СМИ ЭЛ № ФС 77 - 56403
+16Всероссийские конкурсы
         для педагогов

Форма входа

Печатный сборник

Сайт для педагогов

Сайт для учащихся

Информация

Минобр

Каталог файлов

Копирование разрешено только при указании прямой ссылки на материал и сохранении авторства.

Главная » Файлы » Конкурсы 2012-2016 уч.г » Всероссийский конкурс "Инновационные педагогические технологии"...

Разработка урока по информатике "Алгоритмы и исполнители"
[ Скачать с сервера (275.0Kb) ] 12.05.2015, 16:52
Учитель Информатики и ИКТ "Гимназии № 11" г. Норильска, Красноярского края, Кухта Татьяна Ивановна
Учебный предмет Информатика и ИКТ
Класс 6
Тип урока Урок построения системы знаний
Технология построения урока Элементы технологий: проблемно-диалогической, критического мышления, ИКТ
Тема урока Алгоритмы и исполнители
Цель урока
Повторить, обобщить и предварительно систематизировать знания обучающихся по теме «Алгоритмы и исполнители».
Задачи урока
Обучающие:
Показать значимость изучаемой темы для следующей познавательной деятельности как по этому, так и по другим предметам. Помочь группам обучающихся и отдельным ученикам в организации познавательной деятельности. Помочь обучающимся в освоении приемов проверки правильности выполненной работы и оценки выполненного, в исправлении допущенных ошибок. Обеспечить связь содержания изучаемого материала с формами познавательной деятельности.
Развивающие:
Формировать приемы логического и алгоритмического мышления. Развивать познавательный интерес к предмету, познавательные и духовные потребности обучающихся, умение планировать свою деятельность, способности обучающихся в сов¬местной деятельности: умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументированно обосновывать свою точку зрения, признавать правоту другого и т.д.
Воспитательные:
Формировать умение и привычку работать в коллективе, культуру отношений в процессе учебного труда. Воспитать уверенность в своих силах и возможностях, в способностях преодолевать возникающие трудности. Создать условия для самореализации и самоутверждения ребенка в учебном процессе. Констатация его успеха перед классом. Оказать помощь в осознании личностного смысла изучаемого материала и на этой основе в прогнозировании обучающимся своей жизненной перспективы. Воспитать правильное отношение к ошибкам и критике со стороны товарищей своей работы. Воспитать привычку к различным формам познавательной деятельности, способность продуктивно работать в условиях индивидуальной, групповой или коллективной работы.
Межпредметная связь:
Математика, история, русский язык, технология, физкультура.
Оборудование и программное обеспечение:
 Рабочие места учащихся;
 Мультимедийный проектор;
 Интерактивная доска Smart;
 Smart Notebook;
 Исполнитель «Робот»;
 Конструктор LEGO MINDSTORMS;
 Программа LEGO® MINDSTORMS ® Education NXT.
Ресурсы:
 Методическое пособие для учителя: Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие/
Л. Л. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
 Задачник: Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г.
Коломенская. – М., 2005
 С.А. Филиппов. "Робототехника для детей и родителей." Наука. 2013
 http://le-gofun.ru/nabor/lego/mayndshtorms-nxt-8527/2242
 http://www.prorobot.ru
 http://www.prorobot.ru/lego/nxt_9797.php
ЦОРы:
 конспект урока;
 презентация к уроку «Алгоритмы и исполнители» (создана на основе авторской);
 раздаточные материалы.
Предполагаемые результаты
Личностные
- понимание значения алгоритмов в жизни человека;
- интерес к изучению информатики.
Метапредметные
Познавательные:
- понимание необходимости выбора той или иной формы представления алгоритмов в зависимости от стоящей задачи;
- умение применения алгоритмов по средствам программ и конструктора LEGO Mindstorms.
- формировать представления о возможностях конструктора LEGO Mindstorms в разнообразных областях науки.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре с одноклассником.
Регулятивные:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- владение основами самооценки в учебной деятельности.
Предметные
- представление о понятиях алгоритмы и исполнители;
- выделение трёх основных видов алгоритмов: линейные, разветвляющие, циклические.
- разделение алгоритмов по форме представления.
- понимание свойств алгоритмов.

Ход урока:

1.Мотивация (3 мин)
Приветствие.
ПРОСМОTP фрагмента мультфильма «Валл.И»
- Ребята, как вы думаете, почему я вам показала этот отрывок из мультфильма?
(Предположения учащихся (наш урок связан с роботами, программированием, алгоритмами))

2.Актуализация знаний (5 мин)
- А сможете ли вы работать с роботом сейчас?
- Какие знания вы будете применять?
- Ребята! Кто скажет, изучением какой темы мы занимаемся уже несколько уроков? Как назовём нашу сегодняшнюю тему урока? (Алгоритмы и исполнители)
- Как связана наша тема с нашей повседневной жизнью? (приводят примеры)
Поставим перед собой цели урока. (Закрепить знания по теме, применять практически при решении задач)
- Тогда начнём!
КРОССВОРД (Приложение 1)

1 Как называют устройство или живое существо, способное работать по алгоритму? (исполнитель)
2 Фигура блок – схемы, обозначающая выполнение, какого – либо действия. (прямоугольник)
3 Конструкция «Если – то – иначе» соответствует алгоритму …? (ветвление)
4 Исполнитель, работающий с текстом, числами, картинками. (компьютер)
5 Фигура, которая всегда присутствует в алгоритмах с ветвлением. (ромб)
6 Что связывает между собой 2 фигуры блок – схемы? (стрелка)
7 Кто может не только исполнять алгоритмы, но и создавать их? (человек)
8 Вершина блок – схемы. (начало)
9 Алгоритм, в котором действия выполняются друг за другом. (линейный)
10 Формула записи алгоритма: блок – …? (схема)
- Какое слово спряталось в ответах кроссворда? (ПОВТОРЕНИЕ)
- Мы с вами повторяем и обобщаем знания по теме: "Алгоритмы и исполнители"

3.Закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)
Работа по заданию «Соедини понятия»

- Ещё раз для себя подчеркнем, что алгоритмы должны быть, КАКИМИ?
(Чёткими, понятными, конечными, массовыми, актуальными, точными.)
- Задача может быть решена только тогда, когда она четко описана.
- Приведите примеры алгоритмов, изученных вами в школе: на уроках русского языка, литературы, математики, географии, физкультуры, иностранного языка, информатики.
(Разбор слова, предложения, Решения выражений, Составление плана текста, Зарядка)

4.Включение изученного в систему знаний (20-25 мин)
- Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д.
Обычно мы это делаем не задумываясь.
- Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения.
- Что это будут за действия и какой их порядок?
(1-Вскипятить воду. 2-Окатить заварочный чайник кипятком. 3-Засыпать заварку в чайник. 4-Залить кипятком. 5-Закрыть крышечкой. 6-Накрыть полотенцем.)
- Какой вид алгоритма мы использовали при описании как заварить чай?
(Линейный)

- Какими свойствами данный алгоритм обладает?
(Последовательным)
- В какой форме мы представили алгоритм?
(Устной)
- Составьте алгоритм «Полей цветок»
Учащиеся работают на заранее приготовленных заданиях
(Приложение 2)
Начало
1 _______________________________
2 _______________________________
3 _______________________________
4 _______________________________
5 _______________________________
6 _______________________________
7 _______________________________
8 _______________________________
9 _______________________________
10 ______________________________
Конец
(Приложение 3)
- Составьте блок-схему. Делимся на две группы .
- В какой форме мы представили данный алгоритм?
(Письменный)
ВЫВОД: (линейный алгоритм - описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.)
Физминутка.
Под музыку «Весёлая зарядка» из м/ф «33 попугая» выполняют действия по алгоритму:
(Ребята выполняют по командам алгоритм)
1. Встать
2. Поднять левую руку вверх
3. Поднять правую руку вверх
4. Поставить руки на пояс
5. Наклониться влево
6. Вернуться в исходное положение
7. Наклониться вправо
8. Вернуться в исходное положение
9. Присесть
10. Вернуться в исходное положение
11. Улыбнуться соседу по парте
12. Погладить себя по голове
13. Сесть
ВЫВОД. (Выполняя зарядку, мы тоже действуем согласно алгоритму.)
- Иван каждый день играет с ребятами во дворе в футбол.
- Руслан ежедневно отказывается от утренней пробежки со старшим братом.
- Маша зимой часто болеет и редко посещает уроки физкультуры.
- Что общего в этих примерах? (1 – 2 ученика)

ВЫВОД: (В каждом из примеров – повторение каких-то действий.)
- На панели задач откройте программу Робот
Вспомним, какие основные правила при работе с этой программой мы знаем?
(Соблюдать пунктуацию, вводить правильные команды, не делать ошибки)
ВЫВОД: (циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено условие.)
Решим задачу в программе исполнителе «Робот»:
- Нам нужно, чтобы Робот прошёл до Базы и по ходу передвижения посадил цветы в грядки.
- Какое условие вы будете использовать?
(1 - Пока (спереди_свободно), (спереди_грядка), 2 - Повтори )
В какой форме мы представили данный алгоритм?
(Программной)
- Решим задачу: Думаю, что каждый из вас если не был в театре, то может себе представить окончание спектакля. Артисты выходят на поклон и лучшее для них – это конечно народное признание и аплодисменты. Вам нужно выбрать правильно составленный алгоритм и после того, как вы найдёте нужный вам вариант решения, выполните его по данной инструкции.
- Условие следующее: Если аплодисменты достойные, то ваш исполнитель выйдет к вам, исполнит что-нибудь на «бис» и покинет сцену, иначе – просто покинет сцену.

(Учащиеся выбирают верно написанный алгоритм и составляют программу для конструктора LEGO Mindstorms и проверяют верность её решения, проверяют оба пути решения алгоритма)
Работают группами (Приложение 4)
- ВЫВОД: (разветвляющий алгоритм - алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.)
- В какой форме мы представили данный алгоритм?
(Программной)

5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)
- Предлагаю ответить на вопросы:
1. Опишите глаголами, что мы делали сегодня уроке?
2. Опишите прилагательными, какими вы были сегодня на уроке?
3. Какие чувства и мысли у вас появились после работы на уроке?
4. Достигли ли вы цели урока?
(Оценка урока учащимися:
Составляли, выбирали, писали, отвечали
Активными, интересующимися, внимательными
Всё устроено в жизни по алгоритмам
Повторили изученный материал)
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Что больше всего?
- Где были трудности, почему?
- Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. На экране лесенка из трех ступенек. На какую ступеньку вы бы себя поставили?
(Ответы учащихся)

6.Домашнее задание (1-2 мин)
- Составьте алгоритмы которые вы исполняете, выполнить письменно или графически: каждый день, раз в неделю, раз в месяц, раз год.
Категория: Всероссийский конкурс "Инновационные педагогические технологии"... | Добавил: kuhta-t
Просмотров: 1332 | Загрузок: 35 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Материалы

Бесплатный диплом обучение требования дети 6 класс Развитие речи $IMAGE1$ АЛЬБОМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТЫХ ФОРМ ЗВУ познание АМо конспект занятия ИКТ Системно-деятельностный подход Презентация 2 класс Adobe Photoshop история лес белка сказкотерапия биология 5 класс И.Н. Пономарёва аккорлы География анализ учебника антициклоны атмосферные фронты проект семинар City country конспект урок 8 вид блюз Алгоритм химия 8 класс 5-9 классы Математика 5 класс 5 класс английский язык урок обучен технологическая карта урока предлог африканская чума свиней Открытый урок сценарий урок математики 1 класс фгос музыка Английский язык конкурс Collections 9 класс математики Уроки элементами воспитания. экологического школа учитель спорт английский Рождество литература 10 класс 11 класс русский язык коррекционная школа приставка Бородино автоматизация звуков безопасность дошкольное образование биология 5 класс УМК Школа 2100 занятие 9 мая ВОВ воспитание образование сайт опыт благодарности и сертификаты здоровьесберегающие технологии Программа Физика #environmental protection #визуализация #технология учебных вопросов Интегрированное занятие информатика конспект урока биология обществознание 4 класс Великая Отечественная война толерантность методическая разработка внеклассное мероприятие игра

Счетчик