+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский профессиональный конкурс педагогов "Образовательные инновации - 2013"

Внеклассное мероприятие по окружающему миру «Птицы зимой»
01.07.2013, 16:54

Внеклассное мероприятие по окружающему миру

«Птицы зимой»


Архив материала

1 класс

Кожина Наталья Ивановна

Пермский край, с. Орда

МАОУ «Ординская СОШ»

Учитель начальных классов


Цели:

Личностные: формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к птицам, расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях и перелётных;

Предметные: формировать представление детей о разнообразии птиц; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях;

Метапредметные:

Регулятивные: воспитывать оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.

Коммуникативные: формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности.

Познавательные: развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые .

Оборудование: медиа-проектор, экран, компьютер; презентация к уроку «Птицы зимой», маски птиц для сценок, выставка книг о птицах, журналов «Юный натуралист», «Филя», «Свирель», «Следопыт», рисунков.

Подготовительная работа: разучивание стихов, песен.

Прогнозируемые результаты: ученики научатся распознавать зимующих птиц, подбирать корм для птиц и проявлять заботу о птицах.

Ход занятия:

I . Организация детей.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинаем наш урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в лес

На природу смотреть.

- Я предлагаю вам, ребята, мысленно отправиться лес. (слайд 2)

II. Введение в тему.

В лесу нас ожидает встреча с нашими меньшими братьями. А вот с кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка.

Сниться ночью пауку,

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это - … (птица)

- Так, о ком же мы сегодня будем говорить на занятии?

- Кто такие птицы? Что вы знаете о птицах?

- Какое время года сейчас?

- Как вы думаете, как будет называться тема нашего занятия?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни птиц зимой.

III. Целеполагание.

- Что бы вы хотели узнать о птицах?

IV. Сообщение темы и цели занятия.

Птиц в природе очень много. Их встретить можно везде: в лесу, в парке, на речке. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в нашем крае, не далеко от нашего дома, мы должны знать.

Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души, заглянуть в чудесное, загадочное царство птиц.

V. Работа по теме.

Пусть нам не всё известно,

Но, надеюсь, ответы найдём.

А помогут нам в этом птицы,

На занятие их позовём!

1. Работа с демонстрационным материалом.

- Посмотрите, сколько разных птиц к нам прилетело. (слайд 3)

- Подумайте, могут ли все эти птицы, собраться вместе в зимнюю пору? Почему?

- Но не все птицы знают, что такое зима. Давайте поможем разрешить спор скворца и ласточки. Вашему вниманию предлагаю посмотреть сценку.

Сценка

Ласточка: - Здравствуй, скворушка!

Скворец: - Что ты печальная, ласточка?

Ласточка: - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижык-пыжик, важно вышагивая, чирикал: что после теплого тяжелого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть это правда?

Скворец: - Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето!

- Почему скворец и ласточка утверждают, что на земле нет ни зимы, ни осени?

- Давайте отправим к солнышку тех птиц, которые не остаются у нас зимовать. Назовите их. (слайд 4)

- Почему одни птицы улетают в тёплые края, а другие не улетают?

- Ребята, как одним словом можно назвать птиц, которые прилетают к нам зимой и остаются зимовать? (слайд 5)

- Зимующими птицами, называют тех птиц, которые прилетают к нам с приходом зимы и тех, которые живут круглый год в нашей местности.

Физминутка

Птички в домике сидят и на улицу глядят.

Погулять они хотят и тихонько все летят.

Крыльями машут, прогнулись над землёй и качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно за парты садятся.

2. Работа с загадками.

- Предлагаю отгадать загадки о зимующих птицах.

Загадки

1. Сероспиный, красногрудый, в зимних рощах обитает,

Не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (снегирь) (слайд 6)

- Снегирей называют вестниками зимы. Они прилетают к нам с первыми холодами. И название «Снегирь» птица носит от слова «снег».

2. Хохолок с большим зачёсом, встал у лба, над самым носом.

А на хвостике у края полосочка золотая. (свиристель) (слайд 7)

- Свиристеля ещё называют «кардиналом», за важный горделивый вид рыжего хохолка на голове, напоминающий кардинальскую шапочку. Голос – этой птицы мелодичный.

3. Есть в лесочке птица, что зимой гнездится.

У птицы клюв непрост, сложен он впереклёст. (клёст) (слайд 8)

- У клеста крестообразный клюв, чтобы лучше доставать семена шишек. Эта единственная птица выводит птенцов зимой при морозе 30 градусов.

3. Разгадывание ребусов.

Среди зимующих птиц есть ещё одна группа птиц, а какие, вы должны отгадать ребусы.

- ворона (слайд 9,10)

- воробей (слайд 11,12)

- сорока (слайд 13,14)

- Так, как же называется эта группа птиц? (слайд 15)

- А каких вы ещё знаете птиц из этой группы?

4. Игра «Птичьи разговоры».

Все птицы поют разными голосами. Предлагаю поиграть в игру, которая называется «птичьи разговоры».

- Я буду называть птицу, а вы должны сказать, как они общаются?

Вороны каркают кар-кар

Воробьи чирикают чик-чирик

Голуби воркуют гули-гули

Совы ухают ух- ух

Синицы пищат тень-тень

Сороки стрекочут

5. Народные приметы о птицах.

Птицы способны предчувствовать погодные перемены. Народ по поведению птиц определяет перемены в погоде. Послушайте приметы, созданные на основе наблюдений за поведением птиц.

* Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме.

* Куры стоят на одной ноге – к морозу.

* Воробьи прячутся в хворост – на мороз.

- Назовите какие вы знаете зимние народные приметы?

* Снегирь зимой скрипит – на вьюгу.

* Ворона кричи зимой – к метели.

* Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

* Птицы зимой вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к теплу.

* Галки на вечер собираются гурьбой и кричат – к ясной погоде.

* Синичка с утра пищит – ожидай мороза.

Физминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

6. Помощь птицам.

SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь! Нам голодно!

- Кто же мог её послать? О чём они просят?

Зима очень трудное время для птиц, много их гибнет от холода и голода. Для птиц страшней всего зимой голод. Не найти птицам под снегом корма. Из десяти только две доживают до весны. Вот тут-то на помощь птицам должен прийти человек.

- Как человек может помочь птицам?

- Чтобы правильно оказать помощь птицам, надо знать чем они кормятся. Сейчас мы с вами узнаем, какие птицы, каким кормом питаются.

Корм для птиц. (слайд 16)

Крошки хлеба – все птицы.

Пшено, зерно - воробьи.

Семечки – все птицы.

Семена кабачков, тыквы – поползни.

Сало – синицы.

- Но не у всех птиц есть возможность прилететь к кормушке. В таких случаях природа сама заботиться о птицах, устраивает природные столовые. Ребята, может, кто - то из вас догадался, о каких природных столовых идёт речь?

- Кто знает, что такое природная столовая? (слайд 17,18)

- За лето можно вам, ребята, припасти достаточное количество разного корма. (ягоды черёмухи, арбузные семечки, дынные семечки) Чтобы птицы зимой были сыты.

- А сейчас посмотрим, чем ребята кормят птиц. Вашему вниманию предлагается сценка.

Сценка

Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые, клюв сломаешь. Пока раскусишь. У нас от такой пищи – мозоль на языках.

Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера коноплю разгребал. Хорошо бы ребята навес сделали!

Синица: Сало-салу рознь! Для нас синиц, правильно вывесить несоленое, от соленого у птиц животы болят.

Клест: Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, дынные, арбузные семечки?

- Чем недовольны птицы?

- А у кого из вас дома висят кормушки?

- Посмотрите какие можно изготовить кормушки. (слайд 19-20)

Стихотворение «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручайте птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песни не пришлось

Нам встречать весну.

Эй, зимующие птицы, дятлы, воробьи, синицы.

Вы не бойтесь зимовать, мы вам будем помогать.

VI. Итог.

- Почему человек должен заботиться о птицах в зимнее время?

- Какая красота эти птицы, какое чудо живая природа.

- Ребята, меня очень тронули вот такие строки, послушайте:

Я сорвал цветок, но он завял у меня в руках.

Я взял в руки жука и жук умер у меня на ладонях.

Я посадил птицу в клетку, и она погибла…

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!

- А что же значит «прикоснуться сердцем»?

- Да, ребята, природу, всё живое вокруг нужно любить и беречь, и тогда жизнь на Земле будет продолжаться бесконечно.

VII. Рефлексия.

- Поднимите руки, те, кому было интересно на занятии?

- Кто узнал что-то новое о птицах? Что нового узнали?

- После нашего занятия у кого возникло желание помочь птицам?

- Как ты собираешься оказать помощь птицам?

VIII. Заключительное слово учителя.

- Сегодня вы узнали о жизни птиц зимой, о том, как нужно им помогать, чем они питаются. А если кто ещё не узнал на свои вопросы ответы и кто заинтересовался жизнью птиц, я советую прочитать книги о птицах, энциклопедии и пролистать журналы о пернатых друзьях. (выставка книг, журналов).

- В заключении нашего занятия я предлагаю исполнить песню «Лесной марш».

Список литературы

1.​ Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми», Москва «Владос», 2009 г.

2.​ Большая энциклопедия природы от А до Я. Жизнь животных. Москва. «Мир книги» 2003г.

3.​ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»», Москва «Просвещение», 2008 г.

4.​ Е.М. Вавилина «Экологическое воспитание в школе», Москва «Вако», 2010 г.

5.​ Н.С. Гик «Классные часы в начальной школе», Ростов-на-Дону «Легион», 2011 г.

6.​ Жесткова Н. С., Быховская М. А., Боровская Л.А., Князева Н. А. «Пермская область – наш родной край», Пермь, 2005 г.

7.​ Молодова Л. П. «Работа по экологическому воспитанию», Минск «Современная школа» 2005г.

8.​ http://birds.academic.ru/ - справочник Академик

9.​ http://allforchildren.ru/why/which10.php - информационный сайт «Всё для детей»

10.​  http://ptici.narod.ru/ - птицы России

11.​  http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/morf/morf4.htm - экологический центр «Экосистема», А. С. Боголюбов

Категория: Всероссийский профессиональный конкурс педагогов "Образовательные инновации - 2013" | Добавил: admin
Просмотров: 1812 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик