+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ, 9 класс. Тема: «Мы идём в гости»
10.06.2013, 07:19

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ, 9 класс.

Тема: «Мы идём в гости»

Архив материала

Цель: актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения.

Задачи:

формировать знания учащихся о правилах поведения гостя и хозяина, о традициях русского гостеприимства;

развивать коммуникативные навыки, выразительность речи, память;

воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Оборудование:часть класса оформлена под русскую избу: в углу расписная бутафорская печь, посередине стол, на нём самовар, чу​гунки, плошки, по бокам - деревянные лавки. Другая часть офор​млена под современную квартиру: стол с посудой, сервант, на полке игрушки. Мультимедийный проектор, экран, шкатулка с вопросами, карточки «Анаграммы», опорные слова.

Ход

Слайд 1.Заставка.

(Появляются ведущие: хозяин с хозяйкой. Оба в русских народных костюмах.)

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин. Веселья вам да радости!

Хозяйка. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

X о з я и н. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

(На сцену входят гости. Гости кланяются хозяевам, рассажива​ются.)

Хозяйка. Проходите! Проходите, гости дорогие!

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей. Гостям-то, известное дело, хватило ме​ста. Да не тесновато ли хозяевам?

X о з я и н. В тесноте - не в обиде.

(Хозяева усаживаются.)

Введение в тему.

Учитель. Вот так необычно сегодня начался урок.

Слайд 2. Русский человек всегда считался и счи​тается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Любит гостей привечать. Это подтверждают пословицы, придуманные народом.

Слайд 3: Соберите из данных слов пословицу, читает ученик. Пословица «Много гостей – много новостей»

​ Сама пословица за себя говорит, у нас сегодня много гостей, значит, будет много новостей.

Слайд 4: Приглашаем войти в русскую избу и посмотреть на старинный быт.

​ Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения. Изба – это теплая половина дома с печью. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.

​ В переднем углу избы находился духовный центр дома. Для того, чтобы поделится своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами.

​ Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль.

​ Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Утварь, предметы быта, помогающие крестьянину в его повседневной жизни: У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, рядом ступа, горшки, чугунки.

Слайд 5: Обратите внимание на старинную посуду.

Отличие старинной посуды от современной.

Слайд 6: С давних времён Самовар – символ русского гостеприимства.

​ Каких только не было самоваров, украшенных резьбой, чеканкой, литыми металлическими украшениями, берегли самовары, по праздникам натирали им бока песком, из поколения в поколение передавали.

Слайд 7: Традиционное русское угощенье.

Слайд 8-13: Это – русские картинки

Нашей жизни на Руси.

​ Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, за него усаживали дорогих гостей для душевной беседы.

​ На Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные

Гостей и близких привечаем

Ароматным, сладким чаем.

Учитель. Итак, мы убедились, что гостеприимство существует с давних времён. Гостеприимство – это радушие к гостям. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как дол​жен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.

Слайд 14: Тема урока: «Мы идём в гости».

Основная часть.

СЦЕНКА.

Учитель.

Сначала посмотрите небольшой сюжет. События происходят в современной квартире.

(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяйка увлеченно занята своими делами (красит лаком ногти). К «двери» подходят гос​ти и «звонят». Хозяйка отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.)

X о з я и н. А, это вы!

Г о с т и (стоя на пороге). Ты ведь приглашала нас сегодня поиг​рать в новую игру.

Х о з я и н (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:

Не ходите по ковру -

Вы протрете в нем дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать -

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

Не ложитесь на подушки.

И не надо книги брать -

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути...

Ах, не лучше ль вам уйти? (Гости растерянно пятятся назад и уходят.)

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА.

Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозя​ин? Какие человеческие качества способствуют общению? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным,уметь занять своих гостей и правиль​но угостить. Он не должен жа​леть для гостей книг, игрушек, угощенья.)

*​ Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опро​кинет вазу или разобьет что-нибудь?

*​ А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?

*​ Должен ли щедрый хозяин угощать гостя?

*​ Если гостю не нравится телевизионная передача, как должен поступить хозяин?

*​ Должен ли хозяин благодарить гостей за визит?

Учитель. Прочитайте основные правила поведения для хозяина. (Слайд по щелчку.)

1.Встречай гостей в нарядной одежде.

2.Обязательно угости гостя.

3.Выключи телевизор, если кому- то из гостей не нравится передача.

4.Познакомь гостей друг с другом.

5.Предложи беседу или игру, интересную для всех.

6.Поблагодари гостей за визит.

Найдите отличия в напечатанных правилах.

ФИЗМИНУТКА. Учитель.

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец!

Предлагаю игру.

Игра «Клубочек». Пока звучит музыка из мотка ниток нужно смотать клубок. А потом мы сравним, чей клубок больше!

Вызвать детей по именам, распределив на 2 группы

Вот так игрой и шуткой вы можете развлечь своих гостей.

Хозяйка. Гости дорогие, не хотите ли покушать (показывает на баранки) да сказочку послушать?

СЦЕНКА «В гостях».

Автор. После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.

Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе новые журналы покажу ... Музыку послу​шаем.

Виктор. Ладно. Приду.

Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды и собрался выстирать спортивную одежду. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не от​пуская, нажимал кнопку звонка.

(Игорь, открывает дверь. На пороге — Виктор.)

Виктор. Привет, это я!

(Он проходит в комнату, бросает куртку и шапку в кресло и оглядывается.)

Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?

(Он хватает с полки часы.)

Игорь. Это подарили маме. На память.

Виктор. Прикольно! А как они заводятся? (Виктор нажимает посильнее, и часы ломаются. Игорь смот​рит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор берёт и рассматрива​ет другие предметы.)

Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего ба​рахло всякое в доме держите?

(Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем. Игорь в это время наливает чай.)

Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это сгущёнка, что ли? И сгущёнку давай. Я знаешь, как сладкое люблю!

Автор. А, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.

Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. Да! Я у тебя диск с игрой взял: у меня такой нет. Отдам как-ни​будь.

Автор. Вот и вся история!

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЯ.

Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гос​тя? Каким должен быть гость?

Ответы учащихся. (Вежливым, тактичным, ненавязчивым.)

Правила поведения гостя (Слайд).

1.Отправлясь в гости, будь опрятным и чистым.

2. Приходи точно в назначенное время.

3.Поддерживай общую беседу или игру.

4. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев.

5. В гостях долго не засиживайся.

6.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами.

Сравните, одинаково ли звучат правила?

УПРАЖНЕНИЕ «АНАГРАММЫ»(дифференцированные задания). Прочитай анаграмму. Исключи лишнее слово.

1.​ Расшифруйте слова.

2.​ Запишите, получившиеся слова карандашом на карточке.

3.​ Исключите лишнее слово.

-​ Какое задание я вам дала, что вы должны сделать?

Читают слова по номерам карточек.

-​ Что объединяет оставшиеся слова? (Это название угощений.)

Закрепление.

ШКАТУЛКА С НОМЕРАМИ ВОПРОСОВ.

Учитель. Предлагаем новую забаву.

Давай, давай, себя испытай!

Слаб ли ты иль силён?

Нам узнать занятно,

Всё ль тебе понятно.

В шкатулке номер вашего вопроса.

Каждый пройдёт испытание на полученные знания. Вы должны дать правильный полный ответ.

Слайд

Вопросы:

*​ Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?

*​ Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:

придешь пораньше, придешь вовремя или не​много опоздаешь?

*​ Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?

*​ Можно ли садиться за стол без приглашения хозяина?

*​ Должен ли быть включен телевизор во время приёма гостей?

*​ Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?

*​ Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями?

*​ Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?

*​ Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином игры?

*​ Как должен выглядеть человек, идущий в гости?

*​ Должны ли хозяева, прощаясь с гостями, тоже благодарить их?

*​ Как долго следует ждать опаздывающего гостя?

*​ Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за сто​лом громко икнул:

начнешь хохотать, чтобы и другие по​смеялись вместе с тобой;

постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?

(Дополнительный вопрос.)

РАБОТА У ДОСКИ. Человеческие качества хозяина, гостя. (Учащиеся выбирают подходящие по смыслу слова.)

Итог.

Учитель. Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно быть хорошим хозяином и приятным гостем. Оценка учащихся.

Учитель. Нам хочется, чтобы всё, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы были воспитанными гостями и гостеприимными хозяевами, чтобы ваш дом был радостным и уютным.

Напомните, пословицу, которая прозвучала в начале урока. Это не единственная народная мудрость.

Д/з: найти пословицу о гостеприимстве. В нашей школьной библиотеке вы найдёте сборники народных пословиц на разные темы, включая гостеприимство. Например, прочитаем ещё одну:

Слайд15: пословица«Хоть не богат, а гостям всегда рад».

Учитель. Сердечное спасибо всем за внимание и понимание.

Хозяйка и Хозяин.

Дорогие гости!

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь.

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: «До новых встреч!» (Хором.)

Далее смотреть архив


Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: admin
Просмотров: 1671 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик