СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Лучшая методическая разработка"

Толерантность и мы
[ Скачать с сервера (227.8Kb) ] 10.11.2015, 12:03
Кировское областное государственное образовательное
бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Суводский лесхоз - техникум»


Внеклассное мероприятие
«Толерантность и мы»
Составила:
Козмодемьянова Е.Е., педагог – психолог
КОГОБУ СПО «Суводский лесхоз - техникум»

Советск
2014 г.

Составила:
Козмодемьянова Е.Е., педагог – психолог
КОГОБУ СПО «Суводский лесхоз - техникум»
Внеклассное мероприятие «Свобода в многообразии»

Аннотация.

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия будет интересна преподавателям, психологам, классным руководителям, работающим в системе среднего профессионального образования.
Материал разработки способствует формированию у молодежи основ поликультурного общества, а также развитию творческой активности и инициативы.

Введение.
Формирование у молодежи основ поликультурного общения, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможно лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Одним из таких качеств является толерантность. [1]
Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. [2]
Перед тем как повсеместно распространять и формировать толерантность у молодежи, нужно выработать четкое понятие толерантности.
Цели:
1. Содействие становлению ценности толерантности.
2. Стимулировать воображение участников в поисках понимания толерантности разными способами
3. Развивать чувство собственного достоинства и умение уважать других.

Ход мероприятия. (слайд 1)
Подготовительная работа:
1. Подготовка дидактического материала для упражнений
2. Подбор высказываний известных личностей по теме для деления студентов на малые группы.
3. Подготовка кубика с высказываниями для проведения рефлексии.
4. Подготовка компьютерной презентации

Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на Земле, как люди”.
(Бернард Шоу) (слайд 2)
Притча «Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городе жили – были 6 слепых мудреца. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, сказал один,- мы его ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!»- воскликнул он. «Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье»,- воскликнул четвертый. «Нет, нет,- закричал пятый, слон как высокая стена!» он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы,- сказал он, слон похож на змею». «Нет, на веревку»- «змея!»- «стена!»- «Вы ошибаетесь!»- «я прав!». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.[10]
- Почему они не смогли понять друг друга?
(- Каждый слышал только себя, не слушая другое мнение;
- Каждый мог представить лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что открыл истину и знает, на что похож слон.)
- Были ли мудрецы терпимыми, понимающими по отношению друг к другу?
- Что нужно было сделать мудрецам, чтобы понять друг друга?
(- учесть многообразие мнений, т.е. быть толерантными.)
Тема нашей встречи - толерантность.
Давайте посмотрим, что понимают под словом «толерантность» разные культуры.
В испанском - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. (слайд 3)
Во французском – убежденность, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (слайд 4)
В немецком – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (слайд 5)
В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (слайд 6)
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (слайд 7)
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и гуманитарных науках, и обозначает «отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». (слайд 8)[3]
В «Декларации принципов толерантности» от 16 ноября 1995 года сказано:
«Толерантности способствуют знания, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». (слайд 9) [2]
Упражнение «Что такое толерантность» (работа в парах) (слайд10, 11)
Подумайте и найдите свое определение толерантности. Включите в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности.
Толерантность – это…
1. Сотрудничество, дух партнерства
2. Готовность мириться с чужим мнением
3. Уважение человеческого достоинства
4. Уважение прав человека
5. Принятие другого таким, какой он есть
6. Способность поставить себя на место другого
7. Признание многообразия
8. Уважение прав быть иным
9. Признание равенства других
10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению
11. Отказ от доминирования, причинение вреда и насилия
Вывод: (слайд 12) Толерантность имеет множество сторон. Каждое из определений выявляет какую – то грань толерантности, черту толерантной личности. [5]
Какие же черты личности можно назвать толерантными? Давайте вместе создадим портрет толерантной личности и проверим, какие черты есть у вас.
Заполним опросник.

Упражнение «Черты толерантной личности» опросник. (слайд13)
№ Черты А В
1 Расположенность к другим
2 Снисходительность
3 Терпение
4 Чувство юмора
5 Чуткость
6 Доверие
7 Терпимость к различиям
8 Умение владеть собой
9 Доброжелательность
10 Умение не осуждать других
11 Гуманизм
12 Умение слушать
13 Любознательность
14 Способность к сопереживанию

Инструкция:
1. Сначала в колонке А поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены
«0» напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.
2. В колонке В поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает.
3. Заполняем бланк, прикрепленный на доску. Просят поднять руки тех, кто отметил в колонке «В» первое качество. Число ответивших, подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы)
4. Участники получают возможность: сравнить представления о себе («+» в колонке «А») с портретом, созданным группой и сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением, обсудить полученные результаты в группе. [9]
Упражнение «Комплименты» (слайд 14)
Придумайте комплименты друг для друга. Бросайте мяч участнику, говоря ему комплимент.
Для дальнейшей работы нам нужно поделиться на группы. Каждый участник берет листок со словами, словосочетаниями. Это часть высказывания, нужно найти целое и присоединиться к данной группе. (высказывания написаны разными цветами) (слайд 15)
1. Наша истинная национальность это человечество.
2. Я не могу поверить, что толерантность заключается в необходимости терпеть нетерпимость
3.Терпимость хороша, если она распространяется на всех – или если не распространяется ни на кого.
4. Каждый волен верить, во что он хочет. Я только против того, чтобы заставлять всех верить во что-то одно.
5. Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек — позвоночника.

Бывают ли ситуации, в которых даже присутствие человека вам неприятно?
Упражнение «Поездка» (работа в группах) (слайд 16, 17)
Предлагаем вам ситуацию: вы едете в купе поезда. Выберите с кем из этих людей (три варианта) вы меньше всего хотели бы оказаться в одном купе поезда? Объясните, почему?
1. Цыганка.
2. Явный гомосексуалист
3. Скинхед.
4. Молодой человек, больной СПИДом.
5. Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребёнком.
6. Кавказец-мусульманин.
7. Человек из деревни с большим мешком.
8. Грязный дурно пахнущий БОМЖ.
9. Африканский студент.
10. Подросток, похожий на наркомана.
11. Бывший заключённый.
12. Таджик в национальной одежде.
13. Милиционер.
14. Инвалид со складной коляской.
15. Кришнаит.
16. Китаец, который ест, странно пахнущую еду.
17. Человек, говорящий на непонятном языке.
18. Пожилой человек явно неадекватного поведения.
Каждая группа называет свои варианты ответов, объясняет, почему выбраны именно эти люди. [4]
-А что делать, если вам предстоит ехать именно с этими людьми?
(- постараться увидеть в них что-то хорошее, вести себя с ними просто вежливо)

Итоговое задание «Сказка на новый лад». (слайд 18)
Давайте попробуем сами создать некую ситуацию, в которой нужно проявить терпение и понимание. Это будет сказочная ситуация, сказка на новый лад.
В группах называют сказку, 5 персонажей из этой сказки, записываются в строчку. Затем по персонажам в столбиках сочиняют новые сказки по теме «Толерантность», рисуют афишу.
Каждая группа презентует свою сказку.
Рефлексия (слайд19, 20)
Участники продолжают высказывания, написанные на кубике:
 Я понял…
 Я изменил…
 Я задумался…
 Мне не понравилось…
 Я узнал…
 Мне понравилось…
Нашу встречу хочется закончить словами Л. Н. Толстого:
«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она те¬чёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего».
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Заключение.
В современном мире роль молодежи с позицией гражданской ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям приобретает особую актуальность
Мы растим личность — гуманную, толерантную, способную взять ответственность за свои поступки, имеющую способности, которые позволяют уверенно себя чувствовать, решать проблемы, общаться с людьми, организовывать их, достигать эффективности и продуктивности в деятельности.
Данное внеклассное мероприятия формирует основы саморазвития и создает у студентов устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств.
Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы молодые люди были активными, неравнодушными, компетентными специалистами и грамотными профессионалами.
Задача этого внеклассного мероприятия состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность студента, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое честолюбие и осознанное стремление к успеху. [1,3]

Список литературы.
1. Пособие по воспитанию толерантности учащихся //Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001г.
2. http://www.unesco.ru Толерантность, международная программа ЮНЕСКОРегиональный центр Интернет-образования, занятия по толерантности для старшеклассников.
3. http://ypk.yspu.org/tolerance/3.htm как воспитать толерантность.
4. http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
5. Ефремцева С'.А. Тренинг общения для старшеклассников /Под ред. Ю.З.Гильбурха. Киев, 1944.
6. Клюева Н.В. Психологическая поддержка учителей и администрации (технологии работы психолога с педагогическим коллективом и администрацией в образовательном учреждении). - Ярославль, 1995.
7. Клюева П.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992.
8. Кривцова С.В. Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. -М.: “Генезис”, 1999.
9. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
10. Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А. М. Байбаков и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
11. Классные часы. 9 класс / авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. - Волгоград: Учитель, 2007.
12. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8—11 класс. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
Категория: Всероссийский конкурс "Лучшая методическая разработка" | Добавил: lenak22 | Теги: терпимость, толерантность, психологу
Просмотров: 1000 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик