ПЛАН ЗАНЯТИЯ по дисциплине «Логистика» для группы 3 «А» очной формы обучения по специальности 080302 «Коммерция (по отраслям)» Тема: «Материальные потоки и логистические операции» с применением метода позиционного обучения Цель занятия: дидактическая: при работе в мини группах изучить сущность, виды материальных потоков и логистических операций, научить выделять их в окружающей экономической среде с целью исследования, управления и оптимизации. Основные задачи занятия: образовательная: сформировать знания сущности материальных потоков и логистических операций, умение их оценивать и выделять, анализировать виды материальных потоков и логистических операций с разных точек зрения, делать выводы на основе анализа информации о материальных потоках и логистических операциях, аргументировать выдвинутые тезисы и взгляды; развивающая: развитие элементов воображения наглядного образа изучаемой темы, осмысленного запоминания сущности и видов материальных потоков и логистических операций, расширение понятий снабжения, производства, сбыта, информационного обеспечения предприятия в процессе познавательной деятельности; воспитательная: совершенствование навыков группового взаимодействия, развитие инициативы, организаторских качеств, совместной творческой деятельности. Тип урока: комбинированный Оборудование урока: Общее: цветные карандаши, альбомные листы, краски, клей, цветная бумага. Специальное: мультимедийная установка, алгоритм шагов, памятка, раздаточный материал по теме, лист контроля группы. Междисциплинарные связи: «Экономика организации», «Менеджмент», «Маркетинг», «Организация посреднического предпринимательства», «Организация и технология коммерческой деятельности». Ход урока: 1. Технологическая карта преподавателя Алгоритм проведения занятия 1. Разбейтесь на мини группы по 6 человек, определите роли каждого участника своей группы. 2. Получите карточку с информацией, предложенной преподавателем (такие же карточки получают ваши партнеры по мини группе). 3. Ознакомьтесь с содержанием и самостоятельно изучите новый материал. 4. Работая с источником информации, отберите в теме главную идею и сформулируйте ее. 5. Нарисуйте или изобразите наглядный образ изучаемой темы и представьте его. 6. Работая с источником информации, выпишите на Ваш взгляд основные понятия темы и дайте им определение. 7. Отобразите ключевые слова в виде образной схемы (кластеры) и представьте их. 8. Попытайтесь отобразить основные идеи темы в поэтической форме или в виде прозы. 9. Продемонстрируйте свое видение темы. 10. На основе изученной информации выделите в окружающей экономической среде материальные потоки и логистические операции, относящиеся к различным классификационным группам, и опишите их. 11. Определите трудности в изучении данной темы. 12. Продумайте содержательные вопросы по теме для других групп и задайте их. Вопросы не должны повторяться. 13. Обсудите результаты работы в мини группах, подсчитайте общую сумму баллов, выберите «победителя». 14. Дайте ответы на вопросы контрольных тестов. Технологическая карта преподавателя Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов 1 Организация начала урока Приветствие студентов и гостей на уроке. Проверка посещаемости. Актуализация опорных знаний методом беседы. Сообщение темы и плана, постановка цели. Формируются мини группы, распределяются роли. 2 «Тезис» Выдает информацию. Наблюдает за деятельностью студентов. Изучают информацию и отбирают в теме главные идеи. 3 «Символ» Наблюдают за деятельностью студентов. Представляет свой образ темы. Рисуют или изображают наглядный образ изучаемой темы, представляют его. 4 «Схема» Наблюдает и корректирует деятельность студентов. Представляет свои кластеры. Отображают ключевые слова в виде кластера и представляют их. 5 «Поэты» Наблюдает, помогает, корректирует. Основные идеи темы отображают в поэтической форме или в виде прозы, представляют их. 6 «Практика» Помогает, корректирует. Выделяют материальные потоки и логистические операции в окружающей экономической среде по каждой классификационной группе, представляют их. 7 «Рефлексия» - определяет трудности в изучении темы; - заостряет внимание студентов на тех или иных моментах. - задают вопросы, высказывают свое мнение; - слушают. 8 «Вопрос» - направляет студентов; - внимательно слушает; - корректирует. Придумывают вопросы для другой группы, задают их. Отвечают на вопросы других групп. 9 «Эксперт» - разрабатывает критерии оценок студентов; - называет фамилии лучших студентов. - контролеры оценивают участников своих мини группы; - обсуждают результаты работ всех мини группы; - выбирают победителя. 10 «Контроль» Раздает контрольные тесты. Отвечают на вопросы контрольных тестов. 11 Заключительная часть - озвучивает домашнее задание; - прощается. - записывают домашнее задание; - складывают и убирают оборудование урока. Приложение к технологической карте Ключевые слова темы: 1. Материальный поток – грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенных к временному интервалу. 2. Виды материальных потоков: - внешние и внутренние; - входные и выходные; - массовые, крупные, средние, мелкие; - тяжеловесные и легковесные; - совместимые и несовместимые; - насыпные, навалочные, наливные, тарно-штучные; - одноассортиментные и многоассортиментные. 3. Логистическая операция – совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока. Классификация логистических операций: - без перехода права собственности и с переходом права собственности; - без добавленной стоимости и с добавленной стоимостью; - с материальным, информационным, финансовым потоком; - внешние и внутренние. «ПРАКТИКА» ЗАДАНИЕ Выделить в окружающей экономической среде материальные потоки и логистические операции, относящиеся к различным классификационным группам, и описать их (на примерах перерабатывающих предприятий г.Армавира). План изучаемой темы: «Материальные потоки и логистические операции» 1. Понятие материального потока. 2. Виды материальных потоков. 3. Логистические операции, их классификация. Тема: Материальные потоки и логические операции 1 Понятие материального потока Производство продукции проходит ряд этапов. Во-первых, необходимо закупить и доставить определенные материалы для производства выбранной продукции. Во-вторых, нужно организовать процесс непосредственного производства продукции из доставленных материалов. В-третьих, следует организовать сбыт выпущенной продукции. В результате совершаются различные операции с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями. Следствием выполнения этих операций является возникновение материальных потоков. Управление материальными потоками и является главной задачей логистики. Материальный поток является основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике. Материальный поток – грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу. Измеряют материальный поток дробным числом, в числителе указывают единицу измерения груза (штуки, тонны), а в знаменателе – единицу измерения времени. Например, материальный поток по погрузке краном составляет 200 контейров/сут. Материальные потоки могут возникать между предприятиями или внутри предприятия. Если речь идет о доставке сырья, материалов, комплектующих или полуфабрикатов от поставщика до предприятия. То материалопоток возникает между предприятиями. Если речь идет о перемещении сырья, материалов внутри предприятия между стадиями изготовления продукции, то материалопоток возникает внутри предприятия. Качественный состав потока меняется по мере продвижения по цепи. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием перемещаются, как правило, массовые однородные грузы: сырая нефть, зерно, сахар-сырец. В конце цепи материальный поток представлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, мука, фасованный сахар. Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. Для того чтобы управлять материалопотоком, необходимо знать его характеристики и размеры. Измерителями материального потока являются: масса груза или количество мест, объем, род груза; расстояние транспортировки; направление движения; партионность (масса или количество мест груза, отправляемого за один раз на одном транспортном средстве); время движения. Природа материального потока такова, что на своем пути к потребителю он проходит производственные, складские, транспортные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участники логистического процесса. В это связи цель логистики состоит в интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды. Материалопроводящая цепь – пути движения сырья, материалов и других предметов от их источников к предприятию, их переработка внутри предприятия и каналы движения уже готовой продукции до конечного потребителя. 2 Виды материальных потоков Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие потоки исследуются. Материальные потоки классифицируются по следующим признакам: Ι по отношению к логистической системе: внешний – поток, протекающий вне предприятия, но имеющий к нему отношение (поток сырья для перерабатывающего предприятия, пока он не будет доставлен на склад); внутренний – образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы; входной – поступает в логистическую систему из внешней среды; выходной – поступает из логистической системы во внешнюю среду. ΙΙ количественному признаку: массовые – потоки, в которых грузы перевозятся группой транспортных средств (колонна автомашин, караван судов, железнодорожный состав); крупные – несколькими единицами транспорта (несколько вагонов, автомашин, судов); средние – одиночным транспортом (одна машина, вагон. судно); мелкие – количество груза, недостаточное для загрузки одного транспортного средства (совмещается с другими попутными средствами). ΙΙΙ по удельному весу груза: тяжеловесные – потоки позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства (металлы, руда); легковесные – грузы таких потоков не используют грузоподъемность транспортного средства полностью (табачные изделия, лесные грузы). ΙV по степени совместимости образующих поток грузов: совместимые; несовместимые. V по консистенции грузов: насыпные – обладают сыпучестью, перевозятся без тары, перевозка возможна в специализированных транспортных средствах: в вагонах бункерного типа, на платформах и в контейнерах (зерно); навалочные – обладают сыпучестью, перевозятся без тары, грузы минерального происхождения, которые могут слеживаться, смерзаться (соль, уголь, руда, песок); наливные – грузы, требующие специального оборудования для погрузки, разгрузки, хранения и использующие цистерны и наливные суда для транспортировки (нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, вино); тарно-штучные – грузы имеют разнообразные физико-химические свойства и перевозятся в контейнерах, мешках, ящиках. VΙ по натурально-вещественному составу: одноассортиментные; многоассортиментные. 3 Логистические операции, их классификация Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Но в общем случае логистические операции не ограничиваются действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальными потоками необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относят к логистическим операциям. В целом логистические операции – совокупность действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальными потоками можно отнести погрузку, разгрузку, транспортировку, комплектацию, складирование, упаковку и др. Логистические операции с информационным потоком – сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Логистические операции классифицируются по следующим признакам: I. переход права собственности на товар – без перехода права собственности (односторонние) – операции осуществляются внутри логической системы; – с переходом права собственности (двусторонние) – операции с материальным потоком, поступающим или покидающим логистическую систему. II. изменение потребительских свойств – без добавленной стоимости – операции, которые явяются продолжением технологического производственного процесса, изменяют потребительские свойства товара, осуществляются в сфере производства (например, расфасовка в цехе предприятия); – с добавленной стоимостью – те же логистические операции, но осуществляемые в сфере обращения (например, в фасовочном цехе оптовой базы). III. природа потока – с материальным потоком; – с информационным потоком; – с финансовым потоком. IV. по отношению к логистической системе – внешние – логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции; – внутренние – логистические операции, выполняемые внутри логистической системы. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических систем. Памятка Руководитель – имеет право представлять группу, при обсуждении дает слово каждому, может назначать любого члена группы для представления. Секретарь (летописец) – записывает общее мнение группы. Контролер – ведет учет баллов, заполняет «Лист контроля группы». Каждый шаг оценивается в трехбалльной системе: 3 балла – член группы активно участвует в обсуждении, в выработке общего мнения группы; 2 балла – принимает участие в решении проблемы; 1 балл – изредка высказывает свое мнение; 0 баллов – вообще молчит. Оптимист – одобряет любое мнение. Критик – все подвергает сомнению. Дизайнер – художественный оформитель. Контрольный тест по проверке знаний студентов по теме: «Материальные потоки и логистические операции» ВАРИАНТ № 1 1. Что является основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике? а) финансовый поток; б) материальный поток; в) информационный поток. 2. Материальный поток – это… а) совокупность действий направленных на преобразование материального потока; б) товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций; в) оба определения верны. 3. Логистическая операция: а) преобразует материальный поток; б) интегрирует материальные потоки; в) ускоряет движение материальных потоков. 4. Какая из перечисленных операций относится к логистическим? а) сушка сырья; б) списание неликвидных материальных ценностей; в) транспортировка готовой продукции. 5. По натурально-вещественному составу материальные потоки бывают… а) одноассортиментные и многоассортиментные; б) внешние и внутренние; в) совместимые и несовместимые. 6. С точки зрения изменения потребительских свойств логистические операции делятся на: а) операции с переходом и без перехода права собственности; б) операции с добавленной и без добавленной стоимости; в) операции с материальным потоком и операции с информационным потоком. 7. По консистенции грузов выделяют материальные потоки… а) крупные, средние, мелкие; б) насыпные, навалочные, наливные; в) тяжеловесные, легковесные. 8. Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции , относят к категории… а) внутренние; б) односторонние; в) внешние. 9. Что представляет собой материалопроводящая цепь? а) движение готовой продукции до потребителя; б) движение конвейерной линии; в) путь, который проходит материальный поток при его движении от поставщика сырья до потребителя готовой продукции. 10. По количественному признаку выделяют материальные потоки… а) совместимые и несовместимые; б) крупные, средние, мелкие; в) тяжеловесные, легковесные. Контрольный тест по проверке знаний студентов по теме: «Материальные потоки и логистические операции» Вариант № 2 1. По отношению к логистической системе материальные потоки бывают: а) совместимые и несовместимые; б) одноассортиментные и многоассортиментные; в) входные и выходные. 2. Логистическая операция – это… а) совокупность действий, направленных на преобразование материального потока; б) грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций; в) оба определения верны. 3. С точки зрения природы потока логистические операции делятся на: а) операции с переходом и без перехода права собственности; б) операции с материальным потоком и операции с информационным потоком; в) операции с добавленной стоимостью и без добавленной стоимости. 4. Что представляет собой материальный поток? а) движение грузов в логистической системе; б) материальные ценности в процессе приложения к ним логистических операций; в) движение запасов на складе предприятия. 5. По удельному весу груза выделяют материальные потоки: а) насыпные, навалочные, наливные; б) крупные, средние, мелкие; в) тяжеловесные, легковесные. 6. Главной задачей логистики является… а) управление материальным потоком; б) управление персоналом; в) управление финансовым потоком. 7. Выберите примеры логистических операций: а) укладка в тару, формирование грузового пакета; б) укладка на хранение и отборка из мест хранения; в) все выше перечисленное. 8. Измерителями материального потока являются: а) масса груза, расстояние транспортировки; б) стоимость перевозки; в) надежность соблюдения графика доставки. 9. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, относятся к категории… а) внутренние; б) внешние; в) двусторонние. 10. По степени совместимости грузов выделяют материальные потоки… а) многоассортиментные и одноассортиментные; б) совместимые и несовместимые; в) крупные, средние, мелкие. Контрольный тест по проверке знаний студентов по теме: «Материальные потоки и логистические операции» Вариант № 3 1. Материальный поток – это… а) совокупность действий направленных на преобразование материального потока; б) товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций; в) оба определения верны. 2. По натурально-вещественному составу материальные потоки бывают… а) одноассортиментные и многоассортиментные; б) внешние и внутренние; в) совместимые и несовместимые. 3. По количественному признаку выделяют материальные потоки… а) совместимые и несовместимые; б) крупные, средние, мелкие; в) тяжеловесные, легковесные. 4. По консистенции грузов выделяют материальные потоки… а) крупные, средние, мелкие; б) насыпные, навалочные, наливные; в) тяжеловесные, легковесные. 5. Логистическая операция: а) преобразует материальный поток; б) интегрирует материальные потоки; в) ускоряет движение материальных потоков. 6. Что является основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике? а) финансовый поток; б) материальный поток; в) информационный поток. 7. Что представляет собой материалопроводящая цепь? а) движение готовой продукции до потребителя; б) движение конвейерной линии; в) путь, который проходит материальный поток при его движении от поставщика сырья до потребителя готовой продукции. 8. С точки зрения изменения потребительских свойств логистические операции делятся на: а) операции с переходом и без перехода права собственности; б) операции с добавленной и без добавленной стоимости; в) операции с материальным потоком и операции с информационным потоком. 9. Какая из перечисленных операций относится к логистическим? а) сушка сырья; б) списание неликвидных материальных ценностей; в) транспортировка готовой продукции. 10. Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции , относят к категории… а) внутренние; б) односторонние; в) внешние. Контрольный тест по проверке знаний студентов по теме: «Материальные потоки и логистические операции» Вариант № 4 1. С точки зрения природы потока логистические операции делятся на: а) операции с переходом и без перехода права собственности; б) операции с материальным потоком и операции с информационным потоком; в) операции с добавленной стоимостью и без добавленной стоимости. 2. Главной задачей логистики является… а) управление материальным потоком; б) управление персоналом; в) управление финансовым потоком. 3. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, относятся к категории… а) внутренние; б) внешние; в) двусторонние. 4. По отношению к логистической системе материальные потоки бывают: а) совместимые и несовместимые; б) одноассортиментные и многоассортиментные; в) входные и выходные. 5. Что представляет собой материальный поток? а) движение грузов в логистической системе; б) материальные ценности в процессе приложения к ним логистических операций; в) движение запасов на складе предприятия. 6. По степени совместимости грузов выделяют материальные потоки… а) многоассортиментные и одноассортиментные; б) совместимые и несовместимые; в) крупные, средние, мелкие. 7. Выберите примеры логистических операций: а) укладка в тару, формирование грузового пакета; б) укладка на хранение и отборка из мест хранения; в) все выше перечисленное. 8. По удельному весу груза выделяют материальные потоки: а) насыпные, навалочные, наливные; б) крупные, средние, мелкие; в) тяжеловесные, легковесные. 9. Измерителями материального потока являются: а) масса груза, расстояние транспортировки; б) стоимость перевозки; в) надежность соблюдения графика доставки. 10. Выберите примеры логистических операций: а) укладка в тару, формирование грузового пакета; б) укладка на хранение и отборка из мест хранения; в) все выше перечисленное. Ключ к тесту по теме «Материальные потоки и логистические операции» Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3 Вариант № 4 1 - б 1 – в 1 – б 1 – б 2 - б 2 – а 2 – а 2 – а 3 - а 3 – б 3 – б 3 – а 4 – в 4 – б 4 – б 4 – в 5 – а 5 – в 5 – а 5 – б 6 – б 6 – а 6 – б 6 – б 7 – б 7 – в 7 – в 7 – в 8 – в 8 – а 8 – б 8 – в 9 – в 9 – а 9 – в 9 – а 10 - б10 - б10 - в10 - в Критерии оценки Ошибки Оценки 0- «5» 1 - 2 - «4» 3 - 5- «3» 6…- «2» ЗАКЛЮЧЕНИЕ Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В методе позиционного обучения эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Особенностями этого метода можно назвать: - личностный подход (межличностное сотрудничество); - нацеленность на успех как главное условие развития учащихся в обучении; - комментируемое управление, которое объединяет три действия учащегося: думаю, записываю, говорю. При этом развиваются логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; - опорные схемы – выводы, которые рождаются в процессе усвоения информации и оформления в виде рисунков, схем, образов. Схема, рисунок становится алгоритмом рассуждения, пользуясь ею, снимает скованность, страх ошибок, все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на размышление, осмысление связей. В процессе такого обучения студенты учатся мыслить логично, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах. Самостоятельно добытые знания более прочные. ЛИТЕРАТУРА Основные источники 1 Аникин Б. А. Логистика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008 2 Герасимов Б. И., Жариков В. В., Жариков В. Д. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008 3 Канке А. А., Кошевая И. П. Логистика: Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008 Дополнительные источники: 1 Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. - М.: «Дашков и К», 2007 2 Галанов В. А. Логистика: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 3 Ворожейкина Т.М., Игнатов В. Д. Логистика в АПК. Учебник для ВУЗов. - М.: КолосС 2005г. 4 Голиков Е.А. «Маркетинг и логистика» Учебно-практическое пособие. М.,2006. 5 Кузьбожев Э. Н., Тиньков С. А. Логистика: Учебное пособие. – М: КНОРУС, 2004 6 Практикум по логистике. Под ред. Б. А. Аникина. – М.: ИНФРА – М, 2005 7 Гаджинский А. М. Практикум по логистике. Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000 8 Миротин Л. Б., В.И. Сергеев. Основы логистики. - М.: ИНФРА -М, 2000 Отечественные журналы: 1 «АПК: экономика, управление», Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Гл. редактор И. Г. Ушачев 2 «Экономика и управление». Российский научный журнал. Гл. редактор В. А. Гневко 3 «Вопросы экономики». Всероссийское экономическое издание. Ред. коллегия: О. И. Ананьев и др. 4 «Менеджмент, маркетинг» Гл. редактор Василий Багданов Журнал зарегистрирован по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-24852 от 4 июля 2006 г. Интернет ресурсы: http://www.garant.ru/ |