СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

«Технология использования рабочего листа учащегося в процессе организации познавательной деятельности обучающихся по предмету»
[ Скачать с сервера (435.3Kb) ] 05.05.2013, 21:51
Печеркина С.В.
ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ЛИСТА УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 4, г. Богданович, s.pe4erckina@yandex.ru

Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем. Как же обеспечить глубокое понимание материала учащимися, избегая механического запоминания изучаемого?
Следует выделить четыре аспекта этого вопроса:
1. организация восприятия нового материала учащимися;
2. использование доказательных приемов объяснения;
3. учет методологических требований и психологических закономерностей;
4. обучение работе с учебником.
При правильно построенном объяснении материала учитель не только дает учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность. Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока. Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу учащихся с учебным материалом.
В век IT-технологий учитель – предметник имеет возможность проиграть любую задачу на интерактивной модели. Компьютерные модели позволяют реализовать на уроке различные задачи. Одним из наиболее эффективных методов использования компьютерного эксперимента является проведение уроков с применением рабочих листов учащегося, в которых содержатся основные вопросы и задания, решение которых требует использования модели. В зависимости от типа урока (изучение нового материала, закрепление изученного материала, обобщающее повторение, решение задач) при создании рабочего листа реализуются разные задачи урока.
Рабочие листы помогают обучить учащихся конкретным способам деятельности, создать условия для индивидуального развития учащихся, помочь в реализации способностей каждого ребёнка. Учитель подбирает рабочий лист в соответствии с возрастом и интересами учащихся, принимает во внимание тематику и проблематику ступени обучения.
Какие средства ИКТ помогают создавать рабочие листы? Это такие программы как Word, Inspiration, Kidspiration. Например, рассмотрим возможности программы Inspiration в процессе изготовления рабочего листа учащегося.
 Программа позволяет создавать схемы, совмещающие изображение и текст.
 Дополнительную информацию можно поместить в специальные "поля" блокнота, которые при необходимости "сворачиваются".
 Программа устанавливается на компьютер и позволяет сохранить созданную схему в своем собственном формате - ISF, чтобы впоследствии вносить необходимые изменения и дополнения.
 Имеется собственная библиотека картинок, символов и рамок, которую при необходимости можно дополнить скопированными в Интернете иллюстрациями, фотографиями и другими графическими изображениями.
 Программа позволяет помещать в текст схемы гиперссылки на ресурсы Интернет.
 Созданный кластер можно "транспортировать" в Word.
В чём принципиальное отличие рабочего листа от "чистого" листа? Во-первых, ученику легче сориентироваться в пространстве листа, он знает, что конкретно требуется сделать, каковы цели и задачи урока. Во-вторых, просматривая заполненный рабочий лист, ученик сможет самостоятельно подвести итоги своей работы. И в третьих, если учителю удается максимально использовать возможности ИК-технологий, и сделать рабочий лист привлекательным по оформлению и необычным по содержанию, то это способствует повышению мотивации учащихся.
На каком этапе урока можно использовать рабочий лист? Рабочий лист помогает активизировать учеников на этапе вызова, организовать продуктивную самостоятельную деятельность на этапе осмысления и обобщения, является замечательным средством получения обратной связи.
Дополнительные источники литературы помогли мне сформулировать требования к оформлению рабочего листа в зависимости от типа урока (см. приложение № 1).
При изучении нового материала вопросы рабочего листа составляются таким образом, чтобы учащиеся смогли получить ответы на вопросы после проведения компьютерного эксперимента, пользуясь пунктами задания, как руководством. На таких уроках учащиеся выполняют небольшую исследовательскую работу: получив экспериментальные данные, они должны сделать соответствующие выводы. Желательно, чтобы последовательность вопросов совпадала с изложением учебного материала в учебнике. На таких уроках ученики обязательно сравнивают свои результаты с выводами и законами, приведенными в учебнике.
Если компьютерная модель применяется на уроке для закрепления изученного материала, то, как правило, время, выделенное для работы с моделью, сокращается. Поэтому количество вопросов в таких рабочих листах меньше. Вопросы составляются таким образом, чтобы по ним можно было проверить, как учащиеся усвоили основные понятия и закономерности, рассматриваемые на уроке. Если закрепление изученного материала осуществляется на том же уроке, что и изучение нового материла по данной теме, то учащиеся работают с записями в тетради и материалом учебника. Последовательность вопросов в рабочем листе должна совпадать с изложением учебного материала в учебнике. Если же закрепление изученного материала происходит после того как учащиеся изучили его еще и дома, то возможна работа с рабочими листами без использования учебника. Будут ученики использовать материал учебника или нет, решает учитель. В настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации (в том числе и с учебником), поэтому на своих уроках всегда разрешаю пользоваться и записями в тетради и учебниками.
На уроке решения задач при составлении условий заданий требуется учитывать то, что компьютерная модель позволяет выставить данные только в каком-то определенном диапазоне. В связи с этим в условии задач должны быть цифры, которые возможно выставить на модели и результат, который можно проверить. В остальном условия задач ситуативно могут совпадать с теми, которые ученики будут решать на самостоятельной работе (см. приложение № 2). При составлении работ можно делать несколько вариантов. В моей практике оптимальные результаты достигались при использовании двух вариантов рабочих листов с чередованием выполняемого варианта через одно рабочее место. При этом с одной стороны учащиеся не отвлекают друг друга вопросами по своему заданию, с другой – при обсуждении полученных результатов большее количество вариантов потребовало бы нерационального увеличения времени. Кроме того, необходимо учитывать время выполнения задач и проверки результатов на компьютерной модели. Если учащиеся с моделью предварительно не работали, то необходимо выделить время на ознакомление учащихся с работой и возможностями модели.
При создании рабочих листов на обобщающее повторение составляю вопросы с учетом требований учебной программы, уровня класса, вопросов и заданий, которые будут у учащихся на контрольной работе. Уроки обобщающего повторения проводят по завершению изучения темы перед контрольной работой. При составлении вопросов для данного урока учитываю возможности данной компьютерной модели. Все остальное определяется только тем, что я хочу проверить у учеников. На практике, на таких уроках также разрешаю использование учащимися записей в тетрадях и материалов учебника для того, чтобы они смогли структурировать тот материал, который изучили (см. приложение № 3).
Данные рекомендации, которые я применяю для создания рабочего листа, носят общий характер. На практике учитель-предметник, начинающий активно использовать компьютерный эксперимент при проведении уроков, по мере накопления необходимого опыта начинает разрабатывать рабочие листы с учетом технических возможностей школы, текущей учебной программы, используемых учебных пособий, особенностей класса, для которого составляются рабочие листы. Надеюсь, что мои краткие рекомендации, позволят существенно упростить процесс внедрения компьютерного эксперимента в практику предметного преподавания.
С чего нужно начать изготовление рабочего листа учащегося к данному уроку по предмету с использованием ИК-технологий? Этот вопрос я также рассматривала при проведении мастер-класса в своем ОУ.
1 этап.
 Определите название урока, вид урока, тип урока по Вашему предмету;
 Откройте программу MS Word.
 В панели инструментов найдите Вставка - Верхний колонтитул. Напечатайте свою фамилию и инициалы, должность, место работы (таким образом, зарегистрируете свои авторские права на Ваш продукт);
 Сохраните полученный документ под любым удобным названием в папке разработки урока.
2 этап.
 С учетом проверямых элементов урока определите количество и вид заданий;
 Для формулировки заданий используйте готовые ЭОРы по теме урока (или материал методического пособия);
 При подборе заданий определите количество вариантов рабочих листов;
 Для удобства проверки можно сделать еще один вариант (с ответами) для учителя.
Итак, рабочий лист – это, несомненно, экономия времени и внимания. Разработанный специально к уроку, он помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы "двигался". Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, "пробежав ещё раз глазами" по своей работе, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно "учился".
Предлагаю вашему вниманию памятку для учителя по составлению Рабочего листа учащегося.
Литература
1. edu.cap.ru
2. http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/prilozhenie-2-k-uroku-po-teme-ozyora-rabochiy-list-uchashchegosya
3. http://oufese.havike.eenet.ee/wiki/index.php
4. http://oufese.havike.eenet.ee/wiki/index.php/Inspiration
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: Оператор | Теги: Рабочий лист Методика Памятка учите
Просмотров: 1688 | Загрузок: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик