СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством современных технологий»
10.06.2013, 07:43

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КАЛМАНСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

КАЛМАНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ


«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством современных технологий»

(Обобщение опыта)

Выполнила:

Симонова Елена Владимировна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «Калманский районный ДЮЦ»

с. Калманка

2013г

Архив материала

Содержание:

I.Введение……………………………………………………. ………….. 3-4

II. Основная часть……………………………………………………….. 5-19

1. Теоретическая база опыта……………………………….. ………….. 5-6

2.Методологическая база опыта……………………………. …………..6-11

2.1.Цели и задачи……………………………………………………..6

2.2. Новизна опыта……………………………………………………7

2.3. Основные принципы осуществления

образовательно-воспитательного процесса…………………………8

2.4. Используемые технологии:……………………………........................9

2.4.1. Игра……………………………………………………......................9-10

2.4.2. Метод проектирования ……………………………………………10-11

3. Практическая база опыта………………………………………………12-19

3.1.Разработка и реализация программы

раннего обучения английскому языку

«Play and learn. Играй и учись»………………………………………12-13

3.2. Разработка и реализация проекта «Семейный альбом»….................13-15

3.3. Разработка и реализация проекта «Защитники Отечества»………...15-16

3.4. Разработка и реализация проекта

«Родной мой город, город Барнаул» ………………………………………16-17

3.5. Разработка и реализация проекта

«ДЮЦ - Играй-город»……………………………………………………….17-18

4. Результативность опыта……………………………………………………19-20

III. Заключение………………………………………………………………… 20

IV. Список литературы………………………………………………………….21-22

I.Введение.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дополнительном образовании, в частности. Современное состояние дополнительного образования в значительной мере обусловлено социокультурными изменениями, происходящими в обществе в последние годы. Процесс перехода в образовательной практике от природосообразной образовательной парадигмы к культурнообразующей, для которой характерно представление о гуманистическом типе личности человека, развивающего культурные ценности, а не только потребляющего их, а также ориентация на личность как самоценность, а не как средство общественного развития, сопровождается изменением понятия «образование».

Одним из наиболее значимых направлений в реформировании и модернизации дополнительного образования является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности, начиная уже с дошкольного детства. Поэтому в нашем учреждении уже на ступени раннего развития большое внимание уделяется патриотическому и духовно-нравственному развитию детей дошкольного возраста, процессу взаимодействия педагога с детьми. Наиболее ценна партнерская медиативная позиция педагога, когда он выступает посредником между культурой и воспитанником, строит педагогическую деятельность как свободный, внутренне мотивируемый процесс, когда педагог организует акт встречи дошкольника с культурой, обеспечивая избранные элементы культуры личностно значимыми для ребенка, имеющими смысл и ценность. Как отмечал Л.С. Выготский: «Воспитатель выступает для ребенка выразителем духовного общечеловеческого начала, представителем культуры» [7].

Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дополнительное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов.

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования, что отражено и в Программе развития МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр» через открытие групп кратковременного пребывания Школы раннего развития «Малышок».

Изучение потребностей родителей в дополнительном образовании выявило, что услугами дошкольного образования пользуются лишь 43% семей района, поэтому актуальным становится предоставление дополнительных образовательных услуг детям, не посещающим детский сад.

Проанализировав спрос родителей, базу педагогических кадров учреждения, материально-техническую оснащенность, коллектив пришел к выводу, что для развития творческого потенциала ребенка и его готовности к школе, мы можем предложить дополнительные услуги для дошкольников района. Поэтому на базе ДЮЦ, детских садов и школ района были открыты группы кратковременного пребывания в рамках Школы раннего развития «Малышок» для детей 6-7 лет, педагогом которой является автор.

Несомненно, что общекультурные нормы и ценности необходимы для развития дошкольника, и контекстом такого развития является обращение детей дошкольного возраста к культуре и истории, как родного народа, так и всего человечества.

Ребенок дошкольник целостен, и поэтому взрослый обеспечивает условия для появления у него целостного образа мира на основе приобщения к общечеловеческой культуре, так происходит становление позиции педагога как проводника общечеловеческого и личного культурного опыта в духовно-нравственном развитии детей.

Наряду с этим нужно отметить, что процесс вхождения ребенка в ценностно-нормативную систему мира взрослых должен осуществляться через освоение элементов культуры, как своего народа, так и людей другой культуры. Ведь приобщая детей к культуре своего народа и других народов, педагоги формируют у них представления о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Принимая во внимание, что язык — это элемент культуры, который функционирует в рамках определенной культуры, мы можем говорить о познании другой культуры через изучение её языка. [7].

Рассматривая состояние образовательного и воспитательного процесса ШРР «Малышок», и условия, обеспечивающие становление личности ребенка в дошкольном возрасте, а также при помощи анализа, наблюдений и диагностики развития детей, не посещающих детский сад, было выявлено следующее проблемное поле:

- у детей отсутствует целостная смысловая картина представлений о ближайшем и дальнем социокультурном окружении, готовность принимать другой язык и другую культуру;

- отсутствует система работы по ознакомлению детей с ближайшим социальным окружением и с общечеловеческими ценностями и культурой с целью пробуждения духовно- нравственных чувств дошкольника;

- недостаточно сформировано единое воспитательно-образовательное пространство «ДЮЦ -Семья»;

- не сформирована теоретическая и технологическая готовность субъектов воспитательного процесса в аспекте духовно-нравственного развития дошкольника.

Исходя из данного анализа, мы пришли к мысли о необходимости углубления в воспитательно- образовательном процессе УДОД направления патриотического и духовно-нравственного развития дошкольника, которое вобрало бы в себя краеведение как региональный компонент и раннее обучение английскому языку дошкольников как языковый компонент.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. В этой связи трудно переоценить целенаправленную работу с детьми дошкольного возраста по начальному воспитанию чувств нравственности, гражданственности и патриотизма. Поэтому важно и необходимо именно с этого возраста пробуждать духовно-нравственные чувства, которые станут опорой дальнейшего становления человека как гражданина, сына своего отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей родине, ее культуре, традициям и достижениям, а также чувства уважения к другим людям и их культуре.

Создание условий для духовно-нравственного развития в сегодняшнем УДОД – это воспитание человеческих, нравственных качеств у ребенка, начиная с привязанности к месту, в котором он живет, с любви к семье, близким и к родному дому, к родному селу, знакомство с другой культурой через познание языка.

Согласно этому, организуя образовательное и воспитательное пространство детей дошкольного возраста, мы приобщаем дошкольников к краеведению и английскому языку и привлекаем родителей к духовно-нравственному развитию ребенка при помощи игровой деятельности и метода проектов. Ведь, по нашему убеждению, усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребенок может только в игровой и продуктивной творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание Добра и Зла, Справедливости и Любви.

Процесс формирования гражданского общества, быстрое внедрение информационных технологий предъявляет к воспитанию и образованию дошкольников новые, более высокие требования, базирующиеся на современных методах и технологиях. Практическое решение проблемы духовно-нравственного развития детей как одной из ведущих в современном образовании требует пересмотра подходов именно с культурнообразующей позиции. В данной работе мы представили опыт создания условий для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста с использованием регионального и языкового компонентов посредством игровой и проектной деятельности в рамках групп кратковременного пребывания ШРР «Малышок», как на базе детского сада, так и на базе МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр».

Далее смотреть архив

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: admin
Просмотров: 1002 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик