
Ход эксперимента:
Положить на стол линейку, скрепку у отметки «ноль», маленький магнит положить у отметки «10» см. Медленно подвигать магнит к скрепке. У каждой отметки задержаться на несколько секунд. Зафиксировать цифру, возле которой находился магнит, когда скрепка притянулась к нему.
Выдвинуть предположения, у всех ли магнитов сила начинает действовать с одинакового расстояния от предметов.
Повторить эксперимент с большим магнитом.
Вывод: Чем больше магнит, тем расстояние, с которого начинает действовать притяжение, больше.

Опыт №6
«Действие магнита через предметы»
Цель: Выяснить проходит ли магнитная сила через разные материалы и вещества.
Материал: магнит, скрепка, лист бумаги, стакан с водой, тазик с песком и мелкими металлическими предметами, пластмассовая тарелка
Ход эксперимента:
1. Проверяют проходит ли магнитная сила через лист бумаги. Для этого на бумагу, выкладывают скрепки, магнит подносят с другой стороны бумаги и двигают им в разные стороны.
2. Аналогично проверяют, проходит ли магнитная сила через пластмассовую тарелку.
3. Решение проблемной ситуации: как достать предмет из воды не замочив рук. Подносят магнит к стенке стакана и вытаскивают железный предмет.
4. Решение проблемной ситуации: как очистить песок от железного мусора. Подносят магнит к поверхности песка.
Вывод: Магнитная сила хорошо действует через лист бумаги, воду, песок, пластмассу.

Опыт №7
«Замыкание полюсов магнита»
Цель: Выявить, можно ли «отключить» магнит.
Материал: подковообразный магнит, железная планка, мелкие железные предметы.
Ход эксперимента:
Решение проблемной ситуации: как «отключить» магнит. Показать, как с помощью железной планки можно замкнуть полюса магнитов. Попробовать магнитом вместе с железной планкой «якорем» притянуть предметы.
Вывод: Железная планка «якорь», не дает магниту притягивать предметы, потому что замыкает полюса.

ОПЫТЫ, ПРОВОДИМЫЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
«ЭЛЕКТРОМАГНИТЫ»
Цель: выявить, как используется замыкание магнитных полюсов в производстве
Задание: Найти фотографии, рисунки электромагнитов.
Для поднятие тяжелых металлических грузов используют подъемный кран с магнитом, который действует с помощью электричества и называют электромагнитами. Чтобы сбросить груз крановщик отключает магнит (замыкает его)
Итог: была сделана модель подъемного крана с магнитом

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОВМЕСТНАЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
«Применение магнитов в промышленности и медицине»
Цель: Выявить, как применяют магниты в разных областях промышленности, медицине.
Задание: Найти фотографии, рисунки применения магнитов.
В медицине:
Магниты используются во многих медицинских приборах, в том числе и в магнитно-резонансных томографов (МРТ). Для их создания используются постоянные магниты большой мощности, они позволяют добиться однородного магнитного поля, при этом не потребляют электричество.
Так же магниты очень часто используются при лечении сложных переломов костей.
Широко распространён магнитный метод удаления металлических частиц из глаза.
магнитные браслеты, благотворно влияющие на больных с нарушением кровяного давления.
В промышленности:
Магниты используют в ветровых турбинах для выработки электроэнергии
Магнитосепараторы: предназначены для отделения железосодержащих металлов из различных сыпучих и жидких продуктов в ходе производственного процесса. Находят применение в различных отраслях пищевой и непищевой промышленности
Поисковые магниты применяются для поиска и поднятия артефактов, а также для затонувших железосодержащих предметов, в колодцах, на реках, озерах и т.д.
Сверлильный станок на магните
Каждый современный автомобиль оснащен многочисленными электромагнитными устройствами (электронные датчики, электродвигатели, генераторы, стартеры и др. изделия) Именно эти устройства во многом определяют функциональность, степень управляемости, экономичность, комфорт и многие другие параметры машины.
В быту:
В аудиосистемах, например, в наушниках, магниты помогают создать мощный звук при малых размерах мембран.
Звукосниматели для гитары, громкоговорители, радиомикрофоны, электрические гитары
Резиновое уплотнение дверей вашего холодильника также имеет внутри магниты, чтобы они лучше прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно прижимают их по всему периметру, не давая холодному воздуху выйти наружу.
Магнит для жира применим для всех жидких и полужидких блюд (супов, бульонов, рагу). При прикоснитесь к поверхности блюда – лишний жир убирается.
При производстве компьютеров каждый жесткий диск оснащается магнитом.
Ещё одно применение магнитов предложено дизайнерами мебели – «Парящая кровать» Она удерживается над полом четырьмя тросами. В неё и в пол непосредственно под ней вмонтированы магниты, которые обращены друг к другу одинаковыми полюсами.
Электромагнит используют и в замке домофона. И в терминалах для пластиковых карт. В аппаратах для счета денежных купюр. Лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий узора необходимо лишь поднести магнит. Магниты используют и для фиксация столовых принадлежностей на кухне. Итог: Оформление альбома с фотографиями о применении магнитов.
Параллельно с этой деятельностью в группе шла реализация детского исследовательского проекта воспитанницы Люды Ковковой совместно с педагогом доп. образования «Необычный и загадочный магнит». Результатом этого проекта стал магнитный театр «Рукавичка».
Таким образом, детское экспериментирование как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Список литературы.

1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2004.-192с.
2. Рабиза Ф.В «Простые опыты: забавная физика для детей» - М.: Дет. лит., 2002 – 222с.
Категория: Всероссийский профессиональный конкурс педагогов "Образовательные инновации - 2013" | Добавил: Yulia81976 | Теги: познание, Исследовательская деятельность
Просмотров: 3752 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик