ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Конспект урока письма и развития речи,
проведенного в 3 классе учителем начальных классов
Тема урока "Ударение. Различение ударных и безударных гласных"
Алексеевка, 2015 Учебный предмет: урок письма и развития речи в 3 классе. Уровень образования школьников: начальная ступень обучения VIII вида. Форма учебной работы: классно-урочная. Тип урока: урок сообщения новых знаний. Цель: продолжить работу над умением постановки ударения в словах. Задачи. • Образовательная: систематизировать знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных. • Развивающая: обогащение и активизация словарного запаса обучающихся; развитие творческих способностей учащихся. • Коррекционная: коррекция и развитие связной письменной речи при работе над деформированными текстами; умение анализировать, выделять главное путём сравнения. • Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к обучению. Ход урока I. Организация начала урока Учитель: - Вот и наступило утро, долгожданный дан звонок, начинается урок. Дети: Здравствуй солнце золотое, 1 слайд Здравствуй небо голубое, Здравствуй вольный ветерок, Здравствуй маленький дубок, Мы живем в одном краю Всех я вас приветствую. Учитель: Какой у нас урок? II. Сообщение темы и цели. Учитель: - Что объединяет буквы первой строки? На доске: у а е и е д р н - Что общего у букв второй строки? - Чем отличаются гласные от согласных? Ответы детей: При произношении гласных звуков мы не имеем во рту никакой преграды, их можно петь и тянуть. А при произношении согласных звуков препятствуют губы, или зубы, или язык. Учитель: - Составьте из этих букв слово. - Что получилось? Ответы детей: - Ударение 2 слайд Учитель: - Мы сегодня будем говорить об ударении, учиться различать в словах ударный и безударный слог, но не просто говорить, а путешествовать с феей наук в страну слов. 3 слайд Но прежде вы должны записать в тетрадях число и классная работа. Открываем тетради, записываем число. III. Основная часть. 1.Подготовительная работа к объяснению нового материала. 1)Словарная работа. Учитель: - Первое задание предлагает вам фея из страны слов, словарная работа. 4 слайд (На доске воробей, медведь, заяц, морковь, пшеница) 5 слайд Работу будем проводить комментировано. Ответы детей: - Воробей, в первом слоге - ВО запоминаем безуд. гл. - О, во втором слоге - РО запоминаем безударную гл. - О. - ударение падает на гл. букву - Е во втором слоге. Медведь - ударение падает на гласную - Е во втором слоге, запоминаем гласную - Е в первом слоге. Заяц - ударение падает на гласную букву - А в первом слоге, запоминаем гласную - Я во втором слоге. Морковь - ударение падает на гласную букву - О во втором слоге, запоминаем безударную гласную - О в первом слоге. Пшеница - ударение падает на гласную букву - И во втором слоге, запоминаем безударную гласную - Е в первом слоге. Учитель: - По словарной работе фея осталась довольна вашими ответами. 6 слайд IV. Объяснение нового материала. 7 слайд Учитель: - Однажды наша фея попала в тридевятое царство, в тридесятое государство на бал. И была она очень напугана и удивлена тому, что там случилось. На бал собрались буквы, слова, знаки препинания, а ударение пригласить забыли. Оно очень обиделось и решило, что проучит их. Но гости не стали его слушать и веселились дальше. Тут вышло слово замок и сказало, что он сильный и тяжёлый и справится с ударением. Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замок. Какое слово получилось? Ответ детей: - Возник замок. Учитель: - Слова шумели. Тогда вышло слово стрелки - мы самые главные и победим любого, и уж с нами-то ударение ничего не сделает. Ударение хитро улыбнулось и перекинулось на другой слог: все увидели, что перед ними обыкновенные Что? Ответы детей: - Стрелки. Учитель: - Затем пришло слово кружки, и здесь ударение перекинулось на другой слог. - Какое слово получилось? Ответы детей: - Кружки. Учитель: - Видят слова, что дело плохо, не обойтись им без Ударения. Отвели ему почётное место и попросили извинения. С тех пор все живут дружно, в согласии. Внимательно посмотрите на слайд. (Все 3 пары слов показываю) 8 слайд - Что вы можете сказать? Ответы детей: - Написание слов одинаково, а значение разное. Учитель: - От чего это зависит? Ответы детей: - От постановки ударения. Вывод: от того, как вы поставите ударение, будет зависеть значение слова. Учитель: - Прочтите 1 слово Замок. Учитель: - На какую гласную падает ударение? Ответы детей: - Гласная, на которую падает ударение, называется - ударной. - Гласная, на которую не падает ударение, называется - безударной. Учитель: - А теперь, на какую гласную падает ударение? Замок. Ответы детей: - На - А в 1 слоге. Учитель: - Как называется гласная, на которую падает ударение? Ответы детей: - Гласная, на которую падает ударение, называется - ударной. Учитель: - Как называется гласная, на которую не падает ударение? Ответы детей: - Гласная, на которую не падает ударение, называется - безударной. (Аналогичная работа проводится с другими словами) Учитель: - Как вы думаете, а фея поняла какую роль играет ударение в словах? Давайте объясним ей ещё раз. - Какую гласную мы называем ударной? Ответы детей: ::.. - Какую гласную мы называем безударной? Ответы детей: ::.. Учитель: - Хорошо, молодцы! V. Физминутка. Учитель: - Слова, которые были на балу устали, давайте проведём физминутку. - Какое слово было первое? - Покажем. - В какое слово оно превратилось? - Покажем. Следующее - стрелки. Покажем. Затем - стрелки. И последнее - кружки. А стало - кружки. 1). Закрепление изученного материала. Учитель: А сейчас фея посмотрит, как вы научились различать ударный и безударный гласный. 9 слайд (Работа у доски и в тетради. На доске появляются цветы-гвоздики) 10 слайд - Что это такое? - На какую гласную падает ударение? Ответы детей: - Ударение падает на гласную - И во 2 слоге. Учитель: - Назови безударную гласную. Ответы детей: - Безударная гласная - О в 1 слоге. (Следующая картинка - гвоздики) Учитель: - Что это? Ответы детей: - Маленькие гвоздики. (Следующая картинка -ирис) Учитель: - Ирис - садовый цветок. - На какую гласную падает ударение? Ответы детей: - На гласную - И в 1 слоге. Учитель: - Назови безударную гласную в слове ирис. Ответы детей: - Безударная гласная - И во 2 слоге. (Картинка - ириска) Учитель: - На какую гласную падает ударение? (Картинка - село) Ответы детей: - Ударение падает на гласную - О во 2 слоге. Учитель: - Назови безударную гласную. Ответы детей: Безударная гласная - Е в 1 слоге. Аналогичная работа с остальными словами. Итог: Учитель: 11 слайд - Какой гласный мы называем ударным? - Какой гласный мы называем безударным? - Молодцы вы хорошо справились с этим заданием, фея вами довольна. 12 слайд 2).Самостоятельная работа. Учитель: - Следующее задание она предлагает "Работа с учебником". Стр. 59 упр. № 1 1.Чтение задания учителем. 2.Самостоятельное чтение учащимися задания и упражнения. - Что нужно выполнить в этом упражнении? 3. Разбор 1 столбика. - Снежок. - На какой гласный падает ударен? - На какой гласный не падает ударен? (Дифференцированный подход) (Карточки с заданием, поставить ударение) 3). Проверка самостоятельной работы. Учитель: - Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа. 3). Проверка самостоятельной работы. • Текст на слайде. 13 слайд • Чтение текста учителем. • Чтение текста учащимися. • Карточки с заданием по группам. Учитель: - О чём говорится в этом тексте? Задание: 1 группа выписывает те слова, в которых ударение падает на второй слог. 2 группа выписывает те слова, в которых ударение падает на первый слог. Учитель: - Какие слова вы выписали? - Правильно, молодцы! V. Итог урока и оценка знаний учащихся. Итог урока: Учитель: - Чему мы учились на уроке письма? Ответы детей: - Правильно расставлять ударение. Учитель: - Поднимите руки те, кто безошибочно определяет ударение в словах. - Не смотря на это, фея приготовила вам удостоверения, которые позволят вам самостоятельно расставить ударение в любых словах. VI. Домашнее задание. Карточки по группам. Выдача удостоверений. Урок окончен. |