СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Лучшая методическая разработка"

урок географии 9 класс "Хозяйство Европейского Севера"
02.02.2016, 20:15
Тема: «Хозяйство Европейского Севера»

Цель: Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района, определить проблемы региона и пути их решения.

Задачи: - продолжить формирование знаний по экономическим районам России,
по Европейскому Северу;
- продолжить обучение приема работы с картами, текстом учебника, таблицами;
- воспитывать у учащихся чувство гордости за свою страну.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: частично-поисковый, наглядно – иллюстративный

Оборудование: Социально-экономическая карта России, учебник В.П. Дронов, И.И. Баринова
и др. «География России. Хозяйство и географические районы» - 9 класс
(М.:Дрофа 2008 г), атлас.

ХОД УРОКА.

Перед началом урока учащиеся рассаживаются по группам, у каждого учебник, атлас, индивидуальные рабочие листы.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем работать индивидуально и в группах. Успех одного принесет, пользу другим членам группы и если возникнет какой-то вопрос, разберемся в нем.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
- Какой экономический район мы сегодня продолжим изучать?
- Чтобы перейти к изучению новой темы, повторим раннее изученный материал. Вспомним как заселялась территория Европейского Севера. Сколько этапов колонизации было выделено?

(Новгородская колонизация – поморы; Московская колонизация – монастыри, скиты; Старообрядцы; Сталинское время)

Слайды презентации

- Далее, чтобы дать характеристику современного населения давайте заполним тексты на ваших рабочих листах.

Современная численность населения Европейского Севера примерно ______ млн. человек.
Средняя плотность населения составляет ______ человек на км2. Население размещено неравномерно и можно выделить субъекты с высокой плотностью населения, это _________________ область, плотность населения здесь составляет ____ человек на км2, самая низкая плотность в ____________________ А.О. она составляет_____ человек на км2. Низкая плотность населения в регионе связана с _____________________________________ для жизни и хозяйственной деятельности _______________________________ условиями. На территории Европейского Севера проживают русские,___________,___________,____________ и др, здесь преобладает ______________население. Для Европейского Севера характерен ______________ населения в южные регионы страны.
Проверяем: один ученик читает вслух, другие проверяют, у кого без ошибок поднимают руки.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
- Теперь мы знаем как заселялась территория Европейского Севера и особенности современного населения региона. Далее мы продолжим изучать этот район и согласно плану изучения экономических районов как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока ?
(«Хозяйство Европейского Севера» (Запись темы урока в рабочих листах)
- В чем заключается цель нашего урока?
(Узнать особенности хозяйства Европейского Севера)
-Каковы задачи нашего урока?
( Изучить важнейшие отрасли региона, размещение на территории региона, что способствовало развитию данной отрасли, в чем заключается проблема отрасли)
- На формирование отраслей хозяйства влияю природные условия и ресурсы. Давайте, вспомним, какими ресурсами богат Европейский Север?
(Лесные, водные, руды черных и цветных металлов, нефть, природный газ, уголь, рыбные)
- Учитывая особенности природных условий и наличие перечисленных природных ресурсов, какие отрасли хозяйства здесь будут ведущими?
(Лесная, топливно-энергетический комплекс, металлургия, рыбная промышленность)
- Кроме перечисленных отраслей здесь еще развивается военно –промышленный комплекс, сейчас мы с вами подробно познакомимся с каждой из этих отраслей. Ваша работа будет оформлена в виде таблицы, работать будем по группам, каждая группа характеризует свою отрасль и мы заполняем таблицу полностью. Работаем по учебнику п. 23, и картам атласа.

Промышленность Отрасли Факторы размещения Центры Проблема отрасли
Лесная Лесозаготовка и лесопиление

Целлюлозно-бумажное производство Наличие ресурсов (зона тайги)

Сырье, источники воды Архангельск, Карпогоры и др.

Сыктывкар, Сегежа, Кондопога и др. Плохо развита транспортная сеть, загрязнение водных ресурсов.

Топливно-энергетический комплекс Электроэнергетика

Угольная
Нефтяная
Газовая Водные ресурсы
Наличие месторождений ГЭС- Серебрянские, ПЭС- Кислогубская, АЭС – Кольская, ТЭС
Воркута
Усинское
Вуктыл Высокие затраты при добыче, отток трудовых ресурсов из-за неблагоприятных условий.
Металлургия Черная

Цветная Сырье, потребитель
Частично собственное сырье, дешевая энергия
Череповец

Мончегорск
Кандалакша Загрязнение окружающей среды, привозное сырье
Рыбная Заготовка
Переработка Местоположение региона на побережье Мурманск, Архангельск, Индига и др. Реализация продукции
Военно-промышленный комплекс Судостроение
Судоремонт

Наличие военно-морских баз, добывающие отрасли: нефтяная и газовая- плавучие платформы Североморск, Полярный и др. Загрязнение окружающей среды
(По ходу выступлений заполняется таблица на доске и в рабочих листах учащихся)
1группа. На слайде лесной комплекс
- Ребята, рассматривая экономическую карту, нетрудно установить, что основное лесопиление в Архангельске. Почему? В чем особенность географического положения этого города?
(Находится в месте река Северная Двина впадает в Белое море, по рекам сплавляют лес, а по морю можно отправить в любой регион страны)
2 группа. На слайде топливно-энергетический комплекс
- Почему район богатый топливными ресурсами не может обеспечить себя в полной мере энергией и теплом?
(Из-за неблагоприятных природных условий нет возможности повсеместно строить электростанции, очень много затрат)
3 группа. На слайде металлургический комплекс
Почему выгодно доставлять на предприятия Кольского полуострова сырье из Норильска?
(Здесь проходит Северный морской путь)
4группа. На слайде рыбный комплекс
Почему, имея такую богатую природно-ресурсную базу регион уступает другим экономическим районам по выпуску готовой продукции?
(Трудно реализовать из-за плохой транспортной системы)
5 группа. На слайде машиностроительный комплекс. ВПК
Какие экологические проблемы связаны с ВПК?

- Какой вывод можно сделать о хозяйстве Европейского Севера ?
( Регион развивается на собственных ресурсах, но существует множество проблем связанных с природными условиями, оттоком населения из региона)

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Определите субъект РФ в составе Европейского Севера по описанию:
1. Край озёр, гранитных скал и порожистых рек. Здесь находится самый знаменитый водопад России. Есть крупное месторождение железной руды. Развиты лесная, целлюлозно – бумажная промышленность, цветная металлургия. Карелия.
2. Здесь добывают уголь, природный газ, нефть и сосредоточена почти вся топливная промышленность района. Здесь находится единственный на Северном Ледовитом океане незамерзающий порт. Развита цветная металлургия, добыча апатитов. Мурманская область
3. Это крупнейший район лесозаготовок. Лесопиления и целлюлозно – бумажной промышленности. Родина М.В. Ломоносова. Здесь расположен старейший морской порт России. В городе Северодвинск производят атомные подводные лодки. Архангельская область
4. Знаменитые на весь мир масло и кружева носят имя этого региона. Вологодская область
5. Омывается Белым, Баренцевым и Карским морями. Плотность населения здесь наименьшая в районе ( 0,3 чел/кв км). Ведущие отрасли хозяйства – оленеводство, рыболовство и охота. Есть перспективные месторождения газа и нефти. Ненецкий А.О.

5.ИТОГ УРОКА.
Выставление оценок с комментариями.
Домашнее задание: п. 23 изучить, подготовиться к тестированию по теме «Европейский Север» повторить п. 20,21,22.

Рабочий лист ________________________________

Характеристика населения Европейского Севера.

Современная численность населения Европейского Севера примерно ______ млн. человек.
Средняя плотность населения составляет ______ человек на км2. Население размещено неравномерно и можно выделить субъекты с высокой плотностью населения, это _________________ область, плотность населения здесь составляет ____ человек на км2, самая низкая плотность в ____________________ А.О. она составляет_____ человек на км2. Низкая плотность населения в регионе связана с _____________________________________ для жизни и хозяйственной деятельности _______________________________ условиями. На территории Европейского Севера проживают русские,___________,___________,____________ и др, здесь преобладает ______________население. Для Европейского Севера характерен ______________ населения в южные регионы страны.

Тема урока____________________________________________________

Промышленность Отрасли Факторы размещения Центры Проблемы отрасли
Рыбная


Лесная



Топливно-энергетический комплекс


Металлургия


Военно-промышленный комплекс
Категория: Всероссийский конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: 0751005544
Просмотров: 1772 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик