СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

семья симфонического оркестра
[ Скачать с сервера (12.5Kb) ] 13.05.2013, 17:37
ПРОЕКТ УРОКА «СЕМЬЯ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА»
РАБОТУ СОСТАВИЛА: Попова Юлия Евгеньевна
Учитель музыки Юго-Камской СОШ
Пермского края

Тема урока: Семья симфонического оркестра.
Тип урока: Урок-рефлексия.

Цель: Определить сформированность навыков распознавания инструментов симфонического оркестра и их звучания.

Задачи:
1. Мотивировать детей к работе на уроке.
2.Выявить, как обучающиеся запомнили героев симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева.
3.Обобщить знания о группах симфонического оркестра.
4.Выявить, насколько обучающиеся запомнили звучание каждого инструмента симфонического оркестра.
5.Развивать творческие способности детей.
6.Систематизировать знания об инструментах симфонического оркестра.

Оборудование:
1. Компьютер или ноутбук.
2. Проектор.
3. Экран.
4. Музыкальный центр.
5. Фортепиано
6. Диск с музыкальным произведением: Ж.Бизе увертюра к опере «Кармен»
7. Ноты с песней на выбор детей.

Наглядный материал:
1. Конверт с письмом.
2. Буквы на доске с зашифрованной фамилией композитора.
3. Картинки с изображением музыкальных инструментов.
4. Картинки с изображением героев сказки С. Прокофьева «Петя и волк».
5. Карточки с названиями музыкальных инструментов и групп, к которым они относятся.
6. Названия групп симфонического оркестра (надпись на доске).

Организационно-психологический момент:

Приветствие:
Учитель поёт: Здравствуйте ребята, добрый день!
Ученики: Добрый день!
Фронтальная деятельность.

(Стук в дверь, заходит человек в костюме почтальона)
Почтальон:
Здравствуйте! Это 3»А» класс?
Уч-ки: Да.
П-он: Тогда это письмо вам.
Уч-ль: Спасибо. Ребята, кто-же нам отправил это письмо. Если оно адресовано нам, то можно прочитать. Вам интересно?
Уч-ки: Да!
Уч-ль: И мне тоже.

Актуализация затруднения

Пишет какой-то незнакомец:
«Дорогие ребята! Я узнал, что в вашем классе учатся замечательные, умные дети. Помогите, пожалуйста, разгадать мне загадки, а то я никак не могу справиться с этим заданием».
Уч-ль: Интересно, кто-же это написал? Но кто бы это, ни был, поможем?
Уч-ки: Поможем!
Уч-ль: Тогда слушайте:
1. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется? (скрипка)
2. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит -
В ногу всем шагать велит. (барабан)
3.Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (рояль)
4.У скрипки есть огромный брат.
Огромней он во много крат.
Смычок коснется струн сейчас,
И мы густой услышим бас. (контрабас)

Уч-ль: Молодцы, быстро ответили на задание нашего незнакомца. А какая связь между этими загадками?
Уч-ки: Все загадки об инструментах симфонического оркестра.
Уч-ль: Да, вы абсолютно правы. Мы знакомились с инструментами симфонического оркестра на протяжении нескольких уроков.
Ребята! А вы знаете все инструменты симфонического оркестра?
Уч-ки: Да!
Уч-ль: Хорошо, но прежде я дочитаю письмо: «Ребята, я посылаю вам диск с замечательной музыкой, послушайте её и скажите, какие инструменты вы услышите…
(звучит фрагмент из увертюры к опере «Кармен»)
Уч-ль: Вы готовы ответить на вопрос незнакомца?
Уч-ки: Да!
Выявление места и причины затруднения

- Какие инструменты вы услышали? (ответы)
- Какая группа инструментов начинала произведение, а какая продолжила? (ответы)
- Да, что-то у нас все не очень гладко. Я вижу, что кое-какие группы инструментов, с которых начинались встречи, вы немного подзабыли.
Как вы думаете, чем же мы в таком случае будем заниматься сегодня на уроке?
Уч-ки: Вспоминать и закреплять знания об этих инструментах.
Уч-ль: Верно. Но кто-же все таки послал нам это письмо? (переворачивает лист). Ребята, здесь продолжение: (читает)
«Друзья, я не только знаю все названия инструментов, но могу на слух отличить звук каждого из них. В своем деле я профессионал. Отгадайте, кто я?
Уч-ки: Это дирижер. Человек, который управляет оркестром.
Уч-ль: Инструментов в оркестре много. У каждого из них свой тембр. А что такое тембр?
Уч-ки: Окраска голоса или звука.
Уч-ль: Голоса инструментов поют и печально и радостно, задумчиво и величаво.
Ребята! Я предлагаю поработать в группах, чтобы закрепить знания о дружном семействе инструментов симфонического оркестра.

Проект выхода из затруднения и его реализация
Групповая деятельность:

Уч-ль: А как вы думаете, для чего вы разделились на группы?
Уч-ки: Чтобы работать в команде.
Уч-ль: А когда команда работает хорошо?
Уч-ки: Когда каждый умеет друг друга слушать и слышать.
Уч-ль: Хорошо. Тогда для начала выберем капитана команды, чтобы он в конце работы смог оценить каждого ученика своей группы (выбирают). А теперь придумайте название команды, чтобы оно соответствовало теме нашего урока (придумывают). Вам слово.
Уч-ки:
1 команда: капитан Саша. Наша команда: «Валторна»
2 команда: капитан Маша. Наша команда: «Симфония» и т.д.
Уч-ль: (надпись на доске): Здесь зашифрована фамилия композитора. Посовещайтесь и решите кто это. Чья команда будет готова, капитан поднимает руку.

к ф п е р о в ь о

Уч-ки: Это Прокофьев
Уч-ль: А кто помнит, как его зовут этого композитора и название его знаменитой симфонической сказки?
Уч-ки: Сергей Сергеевич. Сказка «Петя и волк»
Уч-ль: А почему она именно симфоническая?
Уч-ки: Потому, что каждого героя сказки изображает инструмент симфонического оркестра.
Уч-ль: Молодцы! Итак, задание №1. «Петя и волк». Капитаны, пройдите ко мне и вытяните героев сказки для вашей команды.
(капитаны вытягивают картинки с изображением героев сказки)
1 команда: ваш герой: Петя.
2 команда: ваши герои: птичка, волк и дедушка
3 команда: вам достаются: утка, кошка и охотники
(раздаются картинки с изображением музыкальных инструментов).
Уч-ль: Вы должны оставить на столе те инструменты, которые изображают выбранных капитанами героев, а остальные сложить в сторону. Время ограничено, приступайте…
Уч-ль: Все справились, а теперь проверяем: (на экране):
Петя: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Птичка: флейта
Дедушка: фагот
Утка: гобой
Охотники: барабаны и литавры
Волк: валторна
Кошка: кларнет.
(каждый ответ сопровождается звучанием инструмента появившегося на экране).

Уч-ль: Капитаны, у кого из ребят вашей команды возникли затруднения в этом задании?
(ответы капитанов)
Уч-ль: А теперь немножко отдохнём.

Музыкальная физкультминутка.
(исполняется на мотив выбранной учителем мелодии. Например: частушки, «Во саду ли…»
Я пришел в театр с утра (дети шагают на месте)
Закружилась голова, (круговые движения головой)
Музыканты – там и тут (наклон головы вперёд, назад, вправо, влево)
Все меня к себе зовут. (рукой «зовёт» к себе)
Одному я подмигнул, (подмигивают)
Он мне – головой мотнул. (наклон головы и туловища вперёд)
Посмотрел другому вслед (вытянуться на носочки, руку держа не уровне
бровей)
Вдруг скрипач мне шлёт привет. (помахать левой рукой)
Встретил тут-же,пианиста (имитируют игру на музыкальных
инструментах)
Трубача и гитариста.
Свысока они глядят, (потянуться на носочках, руки вверх)
Дать автограф все хотят. (плавные волнообразные движения правой
рукой)
Вдруг меня толкнула мама, (покачаться туловищем вправо, влево)
Ну, вставай, дружок, с дивана!
Это был всего лишь сон, (развести руками по сторонам)
Сон хороший, вещий сон. (сложить ладошки под щёки и помотать
плавно головой)

Уч-ль: Ребята! Вы сегодня работаете в группах. А к нашему уроку слово «ГРУППЫ» имеет какое-то отношение?
Уч-ки: Да. В симфоническом оркестре все инструменты тоже делятся на группы.

Первичное закрепление

Уч-ль: Верно. Задание №2. «Верный путь».
Вам будут даны карточки, где слева – название музыкального инструмента, а справа название групп, в которые они входят. Нужно провести стрелочки-дорожки, которые укажут путь каждому из инструментов в свое семейство (раздаются карточки). Задание понятно? Тогда в путь!

ОРГАН

БАРАБАН
ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ
ФЛЕЙТА

КОНТРАБАС

АРФА

ВАЛТОРНА СТРУННО-СМЫЧКОВЫЕ

ВИОЛОНЧЕЛЬ

ГОБОЙ УДАРНЫЕ

ТРУБА

ФОР-НО МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ

ТРОМБОН

ФАГОТ ОДИНОЧНЫЕ

(подводятся итоги)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Уч-ль: А теперь следующее задание на смекалку. Я попрошу капитанов вытянуть задание для каждой команды.
Подчеркните в каждом предложении слова, соответствующие данному определению:
1 команда: В состав симфонического оркестра дополнительно включается: труба, тарелки, орган, арфа, скрипка, челеста, кларнет, треугольник.
2 команда: Два самых высоких инструменты симфонического оркестра: туба, гобой, альт, скрипка, контрабас, фагот, флейта, труба, кларнет.
3 команда: Два самых низких инструмента симфонического оркестра: барабан, контрабас, литавры, фортепиано, скрипка, ксилофон, туба, тромбон.

(подводятся итоги задания)

Уч-ль: Задание № 4 «Творчество работает на будущее».
Каждой группе заранее было дано задание: придумать новый музыкальный инструмент для симфонического оркестра и рассказать о нем. Будьте готовы к тому, чтобы оценить результат работы команды соперников.
(один представитель от команды защищает проект).
Уч-ль: Ребята, дайте, пожалуйста, оценку работы команды соперников.

Музыкальная пауза.
(дети исполняют на выбор любимую песню по группам: 1 команда - 1-ый куплет,
2-ая – второй, 3-я – третий. Припев - все вместе)

Включение в систему знаний и повторение
Фронтальный опрос.

Уч-ль: А теперь работаем все вместе. Задание №4.
Нужно узнать, что за инструмент будет сейчас звучать, при правильном ответе он появится на экране. Кто уверен в правильном ответе поднимает руку.
А) арфа
Б) виолончель
В) рояль
Г) флейта (возможны другие варианты)
(ответы детей)
Уч-ль: Молодцы, справились. А для кого это задание было слишком трудным? (ответы детей).
Рефлексия:

Уч-ль: Я попрошу всех встать. Посмотрите, на доске написаны группы музыкальных инструментов, и те действия, которые вы должны выполнять, если инструмент относится к данной группе. На экране, при правильном ответе, вы увидите и услышите их голоса.
Медные и деревянные духовые – хлопаем
Струнно-смычковые – топаем
Ударные – подпрыгиваем
Одиночные – киваем головой.
(Появляются инструменты: орган, литавры, ксилофон, альт, контрабас, кларнет, туба, виолончель, валторна, тарелки и т.д )

Уч-ль: Какую тему мы сегодня повторили и закрепили?
Уч-ки: Симфонический оркестр.
Уч-ль: А теперь слово капитанам подвести итоги и оценить работу каждого.
(капитаны оценивают: кому понадобилась помощь в работе, а кто справлялся без затруднений).

Итог урока:

Уч-ль:Вот и подошел к концу наш урок. Как вы сегодня поработали?
Уч-ки: Хорошо, отлично.
Уч-ль: А кто испытывал затруднения и в каких заданиях? (ответы)
На уроках мы вслушиваемся в звучание инструментов симфонического оркестра, самого разнообразного по тембрам и звуковым краскам, где каждый инструмент обладает своим характером.
Несколько веков симфонический оркестр создавался как единая семья. Он мог состоять из 20-ти музыкантов, а мог включать и более двухсот.
Ваш класс – это как единая, дружная семья. Тоже самое можно сказать и о симфоническом оркестре. И примером моих слов пусть послужит музыка, предложенная нашим дирижером. Вы хотите дослушать её до конца?
Уч-ки:Да!
(слушание)

Уч-ль: На этом, встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. Мы будем ещё и ещё наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому…
Уч-ки: Симфонический оркестр.
Уч-ль: Большое спасибо за урок. До следующей встречи…
(под увертюру к опере Ж.Бизе «Кармен» дети выходят из класса).
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: юлия
Просмотров: 930 | Загрузок: 186 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик