+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

Интегрированный урок музыки и литературы в 9 классе Образ дороги, выраженный в слове и в музыке (по поэме Гоголя «Мертвые души»).
[ Скачать с сервера (104.5 Kb) · Скачать удаленно (8,5 МБ) ] 08.05.2013, 12:41
Образ дороги, выраженный в слове и в музыке
(по поэме Гоголя «Мертвые души»).
План – конспект урока.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1. Помочь детям найти точки соприкосновения двух искусств: литературы и музыки.
Задачи урока.
Учебные:
1. Закрепление умений аргументировать свою точку зрения, грамотно строить ответ-рассуждение, опираясь на литературный текст и особенности музыкального произведения;
2. Закрепление знаний о выразительных средствах языка и музыки, и их роли в произведении;
3. Расширение словарного запаса учащихся;
Развивающие:
- развивать общеучебные умения и навыки (анализ, сравнение, обобщение);
- развивать творческие умения;
- развивать умение работать в группе.
Воспитательные:
- развитие познавательного интереса к различным видам искусства;
- воспитание умения слушать друг друга, уважительно относится к чужому мнению
Методы урока:
• репродуктивный;
• поисковый;
• исследовательский.
Формы работы:
• индивидуальная;
• групповая;
• фронтальная.
Перед уроком даются групповые (3 – 4 человека) и индивидуальные задания.
Группе музыковедов (в каждом классе, наверное, найдутся дети, увлекающиеся музыкой) подготовить краткие справки-информации
- о композиторе Шнитке А.Г.;
- о полистилистике в музыке;
- об опере Р.Щедрина «Мертвые души».
Группе литературоведов:
- найти во 2 и 3 главах поэмы описание дороги, выписать глаголы движения;
- повторить понятия: риторический вопрос, риторическое обращение, инверсия; определить их роль в поэме (гл.11).
Группе лингвистов найти в словарях:
- глагол «колесить»;
- значения слов «жизненный» и «житейский»;
- синонимы к слову «дорога».
Индивидуальные задания – подготовить выразительное чтение (желательно наизусть) отрывков (с сокращениями) из поэмы:
• «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»
• «Русь! Русь! Вижу тебя»
• «И какой же русский не любит быстрой езды?»
Ход урока.
Слово учителя литературы.
Образ дороги, выраженный в слове и в музыке – такова тема нашего урока(слайд 1). А эпиграфом урока станут слова поэмы: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»(слайд 2). Записываем тему и эпиграф. Негромко начинает звучать музыка…
На фоне музыки (А. Шнитке «Объяснение в любви» из к/ф «Сказка странствий») ученик читает отрывок из поэмы (в сокращении):
«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… А ночь! небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Боже! Как хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»
Учитель музыки (слайд3)
Очень проникновенные строки! Это ведь сам Гоголь так глубоко любил дорогу, так самозабвенно «хватался» за нее в трудные дни своей жизни. Образ дороги пронизывает всю поэму, раскрывая различные грани. Разные грани гоголевской дороги мы и должны сегодня увидеть и понять.
Вы услышали, как проникновенные строки писателя гармонично легли на музыку Альфреда Гарриевича Шнитке…
Сообщение учащегося из группы музыковедов:
(Слайд 4) Альфред Гарриевич Шнитке – замечательный композитор II половины XX века. Композитор с мировым именем, наш соотечественник и земляк. Родился в городе Энгельсе Саратовской области. Его имя носит Саратовская филармония. В 80 - е годы XX века А. Шнитке был увлечён творчеством Н.В. Гоголя, с именем которого связаны почти все виды искусства. Композитор глубоко проник в мир гоголевских героев. Его музыка сопровождает похождения Павла Ивановича Чичикова в кинофильме «Мёртвые души» и органично вплетается в художественную канву фильма. «Ревизская сказка» - так А. Шнитке назвал свою музыку к одноимённому спектаклю театра на Таганке в Москве.
Учитель литературы.
- И сегодня, чтобы глубже понять образ гоголевской дороги, мы с вами обратимся к музыке современных композиторов, к иллюстрациям современных художников.
- Обратимся к поэме. Вновь откроем первую страницу… (читаем первое предложение). Начинается поэма образом дороги. Въезд Чичикова не был сопровожден ничем особенным, только…
(Слайд 5) Въезд Чичикова не был сопровожден ничем особенным, только…
- Какое уточнение делает Гоголь? (разговор о колесе)
- Какова роль разговора о колесе?
- Почему бричка Чичикова «В Казань не доедет»? Какой намек скрывается за этой фразой? («колесо», на которое уселся самодовольный Чичиков, «кривовато», русским пространством ему не овладеть)
Дорога, по которой едет Чичиков (Слайд 6)
- Какова дорога, по которой едет Чичиков?
Учащиеся-литературоведы зачитывают найденные эпизоды:
«С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу… Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле». (Гл.2)
«Между тем Чичиков стал примечать, что бричка качалась во все стороны и наделяла его пресильными толчками; это дало ему почувствовать, что они своротили с дороги и, вероятно, тащились по взбороненному полю». (Гл.3)
«Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. То и другое было причиною, что они не могли выбраться из проселков до полудня. Без девчонки было бы трудно сделать и это, потому что дороги расползлись во все стороны, как пойманные раки, когда их высыплют из мешка, и Селифану довелось бы поколесить уже не по своей вине». (Гл.3)
- Какую дорогу вы увидели? Нарисуйте словами…
- Совпадает ли ваш «рисунок» с иллюстрацией В. Н. Горбуновой? (слайд 6)
- Какое сравнение помогает нам представить дорогу Чичикова? (как пойманные раки). В чем символическое значение такого сравнения?
- Какие глаголы вы услышали? (после ответов класса литературоведы дополняют)
(Слайд 7) Какой есть однокоренной глагол к слову «колесо»? Что он обозначает?
- Проверим себя: обратимся к словарю В.И. Даля
Слово лингвистам:
Колесить – делать объезд или обход; ездить околицей, кругом; плутать, блуждать; говорить намеками, не прямо.
- Как эти значения соотносятся с образом Чичикова?
- Ю. М. Лотман писал: «…пространство должно быть не только обширным (или безграничным), но и направленным, находящийся в нем должен двигаться к цели. Оно должно быть дорогой. Дорога - одна из основных пространственных форм, организующих текст «Мертвых душ». Все герои, идеи, образы делятся на принадлежащие дороге, устремленные, имеющие цель, движущиеся - и статичные, бесцельные» .
- К каким героям принадлежит Чичиков? Почему у его дороги нет направления (колесит, как раки))?
Дорога и путь. Словарная работа. (Слайд 8)
- Какой синоним к слову дорога вы можете предложить?
(при необходимости даем слово лингвистам)
- Ю. М. Лотман считал, что в поэме Гоголя «Дорога» - некоторый тип художественного пространства, «путь» - движение литературного персонажа в этом пространстве» . Путь Чичикова… Что можете вы сказать о пути героя? О цели его пути?
- Слово «путь» часто сочетается с прилагательными жизненный и житейский. Как вы их понимаете? В чем видите различия?
Слово лингвистам (на слайде «ладошкой» открываем значения слов):
Жизненный –
1. Относящийся к жизни.
2. Близкий к жизни, к действительности, к реальности.
3. Важный для жизни, общественно необходимый.
Житейский – обыденный, свойственный повседневной жизни.
Суетный (дополняет словарь Даля).
Какое из них более подойдет к «пути» Чичикова? (по щелчку – правильный ответ)
- Как взаимосвязаны дорога и жизненный путь Чичикова? (У Чичикова мелкая, своекорыстная цель и, соответственно с этим, траектория движения коротка, дорога водит его по кругу).
- Мы видим, что дорога имеет не только прямое, «вещественное» значение, но и приобретает символические и метафорические смыслы. Какие? (Дорога - путешествие в пространстве с определенной целью - житейский путь Чичикова)
Учитель музыки.
Мотив жизненного пути – это вечная тема. Уже много веков поднимается этот вопрос: какой выбрать путь, кому под силу пройти, как его пройти? Послушайте, как рисует образ дороги, жизненного пути Альфред Шнитке (слайд 9):
(Шнитке. Вступление к к/ф «Мертвые души»)
1. Опишите, что вы себе представили, слушая музыку? Каков характер музыки? (слышится стук копыт по мостовой, и колокольный звон, и что-то заунывное, и бойкое, и монотонное) А каково ее настроение?
2. Как это отображается в музыке, то есть какими художественными средствами создается образ дороги?
3. Что такое образ? Как вы понимаете это слово? (Образ в литературе, в искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления; в художественном произведении: тип, характер.)
4. А как композитору удалось воплотить свой творческий замысел? Какое выразительное средство использует композитор, чтобы передать разные грани дороги, пути? (Возможно дети знают, тогда музыковеды дополняют)
Слово музыковедам (слайд 9 по щелчку - определение):
Композитор нашел собственную новую выразительную форму – полистилистику. Полистилистика - намеренное соединение в музыкальном тексте различных, а часто и несовместимых стилистических явлений. Основной формой полистилистики служит цитирование — неожиданное введение фрагментов из чужих произведений, резко контрастирующих по стилю с авторской манерой письма.
Шнитке принадлежит изобретение термина полистилистика; за ним же закреплена в советском искусстве роль полистилистического первопроходца.
Учитель музыки.
- Перу Н. В. Гоголя принадлежат строки: «Три чудные сестры посланы укра¬сить и усладить мир: без них он бы был пустыня. [...] Музыка вся — порыв; она вдруг, за одним разом, отрывает человека от земли его, оглушает его громом могущих звуков и разом погружает его в свой мир. Она властительно ударяет, как по клавишам, по его нервам, по всему его существованию и обращает его в один трепет. [...] О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам! Волнуй, разрывай их и гони, хотя на мгновение, этот холодно-ужасный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром!».
- Можно ли сказать это о только что прозвучавшей музыке Альфреда Шнитке? Помогают ли эти слова нам понять замысел и образный строй этой музыки?
- Как музыка соотносится с дорогой Чичикова?
Учитель литературы:
- В начале поэмы автор сделал странное уточнение – «русские мужики». Почему? (подчеркивается общенациональный характер)
«Пушкин находил, что сюжет «Мертвых душ» хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героями всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» - говорил Гоголь.
- Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами?
Сравнительный анализ эпизодов главы 11:
1) «Бричка между тем поворотила в более пустынные улицы; скоро потянулись одни длинные деревянные заборы, предвещавшие конец города. Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях… городишки, выстроенные жнивьем…, чинимые мосты, поля неоглядные …, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны как мухи и горизонт без конца…»
- Из каких деталей складывается образ России? Какая это Россия? (слайд 10).
(Гоголь рисует картину, которая дает нам зримый образ России, мы вчитываемся в детали и буквально слышим "колокольный звон", слышим "карканье воронья". На душе становится печально, тревожно).
- Сравните этот эпизод со следующим.
2) Чтение отрывка наизусть (слайд 11):
«Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… Открыто – пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? … Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей песня? Что в ней, в этой песне? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами… У! какая сверкающая, чудная незнакомая земле даль! Русь!»
Учитель литературы:
- Сравните две картины: что общего вы можете отметить?
- Одним из ключевых слов в описаниях Руси является слово "пространство". Это такое пространство, перед которым "онемела мысль". Что же различного в этих эпизодах? В каком отрывке чувствуется отношение к Руси?
- Какими художественно – выразительными средствами языка передается настроение, отношение к тому, что видим вокруг? Какова их роль в тексте?
(После ответов класса литературоведы дополняют, если не были названы риторические обращения и вопросы, инверсия; приводят примеры, говорят о роли выразительных средств: выразить восхищение перед Русью, передать ее неповторимость).
Обращаю внимание детей еще на одну немаловажную деталь:
- Описывая Русь, Гоголь употребляет многочисленные глаголы с отрицанием: «не развеселят, не испугают, не опрокинется назад голова, не блеснут, ничто не обольстит и не очарует взора». Какова роль этих отрицаний?
(они усиливают удивление Русью, и появляются многочисленные "почему" и "что", риторические вопросы и восклицания)
- Обратите также внимание на пунктуационные знаки. Какую роль они играют в тексте? ( в первом отрывке – запятые, точка с запятой, а во втором - ! ?)
Учитель музыки.
- И вновь обратимся к музыке (Слайд 12). Попробуйте определить, какому из двух прочитанных фрагментов более соответствует образный строй этой музыки?
(слушаем вступление к опере «Мертвые души» Р.Щедрина (фрагмент 2-3 мин.), не называя автора и произведение)
1. Что вы услышали в этой музыке? (Ответ: грусть, слезы, страдание).
2. Какие выразительные средства использует композитор? (слышится народная песня, народные мелодии, колокольный звон).
3. Какому же из двух прочитанных эпизодов более отвечает эта музыка? (ответы разные; главное, чтобы дети смогли доказать свою точку зрения, опираясь на текст поэмы и характер музыки, а также принять другую точку зрения)
4. Близка ли эта музыка по своему мелодическому строю музыке А. Шнитке? (как правило, дети чувствуют, что по характеру, по образному строю музыка написана другим композитором)
Слово музыковедам (слайд13):
Сообщение ученика:
Да, этот музыкальный фрагмент написан другим композитором. Опера «Мертвые души», а именно оттуда прозвучал данный фрагмент, написана композитором Родионом Щедриным в 1977 году.
Вместить безгранично богатое идейно-образное содержание великого произведения Гоголя в оперу — задача исключительно сложная… чаще всего оставались без внимания лирико-философские страницы, значение которых в структуре книги исключительно велико…
В отличие от предшественников, Р. Щедрин помнил об этом. Идейным центром оперы Р. Щедрина стал образ дороги, образ России. Он сообщает произведению подлинно лирический характер, контрастный всему, что связано с похождениями Чичикова. В опере, как и у Гоголя, два плана — поэтический и сатирический. Композитору в равной мере удалось передать и поэзию русской природы, и низменный, лишенный поэзии мир «мертвых душ».
Учитель музыки.
1. Что такое опера? (Опера - (итал . opera, букв. - сочинение), музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. ...)
2. В чем особенность построения оперного спектакля? (В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Почти каждая опера начинается с увертюры -симфонического вступления, которое знакомит слушателя в общих чертах с содержанием всего действия. В опере есть музыкальные сольные номера – ария, ариозо, ариетта, каватина, их можно сравнить с монологом в драматической пьесе. Большое значение в опере имеет хор. И еще в опере участвует оркестр. Он исполняет увертюру, звучит во время всего действия, создает яркие картины и помогает нам понять чувства героев).
Сообщение ученика:
Десять лет работал Родион Щедрин над оперой «Мертвые души». Любовь композитора к великой поэме Гоголя подсказала ему самый трудный и самый верный путь. Это — противопоставление двух миров, враждебных друг другу пластов жизни. С одной стороны, вечно живой образ народа, талантливого, глубоко чувствующего, прекрасного даже в свои тяжелые времена. С другой, действительно мертвые души, все эти Плюшкины, Коробочки, Собакевичи, с их чванством, тупостью, мелочностью души и мнимым величием. Как ярко эта классовая сущность выражена в музыке с ее пронзительно русской распевностью, глубокой народностью и с беспощадно сатирическими характеристиками помещичьей плутократии. Этому подчинено все — и образный строй музыки, и инструментовка, и предопределенная автором манера исполнения.
«Мертвые души» Родиона Щедрина продолжают лучшие истинно оперные традиции. В произведении представлены все сложившиеся формы оперного жанра — арии, дуэты, квартеты, хоры, оркестровые эпизоды — словом, все компоненты традиционной большой оперы. В этой опере хоровое искусство Щедрина достигло новой вершины. Человеческий голос — самый гибкий музыкальный инструмент, способный передать все тончайшие оттенки чувств и настроений, и композитор делает уникальный эксперимент: он исключает из симфонического оркестра скрипки и заменяет их хором!
Учитель литературы:
Сверкающая, необъятная, песенная, богатырская Русь нарисована Гоголем и композитором Щедриным. И на таком необыкновенном просторе возможны таинственные, сказочные превращения: "русская тройка" превращается в огромную птицу, "дымится дорога", появляются светящиеся кони, у которых не гривы, а вихри; эти кони превращаются "в одни вытянутые линии, летящие по воздуху", а сам воздух разрывается ветром в куски.
Ученик читает наизусть:
(Слайд 14) «И какой же русский не любит быстрой езды?... Кажись неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль… Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем- гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба?... Эх, кони, кони, что за кони!... Заслышали с вышины знакомую песню, …превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху…»
- Каков строй мыслей и чувств этого эпизода?
- Сравните с началом поэмы. Какие глаголы движения используются? Какие ассоциации вызывает глагол «летит»? Какая дорога представляется?
- Каково направление движения? (Дорога вверх) Каково символическое значение такой дороги?
( дорога-спасение, дорога-надежда, дорога-вера в лучшее)
- Какой вы представляете себе птицу тройку? (слайд 14, используем анимацию: по щелчку – птица тройка Пластининой)
- Такой ли вы представляли себе птицу тройку, какой увидела ее Пластинина? Отражает ли иллюстрация гоголевский замысел?
- Обратимся к последним строкам поэмы:
Выразительное чтение: «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, все, что ни есть на земли, и, косясь, постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»
- С каким же образом связан образ птицы тройки? - Как вы понимаете последние строки: «дают ей дорогу другие народы и государства»? Каково значение дороги?
- Итак, образом дороги начинается поэма, дорога - буквально одно из последних слов текста: «…дают дорогу другие народы и государства». Но какое огромное различие между первым и последним образами дороги! Определите, как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы? Каково значение этого образа?
(В начале поэмы это дорога одного человека, определенного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце - это дорога государства, России, и даже больше, дорога всего человечества, на которой Россия обгоняет «другие народы»).
- Эти два значения, как две крайние вехи. Между ними располагаются другие значения - и прямые, и переносные, образуя сложный образ дороги. Давайте найдем еще одну грань дороги, вернемся к эпиграфу (слайд 15)
- Чья это дорога? Какими смыслами наполнена дорога? (Дорога - спасение от жизненных тревог, вдохновение, творческий полет, творческий путь Автора)
Учитель музыки:
- Гоголь заканчивает поэму вдохновенной речью о птице тройке и летящей дороге. А вот если бы вы были композитором, написавшим музыку к поэме Гоголя, то, как бы вы закончили свое музыкальное произведение, какую мысль (идею) вы развивали бы в музыке?
- Какие средства музыки помогли бы вам создать этот образ?
- Подумайте, какие изобразительные и выразительные моменты использовали Щедрин и Шнитке в своей музыке, подчеркивая нам образ птицы тройки?
- Много ли общего, сходного в музыке этих композиторов?
- Музыка какого композитора, на ваш взгляд, ярче и образнее могла бы передать образ птицы тройки?
Альфреда Шнитке очень часто называют Гоголем в музыке. И на самом деле мысли писателя и композитора во многом созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского.
Сам композитор писал о творчестве Гоголя: «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер хорошая маска для чертовщины, способ влезть в душу»
Слайд 16. (слушание Шнитке фрагмент 1 части из «Гоголь-сюиты»)
1. Итак, что же вы услышали?
2. Какое настроение предает музыка?
3. В образный строй каких персонажей вводит она слушателей?
4. О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься эта музыка?
Итоги урока. Слайд 17
- Какие же грани дороги мы увидели в поэме и услышали в музыке?
- Как образ дороги воплотился в слове и в музыке, какими выразительными средствами воспользовались мастера слова и звука?
- Почему поэма Гоголя до сих пор привлекает современных композиторов и художников?

Рефлексия.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: Марика
Просмотров: 1785 | Загрузок: 564 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик