СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

проект для детей старшего дошкольного возраста "Мир наоборот"
[ Скачать с сервера (124.8 Kb) ] 08.05.2013, 16:11
Проект
«Мир наоборот»

Составила:
Филатова О.М. старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №224"Здоровье" г.Барнаула

Проект «Мир наоборот»
1 этап. Целеполагание
Актуальность
Если мы хотим научить думать, то, прежде всего, мы должны научить придумывать.
Дж. Родари
Нелепицы, небылицы, нескладушки… А они-то начинаются с детских перевёртышей и словотворчества наших малышей! Сколько позитива в этих детских высказываниях! И ведь они вполне серьезны и, главное, более точно выражают суть происходящего или предмета, чем наши «взрослые» слова. Нелепицы. Что это значит?
НЕЛЕПИЦА (бессмыслица, нелепость), по определению Википедии — это «литературный жанр, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями». В Новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремова написано: «Нелепица, нелепый, нелепость – бессмыслица, чепуха, неразумный, лишенный смысла».
Значит, синоним слова нелепица — бессмыслица. Нелепый – значит бессмысленный, нескладный, несвязный.
Упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов.
Чуковский К.И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»…
Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.
Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава».

Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческий.
По содержанию: познавательный.
По числу участников проекта: групповой (15-21 человек, подготовительная группа).
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатель подготовительной группы.

Цель:
Развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление при помощи составления нелепиц.

Задачи:
1. Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы»
2. Развивать воображение и фантазию детей.
3. Развивать все стороны устной речи.
4. Учить самостоятельно придумывать небылицы.
5. Создать положительный эмоциональный настрой.

Принципы:
1. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
2. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
3. Принцип природособразности – учитывается возраст детей и их интересы.

Предполагаемые результаты:
1. Развитие у детей фантазии и воображения.
2. Научить детей составлять короткие небылицы.
3. Подобран художественный материал и создана картотека небылиц.

II этап. Разработка проекта.
1. Довести для участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
3. Подобрать материалы, атрибуты для театрализованной деятельности.
4. Просмотреть мультфильм «Небылицы в лицах».
5. Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.
6. Составить перспективный план мероприятий.

III этап. Выполнение проекта.

Организованная деятельность для детей:
- просмотр мультфильма «Небылицы в лицах»;
- тест «Нелепицы» (приложение №1);
- чтение сборника небылиц и нелепиц в стихах «Все наоборот»;
- дидактические игры «Небылицы и перевертыши из жизни», «Ситуации», «Противоположности», «Бывает – не бывает», «Путаница», «Что не так», (приложение №2);
- рисование противоречий;
- инсценировка нелепицы «Чудаки» Ю.Владимирова.

Организованная деятельность для педагогов:
- подбор художественного материала «Большая книга нелепиц» (приложение №3);
- составление картотеки нелепых картонок;
- выставка детских книг;
- выставка совместных творческих работ родителей и детей «Чего на свете не бывает»;
- оформление газеты для родителей с нелепицами из жизни детей.

Содержание работы

1 день
Подготовительный этап - Оформление выставки детских книг «Мир наоборот» (худ.книги с небылицами). Привлечь внимание детей к литературному жанру «Небылицы».

- Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах» Предоставить детям наглядный пример небылиц.
- Тест «Нелепицы»
оценить элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами окружающего мира.
- Дидактическая игра «Нелепицы и перевертыши из жизни» Учить детей составлять или вспоминать нелепицы, которые с ними происходили
2 день
Чтение книги «Все наоборот» Продолжать знакомить детей с небылицами
Дидактические игры «Бывает – не бывает», «Ситуации» Учить составлять и узнавать нелепые ситуации.
Рисование противоречий Учить детей отражать в рисунке нелепые ситуации
Составление картотеки нелепых картинок Подбор наглядного материала по теме проекта
Составление «Большой книги нелепиц» Подбор литературного материала по теме проекта
3 день Чтение книги «Все наоборот» Продолжать знакомить детей с небылицами
Дидактические игры «Что не так?», «Путаница», «Противоположности» Продолжать учить детей узнавать нелепицы и небылицы
Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Чего на свете не бывает» Привлечь родителей для совместного творчества и участия в организации выставки
Подбор материала для оформления газеты для родителей
4 день Оформление газеты для родителей «Небылицы в лицах» Заинтересовать родителей
Подготовка атрибутов, разучивания стихотворения для инсценировки Привлечь и заинтересовать детей в участии в театрализованной деятельности
5 день Инсценировка нелепицы Ю.Владимирова «Чудаки» для детей старшей группы Поделиться опытом и познакомить детей старшей группы с литературным жанром «Небылицы»

Приложение №1
Тест "Нелепицы"
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Приложение №2
Дидактические игры, основанные на небылицах

1. Небылицы и перевёртыши из жизни.
Сочинение небылиц, основанных на собственных ошибочных действиях. Например, ваш малыш может «надеть ошибочно варежку на ногу»… так, может появиться история-небылица или рифмованное стихотворение – нелепица. Однажды моя маленькая дочка подбежала ко мне словами: «Мама, мама, меня сова укусила!» Сова – это оса! Так у нас появился рассказ о сове-осе, который мы вспоминаем до сих пор.
2. Ситуации.
Наряду с игрой «Чего не бывает на свете», можно поиграть в игру «Ситуации». Взрослый предлагает определенную ситуацию, а ребёнок должен ответить, может ли это быть на самом деле. Лучше, конечно, поочередно предлагать реальные и несуществующие ситуации.
3. Картотека.
Вместе с ребёнком можно нарисовать картинки по определённому сюжету (на заборе медведь, в берлоге кошка, собака в будке, дятел на насесте, корова на лугу и т.д.). Сделать картотеку нелепых картинок и играть. Ребёнок должен определить, на какой картинке нарисована правда, а на какой – вымысел.
4. Противоположности.
По очереди с ребенком придумывайте одно-два предложения о каких-либо событиях: реальных и нереальных. Если ребёнку трудно самостоятельно придумать предложение, то эту игру можно провести другим способом: взрослый говорит предложение, отражающее, например, реальное событие, а ребёнок говорит противоположное, с нереальным событием. Или наоборот.
5. Бывает – не бывает.
Расскажите ребёнку маленький рассказ. А потом попросите малыша проанализировать его с точки зрения небылиц: бывает – не бывает. Или взрослый говорит, например, предложение: «Ученик несёт портфель», а ребёнок меняет местами слова в предложении и получает то, чего не бывает.

6. Игра Путаница.
Прочитайте стихотворение Фр. Галаса «Мир наоборот».
Дым столбом валил в трубу,
Месяц с неба выл на пса,
Птицы пугало пугали,
Ела кошку колбаса…
Хулиганов били стёкла,
Пыль пошла – вода промокла,
Тень отбрасывала шест –
Это всё в один присест
За шесть лет я сочинил
Пока я голову чинил.
Теперь, когда ребёнку понятно, что такое путаница, можно с ним поиграть. Договоритесь, что вы придумываете слова, отвечающие на вопрос «ЧТО?», а он на вопрос «ЧТО ДЕЛАЕТ?». Если вы организуете игру с группой детей, то их можно разделить на две команды. Затем берутся слова от каждой команды и составляются пары – словосочетания. Например: кот спит, черепаха поёт и т.д. Обсуждают, что не так, где же возникла путаница?
Другой вариант игры. Придумываются предложения-перевёртыши. Ведущий читает предложение, дети придумывают перевёртыши. Например, прямое предложение «В магазине продают сыр». Перевёртыш – «Сыр продаёт магазин» и т.д. Конечно, это смешно и такого быть не может!
7. Что не так.
Определите тему рисунка. Например, осень. И рисуйте с ребёнком тематический рисунок, потом поменяйтесь и пусть каждый расскажет, что же на рисунке не так, как в жизни.
8. Рисование противоречий.
Прочитайте стихотворение «Ералаш».
Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
(автор неизвестен)
Предложите детям нарисовать, какие противоречия и нелепицы они запомнили.

Приложение №3
Подбор литературного материала «Большая книга нелепиц»
***
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.
***
Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
***
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.
***
Мамонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.
***
- Зайчик белый, куда бегал?
- Во лес дубовый.
- Чего делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Я не знаю, я не знаю.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.
***
Иван Топорышкин
Д. Хармс
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
***
Бочонок собачонок
Б. Заходер

- Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха -
Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы -
Четыре метра!
Писку-визгу -
Двести граммов
Плюс пол-литра
Шумов-гамов,
Да ещеГлоток веревки
И моточек газировки! -
- Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
ТюкМальчишек,
ПукДевчонок
Да бочонокСобачонок!
***
Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица –
Получилась перепутаница.
В. Бурыкина.
***
Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.
На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
***
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
З. Александрова.
***
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?
Л. Станичев.

Чудаки
Ю.Владимиров
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков:
Один пятак
– На кушак,
Другой пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак –
На кушак,
Который пятак –
На колпак,
А который пятак –
Так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
– Извините,
Но с нами беда:
Мы забыли –
Который – куда:
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак –
Так.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: lelik224 | Теги: Развитие речи, небылицы, нелепицы, проект
Просмотров: 5682 | Загрузок: 262 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.4/7
Всего комментариев: 3
3  
Хороший проект для работы в детском саду.

2  
интересный проект....мне как специалисту можно взять на воорожение

1  
Действительно дети в этом возрасте очень любят придумывать всякие небылицы, фантазировать, используя своё детское нестандартное воображение. И вы с помощью проекта помогли детям в их творчестве.Очень интересно получилось, спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик