+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

«Помнить, чтобы жить!» Урок внеклассного чтения в 8 классе
[ Скачать с сервера (40.1 Kb) ] 27.05.2013, 16:46
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебулинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Надежда Васильевна Заливака
учитель письма и чтения
высшей категории


«Помнить, чтобы жить!»
(по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)
Урок внеклассного чтения в 8 классе

http://yadi.sk/d/trE-es9R5DT6W

пгт Верх-Чебула
2013 г.


Аннотация.
Тема урока подчинена главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Материал урока дает возможность для формирования нравственных ценностей, духовного мира подростка, помогает представить эпоху Великой Отечественной войны, создает образное представление о погибшем летчике, вызывает интерес к прошлому нашей страны, уважение к памяти погибших и желание защищать Родину.
Использование компьютерной технологии стимулирует интерес к предмету, позволяет осуществлять литературное развитие школьников, а информационной – эффективно использовать групповую и индивидуальную работу.
Привлечение местного краеведческого материала повышает интерес учащихся к малой родине.
Данный урок заинтересует учителей чтения специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Тема: «Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

Цели: образовательные:
 совершенствовать умение и навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;
 показать умение писателя через один эпизод выразить свое отношение к истинным ценностям.
развивающие:
 развивать интерес к литературе на военную тему.
воспитательные:
 содействовать воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине, чувства благодарности к погибшим в годы войны.

Оборудование:
 компьютер,
 тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя»,
 портреты чебулян – Героев Советского Союза,
 диск с презентацией,
 приложение с портретами Героев Советского Союза из Чебулинского района.

Ход урока

http://yadi.sk/d/wdiJ4Od75DTOe
- Ребята, сегодня нам предстоит сложная и интересная работа. Все, что нужно, лежит у вас на столах. Прошу вас настроиться на урок, сосредоточиться.
http://yadi.sk/d/2OETskiM5DTS0
И пусть это милое солнышко на протяжении всего нашего урока придает нам всем оптимизма, творчества и хорошего настроения.
- Какой праздник наша страна отмечает в мае?
- Да, среди весны, когда радостно поют птицы, а земля дымится зеленью молодой листвы, наступает святой для нашей Родины день, когда мы вспоминаем тех, кто заплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и усопших.
С чего начинается память?
С берез? С речного песочка?
С дождя на пороге?
А если с убийства? А если со слез?
А если с воздушной тревоги?
И в 5, и в 15, и в 25 лет
Войной начинается память.
(К. Симонов)
http://yadi.sk/d/dpT08-e35DTf8
- Вот и мы вспомним сегодня о самом трагическом периоде истории нашей страны: о Великой Отечественной войне, которая длилась долгих четыре года, познакомимся с рассказом Е. Носова «Живое пламя» http://yadi.sk/d/ipvVx8C75DTkm и проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает ее на страницах своего произведения. И тема нашего урока будет называться так: «Помнить, чтобы жить».Ребята подготовили небольшие сообщения об авторе.
http://yadi.sk/d/oYge5sVb5DTqC
- Е.И. Носову выпала тяжкая доля. Он служил противотанковым артиллеристом. Вот как сам Е.И. Носов пишет об этом: «Это постоянная дуэль с немецкими танками – кто кого… или ты его, или, если ты промазал – он тебя».
http://yadi.sk/d/FRKMkmYj5DTuO
- А родился Е.И.Носов 15 января 1925 года в селе Толмачево под Курском в семье кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и купить еды. Летом 1943 года, закончив 8 класс, ушел на фронт.
- «Перевязал веревочкой свои физики-химии, недоделанные планеры на чердаке спрятал - и потопал. Я даже девчатам писем не писал: не успел завести…».
- После войны Е.И.Носов много лет работал в газете корреспондентом. Неизменная тема его произведений – это жизнь простого человека, его отношение к родной земле и к людям, живущим на ней.
http://yadi.sk/d/XtYe58gb5DTyu
- Сейчас мы будем читать рассказ Е. Носова «Живое пламя». Читать будем с остановками, частями, каждая группа подготовила выразительное чтение своего отрывка. Будем оценивать выразительное чтение, анализировать текст и учиться делать выводы.
http://yadi.sk/d/WoHf6ALG5DU2G
Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:
- Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.
Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.
- Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?
- Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.
- Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:
«А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет.»
- Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул- и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.
- Почему т. Оля не любила сеять маки?
Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.
- Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. А остальные все выполола.
Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.
- Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.
http://yadi.sk/d/yI84jrnU5DU8M
Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:
- Не помешает?
- Что вы!
- Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.
- Почему т. Оля сказала о сыне в прошедшем времени?
Где погиб Алексей? Почему т. Оля очень скупо сказала о сыне?
- Больно говорить об единственном сыне, погибшем на войне.
Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:
http://yadi.sk/d/nlKnMOjF5DUDo
- А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили. Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели картинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.
- Как выглядела клумба т. Оли? Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?
- Видимо, пытаясь унять свою душевную боль.
http://yadi.sk/d/pY-frHrX5DUJA
Распустились они на другой день.
Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.
- Ну, иди смотри, зацвели.
Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!
Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
- С чем сравнивает автор маки? Найдите слова, которыми он их описывает.
http://yadi.sk/d/IiNGUMAu5DUMm
Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.
Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.
- Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.
- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...
Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
- Сколько дней цвели маки?
- Маки цвели всего два дня, но с особой отдачей: ярко, незабываемо, так, что другие цветы – даже самые красивые – меркли перед их цветением. Их цветение сравнивается с живым пламенем, даже глагол особый использует автор – пламенели.
- Как вы понимаете слова т. Оли: «Да, сгорел… А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…».
- Отчего вдруг сгорбилась т. Оля?
Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...
Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. http://yadi.sk/d/JTI6jG445DUau А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.
-Почему все-таки т. Оля отдала предпочтение макам?
- Маки напоминали о короткой, но яркой жизни сына.
- Жалуется ли т. Оля на судьбу?
- Нет. Но затаенная печаль переполняет эту женщину. Видимо, пытаясь унять свою душевную боль, она занялась разведением цветов.
- Чтение какой группы показалась вам наиболее правильным и выразительным? Почему?
- Как погиб Алексей? Есть ли в рассказе описание военных событий?
- Нет. О военных событиях – вскользь. Несколько предложений передают ужас войны: сын т. Оли геройски погиб. Короткая, но в полную силу прожитая жизнь. И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих близких, свободу, песню, край - все, что мы зовем величественным словом – Родина. О событиях войны 41-45 гг. написано много книг, снято много фильмов. О подвиге летчиков повествует уникальный фильм Л.Быкова «В бой идут одни старики». Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент из него: гибель Сергея. http://yadi.sk/d/-ng9aZul5DUhG
- Из нашего района на фронт ушло более восьми тысяч человек, вернулось - около трёх.
Достойно сражались наши земляки: награждены медалями, орденами, а 6 человек получили высшую награду страны: звание Героя Советского Союза.
Ребята выходят с портретами земляков, Героев Советского Союза, и рассказывают об их подвигах.
http://yadi.sk/d/6OjvHZ5x5DUlo
- Баламуткин Григорий Васильевич. Родился в селе Усть-Чебула. Войну начал рядовым летчиком. За высокое летное мастерство, мужество и отвагу 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.
- Никитин Николай Александрович. Уроженец села Усть-Чебула. На фронт пошел добровольцем. Звание Героя Советского Союза старший лейтенант Н. Никитин получил за форсирование Днепра.
- Осипов Семен Дмитриевич. Вся жизнь этого человека – подвиг. За прорыв сильно укрепленной обороны противника и форсирование реки Днестр гвардии майору Семену Осипову было присвоено звание Героя Советского Союза.
- Прокопчик Анатолий Павлович. При форсировании Днепра в октябре 1943 года 20-летний коммунист Анатолий Павлович Прокопчик погиб смертью храбрых. 23 октября 1942 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
- Фролов Иван Яковлевич. За мужество и отвагу, проявленные при форсировании Днепра, гвардии рядовому Фролову Ивану Яковлевичу присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
- Ямушев Григорий Яковлевич. Работал в Чебулинском районе учителем. За боевые заслуги перед Родиной при форсировании Дуная гвардии капитану Григорию Ямушеву присвоено звание Героя Советского Союза.
- Мы склоняем головы перед памятью тех, кто свято и до конца выполнил свой долг, перед ветеранами, не дожившими до этого дня. Прошу почтить их светлую память минутой молчания. http://yadi.sk/d/77dl0iIr5DUuK Спасибо.
- Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой подвиг? Хочется ли умирать молодым? Какой же он - человек, способный отдать свою жизнь во имя спасения других жизней?
- Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о сыне мать, можно сказать, что Алексей был ее гордостью и до войны. Давайте посмотрим, в какой же семье вырос наш герой. Найдите описание предметов быта, которые окружали Алексея (тяжелая медная кружка с квасом; достала из чулана берестяной короб; присев на завалинку). Речь т. Оли проста и бесхитростна, выдает в ней малограмотную женщину («… торчит колотушка…»).
- Так нужна ли какая-то особая атмосфера в семье, чтобы бескорыстно любить свою Родину?
- Для того, чтобы воспитать в себе чувство патриотизма, чтобы любить Отечество и быть готовым его самоотверженно защищать – не нужна. Необходимо внутренне осознавать: Родина у человека может быть только одна, как и мать, и её надо любить и защищать. Они это понимали. И остались навечно молодыми.
http://yadi.sk/d/yZSdIblr5DV-e
- Почему же рассказ называется «Живое пламя»?
- Живое пламя – это маки. Маки, как символ возвышенного, героического у Е.Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжённым факелом», весело полыхающими на ветру «языками пламени». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».
- В чём же основная идея рассказа? Имеем ли мы право забывать тех, кто погиб, защищая нас?
http://yadi.sk/d/gyikhqVm5DV40
- Память о погибших в Великой Отечественной войне живёт в сердцах и родных, и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные герои, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением лёгкого ветерка, тихим утром или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе. И если в начале рассказа только три мака, то в финале это уже большой костёр огненных цветов. Он напоминает вечный огонь, который горит на могиле Неизвестного солдата в Александровском парке в Москве. http://yadi.sk/d/sKG8ry8W5DVA2 Смысл рассказа можно выразить словами Евгения Носова из другого рассказа: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы,... передали бы своим детям и внукам священную память о павших из «рук в руки, от сердца к сердцу».
- Почему выбраны маки как символ памяти?
- Красные маки – это действительно символ памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской литературе происхождение мака связывают со смертью. Распространено представление, что маки растут на крови распятого на кресте Христа (как символ невинно пролитой крови), и с тех пор растут там, где ее много пролилось.
Существует легенда, что душа человека может прорастать на могилах деревьями, травами или цветами. Маки, подобно человеческой жизни, сначала распускаются, пламенеют, затем гаснут и сгорают. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Пламя маков в рассказе сравнивается с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.
Прошло 72 года с начала войны, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забывать ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.
Помнить – это просто держать в памяти или что-то предпринимать для ветеранов? Что делает государство для того, чтобы наши ветераны жили достойно? (Хорошие пенсии, бесплатные квартиры, бесплатный проезд, бесплатные лекарства…)
Жить бы да жить. Но, к сожалению, поколение ветеранов потихоньку покидает нас. В нашем районе из вернувшихся трех тысяч в живых осталось 17 бывших фронтовиков. А не вернулось в 1945 г. – более пяти тысяч человек. И один из них – прадед Ксюши Акимкиной.
Бабушка Ксении бережно хранит память о своем отце, часто рассказывает внучке о нем. И сейчас Ксюша расскажет нам о своем прадеде, погибшем в самом конце войны.
Рассказ Ксюши: «Мой прадед по папиной линии, Макар Назарович Дергачев, работал до войны в колхозе. Когда началась война, его забрали в «Трудовую армию» в Новосибирск. Там делали оружие для фронта. Через год, перед тем как забрать на фронт, ему дали три недели отпуска. Бабушка говорит, что это были для семьи три недели счастья. А потом - фронт...
Прадед воевал до 1945 года, освобождал Польшу, где и погиб. Похоронен он в польском селе Тросе-Фридман, что в 25 км юго-западнее города Хайнице. Моя бабушка бережно хранит память о нём.
Наша семья не только на поле боя «ковала» победу. Прабабушка, не покладая рук, работала в колхозе. Наравне со взрослыми на полях трудились и дети, чтобы приблизить День Победы. Было очень голодно. Бабушка говорит, что для них, детей, война - это прежде всего голод.»
- 9 Мая - это праздник «со слезами на глазах», потому что нет рядом дорогих и близких нам людей, которым мы обязаны жизнью. Нам остается память.
Надеюсь, вы понимаете, что за все, что мы имеем, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. Вам, молодому поколению, важно осознавать, какой ценой досталась Победа, знать не только для того, чтобы поклониться силе духа и мужеству защитников Родины, но и для того, чтобы принять от них эстафету великой ответственности за судьбу своей Отчизны, судьбу следующих поколений.
Р.Рождественский:
«Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим...
Это нужно - не мёртвым! Это надо - живым!»
http://yadi.sk/d/Nw8MHLxQ5DVJM
Ученики читают стихотворение «Красные маки».
http://yadi.sk/d/y0Wyvvrq5DVY8
- Война прошла, минуло много лет ,из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед ,о них тебе напомнят маков всходы.
- Алеют маки искрой на земле, горят они в степных просторах, в поле,
И обжигают сердце всей стране, как капли крови, да, горячей крови.
- Цветут они и не дают забыть о тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить, своею кровью обагрить всю воду.
- Алеют маки искрой на земле, и пламень тот горит не угасая.
Он обжигает сердце всей стране ,о горьких годах ей напоминая.
- И сердце наше память ту хранит, и слёзы скорби на глазах усталых.
И память прошлого в душе земли горит, как тот пожар в траве из маков алых.
- Алеют маки искрой на земле, как капли крови, да, горячей крови,
И обжигают сердце всей стране своим огнём до страшной нашей боли!
http://yadi.sk/d/BEdDZ_jF5DVce

Герои Советского Союза Чебулинского района

Баламуткин Григорий Васильевич
http://yadi.sk/d/MCviK-tN5DVfG
Никитин Александр Николаевич
http://yadi.sk/d/QSWNKA2f5DVhs
Осипов Семен Дмитриевич
http://yadi.sk/d/EvISShmA5DVoE
Прокопчик Анатолий Павлович
http://yadi.sk/d/Gh5mUAJJ5DVpm
Фролов Иван Яковлевич
http://yadi.sk/d/H6bQSxpo5DVri
Ямушев Григорий Яковлевич
http://yadi.sk/d/VA8-FZRI5DVxE

Презентация к уроку Уважаемые коллеги! Если вы желаете воспользоваться презентацией, вам необходимо перейти по указанной выше ссылке и скачать архив. После сохранения архива на ваш компьютер разархивируйте папку "Помнить, чтобы жить", и презентация будет воспроизводиться с видео и аудиоматериалом.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: Надежда
Просмотров: 1637 | Загрузок: 191 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 2.4/5
Всего комментариев: 5
5 Ольга  
Тема и разработка урока очень актуальная.Урок можно использовать не только в коррекционной школе, а в любом образовательном учреждении, как в учебной деятельности, так и во внеучебной.
В том числе очень удачен урок для использования в мероприятих, направленных на патриотическое воспитание учащихся.
В уроке используются краеведческие материалы, которые каждый учитель может добавить свои, в зависимости от региона, где он живет.
В разработке представлено хорошее техническое сопровождение.Если открыть ссылку на презентация к уроку, то можно воспользоваться замечательными видео и аудио материалами.
Спасибо огромое за разработку не только урока, но и внеклассного мероприятия!Обязательно буду использовать в своей деятельности.

4 Татьяна  
Урок очень понравился! Спасибо!

3 Кристина  
Урок очень эмоциональный! Большое спасибо!

2 Ксения  
Урок интересный. Удачно вставлен краеведческий материал.

1 Людмила  
Очень интересный урок для патриотического воспитания молодежи.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик