Смирнова Светлана Павловна учитель биологии МБОУ СОШ №20 г. Краснодара Класс 7. Обобщающий урок по теме "Тип моллюски" Цели урока: Образовательные: Расширить знания учащихся о представителях типа Моллюски, об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Отработать навыки узнавать представителей Моллюсков по фотографиям, рисункам и раковинам. Развивать умения работать с дополнительной литературой и представлять свои сообщения. Воспитательные: Вовлечение в активную деятельность робких учащихся, умение организовать себя на выполнение поставленных задач; бережное отношение к природе; развитие коммуникативных навыков. Развивающие: Развивать творческие способности, смекалку учащихся: развивать умение работать с дополнительной литературой, способствовать развитию монологической речи. Оборудование: Коллекции раковин, мультимедийное оборудование, презентация
Ход урока. 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний, введение в тему. Сегодня мы совершим с вами небольшое путешествие по морским глубинам и познакомимся с необыкновенными представителями этого удивительного мира. О ком же пойдет сегодня речь? Отгадайте загадки:
Беспозвоночный, мягкотелый - сидит в ракушке ли без дела, Или плывёт как осьминог, в своём роду не одинок.
3. Обобщение и систематизация знаний Слайд 1. Итак, тема урока « Моллюски». Сегодня мы продолжаем изучать удивительный и загадочный мир моллюсков. Поднимите руки те, кто из вас были на океане, на море, на реках и озерах. Видели вы там представителей типа Моллюски? А кто из вас пробовал блюда из моллюсков? На уроке вы сможете рассказать о своих наблюдениях за этими необыкновенными животными. Итак, мы начинаем путешествие. Приготовьте свои путевые блокноты. Слайд 2, 3,4 Прежде чем начать погружение, проверим ваши знания. Внимание на экран. На какие классы подразделяется тип Моллюски? (Для проверки нажать на ответ) Верно. На прошлых уроках мы познакомились с классами брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Давайте вспомним представителей этих классов. Какие признаки позволяют их объединить в один тип? Чем различаются эти классы? (Класс Брюхоногие, черноморская рапана, прудовики, виноградная улитка, слизни спирально-закрученная раковина, мускулистый язык-терка, сердце 2-х камерное. Класс Двустворчатые мидии, беззубки, перловицы, устрицы отсутствие головы, раковина двустворчатая, способ питания — фильтрация (сифон), органы дыхания — жабры, сердце 3-х камерное, в основном раздельнополые. Класс Головоногие осьминог, кальмар, каракатица, наутилус нет раковины, тело делится: голова, щупальца, воронка; органы дыхания — жабры; сердце 3-х камерное) Итак, проверку перед погружением прошли все. Погружаемся. Мы опустились на дно, предлагаю всем прогуляться и выполнить задание. Слайд 5,6 Задание для ученика: собери в корзинку брюхоногих моллюсков, щелкнув по ним мышкой. Молодец, а теперь задание для всех. Работа с коллекцией моллюсков. Рассмотрите раковины моллюсков и определите каким моллюскам они принадлежат (раковины морского гребешка, рапана и т.д.) . Слайд 7,8 Вспомним особенности внутреннего строения моллюсков (задание учащимися выполняется фронтально с самопроверкой). Найти соответствие между названием системы органов и рисунком. Проверим ваши ответы и выполним еще одно задание в ваших путевых блокнотах. Слайд 9 Таблица «Значение моллюсков для человека»: Значение моллюсков для человека Название моллюсков Слайд 10,11. 4. Закрепление. Ответьте на вопрос. Известно, что брюхоногий моллюск – большой прудовик выживает в аквариуме гораздо лучше, чем двустворчатые моллюски – перловицы и беззубки. Изложите свои гипотезы, объясняющие этот факт. Внимание, готовимся к подъему, внимательно смотрите в иллюминаторы. Слайд 12,13 Тип Моллюски насчитывает 130 тысяч видов.Среди них есть необыкновенные моллюски . О самом большом двустворчатом моллюске — тридакне, многие века рассказывали самые невероятные истории. Говорили, что этот морской гигант проглатывал человека целиком, не оставляя даже ни одной косточки. Вот, например, одна из современных африканских легенд: «У побережья одного из Филиппинских островов юноши купались в море. Вдруг внезапно исчез под водой сын вождя. После долгих поисков его нашли мёртвым на глубине всего несколько метров: утопленник лежал рядом с огромной тридакной. Моллюск намертво, словно мощными тисками, захватил руку парня, разжать этот живой капкан нельзя было даже ломом. Труп бедняги вытащили на берег вместе с раковиной и три дня тщетно пытались открыть её створки. Когда же, исхитрившись, сделали это, изумлению не было предела: внутри лежала, переливаясь всеми цветами радуги, прекрасная жемчужина, напоминающая голову мусульманина в чалме. Бесхитростные островитяне решили, что такая красавица обладает волшебными чарами, раз смогла убить сына вождя». Итак, пришло время возвращаться на берег и послушать ваши впечатления, я предлагаю вам поделиться своими знаниями со всеми участниками погружения. (доклады и презентации учащихся) 5. Домашнее задание. Конкурс интересных вопросов о моллюсках. 6. Использованные материалы УМК под ред. И.Н. Пономаревой. Жукова Т.И. Часы занимательной биологии. М. Просвещение 1973. Кочетова Н.И., Парамонова И.М. Они должны жить. Моллюски, кольчатые черви. М. Агропромиздат 1988. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М. Просвещение. 1981. Обердиенко М.Н. Тип Моллюски. Фестиваль открытых уроков. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии М. Вако 2004. http://festival.1september.ru/articles/626636/ http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-morskih-obitatelei.html |