Тема проекта: «Я рядом с мамой и папой»
Проблема Как воспитать мальчика мальчиком, а девочку девочкой?
Актуальность Женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не разделяя половое и нравственное воспитание. В противном случае при становлении личности девочки или мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Все это определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
Цель: создавать условия для полоролевого формирования мальчиков и девочек.
Задачи 1.Формировать понятия о человеке как мужчине и женщине; особенностях поведения людей в зависимости от половых различий; доминирующих видах деятельности и увлечениях разного пола; способах проявления заботы, внимания, интереса к лицам своего и противоположного пола. 2.Совершенствовать умения детей разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении практических задач, в игровой деятельности. 3.Воспитывать у детей способность устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в больших и малых группах.
Принципы работы над проектом Принцип научности - предполагающий отражение в предъявленном материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения. Принцип доступности - обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых особенностей личностного развития детей дошкольного возраста. Принцип прогностичности - ориентирующий на осознанное восприятие детьми предполагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения. Принцип последовательности и концентричности - обеспечивающий постепенное обогащение содержания различных сфер психосексуальной, нравственно - этической и семейно - бытовой культуры по темам и блокам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков). Принцип системности - предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимоотношениях между людьми разного пола как системе систем, в которой все объекты, процессы, явления, поступки, переживания находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности. Принцип интегрированности - предусматривающий возможность использования содержания культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т. Д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной). Принцип культуросообразности - обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе приобщения к нравственно - этической семейно - бытовой культуре. Формы работы 1. Организованная форма обучения 2. Совместная деятельность педагога и детей 3. Самостоятельная деятельность детей Методы и приемы: - Экскурсии; - Беседы; - Наблюдения; - Изучение специальной литературы (научной, художественной); - Совместная, продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей. - опытническо - исследовательская деятельность детей; - Дидактические и подвижные игры с детьми; - Сюжетно - ролевые игры. Направление проекта: Работа с детьми Материально-техническое обеспечение - Аудиосистема - Видеосистема - Предметно-развивающая среда - Литература -Дидактические игры - Иллюстративный материал Результативность 1.Дети имеют представления о содержании социальных ролей мужчины и женщины. 2.Сформированы эмоционально - положительные отношения к выполнению социальных ролей 3.Сформирована адекватная полу модель поведения. 4.СФормированы предпосылки поисковой деятельности, познавательной и интеллектуальной инициативы у детей. 5. Сформированы умения использовать пространственную среду для сюжетно - ролевых игр. 6. Повысился уровень ролевого взаимодействия между детьми. Классификация проекта Тип проекта: Информационно практико-ориентированный. Вид проекта: групповой, долгосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители Возраст детей - 6-7 лет Срок реализации - 4 месяца Этапы работы над проектом Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап. Целеполагание 1.Формирует проблему (цель) и продукт проекта. 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формирует задачу. 1.Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта. 2 этап. Разработка проекта. 1.Помогает в решении задачи. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Организует деятельность. 1.Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение амплуа. 3 этап. Выполнение проекта. 1.Практическая помощь (по необходимости) 2.Направляет и контролирует осуществление проекта. 1. Формирование специфических знаний, умений и навыков. 4 этап 1 .Подготовка к презентации. 2. Презентация. 1.Готовят продукт деятельности к презентации. 2.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Планирование мероприятий[/b] Ноябрь 1.Беседа « Мальчики и девочки». 2.Беседа « Мужчины и женщины в семье». 3.Экскурсия в кадетскую школу. 4.Экскурсия по детскому саду 5.Беседа « Мальчики - маленькие рыцари» 6.Беседа « Девочки - будущие мамы».
Декабрь 1.Обсуждение и планирование деятельности детей. 2.Обращение за помощью к родителям. Домашнее задание « Папа, мама и я...» (рисунок) 3.Подбор и изучение литературы (энциклопедии, картинки, открытки) 4.Беседа « Мальчики - будущие мужчины». 5.Работа в « Уголке мужского дела» 6.Конструирование « Здания» 7.Беседа « Девочки - маленькие хозяюшки». 7.Игровая зона «Ателье» 8.Конструирование из бумаги «Мебель»
Январь 1. Домашнее задание « Нарисуй сказку» «Я - маленькая помощница в доме» 2.Изготовление кроссвордов про мальчиков и девочек. 3.игра « Я знаю 5». 4.Сюжетно - ролевая игра «Мы служим на границе» 5.Сюжетно - ролевая игра « Салон красоты» 6.Сюжетно - ролевая игра«Семья» 7.Совместная работа детей, педагогов и родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно - ролевым играм.
Февраль. Презентация проекта Развлечение « Хорошо рядом с мамой и папой»
«Паутинка» самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде группы
Центр искусства Рисование « Папа, мама и я» « Нарисуй сказку» «Я-маленькая помощница в доме»
Центр математики Измерить длину и ширину материала для нахождения центра для пришивания пуговицы. Выяснить из каких геометрических фигур состоят постройки домов. Центр науки Сбор коллекции пуговиц, ткани, гвоздей, шурупов, винтиков, болтов.
Центр строительства Конструирование «Здания» с использованием различных строительных наборов. « Мебель» Изготовление из бумаги и бросового материала. Центр экспериментирования Измерение жидкости, Взвешивание различной крупы, железа и т.д. Центр «Умелые руки» Умение пришивать пуговицы, прибивать гвозди, вкручивать шурупы и т.д.
Центр игры Сюжетно - ролевая игра «Мы служим на границе» Сюжетно - ролевая игра « Салон красоты» Сюжетно - ролевая игра « Семья» Словесная игра «Я знаю 5»
Центр книги Чтение: « Заплатка-Н. Носов « Чем пахнут ремесла» Дж. Родари « Крошечка -Хаврошечка» р.н.с. «Помощники»Н.Калинина. Рассматривание альбомов «Профессии», « Моя семья»
Центр движения Ритмическая гимнастика для девочек. Утренняя гимнастика для мальчиков Подвижные игры « Разноцветный букет», « Живые прыгалки», « Разные дети».
Литература 1. Евдокимова 1.С. Технология проектирования в ДОУ - Москва, творческий центр « Сфера», 2006. 2. Киселева Л.С., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - Москва, АРКТИ, 2003. 3. Иванова Т.В. Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Издательско - торговый дом « Корифей» Волгоград2008. |