СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ по теме «Формирование толерантных установок как один из путей создания реабилитационного пространства в детском доме»
[ Скачать с сервера (1.30 Mb) ] 08.05.2013, 10:06
Авторы: Ени Татьяна Юрьевна, Федосик Аза Михайловна
ВВЕДЕНИЕ

Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал, но в новом тысячелетии, которое ознаменовалось не только новыми достижениями в науке и культуре, но и ростом случаев появления нетерпимости, экстремизма и насилия во всем мире.
В силу специфики детского дома, как учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень часто приходится сталкиваться с проблемой толерантных отношений в среде воспитанников. Социальные сироты – особая категория детей. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. В силу многих причин, их взгляды на мир, на окружающую действительность, их мироощущения и представление о ценностях складываются таким образом, что зачастую конфликтуют с общепризнанными нормами и ценностями. В результате, в детских домах и школах-интернатах оказался сосредоточен весьма специфический контингент детей, которые отличается отягощенной и, часто, не вполне ясной наследственностью, - с одной стороны, а с другой стороны ярко выраженным депривационным синдромом. Следует отметить, что предметом нетерпимости в детском доме может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Исследования психологов и педагогическая практика показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы по формированию толерантности можно избежать проявления многих отрицательных наслоений в личности ребенка-воспитанника детского дома.
Проблема толерантности является относительно новым направлением в педагогике. Значительный вклад в исследование толерантности, её сущности и функций внесли учёные: Г. Олпорт, Э. Фром, П.Ф. Страусов, С. Колбаса, П. Николсон, М. Уолцер, А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, И.Б. Гришпун, Г.У. Солдатова, Ю.В. Пайгунова и другие. Популярность и актуальность этой проблемы обусловлена тем, что именно в формировании толерантности ученые видят способ профилактики и залог предотвращения всевозможных форм межличностных и межгрупповых конфликтов. Актуальность данной проблемы определила выбор темы данного проекта «Формирование толерантных установок как один из путей создания реабилитационного пространства в детском доме».
Главная идея проекта – создание реабилитационного пространства для воспитанников детского дома через формирование толерантных отношений между всеми участниками образовательно-воспитательного процесса в детском доме (См. Приложение № 1).

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта Формирование толерантных установок как один из путей создания реабилитационного пространства в детском доме
Авторы Ени Татьяна Юрьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе высшей категории
Федосик Аза Михайловна, воспитатель высшей категории
Исполнитель Педагогический коллектив МКОУ детский дом «Семья»
Сроки реализации проекта 2009-2013гг.
Территория реализации проекта город Ноябрьск, МКОУ детский дом «Семья»

Цель проекта выявить, обосновать и реализовать на практике систему организационно-педагогических условий создания реабилитационного пространства через формирование толерантных установок.

Задачи проекта 1.Выявить и обосновать комплекс необходимых организационно-педагогических условий для формирования толерантных установок в условиях детского дома.
2. Разработать структуру управления проектом.
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс комплекс технологий воспитания, направленных на развитие толерантных взаимоотношений в различных аспектах деятельности.
4.Определить систему критериев и показателей оценки эффективности проводимой работы в аспекте поставленных задач.
5.Обобщить полученные результаты и подготовить методические материалы для распространения результатов проекта.
Гипотеза исследования целенаправленное формирование у воспитанников и педагогов детского дома толерантных установок будет способствовать эффективной реабилитации и социализации воспитанников.
Условия реализации проекта  реализация дополнительных образовательных программ по формированию толерантности;
 развитие у воспитанников личной компетентности (обучение навыкам конструктивного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);
 становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды);
 предупреждение возникновения конфликтов при взаимодействии с окружающими (развитие навыков самоконтроля);
 создание системы самоуправления в детском доме через организацию работы пресс-центра;
 создание ситуации успеха при организации коллективного творческого дела семьи (группы).
 формирование системы специальных знаний и умений у педагогов детского дома, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе толерантности.
 толерантное отношение педагога к воспитанникам с использованием технологии педагогического диалога;
 постановка перед детьми творческих задач;
 организация выполнения коллективных творческих работ такого объема и содержания, что вероятность достижения успеха в их решении существенно выше при коллективной работе над задачей, чем при индивидуальной;
 принятие педагогом отношений между участниками работы и выделение их как одной из ведущих(основных) ценностей при выполнении коллективных творческих работ; доведение до сознания воспитанников взаимосвязи между качеством отношений в группе и эффективностью работы;
 передача детям ответственности за складывающиеся в семье(группе) отношения;
 обучение воспитанников правилам эффективной организации совместной работы на ежедневных «огоньках» (обсуждать и согласовывать планы, использовать справедливые процедуры и объективные критерии и т.д.).
 добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
 доверие к ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;
 стремление детей к сосуществованию с другими группами;
 учет интересов воспитанников, их вкусов, предпочтений и побуждение новых интересов.

Ожидаемые результаты
 выявлены и успешно реализуются механизмы становления и развития личностной и гражданской зрелости воспитанников;
 созданы организационно-педагогические условия для создания единого толерантного пространства воспитанников детского дома;
 удовлетворенность всех участников образовательно-воспитательного процесса качеством жизнедеятельности в детском доме носит устойчивый положительный характер;
 уровень толерантности всех участников образовательно-воспитательного процесса в детском доме по принятым в программе критериям имеет положительную динамику;
 большинство воспитанников умеют решать жизненные проблемы в коллективе путем активизации собственных нравственных позиций;
 каждый воспитанник осознает важность сотрудничества, умеет работать в команде, владеет навыками толерантного общения;
 удовлетворенность педагогов, воспитанников, обслуживающего персонала межличностными отношениями в коллективе;
 вовлеченность большинства воспитанников в социально значимую деятельность;
 повышение уровня воспитанности детей детского дома;
 хороший морально-психологический климат;
 созданы условия для развития детского самоуправления как фактора становления толерантности воспитанников;
 создан банк программно-методических материалов для использования в работе по формированию толерантности воспитанников детского дома;
 все педагоги владеют современными методами, средствами формирования толерантной личности и успешно их применяют на практике;
 проектная деятельность стала нормой жизни для большей части педагогов детского дома.

Базовые ценности проекта
 толерантность;
 взаимоуважение;
 великодушие в отношении других;
 умение вести критический диалог;
 уважение прав человека;
 социальная мобильность.
Приемы и средства реализации проекта
 проведение психологических тренингов, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества;
 внедрение приемов организации коллективной работы; сочетание различных форм совместной работы; организация педагогической поддержки;
 применение методов, стимулирующих социальную активность, самостоятельность, ответственность воспитанников;
 проведение индивидуальных бесед, анкетирования, социологических методов измерений;
 гармонизация отношений с целью постижения детьми науки жить среди людей;
 культивирование ценностей других наций для воспитания общности культур разных народов в образовательно-воспитательном процессе детского дома.
Методы исследования
 изучение нормативных, инструктивно-методических документов по исследуемой проблеме;
 педагогическое и психологическое наблюдение за межличностными отношениями в коллективе;
 анкетирование м тестирование педагогов и воспитанников;
 мониторинг каждого этапа реализации проекта;
 экспертиза промежуточных результатов;
 социологические исследования;
 изучение литературы по теме исследования;
 анализ;
 обобщение полученных результатов.
Этапы реализации проекта
I этап - Подготовительный
1. Оценка актуального состояния толерантных взаимоотношений в детском доме.
2. Оценка имеющихся программ и методик по воспитанию толерантности.
3. Психологическая диагностика толерантности среди педагогов.
4. Психологическая диагностика толерантности среди воспитанников.
5. Пропаганда идей толерантности в образовательно-воспитательной среде детского дома.
6. Проведение научно-практических и обучающих семинаров по исследуемой проблеме.
Прогноз положительных результатов по 1 этапу:
1. Выявлены актуальность проблемы и степень ее разработанности в научно-методической литературе.
2. Диагностика потребностей и готовности педагогов к формированию толерантных установок в воспитательной среде детского дома подтвердила необходимость и значимость данной работы.
3. Разработан диагностический инструментарий по исследуемой теме.
4. Разработана структура управления проектом (См. Приложение №1).
2 этап – Постановочно-преобразующий
1. Научно-методическая подготовка педагогов с целью формирования специальных знаний и умений, позволяющих воспитывать детей в духе толерантности.
2. Разработка модели организационно-педагогических условий воспитания толерантности.
3. Определение критериев и показателей эффективности влияния применяемых воспитательных технологий на формирование толерантности воспитанников.
4. Организация и проведение мероприятия «Толерантность – путь к миру и сотрудничеству», посвященного Всемирному Дню толерантности.
5. Разработка локальных актов и других документов, необходимых для реализации проекта.
Прогноз положительных результатов по 2 этапу
1. Определена эффективная система организационно-педагогических условий формирования толерантности у воспитанников детского дома.
2. Разработана модель организационно-педагогических условий воспитания толерантности (См. Приложение № 2).
3. Реализуются программы «Школа толерантности» и «Человек приходит из детства».
4. Определены критерии и показатели эффективности применяемых педагогических и воспитательных технологий и их влияния на толерантность воспитанников.
5. Воспитанники и педагоги включены в практически значимую деятельность.
3 этап – Обобщающий
1. Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов в рамках исследуемой темы.
2. Проведение экспертизы результатов инновационной деятельности.
3. Обобщение результатов деятельности педагогического коллектива по реализации программ воспитания толерантности.
4. Выработка практических рекомендаций по формированию толерантного поведения для учреждений интернатного типа.
5. Трансляция опыта педагогов детского дома по воспитанию толерантности (См. Приложение № 14).

Система контроля за исполнением проекта Ежегодные отчеты по реализации проекта на педагогическом совете. Плановое рассмотрение хода реализации проекта на Методическом и Управляющем совете детского дома с представлением информации в установленном порядке.

Технологии реализации проекта:

Название технологий Основные задачи, которые позволяют решать данные технологии Область применения Основные прогнозируемые результаты
1.Технология коллективного творческого дела Развитие творческого потенциала детей.
Во время воспитательных часов, занятий дополнительного образования. Высокий уровень ответственности за результаты своего труда, а также за успехи и результаты коллективного труда.
2.Технология создания ситуации успеха Гуманизация и демократизация взаимоотношений В досуговой деятельности, коллективно-творческой, трудовой. Каждый воспитанник умеет работать в команде или с партнером, владеет навыками толерантного общения.
3. Технология педагогического диалога Выработка у воспитанников умений принимать инновационные решения некоторых реальных проблем. Индивидуальные беседы, круглый стол, дискуссия. Умения принимать инновационные решения, высказывать свое мнение.
4. Технология проектов Приобщение воспитанников к «взрослым проблемам», сделать образовательно-воспитательный процесс для воспитанников личностно значимым, развивать у воспитанников умение самостоятельно и творчески решать проблему. Во время воспитательных часов, занятий в рамках дополнительного образования с использованием ИКТ. Развитые коммуникативные навыки, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.
5. Технология портфолио Учет результатов, достигнутых несовершеннолетним воспитанником в разных видах деятельности В разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, нравственной, физической и др.) в определенный период жизни. Прогресс в развитии личности, успешность процесса социализации и адаптации в самостоятельной жизни.
6. Игровые технологии Формирование социально-важных качеств личности Воспитательный процесс детского дома Переживание положительных эмоций по поводу достижения положительного взаимодействия с окружающими людьми. освоение практических навыков толерантного поведения.
7. Интегрированные инновационные культурно – образовательные технологии Комплексное воздействие на чувства, эмоции, сознание подростка Воспитательный процесс детского дома Формирование в среде воспитанников детского дома «поколения ДА», ориентированного на позитивные общечеловеческие ценностные установки, глубокое понимание самих себя, активное и бережное освоение окружающего мира и пространства взаимодействия с другими людьми.


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Дидактические материалы для воспитанников:
9-12 лет
1. Книга о правах человека: [для мл. и сред. шк. возраста: пер. с фр.] / предисл. Робера Бадентера и Владимира Лукина; ил. Жаклин Дюэм. – М.: КомпасГид, 2009. – 32 с.: ил.
2. Мы разные, но мы дружим. – М.: Рудомино, 2003. – 254 с.: ил.
3. Мюрай М. О. Голландский без проблем: сборник рассказов / Пер. с фр. М. Кадетовой. – М.: Самокат, 2006. – 64 с.: ил.
4. Назаркин Н. Изумрудная рыбка: палатные рассказы. – М.: Самокат, 2007. – 112 с.: ил. – («Лучшая новая книжка»).
5. Окесон К. Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка / Пер. с дат. М. Людковской. – М.: Открытый мир. – 2008. – 26 с.: ил.
6. Стальфельт П. Одного поля ягоды / Пер. со швед. М. Людковской. – М.: Открытый мир, 2007. – 26 с.: ил. – (Из книг оранжевой коровы).
13-15 лет
1. Глейцман М. Болтушка / Пер. М. Бородицкой. – М.: ОГИ, 2008. – 136 с.
2. Гостева А. Большой взрыв и черепаха. – М.: Эксмо, 2006. – 72 с.: ил. – (Детский проект Л. Улицкой).
3. Гостева А. Дух дома дома? – М.: Эксмо, 2008. – 80 с.: ил. – (Детский проект Л. Улицкой).
4. Григорьева А. Путешествие по чужим столам. – М.: Эксмо, 2006. – 56 с.: ил. – (Детский проект Л. Улицкой).
5. Кирсанова Р. Ленты, кружева, ботинки… – М.: Эксмо, 2006. – 80 с.: ил. – (Детский проект Л. Улицкой).
6. Мурашова Е. Гвардия тревоги. – М.: Самокат, 2008. – 368 с.: ил. – (Встречное движение).
7. Мурашова Е. Класс коррекции: повесть. – М.: Самокат, 2008. – 192 с. – (Встречное движение).
8. Нёстлингер К. Само собой и вообще: семейный роман, где есть, о чём поразмыслить, и над чем посмеяться / Пер. с нем. В. Комаровой. – М.: Самокат, 2008. – 192 с.: ил. – (Лучшая новая книжка).
9. Паттерсон К. Великолепная Гили Хопкинс / Пер. с англ. Ф. Лурье. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 224 с.: ил. – (Тропа Пилигрима).
10. Паттерсон К. Мост в Терабитию / Пер. с англ. Н. Трауберг. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 192 с.: ил. – (Тропа Пилигрима).
11. Старк У. Пусть танцуют белые медведи / Пер. со швед. О. Мяэотс. – М.: Самокат, 2008. – 176 с.: ил. – (Лучшая новая книжка).
12. Старк У. Чудаки и зануды / Пер. со швед. О. Мяэотс. – М.: ОГИ, 2002. – 178 с.: ил. – (Книжки на вырост).
13. Тименчик В. Семья у нас и у других. – М.: Эксмо, 2006. – 64 с.: ил. – (Детский проект Л. Улицкой).
14. Тор А. Остров в море: повесть / Пер. со швед. М. Конобеевой. – М.: Самокат, 2006. – 288 с.: ил.
15. Усачёв А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008. – 72 с.: ил. – (Детский проект Л. Улицкой).
16. Хауген Т. Ночные птицы / Пер. с норвеж. Л. Горлиной. – М.: Самокат, 2007. – 168 с.: ил.
17. Эриксен Э. Осторожно, Питбуль-Терье! / Пер. с норвеж. О. Дробот. – М.: Самокат, 2008. – 200 с.: ил. – (Лучшая новая книжка).
16-18 лет
1. Груздева Н. В. По законам природы: планетарная толерантность // Костёр. – 2010. – № 8. – С. 19. – (В рамках программы «Толерантность»).
2. Дню Победы посвящается [письма детей к Международному дню толерантности] // Костёр. – 2010. – № 5–6. – С. 20–21. – (В рамках программы «Толерантность»).
3. Добро всё равно больше, даже если его меньше! [письма детей] // Костёр. – 2010. – № 5–6. – С. 18–19. – (В рамках программы «Толерантность»).
4. Доброжелательный ли ты? [тест об отношении к людям разных национальностей] // Мурзилка. – 2010. – № 7. – С. 17.
5. Конкурс «Пойми меня»: [письма детей о толерантности] //Костёр. – 2010. – № 8. – С. 18.
6. Табачкова К. Сила кроткого сердца [о сестре милосердия времён русско-турецкой войны Ю. П. Вревской] // Костёр. – 2010. – № 3. – С. 18. – (В рамках программы «Толерантность»).
7. Толерантность – это уважение к своей земле: [письма детей] // Костёр. – 2008. – № 10. – С. 24–25. – (К Международному дню толерантности).
8. Успенский Э. Н. «Эра Милосердия» – новый конкурс писателя Эдуарда Успенского // Костёр. – 2010. – № 1. – С. 15. – (В рамках программы «Толерантность»).

Видеоматериалы по вопросам толерантности:
http://www.rodon.org/
Мультфильм «Сеча при Керженце», 1971 год / 93m
Мультфильм на стихотворение С. Чёрного «Рождественское» / 13mb
Мультфильм «Ёжик в тумане», 1975 год / 27mb
Мультфильм «Метель». Рождественская история о любви к ближнему / 28mb
http://vpereplete.blogspot.com/2011/09/blog-post_6488.html
«Жизнь нельзя переписать…»
«Я люблю Россию!»
«Социальная реклама против расизма»
http://www.proshkolu.ru/club/classru/file2/1972114
Мультфильм «Гадкий утенок» (Павел Бардин, Юлий Ким), 2010г.
Мультфильм «Лупе и Бруно» (Марк Риба, Анна Соланс, Испания), 2005г.
Мультфильм «Заветная мечта» (Михаил Каменецкий, СССР), 1972г.
Мультфильм «Живой лес» (Анхель Да Ла Круз, Испания), 2001г.
Мультфильм «Желтый слон» (Владимир Данилевич, СССР), 1979г.
Мультфильм «Желтик» (Юрий Прытков, Союзмультфильм), 1966 г.
Художественный фильм «Республика ШКИД», 1966г.
Мультфильм «Онигамиден», 2011г.
Фильм «Ловушка для родителей» (Уолт Дисней),1998 г.
Мультфильм «Франкенвини» (Тим Берн, Уолт Дисней), 1984г.
Мультфильм «Волшебный мир Бель» (Уолт Дисней), 1998г.
Мультфильм «Токио Мэтр» (Pixar), 2008г.
Мультфильм «Момо» (Энцо Д’Ало, Умберто Мариино), 2001 г.
Мультфильм «Меч чужака» (Масахиро Андо, Япония), 2007г.
Мультсериал «Дельфиненок Муму» (Тайвань), 2007г.
Фильм «Белый плен» (США), 2011г.
Материалы для организации мероприятий,
посвящённых Международному дню толерантности:
1. Асватуров А. «…и живём мы сердце к сердцу – дети дома одного»: проблемы мультикультурного обслуживания // Библиотечное дело. – 2007. – № 7. – С. 18–21. – (Полиэтническое население).
2. Гугнина О. В. Метод проекта в воспитании толерантности // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 3. – С. 18–24. – (Национальные отношения).
3. Декларация и программа действий в области культуры мира // Внешкольник. – 2010. – № 4. – С. 8–14. – (Азбука толерантности).
4. Ёлкина М. В. Проекты, которые объединяют: [о международном сотрудничестве библиотек России и Финляндии] // Библиотековедение. – 2009. – № 6. – С. 90–93. – (Сотрудничество. Партнёрство).
5. Коновалова М. П. Терпимость – ключ к благополучию общества. Воспитание толерантности. Основные идеи и принципы // Библиотечное дело. – 2006. – № 2. – С. 27–28. – (Специальные библиотеки).
6. Мартынкина Д. Дети мигрантов:16 ноября – Международный день толерантности // Защити меня! – 2006. – № 4. – С. 14–15. – (Толерантность – дорога к миру).
7. Медведева И., Шишова Т. В шаге от любви: [о давлении толерантности в общении людей] // Воспитание школьников. – 2009. – № 10. – С. 67–70. – (Точка зрения).
8. Межина О. Е. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности подростков // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – № 2. – С. 15–20.
9. Мяэотс О. Н. [16 ноября – Международный день толерантности] // Библиотека в школе. – 2006. – № 21. – С. 1.
10. Николаева Н. Без коренных: национальная терпимость в янтарном крае объясняется тем, что здесь все – приезжие. [В области зарегистрированы 63 национально-культурные автономии и организации] // Российская газета. – 2008. – 21 марта. – С. 11. – (Запад России).
11. Панасенко О. М. Толерантность – искусство жить вместе // Проблемы межрегиональных связей: науч. альманах. Вып. 6. – М.; СПб.: Калининград; Клайпеда, 2009. – С. 7–9.

Литература для педагога:
1. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодёжи // Воспитание школьников. – 2010. – № 7. – С. 64–66. – (Школа и ВУЗ).
2. Батаева Т. Н. Библиотека как инструмент воспитания толерантности // Библиотековедение. – 2007. – № 6 – С. 25–29.
3. Богданова В. Формирование межэтнической толерантности // Воспитание школьников. – 2007. – № 6. – С. 14–17. – (Воспитание в учебном процессе).
4. Валиуллина Н. Р. Юношеская библиотека и проблемы формирования толерантности молодёжи // Библиотековедение. – 2010. – № 3. – С. 32–35. – (Библиотека: теория и практика).
5. Воспитание толерантности: [статьи] // Классный руководитель. – 2006. – № 4. – С. 77–101.
6. Газизова Ф. С. Дополнительное образование дошкольников средствами национально-регионального компонента // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 2. – С. 41–44. – (Педагогический опыт).
7. Гречко Г. С. Библиотека – центр диалога культур и территория толерантности: [модели библиотечного обслуживания полиэтнического населения] // Школьная библиотека. – 2006. – № 9–10. – С. 97–106. – (Ау, партнер).
8. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности // Воспитание школьников. – 2008. – № 2. – С. 25–28.
9. Зайналова Б. Г. Воспитание патриотизма, толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма у детей через книгу и библиотеку // Школьная библиотека. – 2009. – № 4–5. – С. 41–43.
10. Клепцова Е. Выявление отношения подростков и молодёжи к различным субъектам действительности: [опросник и результаты] // Воспитание школьников. – 2008. – № 7. – С.1 7–21.
11. Лапшина И. Ю. Инновационная краеведческая деятельность библиотечно-информационного центра в формировании толерантной личности // Школьная библиотека. – 2008. – № 6–7. – С. 85–88. – (Спецвыпуск).
12. Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе // Воспитание школьников. – 2008. – № 7. – С. 33–38. – (Школьному психологу).
13. Сукиасян Э. Р. Воспитайте в себе толерантность: [библиотека – территория толерантности] // Школьная библиотека. – 2007. – № 2. – С. 35–37. – (Повышаем свою квалификацию).
14. Толерантность в работе библиотеки с разными группами читателей: [статьи] // Библиотечное дело. – 2008. – № 8 – С. 1–44.
15. Харисова Л. А. Воспитание россиянина в условиях «поликультурного образования» // Внешкольник. – 2010. – № 4. – С. 15–22. – (Азбука толерантности).
16. Шубина Н. Воспитание политкультурной личности: [толерантность] // Воспитание школьников. – 2007. – № 3. – С. 7–15.
17. Якубов Э. Три ступеньки вверх: библиотечные проекты по развитию толерантности // Библиотечное дело. – № 12. – С. 21–25. – (Подготовка кадров. Дагестан).

Методические советы и рекомендации для педагогов:
1. Бойко В., Смирнов Н. С. Толерантны ли Вы? Насколько Вы терпимы? Тест на коммуникативную толерантность. Тест «Оцените себя и других» // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С. 102–106. – (Профессия – педагог).
2. Вострухина Г. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов: [сценарий занятия] // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 11. – С. 99–101. – (Профессия – педагог).
3. Вострухина Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса: [Деловая игра «Что ты знаешь о России?». Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и по изобразительной деятельности «Знакомство с жизнью народов Севера». Спектакль «Где же солнышко?». Занятие «Традиции чаепития у разных народов»] // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 103–114. – (Профессия – педагог).
4. Пушкарева Т., Кабанова В. Путеводная звезда лидера: [упражнения на развитие толерантности] // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 11. – С. 53–55. – (Внеклассное занятие).
5. Романюк Т. В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения // Воспитание школьников. – 2009. – № 7. – С. 60–63. – (Школьному психологу).
6. Самоделова С., Буторина С. Формирование толерантного поведения в семье: психологический тренинг // Воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 36–40. – (Психологи – учителю).
7. Смирнова Н. Е. Я – хороший, ты – хороший // Внешкольник. – 2010. – № 4. – С. 23–24. – (Азбука толерантности. Психологическое занятие).
8. Сультеев Д. Единство разных: (к Международному дню толерантности) // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 3–8. – [Примерные формы работы].
9. Харисова Л. А. Примерные темы классных часов // Внешкольник. – 2010. – № 4. – С. 21–22. – (Азбука толерантности).

Нормативно-правовое обеспечение проекта
• Конституция Российской Федерации;
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Декларация принципов терпимости, утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995г.;
• Приоритетный национальный проект «Образование»;
• Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Закон РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
• Закон Российской Федерации « Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ;
• Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением правительства РФ от 01.07.1995 № 676;
• Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.01.2000 № 6-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;
• Устав муниципального казённого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Семья».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
формирования толерантных установок в условиях детского дома

Мы рассматриваем педагогические механизмы как совокупность средств, методов и условий, а также последовательность состояний, процессов, свойств, которые обеспечивают функционирование системы. В рамках образовательно-воспитательного пространства детского дома переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в толерантном сознании, признание многообразия. Таким образом, процесс формирования толерантной образовательной среды может быть наглядно представлен следующим образом:



Поскольку главная задача педагога детского дома - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, ведущими ключевыми идеями будут следующие:
• воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
• воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
• формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
• формирование традиций семьи(группы).
В процессе работы по формированию толерантных установок, необходимо, чтобы ребенок ов¬ладел принятыми способами донесения до окружающих его людей смысла своих переживаний, т.е. не отвечал агрессией на агрессию, оби¬дой на обиду. Один из способов реализация технологии педагогический диалог , который можно считать ме-ханизмом становления и существования толерантного сознания. Имен¬но в ходе диалога устанавливается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, призна¬вать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение в зависимости от условий и си-туации.
Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диало¬га, – принцип позитивности, который предполагает:
– позитивную установку на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способно¬стей;
– раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.
Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности воспитанников, т.е. обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для эксперименти¬рования с различными материалами, уход от жестко регла¬ментированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индиви¬дуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а за¬дача воспитателя – обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелатель-ной, заинтересованной.
Педагогика диалога предлагает, прежде всего, либо предупреж¬дение нежелательных поступков, либо отсроченное во времени спо¬койное обсуждение того, как лучше было бы поступить.
В связи с последним применима форма вечерних семейных «Огоньков», которая обладает огромными воспитательными возможностями как совместно переживаемая оценка положительного (хотя и не только!) опыта, составляющего существенную основу дальнейших проявлений толерантности в ценностно и морально значимых границах. Само название «Огонёк» связано больше с вечерними пионерскими кострами, и не претендует на особую новизну, но для детского дома, где пребывание ребенка является круглосуточным и постоянным, данная форма как нельзя лучше подходит для проведения рефлексии прожитого дня, поскольку это особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Вечерний «Огонёк» не просто традиция семьи(группы), а важнейший компонент самоуправления ребят.
В целях создания целостной системы процесса формирования толерантности воспитанников, в детском доме реализуется дополнительная образовательная программа «Школа толерантности» (автор М.В. Ковынева), которая адаптирована к условиям детского дома воспитателем Федосик А.М. (См. Приложение №3). Данная программа реализуется в годовом плане воспитательной работы детского дома по направлению «Личностное развитие» - 1 нед./час.
Занятия по программе «Школа толерантности» дают не только конкретные знания по правам человека, воспитывают общечеловеческие ценности, но и помогают ребятам учиться сотрудничать, жить в мире и согласии с людьми, различающимися цветом кожи, национальностью, вероисповеданием, взглядами и убеждениями, вооружают умением решения некоторых межличностных проблем, подсказывают пути выхода из возникающих конфликтов, возможности их предотвращения.
В рамках реализации данной программы для успешного воспитания толерантной личности большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий, которые служат материалом для организации групповой рефлексии при проведении «Огоньков» (См. Приложение №4)
По результатам обучения по программе «Школа толерантности» проводится мониторинг усвоения данной программы: по окончании каждого полугодия заполняются индивидуальные карты на каждого воспитанника (См. Приложение №1-4 к программе «Школа толерантности») по учету результатов обучения по дополнительной образовательной программе по следующим группам показателей:
I Теоретическая подготовка;
II Практическая подготовка;
III Универсальные умения и навыки.
Мониторинг реализации программы в 2011-2012 учебном году показал достаточный уровень усвоения программы воспитанниками детского дома. Кроме мониторинга усвоения программы используются различные методы диагностики детского коллектива с целью определения уровня сформированности и своевременной коррекции тех или иных навыков (См. Приложение № 5).
Особое место в формировании толерантных установок у воспитанников детского дома отводится воспитанию этнической толерантности. Поскольку город Ноябрьск является достаточно молодым городом и расположен в Ямало-Ненецком автономном округе, на земле коренных народов севера: хантов, ненцев, коми, селькупов и др., то необходимо прививать воспитанникам уважение к культуре данных народов. С этой целью проводятся мероприятия с использованием интерактивных методов и приемов для активизации как познавательной деятельности, так и развития творчества детей. Весь этнографический материал преподносится детям с использованием активных форм на основе деятельностного подхода, т.е. создается специальная, педагогически организованная среда, привлекательная и ценная для воспитанников. Так, педагогами совместно с воспитанниками были подготовлены и проведены мероприятия: «Вороний день», «Белая песня Ямала», «Медвежий праздник», «На стойбище северного кочевника», «Ненецкие забавы», «Северные посиделки», «Мой дом – Север» и др., создана музейная выставка «Ямал, горжусь твоей судьбой» (См. Приложение №6). Кроме того, педагогами успешно используется этнический материал других стран и народов (См. Приложение №8). Это заочные путешествия, опосредованные соответствующим материалом, содержащим информацию о других культурах, отражающие приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей. В рамках данных занятий используются игры с этнокультурной спецификой: приветствия разных народов, народные игры и игрушки, музыка, на основе которых строятся как импровизации, так и проектная деятельность.
Таким образом, введение в образовательно-воспитательный процесс детского дома мероприятий, посвященных изучению иных культур, имеет большое значение при формировании толерантности, так как помогает выявлению общих закономерностей, приводит к диалогу культур в поликультурном пространстве, вносит разнообразие в учебную и воспитательную деятельность и оказывает положительное влияние на отношения детей к культуре своего и других народов.
Кроме того, в рамках образовательно-воспитательного процесса детского дома по направлению «Личностное развитие» реализуется программа нравственного воспитания «Человек приходит из детства» (См. Приложение № 8), которая рассчитана на работу с детьми в возрасте от 7 до 18 лет. Срок реализации программы - 2 года. Режим занятий – 1 час в неделю. Программа имеет социально-педагогическую направленность, способствует формированию и становлению личности воспитанников детского дома, развитию социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.
Как в рамках программы «Школа толерантности», так и в рамках программы «Человек приходит из детства» педагоги детского дома используют модели различных комплексных игр (игровые технологии) :
 игры на развитие групповой сплоченности;
 игры на развитие доверия и эмпатии;
 игры на повышение уровня взаимопонимания.
Комплексная игра может включать разнообразие творческих сюжетно-познавательных игровых программ с учетом условий, тематики, целей, задач, с помощью которых осуществляется главная «сверхзадача» - воспитание толерантности детей-воспитанников детского дома. Комплексная игра может быть многодневной тематической игрой со «сквозным» сюжетом, которая органично сочетает занимательную сказочную форму с напряженной интеллектуальной деятельностью по решению многочисленных проблем, включая знакомство воспитанников с новыми для них видами деятельности.
Детский коллектив не может полноценно развиваться и существовать, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога, ключ «творчество» открывает почти все двери. Обычные слова «создавать коллектив» означают: учить детей совместному творчеству, т.к. когда дети думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, только тогда они объединяются, учатся ценить друг друга. Умело организованное коллективное творческое дело (КТД) семьи(группы) дает высокую степень сплочения коллектива воспитанников, а значит, формирует толерантные взаимоотношения.
Технология КТД предполагает, что все равны, но не одинаковы, потому что каждый – личность. На занятиях есть дело каждому воспитаннику, даже самому тихому. В рамках технологии КТД успешно используется проектная методика.
В рамках организации коллективного творческого дела педагогами используется технология создания ситуации успеха . Данная технология особенно актуальна в условиях учреждения интернатного типа, поскольку ситуация успеха – это целенаправленное организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности. Это результат продуманной, подготовленной стратегии и тактики. Принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития толерантной личности воспитанника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к окружающему миру и непосредственно к труду.
Таким образом, использование технологии КТД позволяет не только вести работу над формированием дружного коллектива, но и дает возможность формировать толерантность, развивать ее и раскрывать перед каждым ребенком новые горизонты деятельности.
Результат работы по технологии КТД - это участие воспитанников в различных конкурсах детского творчества (См. Приложение № 9).
В поисках более эффективных форм, средств и способов отслеживания результативности процесса реабилитации воспитанников, реализуется технология портфолио, которая позволяет учитывать результаты, достигнутые несовершеннолетним воспитанником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, нравственной, физической и др.) в определенный период жизни. Конечная цель портфолио – доказательство прогресса в развитии личности, успешности процесса социализации. Основной смысл портфолио в реабилитационном процессе – показать все, на что ребенок способен. Педагогическая философия портфолио в учреждении интернатного типа предполагает:
• смещение акцента с того, что ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;
• перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
• сочетание количественной и качественной оценок;
• центрацию на воспитаннике, который в полной мере становится субъектом реабилитационного процесса.
На данный момент все воспитанники детского дома имеют портфолио, которое систематически пополняется новой информацией о воспитаннике и его достижениях. На стадии оформления портфолио вновь прибывших воспитанников (3 чел.). Таким образом, организована своеобразная реклама достижений воспитанников с целью их дальнейшей мотивации к творческой и иной деятельности.
Одно из наиболее ярких проявлений коллективных творческих дел – самоуправление. Самоуправление воспитанников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого воспитанника. Цель – адаптация их к жизни в изменяющихся условиях. Она обусловлена тем, что современная жизнь требует от выпускников быстрого самоопределения. Детское объединение «Лидер» - орган детского самоуправления в детском доме, целью работы которого является активизация общественной и творческой деятельности воспитанников, формирование навыков коллективного планирования, организации, анализа и оценки результатов совместной деятельности. Одним из направлений работы детского объединения «Лидер» является пресс-центр, который с периодичностью 1 раз месяц выпускает газету «НОВОСТИ НАШЕГО ДОМА» (См. Приложение № 10).
Газета, которая выпускается воспитанниками МОУ детский дом «Семья», дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включиться в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий.
Вся работа пресс-центра основана на применении информационно-коммуникационных технологий. Рубрика «Давайте познакомимся!» призвана познакомить читателей с вновь прибывшим педагогом или воспитанником. Корреспондент строит содержание статьи в форме интервью. Таким образом, лучшие качества и предпочтения «новичка» будут известны в коллективе сразу и всем, следовательно, адаптация как педагога, так и воспитанника, проходит легче и быстрее.
А также педагогами детского дома успешно используются музейно-педагогические технологии. В условиях детского дома была воссоздана интерактивная выставка «Шире круг» , которая представляет собой инновационную модель музейно-образовательной технологии и является итогом совместной работы музейных специалистов, психологов, педагогов дополнительного образования, дизайнеров. Основная гуманистическая идея выставки заключается в том, чтобы помочь подростку раскрыть свой креативный личностный потенциал и сформировать позитивные жизненные установки, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими людьми. Тем самым, выставка предполагает формирование у подростка защитных механизмов от воздействия негативных социальных явлений. Основное пространство выставки представляет собой круг. Форма круга выбрана неслучайно. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца, движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Круг - это символ вечности, знак «абсолюта» и совершенства. Круг создает ощущение целостности, завершенности; круг не предполагает «углов» и в прямом, и в переносном смысле. «КРУГ» – это аббревиатура, состоящая из определенных ценностных установок - Креативность, Развитие, Уверенность, Гармония.
Выставка носит интерактивный характер, предусматривающий воздействие на все органы чувств, вовлекающий участников в поисковую деятельность. Это как внешнее взаимодействие, подростки имеют возможность совершать здесь различные действия, так и одновременно – внутреннее взаимодействие, направленное на их сознание, интеллект, эмоциональную сферу (См. Приложение № 15).
Необходимо отметить, что воспитывая толерантность в своих воспитанниках, педагог, в первую очередь, должен сам быть примером толерантности.
Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию толерантности. Оно связано с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!
Наконец, не только самооценка, но (и это, конечно, самое трудное!) стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то из окружения. Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои эмоции, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение отношений, поэтому толерантность педагога - одна из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство. Задача педагога состоит в том, чтобы изучить особенности поведения вновь прибывшего воспитанника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.
Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:
– все работники образовательного учреждения интернатного типа в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;
– педагоги должны относиться к воспитанникам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;
– процесс обучения и воспитания невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.
В свою очередь демократизация воспитательного процесса в детском доме предполагает:
– учёт интересов всех участников воспитания;
– поощрение и поддержку самодеятельности и самоуправления;
– формирование паритетных отношений вместо административно-командных;
– принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;
– готовность педагогов и администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками педагогического процесса;
– готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;
– переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.
Таким образом, планомерное и систематическое формирование толерантных установок у воспитанников и сотрудников детского дома помогает решить проблему межличностных взаимоотношений, создания комфортной психологической среды для воспитанников, ранее оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Проведенное нами исследование, подтвердило эффективность проводимой работы по теме исследования, а именно:
1. Мониторинг реализации программы «Школа толерантности» показал достаточный уровень усвоения программы как интеллектуально-сохранными, так и детьми, имеющими нарушения в интеллектуальном развитии (См. Приложения № 1-4 к программе «Школа толерантности»).
2. По данным исследования уровня воспитанности детей (См. Приложение № 11) по шкалам ценностно-смысловой составляющей личности (коллективизм, трудолюбие, честность, патриотизм) уровень воспитанности детей определен как «выше среднего».
3. По результатам исследования взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» (См. Приложение № 12), в основе которого лежит анкетирование воспитанников по вопросам взаимоотношений с воспитанниками и педагогами детского дома в предложенных ситуациях, видно, что дети активны, настроение приподнятое или ровное, дети готовы к деятельности, общению, взаимодействию.
4. По результатам социометрии (См. Приложение №13) показатель групповой сплоченности отдельно взятой для исследования семьи(группы) очень высокий. Психологический климат – благоприятный. Взаимоотношения складываются на доверительной основе. Воспитанники чувствуют себя комфортно.
Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Таким образом, цели достигнуты, задачи, поставленные в ходе реализации проекта, выполнены. Сформулированная в начале работы гипотеза подтверждена результатами педагогического исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что касается толерантности, как проблемы воспитания в учреждении интернатного типа, то понимая толерантность как одно из проявлений отношений ребенка к окружающим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставит его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации. Поэтому создание в детском доме толерантной воспитательной среды способствует социальной реабилитации детей-сирот и воспитанию толерантной личности воспитанника и выпускника детского дома.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Айзенк Г. Как измерить личность / Г. Айзенк, Г. Вильсон. М. – 2000.
2. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М. – 2001.
3. Асмолов А. Мы обречены на толерантность / А. Асмолов // Семья и школа, 2001.
4. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности / А. Асмолов. – Мемориал. – М. – 2001.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
6. Бондырева С.К. Толерантность. Введение в проблему / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. – М. – 2003.
7. Вафина Э. Формирование толерантных отношений у молодежи /Э Вафина: Преподавание истории в школе. – 2004.
8. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З. Вульфов // Внешкольник. – М. – 2002.
9. Гершунский Б. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования / Б. Гершунский: Педагогика. – 2002.
10. Гудошникова Н. Сотрудничество плюс дух партнерства / Н. Гудошникова: Толерантность – важное качество личности // Граждановедение. – 2002.
11. Гудошникова Н. Умение уживаться – не значит пасовать / Н. Гудошникова: Граждановедение. – 2003.
12. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения школьников / В.В. Давыдов. – М.: ИПП. – 2004.
13. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в современном мире / А.Н. Джуринский. – М. – 2002.
14. Замедлина Е.А. Конфликтология / Е.А. Замедлина: Учеб.пособие. – М.: Издательство РИОР. – 2005.
15. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания, - М, 1990.
16. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в школе / А.И. Иванова. Творческий центр. Москва. 2004.
17. Иоффе А. Толерантность как один из принципов культуры общения / А. Иоффе: Граждановедение. – 2003. – №16. – с. 4
18. Козлова С.А. Я – человек / С.А. Козлова. Москва. «Школьная пресса». 2004.
19. Куликовская И.Э. Технология по формированию у дошкольников целостной картины / И.Э Куликовская, Чумичева Р.Н. Педагогическое общество России. – Москва. – 2004.
20. Матазов Д.А. Программа специального учебного курса «Введение в этнотолерантность» / Д.А. Матазов: Образование в современной школе. – 2005. – №1. – с. 24–28 .
21. Никольсон П., Толерантность как моральный идеал / П. Никольсон: «Вестник» УрМИОН. – 2002. 5–9 с.
22. Немов Р. Психология / Р. Немов / учебник для студентов высш. учеб.заведений: В 3-х кн. Кн.1 Общая психология. – 3-е изд. – М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2002.
23. Нужнова Н.М., Харитонова С.А. Игровые технологии в системе воспитания толерантности детей и подростков: методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ/ Улан-Удэ, 2010.
24. Овчинникова Ю. Единство разных: Материалы по формированию установок толерантного сознания в молодежной среде / Ю. Овчинникова: Школьная библиотека. – 2004. – №3. – с. 63–68.
25. Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности // Дошкольное воспитание // М-во общего и проф. образования РФ. – 1999, № 5. C. 70-73.
26. Пчелинцева И. Толерантность и школьник / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2003. Пчелинцева И. Толерантность, как она формируется? / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2001.
27. Реброва Е. Искусство жить рядом с непохожими / Е. Реброва: Библиотека в школе, 2004, №20, с. 17–18.
28. Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру / Э. Риэрдон Бетти. М. – 2001.
29. Руднев В. О формировании толерантности у юных россиян / В. Руднев: Библиотека учителя словесности. – 2001. – №4. – с. 95–98
30. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. /Л.И. Семина: Семья и школа. 2001. №№11–12, с. 36–40.
31. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь… / Н.П. Слободяник: Практическое пособие. – М.: Генесиз. – 2003.
32. Соловейчик А.С. Простое – непростое слово / А.С. Соловейчик: Библиотека в школе, 2004, №20, с. 2.
33. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. М. – 2000.
34. Степанов П. Как воспитать толерантность? / П. Степанов: Народное образование, 2001, №9, с. 91–97; 2002, №1.
35. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия / Л. Тубина: Воспитание школьников. – 2003. – №3.
36. Тыртышная М. Описание занятий с подростками по проблеме толерантности / М. Тыртышная: Классный руководитель. – 2005. – №5. – с. 125–129 // Классный руководитель. – 2005. – №4. – с. 125–129.
37. Уланов В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека / В. Уланов: Директор школы. – 2004. – №2.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: aza-fedosik | Теги: дети-сироты, толерантность, воспитание
Просмотров: 2864 | Загрузок: 311 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик