+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

Методика написания сочинения в жанре эссе 8 – 11 классы
10.06.2013, 07:05

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 27»

г. Перми

Методика написания сочинения в жанре эссе

8 – 11 классы

подготовила

Косовских Яна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Пермь, 2013

Архив материала

Введение

Модернизация гуманитарного образования предполагает поиски новых принципов преподавания, подходов к содержанию и структуре уроков литературы и русского языка. Предъявляются новые требования и к знаниям, умениям, навыкам школьников. Основной акцент делается на подготовку самостоятельно мыслящей, способной адаптироваться в меняющихся жизненных условиях личности. В связи с этим традиционная практика занятий по развитию письменной речи учащихся представляется нам недостаточной.

Все авторы учебников для старшей школы рассматривают вопросы обучения написанию связных высказываний. Однако анализ работ учащихся приводит к следующему выводу: старшеклассники не всегда способны выполнить комплексный анализ текста, испытывают сложности при написании собственных связных высказываний, затрудняются в подборе аргументов, допускают ошибке в использовании языковых средств, не имеют систематических знаний о литературных нормах. Все это свидетельствует об отсутствии системной целенаправленной работы над формированием навыков создания качественного текста. Однако именно текст позволяет рассмотреть функционирование языковых единиц всех уровней, установить внутрипредметные, межпредметные связи, реализовать культурологический подход. На наш взгляд, есть продуктивный путь решения проблем – это обращение к жанрам публицистики, в которых отображаются актуальные проблемы современной жизни.

Совсем недавно в рамках нормативного обучения учитель выстраивал уроки развития речи так, чтобы в результате подготовительной работы получился некий усредненный вариант творческой работы, сориентированный на определенный образец. Сейчас же дается установка на поощрение речевой импровизации, побуждение учеников к созданию текстов в собственном стиле, при условиях свободного выбора жанра. Принятые несколько лет назад программы по русскому языку нацелили преподавателей на организацию системной работы по обучению написания сочинений, на последовательное повышение требований к их содержательности, технике изложения. Программа развития речи сохраняет традиционную практическую направленность, однако в ней значительно большую роль, чем это было раньше, отводится системе специальных знаний. Знакомство с понятиями жанра, типа речи, стиля должно стать средством умственного развития школьников, дать возможность развивать их практические навыки.

Однако зачастую этим понятиям не уделяется должного внимания. Результатами таких недоработок являются письменные работы учащихся, удручающие шаблонностью мышления, сухостью изложения, безликостью. Основная проблема кроется в том, что сочинения школьников обладают жанровой бедностью, отсутствием, за небольшим исключением, оригинальности стиля. Причины этого кроются в методике преподавания, в том, что до настоящего времени практически не разработан комплексный системный подход к проблеме обучения написанию сочинений в определенных жанрах.

Сказанное выше и определяет актуальность данной методической работы.

Цель нашего исследования – разработать материал для проведения подготовительного этапа обучения написанию сочинения в жанре эссе.

Данная цель может быть конкретизирована в следующих задачах:

2. Выявить специфику жанра эссе (дать определение, выделить жанрообразующие признаки).

3. Проследить этапы подготовительной работы над сочинением в анализируемом жанре.

Работа над сочинением в жанре эссе

Формирование представлений о жанровых особенностях публицистики имеет весомую практическую значимость, так как оно дает возможность школьнику осоз​нанно ориентировать себя в той или иной познавательной ситуа​ции на создание вполне конкретного типа текста, в наибольшей мере «приспособленного» для адекватного освещения темы.

Жанры публицистики:

- информационные (заметка, репортаж и др.),

- аналитические (рецензия, статья и др.),

- художественно-публицистические (эссе, очерк и др.).

Жанрообразующие признаки

Фактографичность – опора на факты, то, что было в реальной действительности.

Документальность – подтверждение достоверности события с помощью различных источников информации.

Актуальность – злободневность тематики.

Объективность – социально обусловленное изображение действительности.

Субъективность – индивидуальная, авторская оценка.

Стандартизированность – соблюдение жестких правил написания текста.

Экспрессивность – эмоциональный, взволнованный отклик на событие.

Оперативность – быстрый отклик на важное событие, проблему.

Ассоциативность – сопоставление событий, явлений, происшедших в разных местах и в разное время, но имеющих для автора внутреннюю связь.

Образность – осмысление фактов через образы, близкие художественным. Образ – это представление о предмете в его конкретной чувственной форме.

Типизация – отбор наиболее существенного в жизни, общего, характерного для многих. Домысел – допридумывание автором того, что могло бы быть, но не произошло по какой-то причине.


Далее смотреть архив

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: admin
Просмотров: 1632 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик