СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
10.06.2013, 06:55

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СОШ № 27»

города Перми

ВИДЫ ИЗЛОЖЕНИЙ И

МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

из опыта работы

учителя русского языка

и литературы

Баковкиной Е.А.

Пермь, 2013


Архив материала

Содержание


Введение 3Глава 1. Сущность изложений и их виды 6 1.1. Понятие «изложения» и их классификация 6 1.2. Основные виды изложений 8 1.3. Характер текстов для изложений 11 1.4. Содержание и последовательность работы над изложением 12 1.5. Взаимосвязь изложений с другими видами работ по развитию связной речи 13Глава 2. Методика проведения изложений на уроках русского языка 15 2.1. Этапы работы над изложением 15 2.2. Методы и приемы работы над изложением 15 2.3. Проверка и анализ изложений 20 Заключение 23 Список литературы 24 Приложение 1 26 Приложение 2 30 Приложение 3 32

Глава 1. Сущность изложений и их виды 6

1.1. Понятие «изложения» и их классификация 6

1.2. Основные виды изложений 8

1.3. Характер текстов для изложений 11

1.4. Содержание и последовательность работы над изложением 12

1.5. Взаимосвязь изложений с другими видами работ по развитию

связной речи 13

Глава 2. Методика проведения изложений на уроках русского

языка 15

2.1. Этапы работы над изложением 15

2.2. Методы и приемы работы над изложением 15

2.3. Проверка и анализ изложений 20

Заключение 23

Список литературы 24

Приложение 1 26

Приложение 2 30

Приложение 3 32

Введение

Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.

В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление.

В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.

Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как проведение изложения положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения и др.

Исследованию методики проведения изложения в учебном процессе посвящены работы таких авторов как И.А. Алексеева, Н.Л. Войтелева, Г.М. Иваницкая, Н.А Пленкин, А.А. Позднякова, А.В. Текучев и др. К сожалению, проведенный анализ теоретической литературы по данной теме показал, что достаточно определенного ответа на вопрос, как изложение должно быть организовано учителем, теория обучения пока не дает.

Учить изложению, учить в изложении – вот то, в чем видит автор данной работы одну из задач современного образования.

«По силам ли тебе этот путь? – слышу свой внутренний голос. – Сумеешь? Да, - говорю себе, - я имею багаж филологического образования, дающий мне знания в области русского языка, литературы, риторики, помогающий выбрать нужные языковые средства и методы проведения изложения в конкретных ситуациях. Значит, я смогу научить этому детей».

В связи с этим цель данной работы: проанализировать проблему изложений и методику их проведения на уроках русского языка.

Для достижения выдвигаемой цели автором работы будет предпринята попытка решить ряд следующих задач:

1. Исследовать сущность изложений и их виды.

2. Раскрыть методику проведения изложений на уроках русского языка, применяемую автором данной работы в практической деятельности.

3. Представить конспекты уроков на разные виды изложения.

4. Сформулировать основные выводы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены все основные компоненты проблемы проведения изложения на уроках русского языка, проанализированы взгляды различных авторов на его природу.

Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы учителями русского языка и литературы, и всеми теми, кто интересуется данной проблемой в их практической деятельности.

Методологическую основу работы составляет изучение теоретической, периодической, методической литературы по проблеме; дедуктивный метод, предполагающий изучение материала от общих определений сущности изложения к частным характеристикам его проявлений; беседы с педагогами – практиками; анализ собственного опыта работы; личные наблюдения.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и методической), заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Сущность изложений и их виды

1.1. Понятие «изложения» и их классификация

Изложение – это общее название работ, связанных с воспроизведением готового, «чужого» текста. Очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.

Существует классификация изложений по трем основаниям:

- «По цели проведения (обучающие и контрольные);

- По характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);

- По способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения)» (22. С. 166).

С.И. Райский указывает, что «…изложение, близкое к тексту отличается от подробного тем, что на уроке наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение» (20. С. 89).

Изложения «подробные» и «близкие к тексту» решают одну дидактическую задачу: воспроизвести содержание полно, со всеми подробностями, сохраняя композицию и используя языковые средства автора текста.

Выделение в особую группу изложений с элементами сочинения или изложений с творческими заданиями, по мнению автора данной работы, методически целесообразно, так как эти изложения решают свои, особые задачи и являются переходной ступенькой, «мостиком» между изложением и сочинением.

В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложения, например:

- «По форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные);

- По характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте...);

- По объему текста (рассчитанные на целый урок, изложения - миниатюры);

- Изложения с использованием наглядных пособий» (7. С. 66).

Для практики обучения речи важно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие выделить специфику, потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи. Таких оснований два:

1. Способ восприятия текста;

2. Характер его воспроизведения.

По способу восприятия изложения делятся на:

- Изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или магнитофонная запись);

- Изложения, в которых текст воспринимается зрительно;

- Изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.

По характеру воспроизведения изложения подразделяются на:

1. Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).

2. Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определенной темой).

3. Изложения сжатые (передается главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются).

4. Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).

1.2. Основные виды изложений

Подробное изложение.

Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.

Главная дидактическая задача изложения этого вида - сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.

Таким образом, по мнению Т. Жировой, «…с помощью подробного изложения формируются и совершенствуются следующие умения:

1. Умение раскрывать тему и основную мысль;

2. Умение использовать композиционные и языковые средства;

3. Умение совершенствовать написанное» (5. С. 12-13).

Выборочное изложение.

Выборочное изложение - это такое устное или письменное изложение содержания исходного варианта, которое основывается на предварительном отборе материала на заданную тему и создании на этой основе нового высказывания.

В основе выборочного изложения лежит тематический отбор материала и его воспроизведение.

Приемы работы:

1. Выборочное чтение.

2. Выборочное списывание.

3. Извлечение, отбор из текста материала на данную тему.

4. Определение темы изложения на основе данного материала. Это обратный прием работы сравнению с предыдущим.

5. Устное выборочное изложение.

Устный выборочный пересказ позволяет проанализировать с учениками достоинства и недостатки, учит объединять, систематизировать материал, собранный в процессе работы над текстом.

Иногда при выборочном изложении устанавливают новые формы связи между частями, приводят к своему изложению, - все это стимулирует творческую деятельность учащихся.

При выборочном изложении дети слушают или читают весь рассказ, затем получают конкретное задание, о чем именно рассказывать в изложении.

Сжатое изложение.

Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

И.А. Алексеева выделяет способы сжатия текста:

«…- исключение подробностей, деталей;

- обобщение конкретных, единичных явлений;

- сочетания исключения и обобщения» (1. С. 77).

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

Главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.

При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:

1. Умение вычленять главное в информации.

2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.

3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).

4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Пропедевтические упражнения могут быть несколько иные:

- Выделение главной информации предложения (простого или сложного).

- Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).

- Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.

- Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.

- Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.

- Подбор обобщающего слова к ряду слов.

- Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.

Упражнения подобного рода не требуют специального времени, так как проводятся в связи с изучением того или иного грамматического материала.

Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированиям коммуникативных умений. Так, если при подробном изложении в основном совершенствуется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя готовые языковые средства, то при выборочном изложении формируется умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга, находить свои языковые средства для связи отобранного материала. Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и существенное в высказывании, овладевают языковыми средствами обобщенной передачей содержания. Изложения с дополнительным творческим заданием предполагает не только воспроизведение готового текста, но и приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливают к созданию своих текстов.

Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идёт осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть текста и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника.

Восприятие и воспроизведение текста связаны между собой. Выбор того или иного способа восприятия текста (слушание, чтение, слушание и чтение) обусловлен теми задачами, которые будут решаться при воспроизведении текста. Так, при установке на сжатое или выборочное изложение оказывается недостаточно слухового восприятия текста, необходимо его зрительное восприятие.

Далее смотреть архив

Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: admin
Просмотров: 15862 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик