СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013"

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине» (в условиях реализации федеральных государствен
[ Скачать с сервера (133.1Kb) · Скачать удаленно (4,5 МБ) ] 05.05.2013, 09:56
Тема: Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине.

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта обучения рассказыванию по картине.

Задачи:
1. Демонстрация опыта работы обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста.
2. Разработка модели интеграции обучения рассказыванию образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями.
3. Формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности.
4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.
5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.

В основе мастер-класса положена система андрагогических принципов обучения, которые сформулированы С.И.Змеевым:
1. Принцип совместной деятельности предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися по планированию, организации, оцениванию и коррекции процесса обучения.
2. Индивидуализация обучения.Каждый обучающийся совместно с обучающим, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки.
3. Системность обучения. Соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.
4. Принцип осознанности обучения. Осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.
5. Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность является основным видом учебной работы взрослых обучающихся.
6. Принцип опоры на опыт обучающегося. Профессиональный опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучающегося, так и его товарищей.
7. Контектстность обучения (термин А.А.Вербицкого). Обучение ориентировано на совершенствование личности, строится с учетом профессиональной деятельности обучающегося.
8. Принцип актуализации результатов обучения. Безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств.
9. Принцип элективности обучения. Предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих.
10. Принцип развития образовательных потребностей. Оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала. Процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

Подготовка к мастер-классу:
Материал и оборудование:

1.По количеству участников: изображение дерева, овалы желтого и коричневого цвета - почки, зеленые листья, маркеры, цветные листочки.
2.Для трех микрогрупп: таблицы для заполнения матрицы.
3.Цветные карточки с 6-ю шляпами: красная, белая, синяя, черная, зеленая, желтая из бумаги и текстом рефлексии на каждой; плакат – дерево; ноутбук и компьютерная презентация.
4.Презентация по теме.
5.Маркеры и цветные листочки, 1\4 часть ватмана на микрогруппу по 2 штуки.
6.Сюжетная картина на экране.
7.Шкатулка.

Ход мастер-класса:

СЛАЙД №1 - ТЕМА. Эмоциональное начало:
- Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Развитие речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине». Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

СЛАЙД №2: Метод выяснения ожиданий и опасений «Весеннее дерево».
Цель: выявить ожидания и опасения участников, каждому участнику - сформулировать свои потребности и ожидания и одновременно осознать их.
Необходимые материалы: изображение дерева, почки- овалы желтого цвета, зеленые листья
- Предлагаю Вам быстро, но внимательно прочитать название мастер-класса. Написать на почках желтого цвета то, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса, а на коричневых – чего опасаетесь. Все разместить на дереве. Оценка результатов: на дереве наглядно видно много ли опасений у участников.

СЛАЙД№3: ИНДУКТОР (побудитель участников мастер-класса к активной работе). Проблемная ситуация – индуктор.
- Я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд!» (книга: «Притчи человечества» составитель Виктор Лавский)

Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:
— Иди вперёд, иди вперёд!
Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник (саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам найти на нашем семинаре необходимые Вам знания!

СЛАЙД №4: ИНДУКТОР «Актуальность темы мастер-класса».
В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы до¬школьного образования», введённых в действие в 2010 г., сформулирован социальный заказ дошкольным образовательным учреждениям
• на «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей»,
• на «образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, позна¬вательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художествен¬ной, чтения)»,
• на «взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Очевидно, что для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования. Поэтому обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребёнка в условиях дошкольного образовательного учреждения определено на государственном уровне (в тексте Федеральных государственных требований).
В соответствии с этим документом содержание образовательной области «Коммуникация» в ДОУ должно быть «направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Теоретическим фундаментом решения данных задач могут являться как общие исследования процесса формирования речевой культуры (Г.О. Ви-нокур, Л.К. Граудина, Н.А. Ипполитова, З.И. Курцева, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская и др.), так и работы, посвящённые вопросам общения педагога с детьми дошкольного возраста (В.К. Котырло, Т.А. Репина и др.) и семьями воспитанников (Е.П. Арнаутова, Л.Ф. Островская, З.И. Теплова и др.), представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Ж. Пиаже, Ф.А. Сохина, Е.А. Флёриной, Д.Б. Эльконина.
В общем виде взгляды учёных на природу речевого развития можно передать в следующих положениях:
• речь ребёнка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
• развитие речи, овладение ребёнком языком связано с различными линиями психического развития (развитие мышления, воображения, памяти, эмоций);
• ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придаёт речи творческий характер.
Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных комплексных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.
Решение задач образовательной области «Коммуникация» требует профессионально подготовленного педагога дошкольного образовательного учреждения, обладающего (среди прочих) коммуникативной компетентностью. Представление о данной компетентности сформулировано в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования» (2010 г.): коммуникативная компетентность понимается как
• «качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;
• установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе;
• умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достиже¬ния определённых социально значимых целей;
• умение убеждать, аргументировать свою позицию;
• владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации».

СЛАЙД №5: САМОКОНСТРУКЦИЯ (Индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных знаний в рамках поставленной проблемы)
ВОПРОС: В каких из образовательных областей можно успешно использовать навыки дошкольников, приобретенные при обучении рассказыванию по картине и почему?
Задание №1: Метод «Кирпичики».
Цель: выделить основные понятия и проблемы по предложенной теме
Необходимые материалы: маркеры, цветные листочки. Листочки с ответами размещаются на ватмане с помощью скотча. Затем эти отдельные кирпичики начинают группировать со схожими, укрупняя группу.
Примечание: каждый участник может написать несколько образовательных областей на отдельных листочках. Укрупнение групп идет с согласия автора при обсуждении каждого шага всей микрогруппой. Затем микрогруппы выставляет плакат на общее обозрение и представляет его.
Вывод: Мы с Вами провели «экспертизу» собственных знаний по применению навыков рассказывания по картине детей дошкольного возраста при реализации образовательных областей.
Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Поэтому и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации. Коммуникация как главное средство и условие реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей). При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах (коллективных разговорах), в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенно формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.

СЛАЙД №6: Образовательные области
1. Физическая культура
2. Здоровье
3. Безопасность
4. Социализация
5. Труд
6. Познание
7. Коммуникация
8. Чтение художественной литературы
9. Художественное творчество
10. Музыка
виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

СЛАЙД №7: РЕКОНСТРУКЦИЯ.
- Таким образом, при реализации образовательных областей нам пригодятся следующие Виды высказываний: описание, повествование, рассуждение, приобретенные при обучении рассказыванию по картине.
1. Описание предполагает, прежде всего, называние объекта, перечисление его свойств, качеств, действий с ним, затем эмоциональную оценку говорящего. Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты.
2. Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени. Структура повествования более жесткая (начало, середина, конец), перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения события.
3. Рассуждение содержит в себе тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В рассуждении развиваются такие умения ребенка, как объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказывание.

СЛАЙД №8: СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ .
ВОПРОС: Какие виды рассказывания по картине вы знаете?

Мигунова Е.В., Алексеева М.М., Яшина В.И., Бородич A.M., Тихеева Е.И., выделяют следующие виды рассказывания по картине:
1. Описание предметных картин — связное последовательное описание предметов, животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
2. Описание сюжетной картины — описание ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине. Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.

ЗАДАНИЕ №2: Составьте примерную схему методики проведения обучения рассказыванию по картине.
СЛАЙД № №9: Методика проведения обучения рассказыванию по картине:

1. Эмоциональное начало.
2. Краткая вступительная беседа, устанавливающая связь НОД с предшествующими наблюдениями, играми, другой деятельностью. Если воспитатель не проводит такую беседу, то дети оказываются неподготовленными к восприятию, а вопросы типа «Что нарисовано на картине?» или <Что вы видите на картине?» нередко побуждают дошкольников к простому перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине? А еще?» нарушают целостное восприятие картины и приводят к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы (Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э. П. Короткова. - М., 1982.).
3. Подготовительная работа по обучению рассказыванию.
4. Основная работа: составление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: репродуктивный (воссоздающий, использующий опо¬ру) вид рассказывания и творческий вид рассказывания.
5. Итог.

СЛАЙД №10-11: ВОПРОС: Какие методы используются на этапе подготовительной работы по обучению рассказыванию:
1. Наглядный метод: Рассматривание. Цели: привлечь внимание детей к картине; способствовать развитию зрительного восприятия. Рассматривание картины, т.е. сенсорного обследования, включает: восприятие объекта картины в целом; вычленение его характерных особенностей; определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.); вычленение более мелких частей или деталей предмета картины и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета картины.
2. Словесный метод: Беседа по картине. Цели: помочь ребенку проанализировать сюжет картины; активизировать знания детей об окружающем. Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить в нее разные виды вопросов.
3. Словесный метод: Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине. Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине. Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Практический метод: игровые упражнения.

СЛАЙД №12 ЗАДАНИЕ №3: Прочитать предложенные на карточке игровые упражнения. Проиграть в одно из них с участниками мастер-класса по представленной на экране картине. Каждой микрогруппе предлагается своя классификация игровых упражнений: на акцентуацию внимания, на установление связи между предметами, сенсорные игры, языковые игры, словарной работе.
• 1 микрогруппа: Игровые упражнения по словарной работе. Цель: обогатить и активизировать словарный запас детей.
 Называние предметов, изображенных на картине, и объяснение их предназначения: Это спицы, они нужны для того, чтобы вязать шарфы, носки и т. п. Предметы для называния и объяснения: покрывало, кресло, кактус и т. п.
 Построение антонимичных пар - педагог называет слова, дети подбирают к ним антонимы: большой -маленький; мягкий - твердый, жесткий; белый - черный; темный - светлый.
 Построение синонимичных рядов - педагог называет слово, дети подбирают к нему синонимы (в том числе и контекстуальные): кошка - Мурка, домашнее животное, общая любимица, домашний питомец; лента - бант, украшение; девочка - школьница, дочка, Маша; цветы - растения, зелень.
 Нахождение на картине предметов, имеющих несколько значений (многозначные слова): ручки (у девочки и у рамы), ножки (у стола, кресел, девочки).
 Подбор родственных слов, которые можно использовать при описании картины (с объяснением значения слова в отдельных случаях): кошка - котенок, котята, кошачий, кошатник, кошатница.
• 2 микрогруппа: Игровые упражнения на акцентуацию внимания. Цели: развивать зрительное восприятие, зрительную память и зрительное внимание; активизировать словарь.
 «Назови детали картины». Картина демонстрируется, через некоторое время убирается, а дети должны назвать как можно большее количество деталей. Затем картина возвращается и называются те детали, которые выпали из зоны внимания детей. Можно усложнить инструкцию: называть предметы вместе с признаком: красные туфли, каштановые волосы, игривый котенок и т. п.
 «Найди предмет». Педагог просит найти предмет на картине (обычно это маленький, наименее заметный предмет или предмет, имеющий важное значение для понимания ситуации): кактус, пуговица, молоко и т. п.
 «Классификации». Педагог просит назвать имеющиеся на картине игрушки, живые предметы, все зеленое, мебель, шерстяное, мягкое и т. п.; предметы, имеющиеся на картине в нескольких экземплярах, звучащие, имеющие запах и т. п.
• 3 микрогруппа: Игровые упражнения на установление связи между предметами. Цели: научить детей находить связи между предметами, определять причинно-следственные отношения; активизировать словарь.
 «Что с чем?». Дети называют по два предмета, имеющихся на картине, и объясняют связь между ними: кошка и котята - у кошки 3 котенка; тарелка и рыба - на тарелке лежит рыба.
 «Ассоциативные ряды или круги». Педагог называет слово, а дети должны найти предметы или слова, ассоциативно связанные с ним: животные - кошки; человек - девочка; еда - рыба, молоко; мебель - стол, кресла; кошка - корзина, рыба, котята (в этом случае каждая связка объясняется).
• 4 микрогруппа: Сенсорные игровые упражнения. Цели: развивать тактильное чувство; формировать цветовые представления; обогатить детей сенсорными впечатлениями, ввести их в жизненный опыт ребенка; активизировать словарь признаков. Такие игры особенно важны для детей младшего дошкольного возраста.
 «Сенсорная копилка». Подобрать предметы, изображенные на картине, предоставить их детям для тактильного ознакомления. По мере ознакомления называть признаки. Здесь можно использовать прием сравнения с другими предметами: клубок - теплый, как мех кошки; кресло мягкое, как подушка...
 «Чудесный мешочек». Подобрать предметы, аналогичные предложенным в сюжете. Дети на ощупь угадывают их, объясняя, что помогло им отгадать предмет.
 «Раскрась так же». Воспитатель предлагает детям контурные изображения предметов. Нужно найти на картинке соответствующий предмет, определить его цвет и раскрасить по образцу, назвать предмет вместе с признаком, называющим цвет (красный мяч).

• СЛАЙД №13: ВСЕ: Языковые игровые упражнения. Цели: выявлять языковые закономерности; формировать навык использования данных закономерностей в речи; формировать грамматические формы русского языка; развивать языковое чутье.
 «Скажи ласково». Нужно найти на картине предметы, которые можно назвать существительными в уменьшительно-ласкательной форме (котенок лапки, ушки, мячик).
 «Множественное число». Найти предметы, которые можно назвать существительными во множественном числе (котята, растения, кресла, спицы, банты).
 «Действия». Назвать действия по картине (несет, лакает, трется, играют).
 «Рифмы». К названным словам, подобрать рифмы по картине: ребята - котята; картина - корзина; вскачь - мяч, птицы - спицы...
 «Доскажи словечко». Посмотрите-ка, ребята, Ведь играют тут ... (котята). Вот пустилась что-то вскачь. Рассмотрели -это ... (мяч). Очень чисто вымыт пол, На него поставим ... (стол).

СЛАЙД №14: В ходе этапа подготовительной работы и на других этапах используется основной словесный прием: вопрос.
ЗАДАНИЕ №4: Задай вопрос. Участникам мастер-класса предлагается придумать вопросы по содержанию картины, представленной на экране в микрогруппе:

• 1 микрогруппа:
o прямые («Какого цвета утенок») (предметная картина);
o создающие стимул к фантазированию: Что могла бы уметь кошка, если бы она выступала в цирке? Откуда могла взяться рыба, которой кормит кошек девочка?
o направленные на истолкование внутреннего состояния, настроения героев (старший возраст).
• 2 микрогруппа:
o подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?») (предметная картина);
o помогающие в логической и временной последовательности передать содержание картины (старший возраст);
o поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?») (предметная картина);
побуждающие к сравнению, метафоре («На что похожи глазки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?») (предметная картина);
• 3 микрогуппа:
o требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. Ответ ребенку подсказывает содержание картины («Почему остановили лошадку?» — «Надо ее напоить»; «Как одеты дети и почему именно так, а не иначе?» (младшая группа);
o требующие ответов-размышлений, доказательств, заставляющие ребенка сравнивать, сопоставлять факты, делать выводы (старший возраст);
o направленные на анализ сюжета картины: Где спят котята? Зачем в корзине лежит покрывало? Для кого девочка приготовила рыбу? Где лежит рыба?
• 4 микрогруппа:
o направленные на пополнение запаса представлений о тех или иных предметах и явлениях, связанных с данной картиной: Сколько может быть у кошки котят? Чем питаются котята? А кошки? Какие звуки издает кошка, когда она встревожена? сыта? когда она спокойна? Что делает кошка с котятами, если хочет их спасти? Как называют врача, который лечит кошек?
o мобилизующие прошлый опыт ребенка («Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?»; <Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе?» и др.) (младшая группа);
o требующие ответа-предположения — как бы выхода за пределы изображенного. Такие вопросы помогают устанавливать логические взаимосвязи («Танюша взяла в руки мяч. Смотрит. Может ждет кого-то?»; «Вова поит лошадку и что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?» и др.) (младшая группа).

• ВСЕМ: Пресс-конференция. Эту форму работы можно предложить для старших дошкольников. Дети сами задают вопросы педагогу, а он на них отвечает. Это позволяет повысить познавательную и коммуникативную мотивацию.

СЛАЙД № 15:Методы и приемы к составлению описательных (репродуктивных) рассказов по предметной картине и сюжетной картине.
Рассмотрим следующий этап обучения рассказыванию по картине: основной этап работы - составление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: репродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания.
Выясним, какие приемы используются при составлении описательных (репродуктивных) рассказов по предметной, сюжетной картине на основном этапе.

СЛАЙД №16 ЗАДАНИЕ №5: Упражнение «Шкатулка методов и приемов».
Шкатулка передается по кругу. Тот, у кого в руках шкатулка, достает метод или прием и объясняет его правильное проведение. Если участник затрудняется – организуется помощь микрогруппы или помощь ведущего.

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ КАРТИНЫ:
• игровой прием «Расскажем кому-то»: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке» (М. Конина).
• выбор объекта для описания («Выбери себе щенка и расскажи о нем» — по картине «Собака со щенятами»).
• сочетание рассматривания картины с показом игрушки («Такой же котенок, петушок; похожий щенок, цыпленок»). Это можно сделать в виде инсценировки (в гости к детям приходят кукла, кошка, собачка и разговаривают с ними).
• составление рассказа по образцу. Можно предложить описание любого предмета по выбору.
• иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован («Как будто это мы гуляем. Как будто эта наш котенок»);
• образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»);
• составление рассказа по вопросам воспитателя: Что это за предмет? Какого он размера? Какой он формы? Какого он цвета? Из каких частей и деталей он состоит? Из какого материала он сделан? (Если он изготовлен руками человека.) Каким образом им можно манипулировать?
Если это живой предмет, то вопросы будут другими. Для девочки: имя, возраст, внешний вид (волосы, глаза, нос), одежда, действия.
Для кошки: обобщающее слово, внешний вид, где живет, чем питается, детеныши, польза для человека.
• составление описательного рассказа по схеме. Разделы обычно соответствуют предыдущим вопросам; можно использовать готовые схемы Т. А. Ткаченко, можно составить свои схемы. Пример рассказа: Это мячик. Он красный, круглый, маленький. Сделан мяч из резины, поэтому он упругий и хорошо прыгает. Мячиком играет рыжий котенок.
• составление описательного рассказа по сенсорным символам. При составлении рассказа не всегда используются все сим¬волы, так как предмет исследуется не всегда всеми анализаторами. Пример рассказа: Это корзина. Она желтая, потем-невшая от времени. Корзина большая и глубокая. Она овальной формы. Когда в нее запрыгивают котята, корзина протяжно скрипит. Ее сплели из гладких ивовых прутьев, поэтому она очень прочная.
• составление описательного рассказа по мнемотаблице. Мнемотаблицу можно заполнять вместе с детьми; можно предложить готовую таблицу для составления рассказа; можно предложить таблицу-загадку. В последнем случае дети должны отгадать загадку и доказать свое мнение по каждой ячейке таблицы.
• составление описательного рассказа по цветовым символам. Пример рассказа: На картине нарисована девочка. Ее зовут Маша. У Маши каштановые волосы и карие глаза. У нее синяя юбочка, белая с полосками кофточка с красными пуговицами. А на голове голубые банты.
• составление сравнительного рассказа по аналогии. Воспитатель описывает один предмет, а ребенок, по аналогии выстраивая фразу, описывает другой либо самостоятельно сравнивает два предмета. Пример рассказа: Посмотрите на двух котят. Один котенок рыжий, а другой черный. Рыжий котенок шустрый, игривый, а черный более спокойный. Рыжий котенок играет мячиком вместе с серым котенком. А черный лакает из блюдца молоко. Спят котята с мамой-кошкой в корзине на мягкой под¬стилке. Девочка поит их молоком.
• параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов. Например, вот как могут быть составлены описания на тему «У кого какой зверь» (Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям //Дошкольное воспитание. — 1986. — 12.):

Педагог
У меня утенок Ребенок
У меня цыпленок
Утенок желтый
У утенка большие красные лапы И цыпленок желтый
У цыпленка лапки маленькие

Сначала следует брать предметные картины, похожие внешне и отличающиеся незначительным количеством признаков. Затем можно использовать сильно различающиеся игрушки (лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик).

ОПИСАНИЕ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ, СЕРИИ:
• Составление описательного рассказа сюжетной картины, серии по плану. ПЛАН: Квартира. Девочка Маша. Домашние питомцы. Кормление кошки и котят. Место для сна кошки и котят.
• Частичное описание сюжетной картины, серии. Описание одной части картины - зала, прихожей и т. п. Можно разделить рассказы или соединить их в коллективный рассказ. Пример рассказа: На картине изображена квартира. В проем двери видна часть зала. Напротив двери находится окно. На окне желтые шторы с зеленым рисунком. На подоконнике много комнатных растений. Справа от окна стоит прямо¬угольный журнальный столик. На нем лежит стопка книг, го¬лубой шерстяной клубок с воткнутыми спицами и вязание. Над столом висит картина. По обе стороны от стола стоят мягкие, удобные кресла.
• Описание сюжетной картины, серии с помощью ориентировочных схем. Эти схемы помогают детям ориентироваться в пространстве картины и планировать свой рассказ. Описание картины проис¬ходит по выделительным символам на картинном пространстве. Можно использовать 5 пошаговых схем, а можно из них соста¬вить одну общую схему и работать по ней пошагово.

• Описание сюжетной картины, серии с помощью схематично изображенных деталей.
Схематичные детали для описания На картине изображена квартира (описание окна, стола, кресел). В прихожей стоит девочка Маша (описание Маши). У нее в руках тарелка с рыбой для кошки. Кошка трется о Машины ноги (описание кошки). На полу играют два котенка (сравнительное описание двух котят). Еще один котенок (описание котенка) пьет из блюдца молоко. В углу прихожей стоит корзина (описание корзины).
• Описание сюжетной картины по памяти с появляющимися деталями. Воспитатель закрывает всю картину, а потом открывает один за другим фрагменты картины и предлагает детям описывать их.
• Составление рассказа по сюжетной картине по опорным символическим изображениям. Девочка, кошка, котята, магазин, рыба, молоко, дом, тарелка, блюдце, корзина.
• в старшей группе (по Ушаковой) Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части — зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст.
• Составление рассказа по сюжетной картине по аналогии. Детям зачитывается рассказ, они по сюжетной картине должны составить свой рассказ аналогично услышанному. Пример рассказа: Жил был мальчик. Его звали Дима. У него жила собачка Жучка. У Жучки было 3 щенка. Все они жили в прихожей, спали на старом одеяле, которое лежало в углу. Дима кормил щенят и Жучку косточками, колбасой...
• Составление рассказа по сюжетной картине по предложениям, составленным из опорных слов. Жить, девочка, Маша. (Жила девочка Маша.) Маша, кошка, Мурка. (У Маши была кошка Мурка.) Мурка, родить, котята ... Маша, кормить, рыба, молоко ... Кошка, котята, спать, корзина ...
• Составление рассказа по сюжетной картине по картографической схеме (методика В. К. Воробьевой).
Маша - кошка. У девочки Маши жила кошка.
Кошка - котята. У кошки были котята.
Маша - рыба, молоко. Маша кормила кошек рыбой и молоком.
Рыба - тарелка. Рыбу Маша выкладывала на тарелку.
Молоко - блюдце. Молоко девочка наливала в блюдце.
Кошка котята - корзина. Кошка и котята спали в корзине.
• в подготовительной группе (по Ушаковой) составление текста коллективно (командами). При этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Сначала детям показывается только одна открытая картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей уже составила рассказ, открывается следующая картина. Рассказ составляет другая группа (команда) детей. И, наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ. Варианты показа картин могут быть разными: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет), а затем открываются все остальные; открываются 1, 3 и 5-я картины.
• в подготовительной группе (по Ушаковой) нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, могут нарисовать начало или конец предложенного сюжета или нарисовать на четырех маленьких листочках весь задуманный сюжет, а после этого рассказать взрослому последовательно свое высказывание;
• составление рассказа в сочетании с моделированием содержания картины:
 воспроизведение одного и того же содержания разными способами (аппликация, рисование);
 моделирование композиции из плоскостных объектов;
 моделирование композиции с помощью объемных предметов;
 воспроизведение содержания картины с применением природных и бросовых материалов;
• Прием вхождения в картину. Ребенку предлагается поставить себя на место конкретного объекта, изображенного на картине. При этом объектом может быть как одушевленный персонаж, так и неодушевленный предмет (восприятие себя как героя картины или в качестве объекта с заданной характеристикой).
• Прием фотографирования. Взрослый фотографирует результат моделирующей деятельности детей по содержанию картины и предлагает им фотографию для рассматривания и последующего рассказывания. В дальнейшей работе с детьми фотография может использоваться для сравнения с картиной, актуализации в памяти собственного опыта. По сути, рассказ по фотографии выступает промежуточным звеном между рассказыванием по картине и рассказыванием на основе личного опыта.
• Для повышения мотивации рассказывания используется прием «разговор по телефону», когда один ребенок рассказывает другому о содержании картины (Лебедева)
• Прием составления письма вводит ребенка в игровую ситуацию. Он заключается в повто¬рении высказываний ребенка или взрослого и их последую¬щей записи (Лебедева).

СЛАЙДЫ 16-18 ПОВТОРЕНИЕ ПРИЕМОВ

СЛАЙД №19: ЗАДАНИЕ №6: Составить опорные слова для рассказа по картине. Представьте себе, что все персонажи картины ожили, и мы про них сочиним историю. Для опоры можно использовать слова-предметы, слова- действия, слова-признаки, слова-наречия и даже предлоги.
• 1 микрогруппа: опорные слова-предметы (существительные): Маша, магазин, рыба, молоко, кошка, котята, корзина.
• 2 микрогруппа: опорные слова-действия (глаголы): Жила, пошла, купила, вернулась, налила, положила, накормила, забрались, уснули.
• 3 микрогруппа: опорные слова-признаки (прилагательные): Добрая, пушистая, маленькие, вкусную, полезное, удобная, мягкое, тихое.
• 4 микрогруппа: опорные предлоги: У, с, в, для, в, на, в, на. Использование для опоры предлогов помогает ввести их в речь ребенка, поупражнять детей в грамматически правильном по¬строении фразы.

СЛАЙД №20: Самым сложным видом работы с картиной является описание пейзажных картин и натюрмортов. Этот вид рассказывания используется в старшем дошкольном возрасте (Виноградова Я. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. М., 1978).
Для описание пейзажных картин и натюрмортов можно использовать приемы:
• использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; Что художнику хотелось рассказать о?..». Почему художник так назвал свою картину? Что художнику кажется интересным, красивым? Вопросы типа «про что...», «о чем...» побуждают ребенка истолковывать картину, а не ограничиваться перечислением отдельных предметов, объектов изображенного (Зубарева Н.М.);
• использование поэтических произведений (А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина и др.) о природе, музыке. Это, с одной стороны, вызывает пристальное внимание к картине, а с другой — подчеркивает ее настроение, помогает подобрать для описания эпитеты, меткие сравнения, метафоры;
• одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему (например: «Березовая роща» И.Левитана и А. Куинджи) помогает увидеть композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла;
• сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. Воспитатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке?»;
• показ двух картин, чтение отрывков из произведения и спросить: «К какой картине они подходя? Почему?»
• описание того, что больше всего понравилось в картине, а остальные дети должны догадаться, о каком предмете (месте) идет речь;
• сравнение разных по настроению картин. Например, интересно проходит сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники». Настроение, переданное художником, определяется прежде всего состоянием изображенной природы: начало осени — яркое, солнечное, золотое и середина — хмурая, дождливая, туманная (Зубарева Н.М.).

СЛАЙД № 21: АФИШИРОВАНИЕ (Творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы).
Задание №7 «Презентация – МЫ УМЕЕМ!»

Цель: Применение методов и приемов обучения рассказыванию образовательная область «Коммуникация» в других образовательных областях, видах детской деятельности. А теперь проведем презентацию приглашений. Проводится защита созданных приглашений.

СЛАЙД № 22: Образовательные области. Виды детской деятельности.

СЛАЙД №23: ПРАВИЛА ДЛЯ СМЕЛЫХ И УПОРНЫХ ПЕДАГОГОВ
1. Если вы испытываете затруднения в работе по составле¬нию рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорцио¬нально уровню мастерства.
3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
4. После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным.
5. Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

СЛАЙД №24: Метод выяснения ожиданий и опасений «Весеннее дерево».
Цель: оценить результативность проведенного мастер-класса
Необходимые материалы: раскрывшиеся почки, зеленые листья
Проведение: ведущий обращает внимание участников на дерево и предлагает участникам, чьи ожидания сбылись и опасения не оправдались заменить почку дерева распустившимся листом. Если же ожидания не оправдались, или сбылись опасения – ничего не менять. Оценка результатов: если дерево стало зеленым – цели достигнуты, мастер-класс прошло продуктивно, если нет – цели не достигнуты.

СЛАЙД №25: РЕФЛЕКСИЯ (Осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности.Осознание метода, приведшего к активности познавательной деятельности): Упражнение «Шесть шляп мышления»: Наш мастер-класс подходит к концу и нужно подвести итог. А итог мы будем подводить с помощью упражнения «Шесть шляп мышления». Для этого каждая микрогруппа выбирает себе 2 шляпы и инструкцию к ним. Вам необходимо, используя характеристику выбранной шляпы, подвести итог мастер-класса:
- «белая шляпа» констатирует факты, информацию не используя при этом оценки и эмоции;
- «желтая шляпа» называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом мастер-классе;
- «черная шляпа» говорит о «минусах», т.е. что на мастер-классе не понравилось или, что принять нельзя;
- «красная шляпа» говорит только о чувствах, которые возникали в ходе мастер-класса;
- «зеленая шляпа» размышляет с позиции творчества - где и как еще можно использовать полученный опыт;
- «синяя шляпа» делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем.
На обсуждение каждой микрогруппе дается 2 минуты. Задание понятно? Тогда – начинаем работу. А теперь каждая «шляпа» представляет свой итог в той последовательности, которую мы озвучили. Право выбора всегда остается за вами: будете ли вы просто носителями информации или вы создадите такие условия, которые помогут детям самим добывать информацию и приобретать в рассказывании по картине. Дерзайте, творите! Спасибо за работу!

Литература:
1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Борович. - М., 1981.
2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В. К. Воробьева. - М., 2006.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
4. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)». В 2 ч. Ч. 2. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, Б. С. Лейкина и др.; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1988.— 270
5. Зрожевская, А.А. Обучение монологам-описаниям //Дошкольное Воспитание. — 1986. — 12.
6. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002. - 32 с.
7. Короткова, Э. П. Принципы обучения речи в детском саду / Э. П. Короткова. — Ростов н/д, 1975.
8. Квалификационные характеристики должностей работников образования [Элект¬ронный ресурс]. - www.rg.ru
9. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте / А.Н. Леон¬тьев // Возрастная и педагогическая психология; сост. М.О. Шуаре. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1992. - С. 42-53
10. Леонтьев, АА. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев // Избр. психол. тр. - М.: Изд- во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 536 с.
11. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
12. Лосева, И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009с.
13. Методические материалы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Е.Н. Кутепова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 91 с.
14. Мигунова, Е.В. Изучение курса «Теория и методика развития речи детей» на заочном отделении [Текст]: учеб.-метод. пособие; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008. – 105 с.
15. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
16. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.А.Стародубова. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
17. Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М., 2005.
18. Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
19. Филичева, Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей и логопедов.
20. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 560 с.
21. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже. - СПб. : Союз, 1997. - 250 с.
22. Сластёнин, ВА Педагогика / В.А. Сластёнин [и др.]. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
23. Сохин, ФА. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2002. - 224 с.
24. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко [и др.]. - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
25. Флёрина, ЕА. Живое слово в дошкольном учреждении: учеб. пос. для дошк. отделений пед. техникумов и пед. вузов / Е.А. Флёрина. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1933. - 56 с.
26. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. - www.rg.ru
Категория: Всероссийский конкурс "Педагогическая инициатива - 2013" | Добавил: Meri | Теги: картина, федеральные, речи, детского сада, развитие, педагоги, обучение, требования, рассказывание, мастер-класс
Просмотров: 8656 | Загрузок: 897 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 2
2  
спасибо за оценку материала

1  
спасибо за опыт!!!!!!!!!!   очень интересно

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик