Тема: Сравнение чисел. Результат сравнения – 1 класс (программа «Начальная школа XXI века») Цель: открытие нового знания (результат сравнения можно изображать с помощью цветных стрелок). Задачи: 1. Образовательная: научить читать высказывания, изображенные с помощью стрелок, уметь изображать с помощью синих или красных стрелок данные высказывания; формировать умение решать задачи. 2. Здоровье сберегающая - сохранять физическое и психическое здоровье школьников. 3. Развивающая - развивать навык самостоятельного умственного труда. Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, проектор, экран, презентация, карточки со словами: больше, меньше, длиннее, короче, старше, младше, дороже, дешевле, выше, ниже. Карточки с грустным, равнодушным и веселым смайликом. УУД: • Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, формирование уважительного отношения к иному мнению; • Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; • Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • Коммуникативные: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Ход урока I. Организационный момент II. Постановка учебной проблемы Практичеcкое задание на новый материал - На доске карточки с числами: 18, 6, 23, 7, 15, 3, 100, 83. Давайте поработаем с ними. Составьте и задайте вопросы одноклассникам. (Например, прочитать в порядке убывания, в порядке возрастания. Назвать однозначные, двузначные и трехзначные числа. Одни ребята задают вопросы, другие отвечают на них.) - Составьте из данных чисел пары и сравните их (четверо детей работают с карточками у доски, остальные проверяют). - Посмотрите вот на эти числа: 32, 1, 14, 3. Я предлагаю сравнить число 32 и 3. Но есть одно условие, карточки передвигать нельзя (пробуют сравнить при помощи знаков «больше» или «меньше», не получается). Побуждение к осознанию - Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? (Между этими числами есть другие числа.) - Можем ли мы использовать знак «больше» или «меньше» в данном случае (нет)? Побуждение к проблеме - Какова сегодня тема урока? (Сравнение чисел. Результат сравнения.) - Верно (открывается тема урока на доске). III. Поиск решения Материал для выдвижения гипотез - Сейчас вы поработаете в парах. Спишите эти числа на листочек в такой же последовательности как на доске (записывают числа на листочке). Побуждение к гипотезам - Попробуйте показать графически (рисунок, схема, что-то еще, что на ум придет) как сравнить число 32 и 3. - Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? (Работают в парах. Выдвигают гипотезы.) Проверка гипотез - Итак, как показать сравнение чисел: 32 и 3? (Закончив работу, дети озвучивают разные гипотезы, которые фиксируются учителем на доске.) Подсказка к решающей гипотезе - Хорошо, а сейчас посмотрите на экран (презентация, слайд 1). Найдите и назовите отличия и сходства. - Достаточно ли стрелочки для обозначения отношения «больше», «меньше»? (Называют сходства и отличия. Выясняют, что только стрелочки для обозначения «больше» или «меньше» не достаточно. Необходимо использовать цвет.) Побуждение к практической проверке, завершение проверки - Давайте проверим, используем цвет (слайд 2). (Читают верные высказывания: картинка 1 - дуб выше ели; картинка 2 - ель ниже дуба; картинка 1 - ель ниже дуба; картинка 2 - дуб выше ели.) Вывод - Какое знание мы открыли? Сформулируйте правило. - При помощи чего можно показать результат сравнения? (При помощи стрелок красного и синего цвета. Красный цвет – отношение «больше». Синий цвет – отношение «меньше». Стрелочка всегда идет от предмета, который называется первым ко второму.) IV. Физическая минутка Классификация слов относительно понятий «больше», «меньше» В русском языке есть слова близкие по значению к словам больше и меньше. На доске есть карточки с этими словами (больше, меньше, длиннее, короче, старше, младше, дороже, дешевле, выше, ниже). Распределите их по колонкам (8 учеников берут по одной карточке и прикрепляют в нужный столбик, остальные проверяют). Работа по учебнику - Молодцы, справились, а сейчас откроем учебник и проверим правило, которое мы открыли. (Читают правило и делают вывод, что все верно.) Исправление ошибок - А теперь, зная новое правило, вернемся к числам 32 и 3 и исправим (слайд 3). Поставим правильную стрелочку (исправляют, проверяют). V. Выражение решения Выражение нового знания научным языком в принятой форме - Давайте выполним задание на странице 90 № 1, 2 и 3 (читают рисунки). Работа в тетради на печатной основе - Откройте тетрадь на печатной основе на странице 60. Выполним № 1, 2 (выполняют под руководством учителя слайд 4). - Давайте выполним № 3 (трое учащихся выполняют у доски, остальные в тетради, проверяют). VI. Реализация продукта Применим полученные данные в окружающем мире - Посмотрите на слайд (№ 5). Какой сегодня праздник (День Космонавтики)? - Давайте выполним задание. Обсудите в парах (рисуют стрелки, проверяют по слайду). Использование полученного знания при решении задачи - На экране записана задача (слайд 6). Давайте прочитаем ее и изобразим условие и вопрос задачи графически, используя полученные знания (читают задачу, составляют схему, решают). VII. Подведение итогов - Так какое знание мы сегодня открыли (результат сравнения можно изображать с помощью цветных стрелок)? Где мы можем применить это знание (при решении задач)? VIII. Рефлексия Вчера на уроке окружающего мира мы говорили о настроении. Так давайте оценим свою работу и свое настроение на уроке. Если вам понравилось работать, и вы чувствовали себя комфортно, то нарисуйте улыбающегося смайлика, если вам понравилось, но вы испытывали затруднения, то - равнодушного смайлика, а если вам было скучно и ничего нового вы не узнали, то нарисуйте грустного смайлика (рисуют смайликов и прикрепляют к доске). Слайд 7
Литература 1. В.Н. Рудницкая. Математика 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011. 2. Е.Э. Кочурова. Математика. Рабочая тетрадь № 1. Рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011. |