Автор: Кондратова Светлана Валерьевна, учитель математики МКС(к)ОУ «Чебулинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Класс: 5 Тема: Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. Цели: Образовательная – закреплять навыки письменного умножения трехзначных чисел на однозначное с переходом через разряд, умение решать составные задачи Воспитательная – воспитывать самостоятельность, взаимовыручку Коррекционно-развивающая – корригировать устойчивое внимание, мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза), развивать математическую зоркость. Оборудование: картинки снеговиков, ракет, планет Солнечной системы, звездочек, лучиков для выполнения заданий, аудиозапись песен и музыки на космическую тему.
Ход урока I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Какой сегодня день (число и месяц)? Чем он знаменит? Правильно, 12 апреля 1961 года полетел в космос первый человек Юрий Алексеевич Гагарин. Теперь этот день считается днем космонавтики. (Звучит отрывок песни «Знаете, каким он парнем был…») II.Сообщение цели урока. Сегодня мы с вами совершим полет в космос – проверим, умеют ли наши космонавты, то есть вы, умножать трехзначное число на однозначное. Итак, в путь! 1)Подготовка к полету. Нас провожают в дорогу снеговики и просят найти отличия. (Приложение 1 ) К полету готовы! Заняли места поудобнее, пристегнули ремни! 3-2-1-пуск –летим (звучит космическая музыка). Полет нормальный! (Звучит космическая музыка) 2)Заполним свои космические карты (записываем в тетрадях число, классная работа). Начинаем работу в «невесомости»- решаем задачу: «На небе загорелось 214 красных звезд, а желтых в 3 раза больше. Сколько всего звезд загорелось на небе?» Анализ задачи и составление краткой записи: - Можем сразу ответить на главный вопрос? (нет) - Почему? (Потому что не знаем сколько загорелось желтых звезд) - А можем это узнать? (да) - Каким действием? (действием умножения) -Почему? (Потому что сказано в 3 раза больше) - А теперь можем ответить на главный вопрос? (да) - Почему? (потому что знаем сколько загорелось красных звезд и желтых) - Каким действием? (действием сложения)
? з. {█(Кр.-214 з.@Ж.- ?з.в 3 р.б)┤
Решение: 214 з. 2) + 214 з. 3 642 з. 642 з. 856 з. Ответ: всего 856 звезд загорелось на небе.
На небе самые горячие звезды – голубые, затем идут бело-голубые, белые, желтые и красные. Физминутка (звучит космическая музыка). В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете (потягивания – руки вверх). А внизу леса, поля – Расстилается земля (низкий наклон вперед, руки разводятся в стороны). Завели моторы (вращение вытянутых рук)! Соединить контакт, (соединить руки, частые касания кончиков пальцев)! Приготовиться к запуску ракет (приседания)! Пуск (выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, потянуться)! 3)На нашем пути встречаются планеты. А какие планеты вам известны? Сейчас определим названия некоторых из них. Для этого решим примеры (примеры записаны на обратной стороне картинок-планет) и запишем данные буквы в порядке возрастания полученных результатов (количество примеров для каждого ребенка и уровень сложности определены с учетом индивидуальных особенностей и способностей). (Приложение 2) 237 318 194 129 398 4 3 5 6 2 М Л Я З Е
206 117 375 256 113 144 4 8 2 3 8 6 И Р Ю П Е Т
405 418 161 282 193 347 2 2 4 2 3 2 Р Н Т С А У
971 237 128 426 117 218 1 2 3 2 5 4 Н Л П Т У О
309 326 127 282 2 3 3 2 Р С М А
108 326 127 199 7 3 3 4 Р Н У А Итак, называем планеты! А еще есть Венера, Меркурий, Нептун и Солнце. Всего 10 планет.(Учитель дает небольшую информацию о каждой планете на фоне космической музыки). Приложение 3. 4)Осмотр грузового отсека. Задание : удалить неисправности в отсеке – назвать геометрические фигуры, из которых состоит первая ракета; найти и исправить ошибки, допущенные в примерах (примеры написаны на ракетах, которые каждый берет сам, правильное решение своего примера записывают на доске, остальные в тетради). (Приложение 4)
120 230 170 140 390 470 160 150 240 320 6 3 5 6 2 2 6 5 4 3 730 693 650 846 690 852 836 725 760 973 5)Возвращение домой. (Звучит отрывок песни «Трава у дома») Чтобы вернуться домой, нужно решить примеры на порядок действий (примеры на лучиках с фамилией ученика). (Приложение 5) (197 + 159) x 2 (208 + 164) x 2 (926 – 789) x 3 (475 + 319) x 1 (561 – 395) x 2 (270 – 244) x 5 (196 + 185) x 2 (197 + 124) x 3 (213 + 146) x 2 (132 + 124) x 2 Правильность выполнения задания проверяется по звездочке аналогичного цвета. III. Подведение итогов. Все сегодня молодцы! Все вернулись на Землю, никто не остался в космосе. Справились со всеми заданиями. |