СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский профессиональный конкурс педагогов "Образовательные инновации - 2013"

«УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМАЯ ФОРМА УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
11.07.2013, 08:32
МБОУ Шептуховская СОШ
Чертковского района Ростовской области





Конкурс « Образовательные инновации – 2013»
Тема: «УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМАЯ ФОРМА УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»






Автор: Ходова Ольга Владимировна
 учитель начальных классов МБОУ Шептуховская СОШ    





2013г.
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК НЕОБХОДИМАЯ ФОРМА УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
  «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова.
  Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Будучи дошкольником, ребенок был вовлечен в развитие формы сотрудничества (младенческие, детские, игровые). Однако, переступив порог школы, ему предлагается освоить еще одну совершенно новую форму сотрудничества – учебное сотрудничество: «ученик-учитель», «ученик-ученик», «с самим собой».
Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека, на результат, а результатом являются новые способы действия, освоенные ребенком.
Как организовывается учебное сотрудничество в школе? Я убеждена, что для организации обучения, необходимо построение учебного сообщества группы детей и взрослых, объединяющихся для совместного решения учебных задач.
 Работу по формированию учебного сотрудничества начинаю с первого школьного дня. Научить ребёнка сотрудничать с учителем, со сверстником является главной задачей адаптационного периода, который начинается с проведения специального курса, разработанного Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь» и заканчивающегося в конце первого полугодия 1 класса.
Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно), правила совместного обсуждения, – все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Далее прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу, остальных детей – рассказать, что им понравилось в работе группы. Мои комментарии помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.
На уроках применяются разные формы учебного сотрудничества по организации учебно-познавательной деятельности: парные, групповые, фронтальные. При работе в группах учитываются индивидуальные способности каждого ученика, предлагаю посильные каждому ученику задания.
Использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что данная форма работы формирует у учащихся: глубину понимания учебного материала, познавательную активность, творческую самостоятельность, характер взаимоотношений между детьми, самокритичность и самоконтроль, умение понимать друг друга и самих себя, ответственность, толерантность.
 Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний. Первым таким источником для ребенка, как правило, оказывается учитель начальной школы.
В каких случаях можно сказать о полноценном сотрудничестве с учителем? В ситуации, когда ребенок, столкнувшись с новой учебной задачей, убедился, что это задача действительно новая, т.е. он не знает способов ее решения, он запрашивает недостающие данные у меня, т.к. именно я поставила эту задачу. Впрочем, я ничего не даю ученику в готовом виде, но организую поиск неизвестного.
 Определив, чего именно он не знает, учащийся умеет обратиться ко мне не с жалобой "А у меня не получается!", а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия. В переводе на житейский язык это означает: ребенок знает, чего он не знает, указывает мне, чему именно он хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи. И моя задача – поддержать детскую инициативу, ибо только в таких условиях может развиться ученик, умеющий учить себя. Вместо ученика, хорошо отвечающего на вопросы учителя, воспитывать того, кто хорошо спрашивает.
Как организовать сотрудничество с самим собой? Главная моя задача, как учителя – это научить детей учиться, т.е. научить добывать недостающие знания самостоятельно; научить фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. Чтобы научить ребёнка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность к определяющей рефлексии. Определяющая рефлексия – "индивидуальная способность ученика устанавливать границы собственных возможностей, знать, что я знаю (умею) и чего не знаю (не умею)”.
 Для этого моим ученикам необходимо умение строить свой индивидуальный образовательный маршрут. С начала второго года обучения я начинаю работу по формированию этого умения.
Всё начинается с фазы запуска, с проведения стартовой работы. В стартовую работу включаю задания на актуализацию знаний прошлого года и опережающие задания (задачи «на разрыв»). Учащиеся выполняют задания, а, обнаружив трудности, ставят знак вопроса. Следующий урок мы начинаем с обсуждения текста работы и определяем, какие задания они уже должны были уметь выполнять (материал, изученный в 1-м классе) и для выполнения каких заданий не хватило знаний.
 Далее составляем «карту знаний» по данному предмету, где фиксируем основные предметные области курса. Составленная совместно «Карта знаний» по предмету может помочь учащимся сознательно и целенаправленно выбирать тот учебный материал, который необходим им для решения учебно-практических задач, может позволить школьникам восстанавливать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете, делать предположения о возможных дальнейших содержательных продвижениях. Основное условие эффекта от работы с «картой» — ее системность и последовательность обращений к ней от сентября до мая. Подобная «карта» сопровождает все темы курса в ходе учебного года и анализирует весь пройденный путь моего класса в целом и попытки построения индивидуальных маршрутов отличных от пути всего класса. Полученный навык работы с «картой знаний» будет необходим моим ученикам на последующих этапах образования, где предполагается разворачивание индивидуальных образовательных траекторий внутри каждого учебного предмета, а в старшей школе — для обучения в профильных классах по индивидуальным планам.
 Фиксацию нового знания мы производим в тетрадях открытий. Для корректировки пробелов в знаниях ученики выполняют домашнюю самостоятельную работу. Выбирают те задания, которые помогут ликвидировать эти пробелы.
 Отслеживать результаты самостоятельной работы мне и самим учащимся помогают оценочные листы.
Опыт работы показывает, что при правильном построении всех линий учебного сотрудничества повышается эффективность обучения:
- основные учебные действия формируются наиболее полноценно;
- рефлексивное развитие детей становится интенсивным не только в интеллектуальной, но и в личностной сфере;
- развивается способность ребенка строить свои действия с учетом позиции партнеров, а также инициировать совместные действия с взрослым и сверстниками.

Далее смотреть архив

Категория: Всероссийский профессиональный конкурс педагогов "Образовательные инновации - 2013" | Добавил: admin
Просмотров: 1501 | Загрузок: 0 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.3/10
Всего комментариев: 7
7  
спасибо большое и Вам Елена!

6  
Очень полезно и интересно. Спасибо!

5  
спасибо всем за высокие оценки, комментарии! а участникам конкурса желаю творческих успехов и побед!!!

4  
спасибо большое, Людмила, за правильные слова! Благодарю!

3  
Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека, на результат, а результатом являются новые способы действия, освоенные ребенком.-Правильно,сказано!

2  
спасибо большое за комментарий!

1  
спасибо за замечательный материал, очень интересный, буду использовать в своей работе!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик