+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

«Система поиска и поддержки одаренных детей и сопровождение всего периода их обучения в школе»
[ Скачать с сервера (20.4 Kb) · Скачать удаленно (2,4 Mb) ] 05.05.2013, 10:53
Человеческая душа остается живой до тех пор, пока есть необходимость чего-то добиваться, стремиться вперед. Возможно, одним из самых ценных человеческих качеств является способность творить.
В. Ключевский
Одаренность в толковом словаре — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Ключевые понятия:
1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее спешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
Одаренный ребенок:
1.Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
2.Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества. Это значение основано на представлении о том, что одаренность может распространяться за пределы тех характеристик и способностей, которые оцениваются стандартизированным инструментарием, для тестирования.
Способность - индивидуально-психологические особенности человека, отражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, являющиеся условием их успешного выполнения.
Специальные способности - психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности - музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки.
Талант - высокий уровень развития способностей, прежде всего способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, которые должны отличаться принципиальной новизной.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: "участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.
Так как развитие системы работы с одаренными учащимися - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.
Таланты создают особое творческое напряжение в окружающей среде и в обществе в целом, стимулируя творческую активность своего ближайшего окружения. Поиск талантов, создание условий для их развития и последующего применения, а также готовность общества принимать таланты и признавать инновационных лидеров – это не просто дело престижа страны, но неотъемлемая часть современного образования. Профессиональное развитие талантливых, одаренных детей требует особых подходов.
Цели:
Стратегическая: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.
Дидактическая – повышение профессиональной компетентности учителя при введении системы работы с одарёнными детьми.
Задачи:
1. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех возрастных ступенях).
2. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий.
3. Внедрение новой оценочной деятельности учащихся посредством «Портфолио».
4. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
5. Разработка нормативно-правового обеспечения.
6. Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и учителя.
Принципы работы с одарёнными детьми:
• индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень);
• принцип опережающего обучения;
• принцип комфортности в любой деятельности;
• принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
• возрастание роли внеурочной деятельности;
• принцип развивающего обучения;
• принцип добровольности.
Участники реализации проекта:
• администрация школы (директор, заместители);
• рабочая группа, создаваемая сроком на 1 год;
• руководитель школьного МО;
• учителя-предметники;
• классные руководители;
• руководители кружков и секций;
• медицинский работник;
• психолог;
• библиотекарь;
• родители или законные представители учащихся;
• попечительский совет.
Перед педагогами школы стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие способностей всех детей. В рамках проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:
• Развивающее направление – формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.
• Координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.
• Информационное направление – привлекает внимание педагогической общественности к проблемам одаренных детей, создает банк образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
• Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети».
•Кадровое направление – предусматривает повышение квалификации педагогов и оказание им информационной и методической помощи, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности. Организация исследовательской деятельности.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников.
4. Поощрение одарённых детей.
5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей.
6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми.
7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.
Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов.
Поиск одаренных детей начинается на этапе поступления ребенка в школу через систему родительских собраний и индивидуальных собеседований учителей начальных классов и психологов с будущими первоклассниками и их родителями. По результатам этих собеседований выделяется группа детей, имеющих высокие интеллектуальные возможности или проявивших в детстве специальные способности (музыка, рисование, другое). Каждый год приходит учиться 1–2 ребенка, имеющих высокие (на уровне одаренности) показатели интеллектуального развития (IQ больше 130 пунктов), что соответствует среднестатистическим показателям одаренности (около 3% популяции). Эти данные должны обобщаться и систематизироваться в информационной базе Одаренные дети.
Учитывая, что психическое развитие ребенка неравномерно, психодиагностический мониторинг должен проводиться постоянно и раз в год каждый ребенок проходит психодиагностическое обследование. На основе данных мониторинга вносятся дополнения в уже созданную информационную базу Одаренные дети.
Помимо этого дополнения в информационную базу вносятся на основе информации классных руководителей по итогам анализа участия детей в олимпиадах разного уровня, образовательных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Информация о детях, показавших высокие результаты и достижения, также систематизируется и фиксируется в базе данных Одаренные дети.
I. – номер
II. – ФИО ребенка
III. – дата рождения
IV. – дата поступления в школу
V. – дата внесения в базу данных
VI. – основание внесения в базу данных:
– результаты психологического тестирования
– результаты собеседования с родителями
– высокие учебные достижения
– высокие специальные достижения
VII. – описание содержания одаренности на момент внесения в базу данных (структура и проявления одаренности)
VIII. – социальная ситуация развития
IX. – состояние здоровья
X. – проблематика развития (описание особенностей ребенка, которые могут стать факторами, затрудняющими его обучение)
XI. – куратор (педагог, координирующий сопровождение обучения ребенка)
XII. – формы организации сопровождения и специалисты (в каждом поле вводится дополнительные поля, где фиксируется фамилия педагога, который реализует данную деятельность, и сроки ее реализации. Заполняется 1 раз в полугодие.):
– индивидуальные консультации родителей
– индивидуальные консультации ребенка
– индивидуальные консультации учителя
индивидуальный график организация занятия (дополнительное поле: описание индивидуального графика занятий)
– индивидуализация методов и приемов обучения
– индивидуализация содержания обучения:
1. – опережающее обучение (дополнительное поле: тематика)
2. – углубленное обучение (дополнительное поле: тематика)
3. – восполняющее обучение (дополнительное поле: тематика)
XIII. – тип, уровень и динамика адаптации к образовательной ситуации (заполняется 1 раз в полугодие)
дополнительное поле: диагностический метод:
тестирование
наблюдение
собеседование
экспертная оценка учителя
экспертная оценка родителя
XIV. – динамика проявления способностей (заполняется 1 раз в полугодие):
– уровень:
1. – уровень достижений в целом сохраняется
2. – уровень достижений повышается
3. – уровень достижений снижается
– метод:
1. – психодиагностический мониторинг
2. – наблюдение
3. – формальные достижения (дополнительное поле: содержание достижения)
4. – экспертное заключение учителя
5. – экспертное заключение классного руководителя
6. – экспертное заключение родителя
XV. – дата прекращения сопровождения
XVI. – причина прекращения сопровождения
Сопровождение. Одним из концептуальных оснований развития школы является идея развития ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и возрастными закономерностями. Поэтому наша школа развивается как избыточное вариативное пространство, предоставляющее ребенку, в т. ч. одаренному, самые разные ниши для реализации своих способностей и склонностей: многообразие кружков, творческих мастерских, спортивных секций, мультимедийный центр, консультативный центр, центр социального проектирования, Научное общество школы, клуб образовательных путешествий и другое.
Однако спецификой одаренного (в строгом понимании этого термина) ребенка является его выраженная узкая специальная одаренность, преимущественная успешность в определенной сфере. При этом другие способности одаренного ребенка могут заметно страдать, вызывая сложности в его развитии, а тем более обучении. Такие дети требуют индивидуального сопровождения, направленного с одной стороны, на сохранение и развитие их специальных способностей, а с другой, на компенсацию проблем их индивидуального развития.
Сопровождение одаренных детей осуществляется через систему работы, осуществляемой классным руководителем, учителями-предметниками и педагогом-психологом. Каждому одаренному ребенку назначается куратор – педагог, который координирует сопровождение одаренного ребенка.
Сопровождение одаренного ребенка осуществляется по следующим основным направлениям:
– контроль состояния и развития (мониторинговые процедуры, включающие диагностику способностей и адаптации к образовательной ситуации);
– коррекция состояния (через цикл индивидуальных консультаций ребенка, его родителей и учителей);
– индивидуализация образовательного процесса (описано ниже);
– поддержка и поощрение (описано ниже).
Индивидуализация образования одаренных детей достигается за счет:
– изменения содержания образования учителями-предметниками в рамках:
– индивидуальной работы на уроке,
– индивидуальных заданий,
– перехода на индивидуальный учебный план (с 10-го класса),
– разработки собственных проектных и исследовательских работ.
–введения изменений в режим обучения в рамках индивидуального учебного плана (с 10 кл.);
– использования технологий личностно-ориентированного обучения при организации работы ребенка на уроках и широкое использование индивидуальных форм работы.
Отечественная система дополнительного образования также служит гарантом поддержки и развития одаренных детей. В ней сосредоточены уникальные возможности по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной, учебно-исследовательской и другой образовательной деятельности.
Кроме того, широко развиваются различные формы очно-заочного дополнительного образования детей, организуемые на базе областных, краевых, республиканских и федеральных учреждений дополнительного образования детей.
Как уже отмечалось ранее в России федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также неправительственными и общественными организациями осуществляется большая и разнообразная работа по выявлению и развитию талантливых детей, однако эту работу пока еще трудно охарактеризовать как системную, обеспеченную должными ресурсами и приводящую к желаемым результатам.
В сложившейся ситуации все более актуальным становится вопрос о целесообразности разработки и реализации комплексной национальной системы поиска, поддержки и обеспечения профессионального становления талантливых детей и молодежи (возможное рабочее название проекта – «Творческое поколение»).
Построенная по принципу вертикально-интегрированной «пирамиды», в основание которой положен комплекс местных и региональных программ и проектов, эта система призвана объединить различные формы поддержки всех видов творческой деятельности молодого поколения (научно-технической, естественно - научной, художественной, педагогической), охватить широкий спектр специальностей и направлений обучения, стать массовой и доступной, обеспечить талантливому обучающемуся возможность быть замеченным независимо от того, в каком образовательном учреждении и каком регионе он обучается, к какому социальному слою принадлежит. Система должна быть нацелена на развитие у учащихся культуры творчества и созидания, включать в себя конкурсы, стимулирующие изобретательство, исследовательский поиск, предприимчивость, лидерство, использовать механизмы продюсирования молодых талантов, закрепления их за опытными мастерами-наставниками, предоставлять возможность для осуществления первых шагов на пути профессионального становления после завершения обучения (поддержка творческих дебютов, содействие внедрению разработок).
В числе первоочередных мер, способствующих формированию и развитию этой национальной системы, может стать создание комплексной межведомственной программы развития образования одаренных и талантливых детей и молодежи, направленной на развитие интеллектуального и творческого потенциала российского общества, систематизацию работы с талантливыми обучающимися, внедрение сетевых моделей образования, организацию многоцелевой грантовой поддержки победителей олимпиад, творческих смотров в сфере искусства и других конкурсных мероприятий.
Кроме того, поиск способов решения проблем одарённого ребёнка средствами региональной системы образования должен осуществляться на более высоком уровне и включать в себя формирование заказа со стороны региона на поддержку одаренных детей, подготовку региональных законов, подзаконных актов, целевых программ по данной проблеме, заключение межведомственных договоров, отраслевых соглашений и других документов, активизировать средства массовой информации для актуализации и освещения хода решения проблемы развития одаренного ребенка в рамках региональной системы образования.
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: Helen | Теги: одаренные, фгос, система, дети
Просмотров: 3917 | Загрузок: 614 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик